20.08.19 Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс)

Рабочая программа 6 класс Науменко Т.И. , Алеев В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_6_kl.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

 школа п. Нивенское»

                 Рассмотрено                                                                            Принято                                                                      Утверждаю

                    на  методическом совете                                                       на педагогическом совете                                         директор

                    протокол № 7                                                                       протокол № 9                                                        _________Г.Г.Граховска

                    «15» июня 2019 г.                                                                «18» июня 2019 г.                                          «18» июня 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО музыке

для 6   класса на 2019 – 2020 учебный год

(35 часов)

 

                                                                                                                    Составила:  учитель  Декалова  Людмила Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     

          Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с учётом авторской программы по предмету « Искусство и Музыка» Науменко Т.И. ,Алеев В.В. Составлена на основании примерной программы общеобразовательных учреждений и    рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Учебник: «Искусство. Музыка» авторы : Науменко  Т. И. , Алеев В., Москва «Дрофа» , 2016 год.

    Музыка в школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Курс рассчитан на 35 часов из них 17 часов отведено на внутри предметный модуль «Тайны музыкального королевства».   В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены словом «модуль».

I.Планируемые  результаты освоения курса.

 -Ученики научатся знать и понимать:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

-Ученики получат возможность научиться:

  • стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
  • формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
  • стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение.
  • самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале.

          II . Содержание курса

Урок №1-3 Повторение .  Музыка души

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Урок №4.  Наш вечный спутник

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Урок №5.  Искусство – память человечества

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Урок №6.  В чём сила музыки

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера)

Урок  №7. Музыка объединяет людей

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Урок №8.  «Вначале был ритм»

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Урок №9. Диалог метра и ритма

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Урок №10 От адажио к престо.

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова

Урок №11. Мелодия «угадывает» нас самих

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).

Урок №12. Что такое гармония в музыке

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Бах

.Урок №13 Мир образов полифонической музыки

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»

Урок №14. Какой бывает музыкальная фактура

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Урок.15 Тембры – музыкальные краски

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Урок №16. Тонкая палитра оттенков

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Урок №17-18.Итоговая контрольная работа. Резерв .

Содержание программы  внутри предметного модуля

Искусство «серебряного» века. 

Культура грани веков. «Серебряный век» или «русский ренессанс» - круг проблем и образов. Музыкальность поэзии «серебряного века».

Русская эстрада начала 20 века.

Эстрадное искусство – иной полюс русской художественной жизни в начале 20 века. Средства эстетического воздействия в эстрадном жанре. Имена величайших эстрадных исполнителей (Вертинский, Морфеси, Панина, Вяльцева.)

Александр Вертинский – «брат Пьеро». 

Первые шаги в искусстве. Образ Пьеро. «Песенки печального Пьеро» (ариетки) – содержание, образы, лексика, их отражение в музыке (на примере песен «Безноженька», «Кокаинетка», «Креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном».) Роль жеста и мимики в создании музыкального образа.

Александр Вертинский – «судьба Родины, судьба артиста». 

События  1917 года. Эмиграция. Содержание, образы «ариеток Пьеро» в годы жизни за границей (на примере песен «В степи молдаванской», «Чужие города», «Прощальный ужин», «О нас и о Родине».)

Александр Вертинский и поэты «серебряного века». 

Стихи Бальмонта: «Колыбельная», Блока: «В голубой далекой спаленке», Цветаевой: «Прощанье», «Степан Разин», Есенина: «Последнее письмо» в творчестве Вертинского, их образы, содержание, музыкальная интерпретация.

Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой.

Смысл слова «песенка» у Вертинского и Ахматовой. Содержание и образы песенок ( на примере ранних песен Вертинского до 1917 года) и стихов Ахматовой «Я на солнечном восходе…», песенки из цикла «Шиповник цветет», «Песенка слепого», цикл из 4 стихотворений «Песенки».

Последователи творчества Вертинского.

Подражатели Вертинскому, пародии на него. Современные исполнители песен артиста: Б. Гребенщиков, Олег Погудин – монографические концерты, посвященные памяти Вертинского.

Цыганский романс на русской эстраде начала 20 века.

Понятие цыганского романса в начале 20 века, его содержание, музыкальное сопровождение. Артисты Московской оперетты 70 – 80 годов 19 века – прямые «прародители» цыганской песни начала 20 века.

Женщины на эстраде – исполнительницы цыганских романсов .

«Цыганский» репертуар на эстраде. Творчество Паниной, Вяльцевой, Плевицкой.

Влияние «цыганских» мотивов на творчество поэтов «серебряного века».

Цыганские мотивы  в творчестве Есенина, Цветаевой. Особое место цыганских романсов и творчества В.Паниной в жизни и творчестве А.Блока.

Цыганский романс на современной эстраде. 

Традиции и новаторство в исполнении цыганских романсов в наше время. Творчество В.Пономаревой.

Экскурсия в бабушкин сундук.

Поиск, реставрация и анализ нотных изданий и грамзаписей выпуска 1- ой половины 20 века. Составление нотной «библиотеки» и фонотеки старинных песен и романсов.

Современная эстрада.  Анализ песен и различных конкурсов эстрады.

  III.  Тематическое планирование. 

Программный материал

Количество часов

1

Повторение , включая входную контрольную работу  .

2

2

 Музыка души.

1

3

Модуль. Искусство «серебряного века»

1

4

 Тысяча миров музыки

3

5

Модуль. Русская эстрада 20 –го века.

2

6

Как создаётся музыкальное произведение.

3

7

Модуль. Александр Веретинский  - творчество.

4

8

Чудесная тайна музыки.

3

9

Модуль. Цыганские романсы

4

10

Музыкальная фактура.

4

11

Модуль Бабушкин сундук

6

7

Итоговая контрольная работа

1

8

Резерв

1

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...