Музыкальный фольклор на уроках музыки
статья по музыке

Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Статья раскрывает формы и методы работы на уроках музыки по изучению фольклора своего края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_folklor_na_urokah_muzyki.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Республика Татарстан

Музыкальный фольклор на уроках музыки как средство

формирования чувства патриотизма в рамках ФГОС

             Воспитательный процесс в современной школе невозможен без приобщения учащихся к народным традициям. Сегодня остро встает вопрос о формировании твердых нравственных установок, таких как патриотизм, духовность.  В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, является обязательным введение национально-регионального компонента в программу по музыке. Для достижения этой цели необходимо «подогревать» интерес к родной культуре у учащихся с первой встречи и на протяжении всех дальнейших лет обучения. Предметы эстетического цикла имеют уникальную возможность внедрять национально-региональный компонент на уроках с первых же дней учебного года.

            Одной из основных задач предмета «Музыка» является формирование чувства любви к Отечеству, без которого невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства. Введение ребёнка в мир музыки через интонации и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

            Обращение к произведениям фольклора и музыкальное воспитание на примерах народной и отечественной музыки стало сегодня актуальной темой. И это не случайно. Американская и западная массовая культура все более шире проникает в музыкальную среду нашей страны. Дети уже с первых дней жизни чаще слышат агрессивную, немелодичную, низкопробную музыку. «Народ, который не помнит прошлого - не имеет будущего». Важной задачей школы является формирование знаний о своих исторических и культурных корнях с младшего возраста, умение сохранять народные обычаи и традиции, передавать их следующим поколениям. Такой подход к образованию и воспитанию подрастающего поколения позволит воспитать в человеке гордость за свою Родину, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей. Дети должны понимать, что традиции – это связь поколений, элемент культуры, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. 

            Понимает ли новое поколение, что такое ценности? Они есть в любой культуре. Для русской традиционной культуры – это нравственность, порядочность, взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшему поколению, трудолюбие, гостеприимство и другие. Но, к сожалению, в наше время в сознании людей произошла переоценка культурных ценностей, нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Задача учителя - возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои; привить любовь и уважение к своей Родине, которые живы в людях старшего поколения.

            Знакомство детей с народным творчеством и воспитание учащихся в национальных традициях на уроках музыки я начинаю с первого класса. Дети должны понимать, что именно они являются носителями русской народной культуры. Уроки музыки эффективно строить на комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества. Синтез искусств способствует развитию творческих способностей детей на основе родной традиционной народной культуры. Считаю, что наиболее высокий результат дают модели интегрированных уроков, вбирающих в себя элементы истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.

            Знакомство с народным творчеством на уроках музыки начинается с понятия «фольклор», отражающий жизнь народа, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Существует богатая классификация фольклора. С младшими школьниками на уроках музыки мы обращаемся к детскому фольклору, который несёт в себе огромный воспитательный заряд. Это заклички, пестушки, потешки, считалки, колыбельные. Учащиеся не просто слушают и анализируют музыкальный материал, но и становятся сами «композиторами», сочиняя мелодии к простейшим текстам.

            Календарный фольклор знакомит учащихся с народными традициями и праздниками: колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, животным, насекомым.  Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Дети учатся видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. С огромным удовольствием учащиеся разыгрывают русские и татарские народные песни, праздники: «Святки», «Колядки», «Веснянки», «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Троица», «Вербное воскресенье», «Праздник Купалы», «Корбан бәйрәме», «Нәүрүз», «Сабантуй». В процессе уроков узнают о богах в мифах и легендах, о происхождении любимых сказочных героев: Снегурочка, Дед Мороз, Шурале, Водяная и другие.

            Особенно любят дети потешный фольклор: небылицы, потешки, дразнилки, который предназначен рассмешить сверстников. Ребенок подмечает пороки, слабости человека. Комические положения, юмор, рождают радостные эмоции. Это ведет к развитию детской фантазии, пробуждается интерес к новым словообразованиям. Ученик уже видит себя не только в роли композитора, но может себя почувствовать поэтом и самостоятельно создает рифмованные нелепицы. 

             Повседневная жизнь детей тесно связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”. В связи с этим на уроках широко применяется игровой фольклор: драматические, спортивные, хороводные игры.

             Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. На уроках дети разучивают не только русские народные песни, но и песни народов Поволжья. Существует богатая классификация народных песен. К тому же, целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Детские песни отражают народные традиции, историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты. Многие забавы, игры - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»). Покровский Д.В. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.

            Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия, исполнительства, игр. С первого класса на уроках музыки введено музицирование на свирели - русском народном музыкальном инструменте. Обучение игре на свирели по методике Э. Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений.  

           Знакомство с русскими и татарскими народными музыкальными инструментами, с историей их происхождения приводит учащихся к самостоятельному изготовлению простейших музыкальных инструментов своими руками: гуслей, гитар, флейт, маракасов, погремушек, свистулек, трещеток, хлопушек, шуршалок, барабанчиков, кастаньет, колокольчиков, ксилофонов. Этот процесс вызывает большой интерес к творческому музицированию, коллективной работе.

             Изучение музыкальной культуры разных народов сопровождается и знакомством с особенностями народных костюмов, предметов быта, игрушками, народными промыслами.

             Учащиеся активно участвуют в фольклорных праздниках, конкурсах и фестивалях: «Фестиваль народного творчества», «Без бергә», «Көйле, моңлы татар җыры», «Масленица», «Рождество».

             В рамках внедрения новых образовательных стандартов национально-региональный компонент становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Ценности татарской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности. Учащиеся знакомятся с эпизодами русских и татарских композиторов, узнают о многообразии жанров народной музыки, проводят сравнительный анализ между народной и профессиональной музыкой, выявляя особенности музыкального языка, средств выразительности русских и татарских произведений.

             Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Учащиеся переносят сказочные образы, игровые ситуации, описание праздника на бумагу, в красках создавая самостоятельно оригинальные картины, что поддерживает творческую атмосферу обучения, является откликом на прослушанную музыку, обратной связью между учителем и учеником. В своей работе я стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Наиболее эффективными и интересными являются нестандартные формы уроков, такие как урок - путешествие, урок - сказка, урок - экскурсия, урок - прогулка, урок - концерт, интегрированный урок, урок - семинар.

             Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения. Проект – это самостоятельная работа учащегося, творческий продукт. Многие ребята с интересом выполняют проекты по таким темам, как «История традиционных русских праздников в картинах художников - передвижников», «Рождество на Руси», «Сказочные герои в живописи и в музыке», «Народные музыкальные инструменты», «Народные мастера России». Учащиеся самостоятельно готовят тематические презентации, рефераты, сообщения, представляя их на уроках перед одноклассниками.

              Фольклор – это ценный дидактический материал в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев играют огромную роль в процессе эстетического воспитания детей. В процессе правильно организованной работы, дети вовлекаются в сказочную игру, становятся постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

              Групповые методы деятельности формируют чувство коллективизма. В фольклоре – это и пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой. Все это помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Импровизационная основа устного народного творчества позволяет педагогу свободно развивать творческие способности, фантазию детей.

             На уроках музыки я нахожу оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка, его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.

Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Кроссворд музыкальных терминов для урока музыки в 4 классе "В музыкальном театре"

Использовать на обобщающем уроке  "В музыкальном театре" в 4 классе...

Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно.Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Внедрение элеме...

"Фольклор на уроках музыки"

Изучение фольклора  формирует у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине ми...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...