Дидактический материал
методическая разработка по музыке

Озерова Любовь Александровна

Игры и упражнения  для определения  и развития музыкальных способностей способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактические материалы к занятиям по музыке

1.Развитие навыков активного слушания музыки.

Упражнение «Что изменилось?».

Играю на фортепиано хорошо знакомую детям мелодию. А потом предлагаю прослушать эту мелодию в измененном виде и сказать, что изменилось. Изменения могут касаться практически всех, изучаемых детьми средств музыкальной выразительности: ритма, темпа, динамики, фактуры, регистра, мелодии, способа звукоизвлечения. Данное упражнение не только закрепляет знание детьми средств музыкальной выразительности, но и развивает слуховое внимание, музыкальную память, подготавливает к серьезному анализу музыкального произведения.

Упражнение «Определение регистра».

В первом варианте дети определяют в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем учитель играет мелодию, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи. Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие названному учителем регистру. Упражнение закрепляет знание учащимися регистров, навыки определения звуковысотности. Помогает при раскрытие темы «Изобразительная музыка», дает учащимся представление о приеме звукоподражания в музыке.

Упражнение «Определение высоты звука».

Учитель дает на фортепиано основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учителем учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. При этом изображение основного звука ладонью должно оставаться в обозначенной точке. Упражнение способствует развитию музыкального слуха, внимания, координации, учит определять высоту звука, в первом классе учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.

Методический прием «Рассказ о музыке».

Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение. Обобщенная схема - рассказ выглядит следующим образом.

«Я прослушал(а)        , (название, композитор).

Это произведение характера, вызвало у меня чувства………………………

Я представил(а)        ……………………………………………………………

Это произведение звучит в исполнении

для этого произведения выбрал темп,        ритм.

Музыка звучала (как?).»

В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополнятся, изменятся. Данный метод способствует приобретению учащимся навыков анализа музыкального произведения, формирует логику ответа, развивает речь.

РАССКАЗ О МУЗЫКЕ.

Мне очень понравилась «Баркарола» Шуберта. Музыка баркаролы не может оставить равнодушным, она волнует сердце, создает настроение ……………………..

2. Музыка звучала ………………………… (Страшно? Спокойно? Весело? Легко? Взволнованно? Мирно? Лирично? Поэтично? Напряженно? Хрупко? Безмятежно?)

3. Баркарола написана в ……………….темпе.

4.Произведение прозвучало в исполнении …………, под аккомпанемент…………..

5. Слушая эту музыку я представил(а) себе…………………………………………….

Методический прием «Открой себя через музыку».

Данная методика позволяет определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него эмоции, чувства, переживания, насколько глубоко он может прочувствовать музыку, вжиться в созданный композитором образ, т.е. уровень эмоционального восприятия музыки учащимся.

Учащимся предлагается прослушать ранее незнакомое им произведение, не называя названия и ни как его не комментируя. Дается задание: определите, какие чувства хотел передать музыкальными звуками композитор, о чем хотел нам рассказать? Выскажите свое отношение к прозвучавшей музыке. (Произведение или его фрагмент звучит 2-3 раза. Произведение, данное для прослушивания должно отвечать определенным требованиям – быть ярким, эмоционально насыщенным, доступным для понимания, запоминающимся.)

Музыкальный материал к методике «Открой себя через музыку»:

П.Чайковский «Болезнь куклы»

П.Чайковский «Сладкая греза»

Р. Шуман «Первая утрата»

Р. Шуман «Дед Мороз»

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Я. Сибелиус «Грустный вальс»

Ф.Шопен «Ноктюрн №2»

В-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Аладов «Мелодия»

К. Глюк «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

Д. Шостакович «Тема нашествия из Симфонии №7»

2.Игры на закрепление и повторение учебного материала.

Игра «Аукцион». Позволяет провести опрос детей в занимательной форме.

В качестве лотов на аукционе разыгрываются вопросы. Выигравший лот получает оценку «отлично». К примеру, лотом может служить задание- назвать струнные инструменты. Последний назвавший выигрывает лот. Тема аукциона может быть определена заранее.

Игра «Черный ящик».

В «черный ящик» учитель «помещает» название произведения, музыкального инструмента, фамилию композитора. Учитель сообщает сведения о задуманном, постепенно подводя детей к отгадке. Оценка «отлично» достается тому, кто первым даст правильный ответ.

Игра «Путаница». Игра помогает осуществить проверку знания учащимися музыкальных понятий и терминов. Также можно проверять знание музыкальных инструментов, авторов изученных произведений и т.п.

На карточках написаны вопросы по изученной теме. Здесь же находятся карточки с ответами. Все карточки перемешиваются. Задача игроков, найти правильно пару «вопрос-ответ».

Игра «Экзамен». Позволяет осуществить контроль и проверку знаний.

Игра является аналогом настоящего экзамена. На столе раскладываются «билеты» с вопросами по изученной теме. Отвечающий берет билет и отвечает перед всем классом.

Составлено по материалам Дидактические материалы к урокам

https://infourok.ru/didakticheskie-materiali-k-urokam-muziki-1931061.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...