«Пер Гюнт».
план-конспект урока по музыке

Есть много музыки, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon per_gyunt.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить учащихся с образами норвежского композитора Э. Грига.

Задачи:

Образовательные: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент. 

2 этап. Повторение пройденного материала.

3 этап. Изучение нового материала.

Учитель:

Есть много музыки, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».

     Пьеса «Утро» - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

 Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Учитель.  Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку,  словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно.  Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение  с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

         Ту песню пою я, услышат ее

         Все люди от края до края,

         И правду о северной дивной земле

         Расскажет им песня родная.

     Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.  

     В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене  15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

     Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

     Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

     Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами - об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

     Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

     

5 этап. Подведение итогов.  

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Женские образы в симфонической сюите Э. Грига "Пер Гюнт"

работа по симфонической сюите Э. Грига. познакомить детей с женскими образами , нарисованными Эдвардом Григом в симфонической сюите « Пер Гюнт»;  нацелить ребят на то, что каждому из действующи...

Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ

Цель: уметь определять инструментальную песенность.Задачи:Воспитательные-воспитать любовь к музыке  Э. Грига.Развивающие: развивать  мышление, воображение, кругозор.Обучающие-обучать в...

«Проблема малой Родины в музыкальном произведении. Э.Григ. сюита “Пер Гюнт”».

Цель урока: -   совершенствование умения анализировать произведения (сюита Э.Грига “Пер Гюнт”»Задачи урока: - Развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся....

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Музыкальное занятие "Пер Гюнт"

Разработка данного занятия поможет познакомить дошкольников с творчеством великого композитора Пер Гюнта....

Презентация к занятию "Пер Гюнт"

В данной презентации размещены слайды, которые помогут детям лучше познакомиться с музыкальной сказкой "Пер Гюнт"...