Открытй урок на 9 мая. "Очень сильное средство эти музы"
учебно-методический материал по музыке (9 класс)

Бикбова Румия Дамировна

ОТКРЫТЫЙ УРОК К 9 МАЯ. "ОЧЕНЬ СИЛЬНО СРЕДСТВО- ЭТИ МУЗЫ"

ССЫЛКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ

https://cloud.mail.ru/public/MAKV/6roNu5yQP

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий занятия К 9 МАЯ40.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Литературно-музыкальная гостиная

«Очень сильное средство — эти музы»

Цель:  Воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

  • познакомить с фактами из истории созданий некоторых песен войны;
  • воспитывать чувство уважения к ветеранам, старшему поколению, героям войны, гордости за свой народ;
  • развивать творческие способности, творческое воображение;
  • воспитывать любовь и уважение к искусству ;
  • прививать ответственность, развивать чувство коллективизма;
  • выявить победителя при подготовке сообщения-презентации по теме «Военная песня. История создания».

Предварительная подготовка: Оформление стенда в рекреации «Песни Победы»; Конкурс рисунков «Песни победы».

Оборудование: Компьютер с видеопроектором.

Подготовка презентации и музыкального материала

Оформление класса

Музыкальный материал (аудио, видео):

Для музыкального оформления:

Реквием. В. Моцарт

Д. Шостакович. Симфония №7.

Ход урока. Слайд 1.

Слайд 2. Звучит речь  объявления войны  в радиорубку, переходящая в исполнение  песни «Вставай, страна, огромная».

Учитель:     22 июня. 1941 год. Кто не помнит этой даты?

Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

В тот же день по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше – про трех танкистов, про Орленка, но тогда эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность.

Слайд 3. Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Слайд 4. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.

Когда вермахт захватил  Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

В послевоенное время ни одни гастроли Краснознамённого ансамбля песни и пляски не обходились без исполнения этого гимна ВОВ.

Учитель: Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни

умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.      Истории возникновения песен различны.  Фронтовая песня – это винтовка, враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Для одних война – воспоминание, для других – история. И ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ:

Ученик 1.              Помните! Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Памяти павших - будьте достойны!  Вечно достойны!

Люди!  Покуда сердца стучат, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Ученик 2.  Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!

          Покуда сердца стучат, помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет, помните!

О тех, кто уже никогда не споет, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили,

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!!! (Р. Рождественский)

Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!

Слайд 5. МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Учитель: Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект. Многие из песен военных лет имеют славные биографии. Давайте перелистаем страницы истории!

Слайд 6. Ученик: 3. Пожалуй, одну из первых песен Великой Отечественной войны – песню «Вечер на рейде»  написал Василий Соловьев-Седой. Композитор, работая на погрузке в Ленинградском порту,  и видя корабль, с которого доносились   звуки баяна и тихая песня моряков,   решил  написать что-то   о тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым на завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой,   и   придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».

Слайд 7. Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой» показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше...»

А зимой 1941 года выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать. Почему же мирная и тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что говорила она о том, что пережили тогда миллионы,— о расставании с любимыми, родными местами. И еще, наверное, потому, что есть в ней не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила. Привольная мелодия льется естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки, отклика:

ИСПОЛНЕНИЕ. Слай.д 8

Слайд 9. Учитель: «В землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной.

Ученик 4: По словам автор Алексей Александрович Сурков. «Возникло с тихотворение случайно.  Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для фронтового дня под Истрой, когда пришлось ночью после тяжелого боя пробираться из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь, на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут автор письма на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке.

Слова и мелодическая строчка «Землянки» были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года.

ИСПОЛНЕНИЕ. 10-13

Слайд 14. Учитель: Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Лидия Русланова и Леонид Утесов.

Во время войны Русланова выступала на фронте — в окопах и под бомбежками.

Слайд 15. Она дала более 1200 концертов, а на заработанные за фронтовые гастроли деньги купила две батареи «Катюш», которые бойцы тут же переименовали в «Лидуш», и отправила их на фронт.

Слайд 16. Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. Один офицер, увидев её на улице ещё не освобождённого города, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» — на что Лидия Андреевна ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» 2 мая 1945 года, спев на ступеньках поверженного Рейхстага знаменитые «Валенки», самую любимую бойцами песню из своего репертуара, она расписалась на одной из его колонн. После концерта у Рейхстага и Бранденбургских ворот Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его Лидии Руслановой, а позднее подписал приказ о награждении её орденом Отечественной войны I степени.

Слайд 17,18. Леонид Утесов. Народный артист СССР, первый из артистов эстрады удостоен этого звания. Настояшее имя: Лазарь Вайсбейн.

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. 

5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолеты носили название «Весёлые ребята».

Слайд 19. Учитель: В том же 42 году была  впервые исполнена песня  «Синий платочек». Давайте послушаем удивительную историю этой песни.

Ученик 5: Да, Поистине необычна история  этой военной песни.  В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения.

Слайд 20. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

Слайд 21. Замечательная исполнительница того времени – Клавдия Ивановна Шульженко. Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках — обязательный атрибут Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь «огонь пожарищ» и грохот войны она появлялась будто бы из другой, мирной жизни. В репертуаре Клавдии Шульженко были главным образом песни о любви очень проникновенные и целомудренные.

Когда в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, вдруг стали падать фугасные бомбы, зал был в панике, музыканты тоже. А Шульженко продолжала акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После её выступления офицер спросил: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я — артистка».

Свой знаменитый «Синий платочек», который называли «песней окопного быта», за годы войны Клавдия Шульженко исполнила более 500 раз. Рассказывают, что он стал символом, который включал в себя понятия «родина», «дом», «любимая», и бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек».

ИСПОЛНЕНИЕ. Слайд 22.

Слайд 23.  Учитель: Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.

В мечтательном кружении «Случайного вальса» разворачивается история одной из тех коротких встреч, которой суждено оставить светлый след в душе фронтовика.

Ученик 6: Каждая фронтовая песня имеет свою интересную и часто, захватывающую, историю. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский "как бы с натуры" написал стихотворение "Танцы до утра", в котором есть строки:

«Танца вечная погоня

Удивительно легка,

И лежит в моей ладони

Незнакомая рука…»

В своих воспоминаниях поэт делился, что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры, влюбленности. И отмечал, что в название стихотворения он поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивались в клубе, когда воинские колонны останавливались на ночёвку в селе или маленьком прифронтовом городке.

Слайд 24. В 1942 году, встретившись с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский зачитывает ему стихотворение и предлагает из него сделать песню, но в те времена песня так и не родилась. И вот, годом позже, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня все-таки появляется на свет. Михаил Фрадкин играет ее везде, на всех станциях и полустанках бойцам, и вскоре песня обгоняет своих создателей и начинает жить своей жизнью. Интересно, что первое название песни "Офицерский вальс", а слова в ней были такие: 

Ночь коротка, Спят облака,

И лежит у меня на погоне

Незнакомая ваша рука.

Говорят, когда Иосиф Виссарионович Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название "Офицерский вальс": офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться "Случайный вальс", а "погоны" превратились в "ладони".

ИСПОЛНЕНИЕ Слайд 25.

Слайд 26. Учитель: Артистические Фронтовые бригады работали на важнейших участках советско-германского фронта во время решающих битв Великой Отечественной войны. На передовой они рисковали не меньше, чем солдаты, попадая под обстрел, бомбёжки и в окружение врага. На улицах столицы, куда сбрасывались зажигательные бомбы, продолжалась культурная жизнь. Москвичи покупали и читали книги, посещали кино, театры и консерваторию. Марина Ладынина, Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Людмила Целиковская — самые известные актрисы военного времени, чьи фильмы смотрели в блиндажах и госпиталях, с чьими именами шли в атаку и умирали.

Слайд 27. Ученик 7: Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось "угодить" режиссёру с первой попытки.

В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... Целую ночь почти вся съёмочная группа ублажала музу, и результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру.

ИСПОЛНЕНИЕ.

Слайд 28. В фильме «Два бойца» песня "Темная ночь" звучала голосом Марка Бернеса из уст главного героя фильма Аркадия Дзюбина. После появления "Двух бойцов" на экранах, популярность песни буквально зашкаливала - весьма показательным случаем является факт снятия в 40-е годы всего первого тиража пластинки из-за обнаруженного "левого" шороха в фонограмме, причиной которого явились... слёзы одной из работниц завода, растроганной душевными словами песни. Слезы упали на восковую матрицу и... обеспечили простой труженице Гале Журавлёвой место в истории...

Слайд 29. 19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как Матвей Блантер, Александр Митюшин, Нина Макарова, Исаак Шварц, так и любители (Н. Чугунов, Валентин Никитенко). Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл". Примечательно, что в Японии "Огонёк" наряду с "Катюшей" является самой популярной русской хоровой песней.

ИСПОЛНЕНИЕ Слайд 30 - 32

Слайд 33. Ученик 8: И вот пришёл победный Май,
Великий, долгожданный.
Смолк грозный орудийный  лай…
Мир наступил желанный.
Прошло с тех пор немало лет,
Но  День — для всех  священный,
Несёт и ныне людям свет,
Свет памяти нетленной.. Леонид Зеленский

Слайд 34. ИСПОЛННЕИЕ. Песня «Майский вальс»

Слайд 35. Ученик 9: Кто придумал гнетущее слово «война»?
Кто придумал сражения и битвы?
Этих слов нам не хочется знать никогда,
И об этом все наши молитвы.

Ученик 10: Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсег

ИСПОЛНЕНИЕ под презентацию  песни «Аист на крыше»

Слайд 36. Учитель:  «Очень сильное средство — эти музы», — говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их страстному желанию посмотреть и послушать выступление артистов в госпиталях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

Открытый урок по теме"Мы и средства массовой информации",10 класс.

Описание урока " Мы и средства массовой информации" в 10 классе....

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Разработка: Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы»

Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы». История песен военных лет с презентацией. ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Lwf8/bvZC1VKcF,https://...