Обобщающий урок в 5-х классах "Разговор о музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Морозова Елена Петровна

   
   Русский историк, профессор, академик Василий Осипович Ключевский сказал: - "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь". Такой подход в работе учителя, я считаю, должен быть у каждого.
   
    Поэтому уроки музыки имеют особое значение для меня и моих учеников. Воспитание музыкой утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира. А для этого нужно не только слышать музыку, но и понимать её через познание. Имея уже большой опыт работы учителем музыки, убеждена, что чем больше мои ученики знают о музыке, тем больше она становится для них интересной. Заинтересовывая своих учеников на каждом уроке, мы становимся грамотными ценителями и любителями музыкальной культуры.

   Для проведения заключительного урока в 5 классе, мы с ребятами решили провести урок на параллели, где смогли обьединить наши знания, умения и понимания в отечетвенной музыке. Начиная свой урок с русской духовной музыки, мы прошли в своей беседе через все этапы ее становления и развития, демонстрируя радость в познании и гордость за Великую русскую музыку Великой страны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Обобщающий урок на параллели 5-х классов
                                                   "Разговор о музыке"

Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать этапы развития русской музыкальной культуры. 
2. Представить знания учащихся и их представление о русской музыке.
3. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.
4.
Формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
5. Способствовать развитию интереса к музыке.
Музыкальный материал: 
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждения, сообщения).

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов и исполнителей.
Тип урока: мастер-класс.

Предметные результаты:

Понимание основных особенностей становления музыкальной культуры.
Развитие музыкально-эстетическое чувства, в познании эмоционально-ценностного отношения к лучшим традициям русской музыкальной культуры.
Владение певческими навыками
.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
Проявление интереса  к музыке и музыкальной деятельности.
Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями.
Воспитание патриотизма.

 Регулятивные УУД:
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе деятельности.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации.
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.

Познавательные УУД:
Поиск и использование в практической деятельности информации о композиторской деятельности.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия.
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе различного восприятия музыки и музицирования.
Владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Межпредметные связи:
- с изобразительным искусством;

- с литературой;
- с историей;

- с географией;
- с химией.
                                       Ход урока
Учитель.

Вступление. 
  - Наша встречу мы с вами назвали "Разговор о музыке" почему?... Да потому, что разговор - это свободная форма общения между двумя или более людьми, которые заинтересованы какой-то темой. А музыка всегда была интересна человеку. И сегодня мне с вами хочется поговорить уже не как учитель со своими учениками, а как с коллегами, между которыми регулярно ведутся беседы о музыке уже 5 лет.
Актуальность. Вечные вопросы бытия:
  - Люди всегда много говорят и любят философствовать о жизни и смерти, о времени, космосе и вечных вопросах бытия.  Об этом можно говорить бесконечно, ибо абсолютной и строго определенной точности в этих темах нет. Но, о чем бы мы не говорили - это всё жизнь, которая когда-то начиналась с первого звука на Земле, а значит, с первого звука Музыки. И это было зарождение жизни, зарождение культуры и искусства в целом.
  - Кто нам скажет о зарождении музыки?

Сообщение ученика.
 
  Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей, до их расселения по планете. и стала первым видом искусства.

Учитель.

- Таким образом, возникновение музыки превратилось в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.
- Актуален ли разговор о музыке, как вы думаете? (да)
- Почему?(ответы учащихся)
- Музыка- это неотъемлемая часть человеческой жизни, которая всегда объединяла и развивала людей, а значит, влияла и меняла к лучшему.
- Что же такое музыка?(ответы учащихся)

Сообщение ученика.
 
- Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (
греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса и Мнемозины, давших начало искусству и науке. По другой версии их матерью была богиня Гармония. В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена: Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и другие источники. Например, Плутарх (древнегреческий ученый и философ) считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.
Слайд 1: Музы.(фоном звучит греческая арфа)

Учитель.

- Музыка - важнейшая часть русской культуры, давайте послушаем. какие понимали и как учили воспринимать музыку русские композиторы.

Ученики:
 (посадить рядом по группам для удобной передачи микрофона)
1. "Музыка - душа моя" - М. И. Глинка
2. "Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть. которая вылилась из глубины взволнованной души" - П. И. Чайковский
3. "Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейше, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел." - А. Г. Рубинштейн
4. "Музыка - есть средство беседы с людьми" - М. П. Мусоргский
5. "Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с его историческим развитием" - Владимир Васильевич Стасов
6. "Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни... Без музыки трудно представить себе жизнь человека... Д. Д. Шостакович

Учитель.

-   Да, музыкальное искусство всегда объединяло и развивало людей. И в музыке каждого народа - это нечто уникальное, хранящее в себе историю, а значит и гордость за свой народа в целом. Вот и хочется сегодня поговорим с гордостью о русской музыке, о её истории и развитии, объединяя наш разговор в добрую беседу.
- Давайте вспомним, как зарождалась музыка. в каких голосах? (в голосах природы)
- Прочему люди придавали такое большое значение голосам природы?(ответы)
- Значит, какой жанр музыки первым появился на свет? (песня)
-Что то была за песня? (песня-молитва)
- Что такое молитва?

Сообщение ученика.

  -  Молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующих к Богу, является важной частью духовной музыки.
Это энергетическое послание света и добра всему живому.
В России до 1816 года государственным гимном считалась "Молитва русских" - это церковное песнопение, им сопровождались все торжественные мероприятия.

Учитель.

- Совершенно верно, позже гимном станет "Боже, царя храни", где текст напишет Василий Жуковский. а музыка останется европейской из Великобритании.
- Что же такое "духовная музыка"?

Сообщение ученика.

    Духо́вная му́зыка — это основа музыкальной культуры, предназначенная для церковной службы или в быту.

Учитель.
- Каких композиторов основателей русской духовной музыки мы можем назвать? (ответы)
Слайд 2:  М. Березовский и Д. Бортнянский (фоновая музыка любого из композиторов)
- Что можно еще об этих композиторах вспомнить и сказать? Какая причина того, что они не стали первыми русскими композиторами?
Ответы и рассуждения учеников. ( "Итальянщина", долгие годы проживания в Италии, попытка Кавоса написать русскую оперу и т. д.)
 Да, а у русской музыки свои секреты, свой характер звучания и особенностей. Чем она отличается? (широкая, просторная, всегда певучая)
Слайд 3: М. И. Глинка (ответы учеников на фоне музыки из оперы "Иван Сусанин")
- Так кто же стал первым русским композитором? И почему?
- Благодаря этому событию мы знаем год рождения русской музыки, это какой год? (1836)
- Казалось бы, вот наконец-то появилась русская музыка, но чтобы она звучала, чтобы о ней знали, чего не хватало? Все ли музыканты-композиторы владели грамотностью?(ответы)
- В чем нуждалась музыка и ее авторы? Что нужно было для этого сделать?
Открыть учебные заведения.
Слайд 4: М. А. Балакирев, Г. Ломакин; братья Рубинштейны.

- Кто у нас в России открыл первые учебные заведения? (ответы учащихся: 1862 г. Петербург: БМШ - М. Балакирев, Г. Ломакин, консерватория - А. Рубинштейн; 1866г. Москва - Н. Рубинштейн).
- А можно вспомнить первого лучшего выпускники консерватории Петербурга? (П. И.Чайковский)
- Кто скажет, сегодня консерватории носят имя каких композиторов? (г. Петербург - им. Н. Римского -Корсакова, г. Москва - им. П. Чайковского)
- И у Глинки, и у Чайковского были прямые последователи, продолжатели.
Какой продолжатель в оперной музыке был непосредственно у М. Глинки?(ответы)
Слайд 5: М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

- Какие оперы мы можем назвать у Даргомыжского? (ответы).
- А кто продолжал дело Чайковского в создании инструментальной, балетной музыки? (ответы)
Слайд 6: П. Чайковский, А. Глазунов, И. Стравинский.

- Какие балеты мы знаем у Глазунова? (ответы)
- Какие балеты мы можем назвать у И. Ф. Стравинского? (ответы).
- Все это, конечно, замечательно, но  без знаменитого кружка ("Могучая кучка" ?) так быстро и так надежно, навсегда русская музыка бы не прославилась.
Слайд 7: Композиторы "Могучая кучка".

- Какие композиторы вошли в его состав? (ответы)
- Для чего был создан кружок?
- Чье дело продолжали "кучкисты"?
- Кто основал кружок? (Балакирев "Жаворонок" - звучит музыка фоном)
- Да, после встречи с Глинкой, восхищаясь его музыкой, Балакирев стал объединять лучших музыкантов того времени для развития и прославления русской музыки.
- Кто помогал в работе кружка?(ответы)
Для прославления русской музыки, продолжая дело М. И. Глинки.
- Какой жанр лежал в основе творчества кружка? (опера, романс)
- Давайте вспомним знаменитые оперы, родившиеся в кружке композиторов "Могучая кучка"? (ответы беседы)
- Первоначально все композиторы имели профессии, не связанные с музыкой. Вспомните об этом. (ответы)
Кто остался и в профессии, и стал профессиональным русским композитором? (Бородин, Кюи)

Сообщения учеников.
  - Бородин одновременно строил научную и музыкальную карьеру. Жена была больна и денег не хватало, поэтому ему пришлось много работать.
Бородин является автором 42 научных работ по химии и в медицине.
Разнообразные достижения химических опытов широко вошли в наш быт: покрытия «неподгорающих сковородок» изготовлены из тефлона, большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, фторорганическими соединениями заполнены баллончики аэрозольных упаковок и многие другие пластмассовые изобретения. Эти вещества даже используют в качестве заменителей крови в медицине.  Из открытых опытами альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности.


 - Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил химии, наибольшую известность ему все же принесла музыка. Создавая музыку, вслушиваясь  и меняя ход голосов в аккордах, он видел в этом смешивание  красок химических элементов. Бородин говорил: В музыке 7 нот, а  в химии 18 электродов и из этих 18 электродов можно создать больше музыки, чем из семи нот".
Вся жизнь Бородина – это каждодневный подвиг, связанный со стремлением сочетать занятия наукой и искусством, вопреки житейским неурядицам, Сам ученый и композитор говорил: «Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе».

 - Активная композиторская деятельность Ц. А. Кюи не мешала успешно продвигаться по служебной лестнице военного инженера. Он стал преподавателем-профессором, признанным авторитетом в области фортификации и топографии, по его учебникам учились многие поколения российских офицеров. Его труды и статьи переводились заграницей, а известные зарубежные офицеры фортификаторы состояли с ним в переписке, обсуждая новинки военно-инженерного дела.

Учитель.
- А можно ли сказать, что кружок продолжал не только начатое дело Глинки, но и Чайковского? (Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков - оперы детям, музыка для детей).
Таким образом, композиторы "Могучая кучка" утвердили и прославили русскую музыкальную культуру своим творчеством.
- Но не  только о истории России, о русском народе хотели говорить на языке музыки русские композиторы. Они восхищались красотой русской природы, искренне любили её.
Слайд 8: С. Рахманинов ( С. В. Рахманинов. Фоном звучит музыка Рахманинова "Концерт для фортепиано с оркестром №1).

- Один из таких русских композиторов, который отражал красоты русской земли был С. В. Рахманинов.
Любовь к природе для С.В. Рахманинова всегда являлась неиссякаемым источником его творчества.
- Кем был Рахманинов, как его называли при жизни? ("Левитан русской музыки")
- Давайте вспомним несколько фактов из жизни С. В. Рахманинова.

Сообщения учеников.

(Интересные факты из жизни Рахманинова)
1. Любовь к музыке у Сергея Рахманинова, очевидно, являлась наследственной чертой. И его отец, и дед были хорошими пианистами.
2. При игре на рояле одной рукой Рахманинов мог охватить до дюжины белых клавиш.
3. Уже в семь лет Сергей Рахманинов вместе с дедом играл сложные произведения Бетховена и Шуберта, и выступал публично.
4. У Рахманинова была удивительная память. Необъяснимо, но факт — он мог сыграть сложное произведение, услышав его до этого лишь один раз.
5. Во время обучения в консерватории Рахманинов заслужил особенную оценку от Чайковского, принимавшего экзамен по гармонии — он поставил ему пятёрку с четырьмя плюсами.

Учитель.

- Есть особый талант у композиторов, у которых сочетается со звуком цвет.
- Нам это знакомо? ( "цветной слух", синестезия)
- Кто является создателем светомузыки? (А. Н. Скрябин. 1910 год, симфоническая поэма "Прометей" или "Поэма огня","музыкальная живопись")
Слайд 9: А. Скрябин
- Скрябин стал первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Но  попытки в создании цветомузыки были и ранее...
 
Сообщение ученика.
  - В конце XVI века в Милане, по свидетельству очевидцев, была изобретена музыка цвета. При дворе императора Римской империи Рудольфа II жил итальянец Джузеппе Арчимбольдо — художник, музыкант, изобретатель и педагог. Ему приходит совершенно необычная мысль: звуковое явление подчиняется законам музыкальной гармонии, а цветовое — законам художественной. Следовательно звук и цвет подобны, их можно сопоставить и объединить. Это было началом его изобретения. Он построил невиданный ранее музыкальный инструмент — так называемый «цветовой клавикорд». При исполнении музыкального произведения на нем возникали цвета, соответствующие звукам. К сожалению конструкция этого инструмента не дошла до наших дней. Но его можно считать первым в истории искусств, который выдвинул идею соединения зрительного и звукового ряда, создал первую в мире систему цветовой нотации — цветомузыки.

Учитель.

 - А кого мы знаем из русских композиторов, который имел цветной слух? (Н. Римский-Корсаков)
- Любимая тональность для морской темы, часто звучащей в его операх - это? (ми мажор)
- К сожалению, Скрябин не сумел осуществить еще одну свою мечту- открытие, где не только был цвет в музыке, но что еще? ( "Мистерии" :звук, слово, танец и ароматы)
Слайд 10: (Рисунки детей под музыку Скрябина "Поэма огня")  

 - В ХХ веке русская музыка была широко известна и очень популярна. Невозможно найти концертный зал или театр, в котором бы не звучала русская музыка. Музыковеды утверждают. что высокая популярность русской музыки пришла в мир искусства благодаря ее неповторимой певучести, ее широкому мелодическому взмаху, которая раскрывает всегда загадочную русскую душу человека.
  Мы знаем, что после революции 1917 года, начинается эпоха советской музыки, которая новой волной великих талантливых советских композиторов и музыкантов оповестила весь мир, подчеркивая свою популярность и славу.
  К самым популярным, показательным сложным жанрам относятся какие жанры? (опера, балет, симфония)
 - Какие советские композиторы прославляют в этих  жанрах нашу историю, нашу страну, наш народ? Вспомните их имена. (Прокофьев, Свиридов, Хачатурян, Шостакович, Кабалевскаий, Дунаевский)
- Вспомните, какие советские композиторы прославили оперу, балет?
Слайд 11: (вопросы учителя и ответы учащихся)
С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, И. Дунгаевский.
Прокофьева - "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке", "Игрок", "Любовь к трем апельсинам"; "Ромео и Джульетта", "Золушка".
Хачатурян - "Счастье", "Спартак", "Гаянэ" - балеты
Шостакович - "Нос", "Игроки"; "Болт", "Золотой век". 15 симфоний! (№7?, №15?)
Дунаевский - оперетты: "Белая акация", "Вольный ветер", "Сын клоуна".

Учитель.
 - Начиналась новая эпоха, музыкальная летопись больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования.
(Звучит симфоническая музыка Свиридова "Время, вперед!")
Слайд 12: А. Скрябин.
  Ярко отражается эта новая эпоха в симфоническом произведении Г. Свиридова своим напористым движением вперед, смелыми аккордами и бегущим стремлением к лучшей жизни. Как оно называется? ("Время, вперед!").

Сообщение ученика

 - "Вре́мя, вперёд!" - увертюра создана к кинофильму 
Михаила Швейцера «Время, вперёд!» (по одноимённому роману Валентина Катаева). Музыку использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах, документальных фильмах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными новостей на ЦТ.
 Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы продолжается вечно».

Учитель.

-  Большой акцент в истории советской музыки выходит на песенные жанры и песню. Массовое песенное движение входило в новое русло благодаря профессиональным композиторам. Впервые песенный жанр становится главной областью композиторской деятельности.

 
Сообщение ученика.
-  Жизнью доказано, что для песни не существует границ.
Право подтвердить эту истину выпадает песням, которые стали достоянием мировой песенной культуры. Вот лишь некоторые примеры, которые известны всему миру. 
 Гимном итальянских партизан в годы войны стала знаменитая наша песня  "Катюша" Матвея Блантера.
 Во Франции на концерте можно часто услышать песню "Подмосковные вечера"  Василия Соловьева-Седого. (Звучит фоном "Подмосковные вечера")

Легкая для восприятия и общительная — наша песня звучит, помимо французского, на многих языках : французском, итальянском, английском, испанском, шведском, венгерском, китайском. японском, финском и вьетнамском. а так же на иврите (еврейском языке).

Учитель.
- Давайте послушаем известную советскую песню на японском языке, а вы постараетесь узнать песню после прослушивания. ("Широка страна моя родная")

Звучит песня.
- Один из главных советских лидеров был композитор, который создал и оперетту в России...., и создал джаз в России ....., и объединяющие наш народ песни-марши. О ком речь?  (И. О. Дунаевский)
Слайд 13: И. О. Дунаевский

 
Сообщение ученика (фоном звучит песня "Широка страна моя родная").
  - Исаак Осипович Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Композитором написано более десятка оперетт и балетов, а также музыка ко множеству фильмов. Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром, и его легкая музыка легко запоминалась, влюбляла в себя. Его называли "советским Моцартом", королем, чемпион мелодии.
Известные на мировом уровне хиты-песни: «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…». В песне
«Широка страна моя родная» звучит гордость человека за свою землю, она наполнена  светом,  оптимизмом,  жизнелюбием.
Учитель.
 - Какая же дружеская встреча с разговором не обходится без песни? Я предлагаю исполнить эту песню самим.

Звучит хоровое исполнение песни
 "Широка страна моя родная".

  -  Наш разговор подошел к концу. Он был понятен и интересен всем, из которого мы с вами  поняли,  насколько знаем и любим  музыку нашей страны, как она популярна и любима не только у нас, но и за рубежом. Великая русская  музыка, которая всегда объединяла и развивала людей.
 - Какой хочется сказать вывод после такого большого разговора о русской музыке?(ответы)
ВЫВОД:
Музыкальная культура нашей страны - это наша большая гордость!

 - Спасибо всем . Мы еще встретимся и поговорим. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: Творческие достижения Исаака Осиповича Дунаевского
(Эхо советской музыки) 

Цель урока:
1.
Познакомиться с жизнью и творчеством И. О. Дунаевского.
2.
Раскрыть творческие достижения композитора Исаака Осиповича Дунаевского. 3. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.
4.
Формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
Музыкальный материал: 
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждения, сообщения).

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов и исполнителей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Предметные результаты:

Понимание основных особенностей музыки Дунаевского и чувства стиля.
Развитие музыкально-эстетическое чувства, в познании эмоционально-ценностного отношения к лучшим традициям музыкальной культуры;
Владение певческими навыками
.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
Проявление интереса  к музыке и музыкальной деятельности.
Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями.
Воспитание патриотизма.

 Регулятивные УУД:
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе деятельности.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации.
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.

Познавательные УУД:
Поиск и использование в практической деятельности информации о композиторе.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования.
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Вступительное слово учителя.
  -  Вспоминая наши первые встречи с музыкой, наши первые уроки, я часто задавала вам вопрос: что такое музыка? И частыми вашими ответами были: красота, радость, настроение, доброта, счастье... А для жизни такая музыка просто необходима для чего? (ответы детей) Да, чтобы люди были дружными и радостными, т. е. музыка людей объединяет и развивает.
    И сегодня мы с вами будем говорить о советском композиторе, чья музыка дарила людям и радость, и счастье, и веру в лучшее.
    Каждый раз, знакомясь с новым для нас композитором, его творчеством, мы задаём вопросы себе, чтобы лучше понять музыку и её значение, формируем для тему урока. Так какие вопросы звучат у нас в начале урока?
Предполагаемые вопросы учеников:
- Кто такой композитор? Как он жил? В какое время? Чем занимался, чем увлекался? Что важного он создал в своей жизни, в своём творчестве?
    А зная уже кто такой И. О. Дунаевский (Исаак Осипович Дунаевский
- выдающийся советский композитор, пианист, скрипач, дирижёр, музыкальный деятель.), мы какой можем выбирать вопрос для определения темы урока?
Формирование темы.  " Творческие достижения И. О. Дунаевского"
Сегодня у нас на уроке будут помогать нам 3 группы:
1
. Интересные факты
2. История музыки
3. Музыкальная деятельность
Чтобы хорошо понять тему урока, начнем мы с группы "Интересные факты".
Сообщения учеников
.

1.  В честь Исаака Дунаевского названы многие музыкальные школы и школы искусств. Кроме того, улицы многих городов носят его имя (Днепропетровск, Харьков, Ростов-на-Дону, Алма-Аты, Липецк, Новосибирск). В Санкт-Петербурге и Харькове имеются мемориальные доски, поэтому можно найти дом, в котором жил этот великий и талантливый человек.
Исаак Осипович Дунаевский принадлежит к плеяде самых талантливых и профессиональных композиторов российской массовой и популярной музыки. Дунаевский поднялся на этой волне и стал первым в России крупным эстрадным композитором, который навёл мосты с западной культурой.
И. О. Дунаевский заложил основы массовой советской песни. «Популярность Дунаевского была беспредельной,— вспоминает его друг, ленинградский критик М. Янковский.— Его новых творений ждали с нетерпением и радовались, что вновь появляющиеся сочинения отвечают чувству современности, говорят об общенародной любви к Родине».
«Цените вечное искусство! Мелодия для меня — это живое дышащее существо»,— говорил великий советский композитор.)

2.  В семье Дунаевского все музицировали. Его мама прекрасно играла на рояле, дедушка сочинял песни-гимны. Дядя Исаака был сочинителем песен и гитаристом. У него было невообразимое в Лохвице богатство —  граммофон. Также дядя был первым педагогом для своего племянника, который обучал его музыкальной грамоте. У дяди было прозвище «красный Моцарт».
  У родителей Исаака Осиповича было 7 детей. Пятеро из них стали музыкантами. Исаак Осипович, как композитор, был чрезвычайно работоспособный. Мог работать одновременно над несколькими проектами — опереттой, кинофильмами, песнями и другими произведениями. Любил работать ночью, так как в дневное время участвовал в общественных и творческих мероприятиях, был депутатом Верховного Совета Советского Союза.

3.  В 6 лет маленький Исаак уже играл на фортепиано и владел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать со старшим братом Борисом в домах знакомых матери и отца.
В 8 лет уже освоил скрипку.
Первые музыкальные сочинения он начал сочинять в 9 лет.
Все близкие и друзья назвали его Дуня.
Дунаевский написал музыку к 27 фильмам. Также ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 сочинений для джаз-оркестра, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
У Исаака Осиповича Дунаевского два сына: один был - Евгений Исаакович Дунаевский - художник - живописец, а второй - наш с вами современник, знаменитый композитор Максим Исаакович Дунаевский.

Учитель.
  Отец Исаака Осиповича хотел, чтобы мальчик стал скрипачом. Для преподавания пригласил Григория Павловича Полянского. Это был человек, страстно влюбленный в музыку. Исаак вспоминал:- "Когда играл Полянский, мне казалось, что лучше на свете ничего нет, это производило на меня огромное впечатление. Я думаю, что именно в это время и в эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к напевности, оказавшая такое большое влияние на мое композиторское творчество".
  Занимался Исаак довольно прилежно и делал большие успехи. Он завел нотную тетрадь специально для собственных сочинений. Были в ней различные импровизации на темы из классических произведений, небольшие фортепианные пьесы, романс «Звезды ясные, звезды прекрасные». Появилось даже начало симфонии «Лесной царь».
  Прошло некоторое время, и Г. Полянский порекомендовал родителям, чтобы Исаак и Борис продолжили занятия музыкой в большом городе. И в 1910 году братья поступили в Харьковское музыкальное училище.
В училище судьба свела И. Дунаевского с блестящим скрипачом и педагогом профессором Иосифом Юльевичем Ахроном, который стал для него и добрым учителем и старшим другом.
  В 1912 году в Харькове открылась гимназия. Братья Дунаевские стали посещать и ее, не бросая занятий в училище. Директор гимназии Николай Николаевич Кнорринг стремился создать в учебном заведении дружескую и творческую атмосферу. По вечерам ученики и преподаватели музицировали, устраивали концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов.
Братья Дунаевские активно участвовали в гимназическом квартете и струнном оркестре. Именно в этом оркестре были исполнены первые оркестровые произведения Исаака.
Сообщение ученика.
4. Гимназию И. Дунаевский окончил с золотой медалью и впоследствии легко поступил на юридический факультет Харьковского университета. А в училище совершенствовал игру на скрипке, сочинял много музыки, занимался теорией композиции. В 1916 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. Ее Дунаевский окончил в девятнадцать лет в 1919 году. По окончании консерватории работал в Харьковском русский драматический театр и параллельно писал музыку для Театра сатиры (Театр революционной сатиры). музыка Дунаевского была услышана в Москве. И! В 1924году, по приглашению, И. О. Дунаевский едет в Москву. На тот момент модная оперетта из Франции, Италии и Германии имела грандиозный успех! Благодаря И. О. появляются первые оперетты в России, которые и сегодня считаются лучшими российскими опереттами ("Вольный ветер", "Сын клоуна", "Белая акация", а так же "Женихи"(по пьесе Николая Адуева и Сергея Антимонова) и "Ножи" (по рассказу Валентина Катаева).
Учитель.
- О каком же первом достижении Дунаевского И. О. мы узнали?(ответы учащихся)
- Но что такое оперетта? Здесь нам помогут ребята из группы "
История музыки". 
Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
Сообщения учеников.
 1.
 Оперетта (ит. сл. - маленькая опера)- это сложный жанр вокальной музыки, всегда музыкальная комедия. где часть текста поют, а часть произносят обычной речью.
   2.  Истоками оперетты является искусство жонглёров средних веков, а так же искусство уличных музыкантов трубадуров во Франции. А появилась оперетта, как самостоятельный жанр, в Париже, благодаря французскому композитору Жаку Оффенбаху, с которого и начинается история оперетты. В дальнейшем её развитию будут способствовать австрийский композитор Иоганн Штраус, венгерские композиторы Имре Кальман и Ференц Легар.
  3.
У нас в России вместе с Иссаком Осиповичем Дунаевским, будет создавать оперетту Николай Васильевич Стрельников.
Учитель.
- Ребята, вспомните, у какого композитора кружка "Могучая кучка", была попытка создания оперетты? Кто прославлял богатырскую мощь русского народа? (А. П. Бородин "Богатыри").
- Сравнить с оперой. Кто создатель русской оперы? Как называется?
(ответы учащихся)
Звучит финальная часть из оперетты "Белая акация".
Учитель.
- Обратите внимания сколько в музыке звучит русского простора, напевности и мелодичности широкой русской души.
- Что же ещё создал Великий композитор?
 (ответы учащихся)

- В те времена у нас в стране не приветствовалась западная современная музыка, такая как джаз или рок. и взглянуть на эту музыку по-новому и услышать её помог И. О. Дунаевский.
Наводящие вопросы о джазе (повторение
 ранее изученного).
Учитель.
  -
Пришло время послушать следующую группу наших помощников - "Музыкальная деятельность".
Сообщения учеников.
1.
Джаз - это особый вид музыки, основанный на импровизации (сочинение музыки по ходу исполнения), возникший в Америке среди чернокожего населения.
Главная особенность джаза - это синкопа - ритмическая особенность, где происходит смещение акцента с сильной доли такта на слабую. Состав всегда различен и это всегда ансамбль солистов.

2. В конце 20-х — начале 30-х годов его признавали далеко не все и к музыке с Запада относились с большой осторожностью.
С 1929 года Исаак Осипович живет в Ленинграде - это период творчества, богатый большими событиями и периодом его композиторской зрелости. В то время в мюзик-холле выступал джаз-ансамбль под управлением талантливого певца и актера Леонида Осиповича Утесова (настоящее имя Ла́зарь Ио́сифович Вайсбе́йн; 
1895  —1982) — советский эстрадный артист — певец, чтец, руководитель оркестра; киноактёр. Народный артист Советского Союза . Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.
Специально для джаз-ансамбля Л. О. Утесова композитор пишет рапсодии на темы народных песен и «Советскую джаз (рапсодии)» на темы своих произведений. Все эти сочинения шли под общим названием «Джаз на повороте».

3. И. О. Дунаевский считал, что джазовая музыка может и должна служить советским людям, приносить им радость, но для этого джаз нужно петь.
В это время он знакомится с кинорежиссером Григорием Александровым, который говорил Дунаевскому: - "Мне нужно строить музыку так, чтобы зритель, уходя, пел."
Рождаются первые советские музыкальные комедии:
"Весёлые ребята" - 1934
"Цирк"
"Волга - Волга"
"Светлый путь"
В них звучат песни, созданные на ритмической основе джаза - синкопа.
И сегодня мы знаем, что Исаак Осипович предстает перед нами как блестящий новатор и создатель джаза в России.
Звучит марш из К/ф "Цирк" в исполнении джаз-оркестра

Слово учителя.
- В тридцатые годы у нас в стране еще не было телевидения. Кинотеатров и киноустановок было мало.  Киноэкран являлся настоящим пропагандистом песенного жанра: каждый фильм обязательно приносил новую песню и порой — не одну. Нередко можно было наблюдать такую картину: выходят зрители из кинотеатра и, сначала один-двое, а потом, смотришь, — большая группа людей распевает запомнившиеся мелодии и слова. Такой неоценимой награды — всенародного признания — были удостоены песни Дунаевского.
- Что же всегда развивало и объединяло людей?
- Песня!
Учитель.
   ВОВ В годы ВОВ И. О. Дунаевский хорошо понимал, что в это тяжелое время каждый гражданин должен приносить максимальную пользу своей Родине. Возглавив ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, отправляется в длительную поездку по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах, концертных залах. Только за первые полтора года войны создал более 700 концертных выступлений. Каждый номер поднимал боевой дух солдат, ехавших на фронт, крепил уверенность тружеников тыла в грядущей победе над врагом.
  Энергичные, мужественные песни Дунаевского воодушевляли советских солдат. Вот что рассказывал командир партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу, преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная.» Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!». Вскоре первые такты песни стали позывными советского радиовещания.
Сообщение ученика.
  «Песня о Родине» была создана сначала как музыка, а Лебедев-Кумач подтекстовал ее в большой части. Сначала музыка возникала широко и распевно в медленном движении, а потом уж она модифицировалась в марш по требованию фильма. Первые контуры «Песни о Родине» были созданы летом 1934 года на старой квартире у Орловой* в ныне полуразвалившемся домике на Гагаринском переулке в Москве. В то время Орлова еще не была такой большой знаменитостью и жила с родителями в весьма скромной старинной московской квартире.
У рояля (тоже старинного) сидел я, слева Александров, справа Лебедев-Кумач. Когда появилась мелодия, все ее запели сразу, мы орали, кричали, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же нашел первую строчку, которую подсказала ему музыка. Строчка начиналась так: «Хороша страна моя родная».
Слово учителя.
Песня. Как ласково на всех языках мира звучит это слово! Как будто в самой ласковости его народ выражает свою любовь к песне. Можно ли представить себе какой-нибудь, даже самый маленький народ без песен, воплощающих его радости, его горести, его надежды и стремления? Рядом с историей народа шагает песня, в которой запечатляются события народной жизни, обряды, быт. Песня — это всегда
 душа народа.
Песня "Широка страна моя родная" имеет мировую известность. Её любят и поют на немецком, английском и даже на японском языках. ( можно сделать чтобы ребята сами узнали песню, без объявления).

Звучит песня "Широка страна моя родная" на японском языке.

Заключительное слово учителя.
 - Песня — особенно в свете огромного значения ее в нашей стране — есть кристально чистый музыкальный жанр, отражающий все наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом!
Советская массовая песня является наследницей и преемницей лучших песенных традиций русского народа. И. О. Дунаевский не только сумел сердцем понять и искренне отразить в своих песнях все, чем жила, о чем мечтала советская молодежь. Он смог увидеть и завтрашний день. И в этом, возможно, заключается долголетняя жизнь его песен. Поэтому они так современны. И не теряясь в поливариантных ритмах 80-х годов, звонкие песни Дунаевского и сегодня нам «строить и жить помогают».

Звучит песня в исполнении всего класса, а солирует группа "Музыкальная деятельность"

 Заключительная часть.
          - Кто создал оперетту в России?
          - Кто создал джаз в России?
          - Кто создал объединяющие советский народ песни?
 (ответы учащихся)
         
Д/З: Послушать музыку И. О. Дунаевского и Записать в тетрадях понравившиеся его произведения.


P\S Музыку для прослушивания на фрагментах урока учитель подбирает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка"

План-урока в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка" по программе Д. Кабалевского. Урок №7 2 четверть в форме устного журнала. Приложения и самооценка ученика приложена....

Обобщающий урок по теме:"Музыка вокруг нас"

Данный урок способствуе тформированию уверенности в своих силах, общительности, открытости...

обобщающий урок по всем разделам технологии в 5 классе, межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литература .

Интегрированный урок инсценировки русской народной сказки с элементами театрализации....

конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)

В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....

Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».

обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни....