Обобщающий урок в 5-х классах "Разговор о музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Морозова Елена Петровна

   
   Русский историк, профессор, академик Василий Осипович Ключевский сказал: - "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь". Такой подход в работе учителя, я считаю, должен быть у каждого.
   
    Поэтому уроки музыки имеют особое значение для меня и моих учеников. Воспитание музыкой утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира. А для этого нужно не только слышать музыку, но и понимать её через познание. Имея уже большой опыт работы учителем музыки, убеждена, что чем больше мои ученики знают о музыке, тем больше она становится для них интересной. Заинтересовывая своих учеников на каждом уроке, мы становимся грамотными ценителями и любителями музыкальной культуры.

   Для проведения заключительного урока в 5 классе, мы с ребятами решили провести урок на параллели, где смогли обьединить наши знания, умения и понимания в отечетвенной музыке. Начиная свой урок с русской духовной музыки, мы прошли в своей беседе через все этапы ее становления и развития, демонстрируя радость в познании и гордость за Великую русскую музыку Великой страны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Обобщающий урок на параллели 5-х классов
                                                   "Разговор о музыке"

Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать этапы развития русской музыкальной культуры. 
2. Представить знания учащихся и их представление о русской музыке.
3. Воспитание патриотизма, пробуждение интереса к искусству различных периодов истории Отечества.
4.
Формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
5. Способствовать развитию интереса к музыке.
Музыкальный материал: 
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, рассуждения, сообщения).

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, портреты композиторов и исполнителей.
Тип урока: мастер-класс.

Предметные результаты:

Понимание основных особенностей становления музыкальной культуры.
Развитие музыкально-эстетическое чувства, в познании эмоционально-ценностного отношения к лучшим традициям русской музыкальной культуры.
Владение певческими навыками
.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Личностные УУД:
Проявление интереса  к музыке и музыкальной деятельности.
Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями.
Воспитание патриотизма.

 Регулятивные УУД:
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Коммуникативные УУД:
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе деятельности.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации.
Формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.

Познавательные УУД:
Поиск и использование в практической деятельности информации о композиторской деятельности.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия.
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе различного восприятия музыки и музицирования.
Владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Межпредметные связи:
- с изобразительным искусством;

- с литературой;
- с историей;

- с географией;
- с химией.
                                       Ход урока
Учитель.

Вступление. 
  - Наша встречу мы с вами назвали "Разговор о музыке" почему?... Да потому, что разговор - это свободная форма общения между двумя или более людьми, которые заинтересованы какой-то темой. А музыка всегда была интересна человеку. И сегодня мне с вами хочется поговорить уже не как учитель со своими учениками, а как с коллегами, между которыми регулярно ведутся беседы о музыке уже 5 лет.
Актуальность. Вечные вопросы бытия:
  - Люди всегда много говорят и любят философствовать о жизни и смерти, о времени, космосе и вечных вопросах бытия.  Об этом можно говорить бесконечно, ибо абсолютной и строго определенной точности в этих темах нет. Но, о чем бы мы не говорили - это всё жизнь, которая когда-то начиналась с первого звука на Земле, а значит, с первого звука Музыки. И это было зарождение жизни, зарождение культуры и искусства в целом.
  - Кто нам скажет о зарождении музыки?

Сообщение ученика.
 
  Предполагается, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей, до их расселения по планете. и стала первым видом искусства.

Учитель.

- Таким образом, возникновение музыки превратилось в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.
- Актуален ли разговор о музыке, как вы думаете? (да)
- Почему?(ответы учащихся)
- Музыка- это неотъемлемая часть человеческой жизни, которая всегда объединяла и развивала людей, а значит, влияла и меняла к лучшему.
- Что же такое музыка?(ответы учащихся)

Сообщение ученика.
 
- Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (
греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса и Мнемозины, давших начало искусству и науке. По другой версии их матерью была богиня Гармония. В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена: Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и другие источники. Например, Плутарх (древнегреческий ученый и философ) считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.
Слайд 1: Музы.(фоном звучит греческая арфа)

Учитель.

- Музыка - важнейшая часть русской культуры, давайте послушаем. какие понимали и как учили воспринимать музыку русские композиторы.

Ученики:
 (посадить рядом по группам для удобной передачи микрофона)
1. "Музыка - душа моя" - М. И. Глинка
2. "Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть. которая вылилась из глубины взволнованной души" - П. И. Чайковский
3. "Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейше, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел." - А. Г. Рубинштейн
4. "Музыка - есть средство беседы с людьми" - М. П. Мусоргский
5. "Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с его историческим развитием" - Владимир Васильевич Стасов
6. "Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни... Без музыки трудно представить себе жизнь человека... Д. Д. Шостакович

Учитель.

-   Да, музыкальное искусство всегда объединяло и развивало людей. И в музыке каждого народа - это нечто уникальное, хранящее в себе историю, а значит и гордость за свой народа в целом. Вот и хочется сегодня поговорим с гордостью о русской музыке, о её истории и развитии, объединяя наш разговор в добрую беседу.
- Давайте вспомним, как зарождалась музыка. в каких голосах? (в голосах природы)
- Прочему люди придавали такое большое значение голосам природы?(ответы)
- Значит, какой жанр музыки первым появился на свет? (песня)
-Что то была за песня? (песня-молитва)
- Что такое молитва?

Сообщение ученика.

  -  Молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующих к Богу, является важной частью духовной музыки.
Это энергетическое послание света и добра всему живому.
В России до 1816 года государственным гимном считалась "Молитва русских" - это церковное песнопение, им сопровождались все торжественные мероприятия.

Учитель.

- Совершенно верно, позже гимном станет "Боже, царя храни", где текст напишет Василий Жуковский. а музыка останется европейской из Великобритании.
- Что же такое "духовная музыка"?

Сообщение ученика.

    Духо́вная му́зыка — это основа музыкальной культуры, предназначенная для церковной службы или в быту.

Учитель.
- Каких композиторов основателей русской духовной музыки мы можем назвать? (ответы)
Слайд 2:  М. Березовский и Д. Бортнянский (фоновая музыка любого из композиторов)
- Что можно еще об этих композиторах вспомнить и сказать? Какая причина того, что они не стали первыми русскими композиторами?
Ответы и рассуждения учеников. ( "Итальянщина", долгие годы проживания в Италии, попытка Кавоса написать русскую оперу и т. д.)
 Да, а у русской музыки свои секреты, свой характер звучания и особенностей. Чем она отличается? (широкая, просторная, всегда певучая)
Слайд 3: М. И. Глинка (ответы учеников на фоне музыки из оперы "Иван Сусанин")
- Так кто же стал первым русским композитором? И почему?
- Благодаря этому событию мы знаем год рождения русской музыки, это какой год? (1836)
- Казалось бы, вот наконец-то появилась русская музыка, но чтобы она звучала, чтобы о ней знали, чего не хватало? Все ли музыканты-композиторы владели грамотностью?(ответы)
- В чем нуждалась музыка и ее авторы? Что нужно было для этого сделать?
Открыть учебные заведения.
Слайд 4: М. А. Балакирев, Г. Ломакин; братья Рубинштейны.

- Кто у нас в России открыл первые учебные заведения? (ответы учащихся: 1862 г. Петербург: БМШ - М. Балакирев, Г. Ломакин, консерватория - А. Рубинштейн; 1866г. Москва - Н. Рубинштейн).
- А можно вспомнить первого лучшего выпускники консерватории Петербурга? (П. И.Чайковский)
- Кто скажет, сегодня консерватории носят имя каких композиторов? (г. Петербург - им. Н. Римского -Корсакова, г. Москва - им. П. Чайковского)
- И у Глинки, и у Чайковского были прямые последователи, продолжатели.
Какой продолжатель в оперной музыке был непосредственно у М. Глинки?(ответы)
Слайд 5: М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

- Какие оперы мы можем назвать у Даргомыжского? (ответы).
- А кто продолжал дело Чайковского в создании инструментальной, балетной музыки? (ответы)
Слайд 6: П. Чайковский, А. Глазунов, И. Стравинский.

- Какие балеты мы знаем у Глазунова? (ответы)
- Какие балеты мы можем назвать у И. Ф. Стравинского? (ответы).
- Все это, конечно, замечательно, но  без знаменитого кружка ("Могучая кучка" ?) так быстро и так надежно, навсегда русская музыка бы не прославилась.
Слайд 7: Композиторы "Могучая кучка".

- Какие композиторы вошли в его состав? (ответы)
- Для чего был создан кружок?
- Чье дело продолжали "кучкисты"?
- Кто основал кружок? (Балакирев "Жаворонок" - звучит музыка фоном)
- Да, после встречи с Глинкой, восхищаясь его музыкой, Балакирев стал объединять лучших музыкантов того времени для развития и прославления русской музыки.
- Кто помогал в работе кружка?(ответы)
Для прославления русской музыки, продолжая дело М. И. Глинки.
- Какой жанр лежал в основе творчества кружка? (опера, романс)
- Давайте вспомним знаменитые оперы, родившиеся в кружке композиторов "Могучая кучка"? (ответы беседы)
- Первоначально все композиторы имели профессии, не связанные с музыкой. Вспомните об этом. (ответы)
Кто остался и в профессии, и стал профессиональным русским композитором? (Бородин, Кюи)

Сообщения учеников.
  - Бородин одновременно строил научную и музыкальную карьеру. Жена была больна и денег не хватало, поэтому ему пришлось много работать.
Бородин является автором 42 научных работ по химии и в медицине.
Разнообразные достижения химических опытов широко вошли в наш быт: покрытия «неподгорающих сковородок» изготовлены из тефлона, большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, фторорганическими соединениями заполнены баллончики аэрозольных упаковок и многие другие пластмассовые изобретения. Эти вещества даже используют в качестве заменителей крови в медицине.  Из открытых опытами альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности.


 - Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил химии, наибольшую известность ему все же принесла музыка. Создавая музыку, вслушиваясь  и меняя ход голосов в аккордах, он видел в этом смешивание  красок химических элементов. Бородин говорил: В музыке 7 нот, а  в химии 18 электродов и из этих 18 электродов можно создать больше музыки, чем из семи нот".
Вся жизнь Бородина – это каждодневный подвиг, связанный со стремлением сочетать занятия наукой и искусством, вопреки житейским неурядицам, Сам ученый и композитор говорил: «Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе».

 - Активная композиторская деятельность Ц. А. Кюи не мешала успешно продвигаться по служебной лестнице военного инженера. Он стал преподавателем-профессором, признанным авторитетом в области фортификации и топографии, по его учебникам учились многие поколения российских офицеров. Его труды и статьи переводились заграницей, а известные зарубежные офицеры фортификаторы состояли с ним в переписке, обсуждая новинки военно-инженерного дела.

Учитель.
- А можно ли сказать, что кружок продолжал не только начатое дело Глинки, но и Чайковского? (Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков - оперы детям, музыка для детей).
Таким образом, композиторы "Могучая кучка" утвердили и прославили русскую музыкальную культуру своим творчеством.
- Но не  только о истории России, о русском народе хотели говорить на языке музыки русские композиторы. Они восхищались красотой русской природы, искренне любили её.
Слайд 8: С. Рахманинов ( С. В. Рахманинов. Фоном звучит музыка Рахманинова "Концерт для фортепиано с оркестром №1).

- Один из таких русских композиторов, который отражал красоты русской земли был С. В. Рахманинов.
Любовь к природе для С.В. Рахманинова всегда являлась неиссякаемым источником его творчества.
- Кем был Рахманинов, как его называли при жизни? ("Левитан русской музыки")
- Давайте вспомним несколько фактов из жизни С. В. Рахманинова.

Сообщения учеников.

(Интересные факты из жизни Рахманинова)
1. Любовь к музыке у Сергея Рахманинова, очевидно, являлась наследственной чертой. И его отец, и дед были хорошими пианистами.
2. При игре на рояле одной рукой Рахманинов мог охватить до дюжины белых клавиш.
3. Уже в семь лет Сергей Рахманинов вместе с дедом играл сложные произведения Бетховена и Шуберта, и выступал публично.
4. У Рахманинова была удивительная память. Необъяснимо, но факт — он мог сыграть сложное произведение, услышав его до этого лишь один раз.
5. Во время обучения в консерватории Рахманинов заслужил особенную оценку от Чайковского, принимавшего экзамен по гармонии — он поставил ему пятёрку с четырьмя плюсами.

Учитель.

- Есть особый талант у композиторов, у которых сочетается со звуком цвет.
- Нам это знакомо? ( "цветной слух", синестезия)
- Кто является создателем светомузыки? (А. Н. Скрябин. 1910 год, симфоническая поэма "Прометей" или "Поэма огня","музыкальная живопись")
Слайд 9: А. Скрябин
- Скрябин стал первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Но  попытки в создании цветомузыки были и ранее...
 
Сообщение ученика.
  - В конце XVI века в Милане, по свидетельству очевидцев, была изобретена музыка цвета. При дворе императора Римской империи Рудольфа II жил итальянец Джузеппе Арчимбольдо — художник, музыкант, изобретатель и педагог. Ему приходит совершенно необычная мысль: звуковое явление подчиняется законам музыкальной гармонии, а цветовое — законам художественной. Следовательно звук и цвет подобны, их можно сопоставить и объединить. Это было началом его изобретения. Он построил невиданный ранее музыкальный инструмент — так называемый «цветовой клавикорд». При исполнении музыкального произведения на нем возникали цвета, соответствующие звукам. К сожалению конструкция этого инструмента не дошла до наших дней. Но его можно считать первым в истории искусств, который выдвинул идею соединения зрительного и звукового ряда, создал первую в мире систему цветовой нотации — цветомузыки.

Учитель.

 - А кого мы знаем из русских композиторов, который имел цветной слух? (Н. Римский-Корсаков)
- Любимая тональность для морской темы, часто звучащей в его операх - это? (ми мажор)
- К сожалению, Скрябин не сумел осуществить еще одну свою мечту- открытие, где не только был цвет в музыке, но что еще? ( "Мистерии" :звук, слово, танец и ароматы)
Слайд 10: (Рисунки детей под музыку Скрябина "Поэма огня")  

 - В ХХ веке русская музыка была широко известна и очень популярна. Невозможно найти концертный зал или театр, в котором бы не звучала русская музыка. Музыковеды утверждают. что высокая популярность русской музыки пришла в мир искусства благодаря ее неповторимой певучести, ее широкому мелодическому взмаху, которая раскрывает всегда загадочную русскую душу человека.
  Мы знаем, что после революции 1917 года, начинается эпоха советской музыки, которая новой волной великих талантливых советских композиторов и музыкантов оповестила весь мир, подчеркивая свою популярность и славу.
  К самым популярным, показательным сложным жанрам относятся какие жанры? (опера, балет, симфония)
 - Какие советские композиторы прославляют в этих  жанрах нашу историю, нашу страну, наш народ? Вспомните их имена. (Прокофьев, Свиридов, Хачатурян, Шостакович, Кабалевскаий, Дунаевский)
- Вспомните, какие советские композиторы прославили оперу, балет?
Слайд 11: (вопросы учителя и ответы учащихся)
С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, И. Дунгаевский.
Прокофьева - "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке", "Игрок", "Любовь к трем апельсинам"; "Ромео и Джульетта", "Золушка".
Хачатурян - "Счастье", "Спартак", "Гаянэ" - балеты
Шостакович - "Нос", "Игроки"; "Болт", "Золотой век". 15 симфоний! (№7?, №15?)
Дунаевский - оперетты: "Белая акация", "Вольный ветер", "Сын клоуна".

Учитель.
 - Начиналась новая эпоха, музыкальная летопись больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования.
(Звучит симфоническая музыка Свиридова "Время, вперед!")
Слайд 12: А. Скрябин.
  Ярко отражается эта новая эпоха в симфоническом произведении Г. Свиридова своим напористым движением вперед, смелыми аккордами и бегущим стремлением к лучшей жизни. Как оно называется? ("Время, вперед!").

Сообщение ученика

 - "Вре́мя, вперёд!" - увертюра создана к кинофильму 
Михаила Швейцера «Время, вперёд!» (по одноимённому роману Валентина Катаева). Музыку использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах, документальных фильмах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными новостей на ЦТ.
 Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы продолжается вечно».

Учитель.

-  Большой акцент в истории советской музыки выходит на песенные жанры и песню. Массовое песенное движение входило в новое русло благодаря профессиональным композиторам. Впервые песенный жанр становится главной областью композиторской деятельности.

 
Сообщение ученика.
-  Жизнью доказано, что для песни не существует границ.
Право подтвердить эту истину выпадает песням, которые стали достоянием мировой песенной культуры. Вот лишь некоторые примеры, которые известны всему миру. 
 Гимном итальянских партизан в годы войны стала знаменитая наша песня  "Катюша" Матвея Блантера.
 Во Франции на концерте можно часто услышать песню "Подмосковные вечера"  Василия Соловьева-Седого. (Звучит фоном "Подмосковные вечера")

Легкая для восприятия и общительная — наша песня звучит, помимо французского, на многих языках : французском, итальянском, английском, испанском, шведском, венгерском, китайском. японском, финском и вьетнамском. а так же на иврите (еврейском языке).

Учитель.
- Давайте послушаем известную советскую песню на японском языке, а вы постараетесь узнать песню после прослушивания. ("Широка страна моя родная")

Звучит песня.
- Один из главных советских лидеров был композитор, который создал и оперетту в России...., и создал джаз в России ....., и объединяющие наш народ песни-марши. О ком речь?  (И. О. Дунаевский)
Слайд 13: И. О. Дунаевский

 
Сообщение ученика (фоном звучит песня "Широка страна моя родная").
  - Исаак Осипович Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Композитором написано более десятка оперетт и балетов, а также музыка ко множеству фильмов. Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром, и его легкая музыка легко запоминалась, влюбляла в себя. Его называли "советским Моцартом", королем, чемпион мелодии.
Известные на мировом уровне хиты-песни: «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…». В песне
«Широка страна моя родная» звучит гордость человека за свою землю, она наполнена  светом,  оптимизмом,  жизнелюбием.
Учитель.
 - Какая же дружеская встреча с разговором не обходится без песни? Я предлагаю исполнить эту песню самим.

Звучит хоровое исполнение песни
 "Широка страна моя родная".

  -  Наш разговор подошел к концу. Он был понятен и интересен всем, из которого мы с вами  поняли,  насколько знаем и любим  музыку нашей страны, как она популярна и любима не только у нас, но и за рубежом. Великая русская  музыка, которая всегда объединяла и развивала людей.
 - Какой хочется сказать вывод после такого большого разговора о русской музыке?(ответы)
ВЫВОД:
Музыкальная культура нашей страны - это наша большая гордость!

 - Спасибо всем . Мы еще встретимся и поговорим. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка"

План-урока в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка" по программе Д. Кабалевского. Урок №7 2 четверть в форме устного журнала. Приложения и самооценка ученика приложена....

Обобщающий урок по теме:"Музыка вокруг нас"

Данный урок способствуе тформированию уверенности в своих силах, общительности, открытости...

обобщающий урок по всем разделам технологии в 5 классе, межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литература .

Интегрированный урок инсценировки русской народной сказки с элементами театрализации....

конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)

В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....

Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».

обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни....