урок печа-куча в 6 и 7 классе "ОБРАЗЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ЛЮБИМЫХ КОМПОЗИТОРОВ"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

«…Возвышенной музыкой гениев

утверждается призвание к вечности,

к дивному совершенству,

которое тревожит совесть,

побуждая к предельному вдохновенному

усилию творческой жизни…»

Медушевский В.В.

Георгий Свиридов – это мыслитель, гений и пророк современности, обладающий национальным менталитетом, пламенно защищающий свою русскою культуру и Родину, глубоко понимающий и любящий её. Этот человек прожил долгую жизнь. Он родился в 1915 году, незадолго до революционных переворотов 1917 года. На его глазах прошло падение Российской империи, гонения на Христианство, становление, взлет и крушение советского строя, распад СССР. Он пережил революции, войны, сталинскую эпоху, перестройку и многое другое.  Все эти события проходили через душу и внутренний мир композитора. Он преклонялся перед трудной судьбой России и верил в светлое будущее. Свиридов говорил: «Для меня Россия – страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа».  «Я стараюсь выразить звуками то, что меня волнует. Мысли какие-то, чувства, то что меня волнует в жизни».

Хотелось понять, что хотел до нас донести в своих произведениях композитор, что его волновало,  за что сердечно переживал, и самое главное, о чем хотел предостеречь.Свиридовская музыка основывается на массовом сознании, главный образ – это народ-творец. «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории...»

* * *

«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа».


* * *

«Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла».


* * *

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».

* * *

«Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина».

«Для серьезно, глубоко мыслящего человека мир полон тайн, тогда как образованный культурный обыватель думает, что он знает все на свете. Священные книги древности полны тайн. Самая же великая тайна – Христос».


* * *

«Духовный мир может быть очень прост и вместе с тем очень глубок. Высшим выражением этого характера представляется Христос. Этот мир не ведает раздвоения, какого-либо внутреннего противоречия. Это линия, устремленная в бесконечность… Мир Бога прост».

* * *

«Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира.  Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное… Страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь – истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры».

Высказывания и мысли о В. А. Моцарте и его творчестве:

  • Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора. (композитор Дмитрий Шостакович, композитор)
  • Творчество Моцарта — это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт — эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором. (Геннадий Рождественский, дирижер)
  • В молодости я говорил — я и Моцарт, потом я стал говорить — Моцарт и я; теперь же я говорю только — Моцарт. (Шарль Гуно, композитор)
  • Для меня Бетховен — первый из всех. Но Моцарт — единственный! (Джоаккино Россини, композитор)
  • Моцарт, так же, как и Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов. Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время — к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями.(Альфред Эйнштейн, немецкий музыковед)
  • ... [Моцарт] такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта — хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы.(Глен Гульд, пианист)
  • Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять.(Эдвард Григ, композитор)
  • Хотел бы я уметь писать так просто [как Моцарт]!(Рихард Штраус, композитор)
  • По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка.(П.И. Чайковский, композитор)
  • ...Я утопаю в сонатах Моцарта!(Иоганнес Брамс, композитор)
  •  
  • о Чайковском
  • То и дело звучат отголоски –
    Торжествуют сегодня в Клину:
    Родился великий Чайковский,
    И все комплименты – ему.

     

    Пётр Ильич это место
    Полюбил всей душой неспроста:
    Здесь природа чиста и прелестна,
    Здесь такая царит красота.

     

    Двухэтажный ухоженный домик
    Привлекает туристов сюда.
    Здесь с наследием всех познакомят,
    Пронеся сквозь былые года.

     

    Здесь по-прежнему трогают ноты,
    Если вновь оживает рояль.
    Его звук, как из золота соткан,
    И загадочен, словно вуаль.

     

    Сколько звёзд у нас на небосклоне,
    Жажда к знаниям в них горяча,
    Утолить её можно в школе
    Имени Петра Ильича.

     

    Это имя – как некий предвестник
    Небывалых и новых высот.
    Никогда не стоят здесь на месте,
    Направление – только вперёд.

     

    Нам история помнится в лицах,
    И великие пишут её.
    Хорошо, что нам есть, кем гордиться,
    Хорошо, что у нас есть своё.

     

    Ведь Чайковский – как некое знамя,
    Мы несём это имя, как флаг.
    И оно всё ценнее с годами,
    И память о нём – не пустяк.


    Источник: https://krasivye-stihi.ru/primery-rabot/stihi-o-kompozitore-p-i-chajkovskom.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_i_7_klass.docx20.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 6 и 7 классах

Темы 6 класса: Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» Г.Свиридова

Темы 7 класса: Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А.Моцарта и симфония №5 П.Чайковского

 Общая тема урока: Образы симфонической музыки любимых композиторов

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий

Задачи:

Учебные – понимать роль музыки в жизни человека;

- иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор –исполнитель - слушатель);

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

- знать основные закономерности музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Развивающие - различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

Воспитательные  – творческая работа с разными источниками информации; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- воспитать развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализовать творческий потенциал в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- определение позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей,

- воспитать устойчивый интерес к музыке ,к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности;  

- понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

- освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

Тип урока: комбинированный, урок-печа-куча

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура, проектор

Материалы: учебники для учащихся 6 и 7 класса «Музыка» Е.Критская,

Муз. инструменты: фортепиано

Аудиозаписи: Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» Г.Свиридова, симфония №40 В.А.Моцарта и симфония №5 П.Чайковского

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
  2. План урока (порядок выступающих с презентациями).      Количество выступающих 7 учащихся: трое из 6 класса и четверо из 7 класса.

Учитель: Ребята, хочу обратиться к вам со вступительным словом. Урок у нас сегодня необыкновенный. Метод печа-куча – это интересный, новый метод, который мы используем в старших классах на уроках музыки. С неподдельным интересом мы с вами освоим его и научимся применять, чтобы разнообразить наше обучение. Новое и непознанное всегда интересно своей проблематичностью и загадочностью.

Русская природа музыки Г.Свиридова углубляет понимание и развивает ваши представления о широких связях музыки и литературы. Новые возможности симфонического оркестра показаны и доступно раскрыты в образах литературного сочинения. Вы выявляете в процессе слушания и восприятия особенности стиля композитора. Программное сочинение Г.Свиридова «Метель» это музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Заранее прочитанная вами повесть поможет вам более глубоко почувствовать образы этой музыки. Впервые этот жанр, музыкальные иллюстрации, появился в 1974 году и эти 9 произведений – своеобразная программная сюита с многообразием возможностей симфонического оркестра. Перед вами откроется картина определённой эпохи, образы и персонажи живущие в начале 19 века. Итак, я приглашаю шестиклассников для представления своих презентаций.

- «Тройка» - Веня Шаров,

- «Весна и осень» - Маша Ткаченко,

- «Венчание» - Ульяна Блинова

Спасибо ребята. Далее к выступлению готовятся семиклассники.

А мы продолжим знакомство с шедеврами мировой музыкальной классики. В основе драматургического развития музыкальных образов находится взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Симфония – это роман в звуках, серьёзный муз.жанр, со своей формой, стилем, направлением. Музыка, которую сегодня мы послушаем она вам знакома и вами любима, она вечна и актуальна. Главным героем этой музыки мог быть человек из 18 века и наш современник. Динамика развития музыки и её драматургия живёт в море тождеств и контрастов, сходств и различий. Сходство интонаций, точное или изменённое повторение способствуют этому развитию и помогают нам лучше нам понимать музыку. Контраст интонаций муз.тем наполнен неожиданностью, создаёт драматический момент. Здесь нарушаются наши привычные ощущения, мы удивляемся неизвестному, в наших мыслях 2 состояния где мы наслаждаемся музыкой.

Муз.форма, рождённая мыслью и чувством художника с увлекательным внутренним содержанием, опытным проводником проводит нас от предыдущего к последующему.  Противоположность тождества и контраста регенерирует  наше муз.сознание, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных. Можно сказать так: Симфония – драматургия – мышление…

- «Образно-эмоциональный строй симфонии №40 В.А.Моцарта» - Анна Измайлова,

- «Интонационно-жанровое единство симфонии №40 В.А.Моцарта» - Илья Маркичев

- «Воплощение раздумий и чувств П.Чайковского. Тема рока» - Настя Лебедева,

- «Два стремления, две воли. Созидание и препятствие свободы жизни» - Ира Афонина.

Спасибо выступающим. Всю свою жизнь эти гении посвятили созданию музыки. Исключительность их музыки сделала их любимыми композиторами, дала повод многим желающим современным музыкантам обращаться к её разнообразным интерпретациям. Всем спасибо за участие в новом формате урока.

  1. Подведение итогов урока. Анализ и оценка
  2. Домашнее задание (просмотреть фильм «Амадей» и фото Фроловского, дома, где создавалась симфония №5 П.Чайковским, страницы его записной книжки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

Педагогическое кредо в формате печа-куча

Пример пед. кредо , представляемого на конкурсе "Учитель года", в формате "печа-куча" .Текстовый материал и презентация....

Значимая роль симфонической музыки в творчестве композиторов

Значимая роль симфонической музыки в творчестве композиторов...

Презентация в формате "Печа - куча" "«Изделия  из  теста. ПИЦЦА - нельзя  не  насладиться»

Материал может быть использован на уроках технологии и при подготовке к ним....

Презентация к проекту по музыке в 4 классе "Мои любимые композиторы"

В презентации к проекту по музыке  4 классе содержатся слайды с фотографиями композиторов и краткими сведениями о них....

Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.

Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...

Развитие самостоятельности в обучении английскому языку в формате печа-куча

Выступление  на районном методическом объединении учителей иностранного языка...