Интеллектуальная игра по музыке для 7-8 классов
методическая разработка по музыке (7 класс)

Проскурякова Зоя Олеговна

Данная игра проводится в виде командного  соревнования.

Игру можно использовать во время внеурочной деятельности, а можно провести как итоговое мероприятие в конце учебного года/ полугодия. Ещё вариант: во время предметной недели, если в школе есть традиция проведения предметных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx23.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по музыке для уч-ся 7-8 классов.

        Данная игра проводится в виде командного  соревнования. Оптимальный количественный состав команды – 5-6 человек. Команды могут быть организованы:

  • из учащихся одного класса. Для этого нужно проследить, чтобы их состав был примерно равным (наличие и успешных и более слабых учеников в равной пропорции в каждой команде).
  • или из учащихся разных классов одной параллели. Тогда это будут желающие, заинтересованные ученики, а не все подряд. Не попавшие в команду организуют группу поддержки, болельщиков.  Для них тоже могут быть предусмотрены  задания, например, блиц-вопросы, правильные ответы на которые добавят очки их команде.

Игру можно использовать во время внеурочной деятельности, а можно провести как итоговое мероприятие в конце учебного года/ полугодия. Ещё вариант: во время предметной недели, если в школе есть традиция проведения предметных недель

Цель данной игры:

  • повысить мотивацию к учебной деятельности вообще и в частности к урокам музыки;
  • укрепить статус предмета Музыка среди прочих учебных предметов;
  • расширение  общего кругозора учащихся.

Для игры предлагается набор  вопросов-заданий  разного достоинства: от 5 до 25 баллов. Они задаются соревнующимся одномоментно, поочерёдно, т.к. некоторые из них связаны со звучанием музыкальных произведений. Вопросы задаёт ведущий, его помощник – организует прослушивание  музыки, работает с презентацией.  Оценивает ответы команд жюри (можно из учителей, можно из старшеклассников). Количество заданий определяется общим временем (желательно не затягивать мероприятие, а уложиться в урок) и временем, которое нужно для прослушивания музыкальных фрагментов и, возможно, их повторов.

Эта игра на проверку и развитие интеллекта учащихся, поэтому уровень вопросов несколько выше обычного учебного уровня. Наиболее активные участники команды или болельщики могут быть поощрены положительными оценками по предмету.

В данной игре некоторые вопросы удобнее оформить в письменном виде, чтоб учащиеся могли видеть текст перед глазами.

Необходимое оборудование, реквизит:

  • рабочие столы по количеству  команд;
  • презентация с вопросами;
  • распечатанные вопросы и чистые листы для ответов;
  • подобранные музыкальные фрагменты к вопросам;
  • музыкальный инструмент (фортепиано);
  • «чёрный ящик» для последнего вопроса.

До начала игры предлагается всей аудитории сплотиться с помощью общей песни, например, «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Вопросы для интеллектуальной игры

Вопрос на 5 баллов.

(текст вопроса  представить в письменном виде на рабочих столах)

К названию этого немецкого танца имеют отношение и вал турбины, и роликовые коньки, и электродрель. Судите сами. Вот старинные названия этого танца с переводами: вальцер – вращенец, роллер – круженец, дреллер – вертенец. Были и другие названия: шпиннер – прядильщик и шляйфер – точильщик (в подражание характеру движений в этих ремёслах). 

Со временем эти названия забылись, осталось только одно. Какое?  

 (ответ: вальс. В качестве подтверждения – муз. фрагмент). 

Вопрос на 10 баллов, блиц. Задаётся устно.

На надгробном памятнике М.И. Глинки – а похоронен он на Тихвинском кладбище Некрополя мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге – высечена нотная цитата его знаменитого хора, которым заканчивается одна из опер композитора (фотография надгробия на слайде презентации).

  1. Как называется этот хор? («Славься!») можно включить на слайде послушать
  2. Из какой он оперы? («Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»)
  3. В  каком городе похоронен Глинка? (Санкт-Петербург)

Вопрос на 15 баллов. Видео-вопрос.

        На экран транслируется видео оркестрового исполнения пьесы (А.Хачатурян, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»). Пьеса может быть любой. Видео транслируется с небольшими остановками, когда появляются новые инструменты.

Адрес данного видео: https://www.youtube.com/watch?v=gvAspXhmxbk.

        Задание детям звучит так:

        Назвать все инструменты симфонического оркестра, которые вы увидите  крупным планом во время исполнения пьесы, в порядке их появления на видео.

Вопрос на 20 баллов.

Знакомимся со стихотворением (текст можно вывести на слайд или распечатать):

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

                                        А.С. Пушкин

        Какому музыкальному инструментальному жанру соответствует обстановка и содержание  этого стихотворения?

        На следующем слайде в качестве подсказки пройдут названия некоторых муз. жанров. Вам нужно выбрать правильный.

 (ответ: ноктюрн –от сл. ночной). Можно поставить муз. фрагмент.

Вопрос на 25 баллов. Музыкальный, «Чёрный ящик».

Послушайте произведение Л.ван Бетховена «К Элизе».  Определив форму этого произведения, каким французским словом оно называется, вы сможете догадаться, что находится в чёрном ящике.

Форма этого произведения – рондо, что значит круг. В чёрном ящике находится эта геометрическая фигура. Если нет возможности вынести чёрный ящик(коробочку), можно ответ показать на слайде презентации.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра по музыке (5 класс)

Интеллектуальная игра, посвященная творчеству П.И. Чайковского. Рекомендуется для учеников 4-5 классов....

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...

Интеллектуальная игра "Знатоки музыки"

Интеллектуальная игра "Знатоки музыки", предназначена для развитие интеллектуальных, музыкальных, творческих способностей ребенка, а также приобретения навыков взаимодействия в группе....

Конспект интеллектуальной игры ЗНАТОКИ МУЗЫКИ

Конспект интеллектуальной игры "ЗНАТОКИ МУЗЫКИ"...

Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки музыки"

интеллектуальная игра по музыке...

Игра Остров Квизариума март 2022 - интеллектуальная игра по математической грамотности среди 9 классов

Игра Остров Квизариума март 2022 - математическая грамотность среди 9 класса...