Целеполагание на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по музыке

Долинская Елена Михайловна

Целеполагание  на  уроках  музыки  в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целеполагание  на  уроках  музыки  в соответствии с требованиями ФГОС

   О целях и их значении в жизни говорили многие известные люди. Римский философ Сенека говорил, что «когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». «Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на Вас», - писал Джим  Рон.

    Содержание уроков “Музыки” направлено на воспитание и развитие духовно-нравственной личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

   Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые дают возможность  самостоятельного успешного освоения новых знаний, умения учиться. Необходимо научить ребенка самому «добывать» знания по теме урока. А для этого у ребенка должна быть цель.

    Чтобы сформировать умение учиться, современный ученик должен  научиться ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, то есть должен обладать регулятивными учебными действиями, чтобы успешно самореализоваться в дальнейшей жизни.

  Таким образом, целеполагание является важным этапом современного урока. И учитель не просто транслирует свою цель, а создает условия, включающие учеников в процесс постановки цели урока.

  Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Если учащиеся осознают смысл учебной задачи и принимают ее как лично для них значимую, их деятельность станет мотивированной и целенаправленной.   Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов и, тем более, у учеников. Часто это от того, что цель рассматривается как какое-то отвлеченное понятие, как этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Однако необходимо помнить, что целеполагание должно проходить через весь учебный процесс. Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть конкретные, понятные, осознанные,  описывающие желаемый результат (цель должна описывать конечный результат, которого надо достичь). Цели должны ставить учащиеся.

     Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

     Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

       Приемы целеполагания могут быть визуальные (тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка) и аудиальные (подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока)

Я остановлюсь на некоторых приемах более подробно.

  • Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. (Например, для темы урока «Кто участвует в создании оперного спектакля?" построили план действий: 1.    Дать определение оперы. 2. Из чего состоит оперный спектакль? 3. Какие литературные жанры  лежат в основе оперы? 4. Кто такой либреттист? 5. Какую роль играет музыка в опере? 6. С чего начинается опера? 7. Послушать отрывки из опер и узнать голоса героев. Цель урока: закрепить свои знания об оперном спектакле, как синтетическом виде искусства.)

  • Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова. И от значения слов определяется цель урока. (Работа над понятием. Учащимся предлагаю для зрительного восприятия видеофрагмент, затем называю тему урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» и прошу объяснить значение каждого слова.   Выяснение ответов на вопросы «Можем ли мы услышать живопись?» и «Можем ли мы увидеть музыку?» Цели: выявить общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы, формировать оценочные суждения о произведениях искусства, содействовать воспитанию музыкального и художественного вкуса).

 

  • Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог должен подвести к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные знания, исследования, действия. Исходя из этого ставится цель.

  • Побуждающий диалог. Этот прием почти всегда сочетается с другими приемами. Выстраивается цепочка вопросов, отвечая на которые обозначается тема урока и соответственно цель. Так, например, после просмотра  видеофрагмента «Что роднит музыку с изобразительным искусством» (5 класс)  начинается побуждающий диалог, задаются вопросы. 1. Что общего на всех картинах? 2. Кто изображён на картинах? 3.  Какие виды искусства здесь соединяются? 4. Какой картине соответствует музыка старинная, а какой современная? 5. Что мы узнаем нового, глядя на эти картины? 6. Обозначаем тему урока: Музыка и ИЗО. 7. Ставим цель: выявить связи музыки и живописи.  (Рассматривая картины, мы узнаем, как жили музыканты того времени, на каких инструментах они играли, какая музыка могла «звучать» на этих картинах, формируем музыкальный и художественный вкус).

  • Проблемная ситуация. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспринимается как проблема. Введение в уроки музыки проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания.

  • Яркое впечатление. В начале урока может прозвучать фрагмент музыкального произведения или видеофрагмент. (Например, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки») После эмоционального впечатления от прослушанной музыки используется прием целеполагания -  подводящий диалог: 1. К какому жанру относится эта музыка? 2Узнали героя этой музыки? 3. Что легло в основу этой оперы? 4.Назовите тему урока: Опера Римского – Корсакова «Садко». Ученики формулируют цели урока: на примере  оперы «Садко» закрепить свои знания об оперном спектакле, учиться эмоционально воспринимать музыкальные образы.

  • Группировка. Ученикам предлагается ряд названий музыкальных инструментов. Например: рожок, свирель, баян, гусли, бубен, домра, балалайка, ложки, трещотка.  Ученикам предлагается разделить инструменты на группы.  А ответ на вопрос: «По каким признакам вы раздели инструменты на группы?» будет задачей урока.  Цель урока: закрепить свои знания о русских народных инструментах.

     Таким образом, я представила несколько приёмов целеполагания, которые можно использовать на уроках музыки.  Развивая умение  учеников ставить цели, задачи и способы их решения,  мы совершенствуем механизм  их успешной социализации и самореализации  в  дальнейшей жизни, умение ставить конкретную цель, планировать свою жизнь.

Альфред Адлер говорил: «Имея конкретную цель, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нём живёт его будущий успех».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Лексическое значение слова"Русский язык в 5 классеТип урока: открытие нового знания...

Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование)....

Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....