Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки музыки"
методическая разработка по музыке (8 класс)

интеллектуальная игра по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_znatoki_muzyki.docx225.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное Рисунок1

учреждение Орловской области  

«Созвездие Орла»Рисунок1

Интеллектуальная игра «Знатоки музыки»

                                   Сценарий мероприятия

         

Автор – составитель: ХудоваТ. В.

 

                

                                                                             

 

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………..

-цель игры……………………………………………………………………

-задачи игры…………………………………………………………………

-актуальность игры……………………………………………………….

-ценность игры………………………………………………....................

-методические принципы игры…………………………………………..

-личностные, метапредметные, предметные результаты………

-планируемые результаты игры…………………………………………

-материально-техническое обеспечение…………………………..

      2. Содержание ……………………………………………………………..

               -правила игры………………………………………………………..

-ход игры……………………………………………………………...

Приложение 1…………………………………………………………

- ответы……………………………………………………………….

-интернет-ресурсы……………………………………………………  

  1. Пояснительная записка

           Цель игры - в игровой форме закрепить знания о музыкантах, композиторах, жанрах, инструментах, исполнителях.

   Задачи:

           - поддержать интерес к музыкальному искусству;

           - побуждать стремление обучающихся к самообразованию;

           

           -развивать музыкальность и эмоциональность, эмпатию и восприимчивость;

 - закрепить художественно-практические умения и навыки в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Актуальность игры:

- игра ориентирована на углубление знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным шедеврам.

         - использование заданий различного уровня сложности дает возможность содержательно интерпретировать уровень развития музыкальной культуры игроков.

- игра ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса, снятие нервно-психических перегрузок.  

Ценность игры:

         -  вопросы касаются как знаний, предполагаемых учебной программой, так и рассчитанных на эрудицию игроков.

         - в игру включен региональный компонент, что позволяет участникам более полно познакомиться с музыкальным наследием Орловского края;

- возможность использовать данный материал в урочной и внеурочной деятельности.

         

Методические принципы игры:

-принцип увлеченности,

-принцип доступности,

-принцип успешности,

          -принцип практической направленности.         

            Вид игры: интеллектуально - развивающая

          Место проведения: кабинет музыки или актовый зал.

Время проведения:1час.

Целевая аудитория: ученики 5-8 классов

Участники игры: ведущий, две команды -  «Нота» и «Пауза» по 5 человек в каждой команде.

Жюри -  учащиеся музыкальной школы старших классов (3 человека).

          Награждение: почетная грамота за 1 место, поощрительные призы лучшим игрокам, сладкие призы всем участникам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты игры:

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, её культуру, традиции;

- уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты:

-умение выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;

-умение анализировать собственную деятельность;

-владеть основами самоконтроля, самооценки;

-умение определять понятия, обобщать, классифицировать, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

-формирование потребности организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека и общества;

-развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

-расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке своего народа и других народов мира.

Планируемые результаты:

По окончании игры участники будут знать и уметь:

- по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры;

          - владеть специальной терминологией

- выражать свое отношение к искусству.

             Материально-техническое обеспечение:

компьютер, мультимедиапроектор, презентация к мероприятию,  2 звонких колокольчика, карточки с количеством баллов, эмблемы команд, видеофрагменты из опер, балетных спектаклей, мюзиклов, оркестровых коллективов, фрагменты фильма «Александр Невский», два круглых стола, 10 стульев, видеокамера для съемки игры, грамоты, сладкие призы.

  1. Содержание

Правила игры. 

          Правила объясняются участникам перед началом игры. Игра проходит в три этапа. В первом и третьем этапе участвуют команды. Второй этап - для капитанов. Каждая из команд располагается за круглым столом. Ведущий зачитывает вопрос. В соответствии с вопросом на экран выводятся видеофрагменты (см. Приложение1) или презентация (см. Приложение2). Каждый вопрос оценивается в баллах. На обдумывание ответа командам дается 30 сек. Игрок, знающий правильный  ответ, звонит в колокольчик, который расположен в центре стола. Если команда дала досрочный ответ, то это время сохраняется в команде для дальнейшей игры. В конце игры жюри подсчитывает количество баллов, набранных  каждой командой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если к окончанию игры команды набрали одинаковое количество баллов, то дается дополнительное задание. 

Рекомендации: просмотр видеоматериала к заданиям составляет 1-2  мин.

Ход игры.

Звучит музыкальная заставка к передаче «Что, где, когда?» (Р. Штраус «Так говорил Заратустра»)

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня вы увидите интеллектуальную игру «Знатоки музыки». В нашей игре участвуют  те, кто знает о музыке очень, очень много. Встречаем команды «Нота» и «Пауза»!

                       (капитаны команд представляют своих игроков).

ВЕДУЩИЙ: А в нашем  жюри -  лучшие ученики музыкальной школы.

(ведущий представляет жюри)

ВЕДУЩИЙ: Ну, что же, все готовы и мы начинаем! Итак, первый этап нашей игры состоит из десяти вопросов.

1 этап.

1. Для этой балерины, которая была его женой, композитор Родион Щедрин написал музыкальное произведение под названием «Кармен - сюита». Назовите имя и фамилию балерины. (100 баллов)

 (Приложение 1, №1.)

2. Как называется книжечка, в которой излагается краткое содержание оперы,  балета? (30 баллов)

(слайд №1)

3. На улице 1-я Посадская в г. Орле установлен памятник композитору Василию Сергеевичу Калинникову (слайд № 2). Внизу скульптурной композиции сидит мальчик. Какой музыкальный  инструмент у него в руках? Это (100 баллов)

 (слайд № 3)

4.Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником. (50 баллов)

(слайд № 4)

5.Этот необычный музыкальный инструмент звучал и в симфонической картине А. Лядова «Кикимора» и в балете П. Чайковского «Щелкунчик». Как называется этот инструмент? (игрокам предлагается посмотреть «Танец феи Драже» со звучанием этого инструмента).

 (Приложение 1, №2) (80 баллов)

 (слайд №5)

6. Как называлось новое многоголосное пение? (60 баллов)

(слайд № 6)

7. Судьба распорядилась так, что этот композитор жил и творил на чужбине. Тело его покоится вдали от родины, в Париже. А сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве. Назовите имя и фамилию этого композитора. (70 баллов)

 (слайд №7)

8.Как называется обувь балерины? Одежда балерины? (20 баллов)

(слайд №8)

           9. Приведите в соответствие. (80 баллов)

(слайд №9)

10.Об этом композиторе великий Л. Бетховен сказал: «Не ручей имя ему, а целый океан». Назовите фамилию этого композитора. (80 баллов)

(слайд №10)

2 этап.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас конкурс для капитанов команд.

Конкурс капитанов.

          11. Назовите вид голоса Федора Ивановича Шаляпина. (30 баллов) 

 ( слайд №11)

12. Найди лишнее. (40 баллов)

 (слайд №12)

13. Продолжите слова гимна. (50 баллов)

(слайд №13)

14. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография, драма и изобразительное искусство, пришло к нам из Америки и быстро полюбилось зрителям разных возрастов и пристрастий. Как называется это представление? (70 баллов)

(Приложение 1, №3)

(слайд №14)

15.Это музыкальное произведение,  написанное на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гете, композитор Франц Щуберт сочинил, когда ему было 18 лет.

 (слайд №15)

Вот как об этом вспоминает один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «…». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «….» был исполнен и принят с восторгом». Назовите это музыкальное произведение. (80 баллов)

(слайд №16)

3 этап

16. Часы на железнодорожном вокзале в г. Орле (слайд 17) исполняют тему произведения композитора В. Калинникова. Эта же тема является позывными сигналами орловского телевидения. Выберите правильное название этого произведения. (100 баллов)

(слайд18)

(Приложение 1, № 4).

17. Кто является автором музыки к кинофильму «Александр Невский»?

 (90 баллов)

(Приложение 1, №5).

18. С. В. Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано. «Вы своим голосом и исполнением, - сказал он певице, - сможете выразить все лучшее и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Назовите имя и фамилию этой певицы. (100 баллов)

(слайд19),

(Приложение 1, № 6).

19.Определите на слух, какой инструмент звучит (80 баллов)

 (Приложение 1, №7).

 (слайд 20)

20. Верно ли следующее утверждение? (30 баллов)

 (слайд 21)

21.Как называли на Руси странствующих актеров, потешавших народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах? (60 баллов)

 (слайд 22)

22.В опере «Иван Сусанин» много танцевальных сцен. Какой танец не звучал на балу в старинном замке польского короля? (80 баллов)

(слайд 23)

23.Выбери правильный ответ.

В основе балета Б.Тищенко «Ярославна» (слайд 24) лежит следующее произведение:

А) « Былина о Добрыне Никитиче»

Б) «Слово о полку Игореве»

В) «Садко» (100 баллов)

 (слайд 25)

    ВЕДУЩИЙ: А сейчас наше жюри огласит количество баллов, набранных каждой командой.

(проходит награждение команды, победившей в игре, выбирают и награждают  лучших игроков).

ВЕДУЩИЙ: Мы поздравляем победителей игры, ведь сегодня они показали себя настоящими знатоками музыки. И благодарим тех, кто поддерживал свои команды. Спасибо за внимание, наша игра закончена.

Звучит музыкальная заставка к передаче «Что, где, когда?», зрители выходят из зала.

Приложение 1.

Ответы:

1. Майя Плисецкая 2. Либретто 3. Свирель 4. Николай Андреевич Римский – Корсаков 5.Челеста 6. Партесное 7.Фридерик Шопен 8. Пуанты, балетная пачка 9.Ч. Айвз - «Космический пейзаж», П. И.Чайковский - «Времена года», С. В. Рахманинов - «Всенощное бдение», К. Дебюсси - «Празднества», Э. Уэббер «Иисус-Христос – суперзвезда», Л. Бетховен - «Патетическая соната № 8» 10. Иоганн Себастьян Бах 11. Бас 12. «Балет невылупившихся птенцов» 13. «Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава, твое достоянье на все времена»… 14. Мюзикл 15. Баллада «Лесной царь» 16. Симфония 17.Сергей Прокофьев 18. Антонина Нежданова 19. Волынка 20. Неверно 21. Скоморохи 22. Полька 23. «Слово о полку Игореве».

  Интернет-ресурсы:

№ 1

  https://cutt.ly/KeoZoag

№ 2

  https://cutt.ly/JeoZpmA

№ 3

  https://cutt.ly/DeoZpHB

№ 4

  https://cutt.ly/6eoZap7

№ 5

  https://cutt.ly/eeoZal5

№ 6

  https://cutt.ly/seoZaWm

№7

  https://cutt.ly/geoZa9Z


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

Сценарий занятия по музыке "Музыка прошлых веков"

Целью занятия является обобщение знаний учащихся о художественных направлениях классицизма и романтизма. Материал занятия рекомендуется разделить на два урока....

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

Сценарий концерта "Время музыки" клуба любителей песни "Музыка души"

Сюжет сценария - это путешествие во времени девочки Тани. В концерте использованы разные песни. Таня, попадая во временные отрезки, оказывается свидетельницей некоторых исторических и сказочных событи...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...