"Фольклор на уроках музыки"
учебно-методический материал

Мартынцова Наталья Ильинична

Изучение фольклора  формирует у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_na_urokah_muzyki_martyntsovann.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор на уроках музыки

Автор: Мартынцова Наталья Ильинична

Учитель музыки

МБОУ «СОШ №1 имени

 Ярослава Василенко» п.Пурпе,

 Пуровского района

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащихся, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.  Поэтому,  в содержание рабочих программ  для учащихся 1-7 классов введен региональный компонент. При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изучение фольклора  формирует у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Приоритетным в использовании фольклора на уроках музыки является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

В условиях качественных изменений, происходящих во всех сферах жизни современного общества, значительно повышается роль школы в духовном воспитании подрастающего поколения. Государственные документы системы образования последних лет тесно связывают ее цели с решением проблем развития российского общества, где справедливо отмечается, что назревшие социальные проблемы должны решаться на основе возвращение духовных основ в жизнь российского общества. Поэтому в образовательных и воспитательных программах, реализуемых педагогами в общеобразовательных учреждениях, вопросам формирования и развития духовности необходимо уделять первостепенное внимание.

Вопросы обращения к народной музыке в школьные программы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети практически не знают народную музыку. В тоже время, очевидно, что для формирования личности необходимы знания культуры своей родины и всего, что непосредственно с ней связано.

Важность изучения народной музыкальной культуры определяется современными подходами к актуализации методов народной педагогики, внедрением лучших образцов песенной и инструментальной народной музыки в уроки музыки общеобразовательной школы

Народная музыка (музыкальный фольклор), одна из главных ветвей европейской музыки, стоящая наравне с музыкой популярной, классической и передаваемой в устной традиции. Народная музыка не записывается, ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки.

Народная музыка является частью народной культуры, определяемой в науке как фольклор. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано народной заботой о молодежи – своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки». В настоящее время многие дети среднего возраста, практически не знают народные песни и мало знакомы с русской музыкой. Это значит, что дети не заинтересованы русским народным творчеством.

Ведущая роль в воспитании духовности школьников и их духовном становлении отводится народной музыке, которая в своей онтологической данности является носителем, выразителем и отражением духа народа. В процессе приобщения к народной музыке происходит развитие духовных сил человека и его способности как к внутреннему личностному преображению по канонам истины, добра и красоты, так и к соответствующему творческому преобразованию окружающего мира. Будучи в своих онтологических основаниях аксиологически духовной, народная музыка пробуждает добрые и возвышенные чувства, тем самым, делая человека лучшим, искренним, более возвышенным и достойным. Она содействует раскрытию и познанию духовного мира личности, развитию ее духовных качеств и формированию гармоничных отношений с окружающим миром, природой и людьми. Народная музыка развивает и отзывчивость, которая связана с воспитанием таких качеств личности как доброта и умение сочувствовать другому человеку. Известный педагог З. Кодаи считал народную музыку «чудодейственным средством приобщения молодого поколения к добру, красоте, человечности». Важность народной музыки в воспитании духовности школьников раскрывается в том, что она способствует, во-первых, закреплению и утверждению народного духа в душе личности; во-вторых, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой народ и родную музыку; в-третьих, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу. Народная музыка является также основным фактором возрождения национальной культуры и сохранения национального своеобразия. Нахождение в национальной музыкальной среде способствует закреплению отшлифованных временем интонаций и ведет к формированию национального музыкального мышления, воспитанию национального музыкального и интонационного вкуса. По мнению видного деятеля музыкальной педагогики И. Миропольского «образовательный материал народной музыки незаменим в школьном воспитании и укреплении духа подрастающего поколения, как незаменимо материнское молоко для младенца».

Урок музыки по современным программам «Музыка» включает в себя множество народной музыки. Основополагающей в данном направлении стала программа Д.Б. Кабалевского, который ввёл в неё русскую народную музыку и показал влияние народной музыки на творчество композиторов.

Работая по  программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой, можно наблюдать обилие народной музыки. Поскольку каждый раздел программы повторяется в каждом классе начальной школы, то материал мы будем структурировать по разделам, имя в виду его прохождение по четырём годам обучения. Несколько выделяется 1 класс, имеющий всего два раздела.

1 класс. Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

«Осень», русская народная песня

«Дудочка», русская народная песня

«Дудочка», белорусская народная песня

«Пастушья», французская народная песня

«Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича

«Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Рождественские колядки и рождественские песни народов мира

«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили

«Баба Яга». Детская народная игра

«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

1 класс Раздел 2. «Музыка и ты»

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня

«У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня

Баба Яга» детская народная игра

«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили

«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова

Далее мы рассматриваем музыкальный материал по разделам, предлагаемым авторами:

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Раздел 2. «День, полный событий»

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Раздел 6. «В концертном зале»

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня (2 кл.)

«Славны были наши деды» (2 кл.)

«Вспомним, братцы, Русь и славу!» (3 кл.)

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня(3 кл.)

«Солдатушки, бравы ребятушки» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова (4 кл.)

«Милый мой хоровод» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова (4 кл.)

«А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова (4 кл.)

«Ты, река ль, моя реченька» русская народная песня(4 кл.)

«У зори-то, у зореньки» русская народная песня(4 кл.)

Раздел 2. «День, полный событий»

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня (2 кл.)

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Народные песнопения о Сергии Радонежском (2 кл.)

 Народные славянские песнопения: (2 кл.)

«Добрый тебе вечер» (2 кл.)

«Рождественское чудо» (2 кл.)

«Земле Русская», стихира. (4 кл.)

Тропарь праздника Пасхи.(4 кл.)

«Не шум шумит», русская народная песня.(4 кл.)

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Плясовые наигрыши:

«Светит месяц» (2 кл.)

«Камаринская» (2 кл.)

«Выходили красны девицы» русская народная песня(2 кл.)

«Бояре, а мы к вам пришли» русская народная песня(2 кл.)

Масленичные песенки(2 кл.)

Песенки-заклички, игры, хороводы (2 кл.)

Садко и Морской царь» русская былина (Печорская старина) (3 кл.)

Веснянки (3 кл.)

Русские, украинские народные песни (3 кл)

«Ой ты, речка, реченька» белорусская народная песня.(4 кл.)

«Бульба» белорусская народная песня.(4 кл.)

«Солнце, в дом войди» грузинская народная песня.(4 кл.)

«Светлячок» грузинская народная песня.(4 кл.)

«Аисты», узбекская народная песня.(4 кл.)

«Солнышко вставало» литовская народная песня.(4 кл.)

«Сiяв мужик просо» украинская народная песня.(4 кл.)

«Колыбельная» английская народная песня.(4 кл.)

«Колыбельная» неаполитанская народная песня.(4 кл.)

«Санта Лючия» итальянская народная песня.(4 кл.)

«Вишня», японская народная песня.(4 кл.)

Светит месяц» русская народная песня-пляска.(4 кл.)

Троицкие песни.(4 кл.)

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Не включены народные песни ни в одном классе

Раздел 6. «В концертном зале» 

«Волшебный смычок» норвежская народная песня (3 кл.)

Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

«Музыканты» немецкая народная песня (3 кл.)

«Камертон», норвежская народная песня(3 кл.)

«Исходила младешенька» русская народная песня (4 кл.)

«Тонкая рябина» русская народная песня.(4 кл.)

«Пастушка» французская народная песня.(4 кл.)

Авторы программы обращают большое внимание на народную музыку и пытаются согласовать её введение в тематизм своей программы. Уделяется огромное внимание таким видам деятельности как пение, инструментальное музицирование на народных инструментах, музыкально-ритмические движения, слушание народной музыки.

Важность народной музыки в воспитании духовности школьников раскрывается в том, что она способствует закреплению и утверждению народного духа в душе личности, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой народ и родную музыку, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу. Народная музыка является также основным фактором возрождения национальной культуры и сохранения национального своеобразия.

Изучив научную и методическую литературу, активизируя поиски народной музыки, возможной для внедрения в урок, я пришла к следующим выводам:

1. Важность народной музыки в воспитании духовности школьников раскрывается в том, что она способствует закреплению и утверждению народного духа в душе личности, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой народ и родную музыку, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу. Народная музыка является также основным фактором возрождения национальной культуры и сохранения национального своеобразия. Современные программы по музыке включают дополненный другими авторами народный материал. Однако авторы не указывают: каким образом, этот материал будет включён в урок, что предлагается убрать и как он будет работать на тему четверти. Тем не менее, все авторы обращают большое внимание на народную музыку и пытаются согласовать её введение в тематизм своих программ.

2. Народные песни и танцы — своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Кроме эмоционального отношения человека к миру, в котором он живёт, народная музыка стала основой развития композиторского творчества прошлого и настоящего, отечественного и зарубежного. Практика показала, что музыка одухотворяет любой факт истории, превращая его в факт эмоционально одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание, поэтому народное музыкально-поэтическое творчество (хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки) - это родные корни, основа, которую необходимо закладывать в детстве. Народная педагогика тщательно создавала музыкальный материал для детского творчества. Весь детский репертуар соответствовал возрасту, пониманию и возможностям детей.

3. Включение в уроки музыки народной культуры крайне необходимо, но возникает проблема, связанная с многонациональным составом нашей страны, которая не решается авторами программ по музыке и требует активного участия в этом процессе самого учителя. В условиях Пуровского района, где живут люди разных национальностей, есть необходимость введения в урок народной музыки тех народностей, которые проживают у нас. Это армяне, грузины, украинцы, татары, белорусы, казахи, латыши, ненцы, ханты. Этой музыки в программах нет или ей уделяется совсем мало времени. Поэтому дополнительное включение музыки этих народов в программы будет очень полезным для расширения кругозора детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно.Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Внедрение элеме...

Музыкальный фольклор на уроках музыки

Статья раскрывает формы и методы работы на уроках музыки по изучению фольклора своего края....