Конспект занятия на тему «Мюзикл как музыкальный жанр»
методическая разработка

Тип урока. Проблемно-диалогический.

Цели и задачи урока: рассказать об истории и развитии мюзикла на Западе и в России. Познакомить с самыми популярными и современными мюзиклами мира. К какой музыке лёгкой или серьёзной можно отнести мюзикл?

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

Оборудование: мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myuzikl_kak_muzykalnyy_zhanr.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки на тему: «Мюзикл как музыкальный жанр». 8 классы

Тип урока. Проблемно-диалогический.

Цели и задачи урока: рассказать об истории и развитии мюзикла на Западе и в России. Познакомить с самыми популярными и современными мюзиклами мира. К какой музыке лёгкой или серьёзной можно отнести мюзикл?

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

Оборудование: мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение.

Мю́зикл (англ. Musical) — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму.

Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Ход урока.

У: сегодня мне хотелось бы вам рассказать о самом, на мой взгляд, интересном музыкальном явлении, о МЮЗИКЛЕ.

Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в 20 веке не порождал столько вопросов и задавал столько загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров? И если жанр, то к какой музыке его можно отнести: к «лёгкой» или «серьёзной»?Дело в том, что мюзиклу подвластно многое: он может притвориться лёгкой комедией, может рассказать о жизни двух-трёх людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может отказаться от разговорных сцен, может быть рок-оперой или существовать в классических традициях. Такая свобода тематики и выразительных средств и породило разнообразные спектакли, настолько разнообразные, что порой было не ясно, по каким формальным признакам их можно было отнести к одному жанру. Сейчас к мюзиклу относят и поп-оперу, и зонг-оперу, и рок-оперу. Вообщем, все оперы с приставками. Но, тем не менее, единство было, и именно оно и помогло, пусть и условно, определить, что же такое мюзикл.

Слайд №3 Что такое мюзикл?

МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе – один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Сформировался в США в начале 20 века.

Слайд №4

Мюзикл – особый синтетический жанр. Он складывается из нескольких театральных жанров: драма, пластика, музыка, вокал, хореография.

Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное содержание) играет в мюзикле большую роль, поэтому мюзикл, в отличие от оперы и оперетты, как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю.

У: Кто из вас помнит, что является литературной основой оперы или любого другого музыкального спектакля? Литературной основой мюзикла является либретто, которое пишется либо как самостоятельная песня, либо по мотивам какого-либо другого произведения. При чём основой сюжета может послужить всё, что угодно: классическое литературное произведение, газетные статьи, биографии людей, современные пьесы, фильмы и даже классические оперы.

Слайд №5

Истоки жанра : министрель-шоу, бурлеск, водевиль, оперетта.

От других разновидностей драматических произведений для музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую очередь синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат равноправными средствами передачи содержания.

Слайд №6

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома!» Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл.

Слайд №7

Мюзикл «Оклахома!» не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; Он объездил с гастрольным турне всю Америку. Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж. Гершвин, Ричард Роджерс, Леонард Бернстайн, Эндрю Ллойд Уэббер и др. Литературной основой мюзикла является либретто, которое пишется по мотивам какого-либо произведения. Литературными первоисточниками первых мюзиклов становились произведения Уильяма Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Бернарда Шоу и др. О композиторах и драматургах мюзиклов обычно говорят и пишут, как о равных партнерах.

Слайд №8

Характерными особенностями мюзикла являются:

  • Широта жанрового диапазона (драма, трагедия, комедия).
  • Ведущая роль в музыке эстрадного плана.
  • Равноправие музыки, танца и разговорного жанра.
  • В основе – литературные произведения, завоевавшие широкую популярность и доказавшие свою художественную полноценность.
  • Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьёзности проблематики.

Слайд №9

К мюзиклу всегда относились, как к низкому жанру. На мюзиклы, как на забаву, смотрели до тех пор, пока в 1957 году американский пианист Леонард Бернстайн написал известный мюзикл«Вестсайдская история». Это произведение определило несколько рецептов удачного мюзикла: запоминающаяся, хитовая мелодия и любовная история,  которая заканчивается трагически. Кроме этого, важную роль играла и хореография.

Слайд №10 Популярные мюзиклы

«Звуки музыки», 1965г. Музыка Р.Роджерса.

Слайд №11 Популярные мюзиклы

«Иисус Христос - суперзвезда»,1971г.

Второй всплеск мюзиклов произошел осенью 1971 года, когда композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс, переосмыслив популярный сюжет о жизни Христа, написали мюзикл «Jesus Christ Superstar». Уэббер - английский лорд, бизнесмен и, одновременно с этим, самый популярный на сегодняшний день автор мюзиклов.

У: как вы думаете, чем рок-опера отличается от простой классической оперы? Это одна из разновидностей мюзикла, в котором преобладает такое музыкально-выразительное средство, как рок.

Слайд №12 Популярные мюзиклы

«Кошки», 1986г. Музыка Эндрю Ллойда-Уэббера.

Супермюзикл «Кошки» принес композитору грандиозную славу.

Мюзикл сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.

Этот мюзикл покорил сердца людей и пользуется огромным успехом до сих пор, и ставится почти во всех театрах мира.

Слайд №13 Популярные мюзиклы

«Призрак оперы»,1986г. Музыка Эндрю Ллойда-Уэббера

У: слушаем музыку из мюзикла.

Слайд №14 Мюзиклы в России

В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова в «Веселых ребятах» с участием джаз-банды Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в «Цирке», и – несколько менее – в «Волге-Волге», где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе.

Слайд №15 Мюзиклы в России

В СССР к мюзиклам относились настороженно, но в 1976 году

А.Рыбников и Глушко создали спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», а в 1979 году Рыбников и Вознесенский написали «Юнону и Авось», поставленный в 1981 году на сцене театра им. Ленкома.

Слайд № 16 Мюзиклы в России

«Юнона и Авось»,1981г.

Трогательная история любви представлена в «Юноне и Авось». Печальная история, основанная на реальных событиях, тем не менее заканчивается светлым гимном «Аллилуйя любви». Во многом этот спектакль стал известен благодаря прекрасным актерам, в нем игравшим. Такие имена, как Николай Караченцев, Елена Шанина, Александр Абдулов, известны всем.

Слайд №17

Сцены из мюзикла «Юнона и Авось».

У: Слушаем песню в исполнении Н.Караченцева «Ты меня на рассвете разбудишь…».

Слайд №18 Современные мюзиклы

«Собор Парижской Богоматери» - это самый успешный французско – канадский мюзикл, поставленный в Европе в 1998году.

Сюжет спектакля основан на легендарном произведении Виктора Гюго, рассказывающем о несчастной любви уродливого горбуна Квазимодо к прекрасной цыганке Эсмеральде. Композитор Риккардо Коччанте.

Слайд №19 Современные мюзиклы

«Ромео и Джульетта», 2001г.

Музыку, либретто, тексты песен написал Жерар Пресгурвик.

Автор отказался от шекспировского текста и пересказал историю своими словами, сохранив основные сюжетные коллизии оригинала. Пресгурвик оставил за рамками своего либретто некоторых второстепенных героев и ввел двух аллегорических персонажей — Смерть и Поэта.

Слайд №20 Современные мюзиклы

«Ромео и Джульетта»

Мюзикл был поставлен на французском, русском, венгерском, английском, немецком, итальянском и испанском языках.

У: слушаем музыку из мюзикла.

Слайд №21

С1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла «Метро». В настоящее время известны такие мюзиклы как «Нотр-Дам», «Чикаго», «Норд-ост» и другие.

А что же такое современный мюзикл? Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком. Современный мюзикл – это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами.

Все в нем необычно – и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации.

Итог урока.

Демонстрируется несколько видеосцен из мюзиклов.

У: Расскажите о своих впечатлениях. К какой же музыке можно отнести мюзикл – лёгкой или серьёзной? Какая музыка из мюзикла вам больше всего понравилась? Почему? На какой мюзикл вы бы хотели сходить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенний листик", самоанализ занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме:«Осенний листик»Дата: 12 ноября 2013Время: 13.00– 13.45Мес...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: « ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО ТАНЦА»

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры,бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей....

Конспект урока " Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов» в 7 классе

Урок расскрывает героические образы в музыке композиторов разных эпох....

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «КОРАБЛЬ ДЕТСТВА» Музыкально-театральная программа на День открытых дверей.

Тема: «Корабль детства».Цель: привлечение детей и подростков в систему дополнительного образования.Задачи:   Провести рекламную акцию детского клуба;Дать представление о дея...

Конспект занятия ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) на тему: «Волшебная музыка»

Цель: Создание условий, для развития музыкальных способностей детей посредством экологического воспитания.Задачи:обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при воспр...