рабочая программа по музыке 6 класс Критская
рабочая программа по музыке (6 класс)

Семенова Елена Владимировна

рабочая программа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88

«Рассмотрено»

 на заседании  МО _____________________

Протокол № _____

от «__»  ________2018 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________

от «__» ______2018 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 88 _________________  

Приказ № _________

 

от«__»_______2018 г

«Рассмотрено»

 на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «__»  __________  2018 года

«Согласовано»

Председатель Управляющего совета    ____________

от «__» _________ 2018 года

Рабочая программа по предмету «Музыка»

 для 6 классов

                                                         

              Составитель:                                 

                                                             учитель музыки

Семенова Е. В.

Срок реализации программы:

2018- 2019 уч. год

     

Тюмень, 2018

1.Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2016 г.,

а также в соответствии с программой:

Музыка 5-7 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников

Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений/( Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова).-М.: Просвещение,

                

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане МАОУ СОШ № 88 для обязательного изучения предмета

«Музыка» в 6 классах отведено 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой без изменений.

Для реализации рабочей программы используется учебник

1. Г.П.Сергеева,Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций 3-е изд. Москва «Просвещение» 2014

Дополнительная литература для учителя

 1. Сборник рабочих программ «Музыка» 5-7 классы Предметная линия учебников

Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Москва «Просвещение» 2013г.

2.Уроки музыки . Поурочные разработки. 5-6 класс/ г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. – 2-е

изд.- М.: Просвещение.2014

3 . Г.П.Сергеева,Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс. Фонохрестоматия музыкального

материала.

     Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/)

В целях расширение использования в области «Музыка» новых информационных технологий, опирающихся на современную компьютерную базу, новые интерактивные методы: компьютерные обучающие программы: «Музыкальный класс» , «Музыкальная энциклопедия» образовательные модули по предмету, технические средства обучения на базе аудио-видеотехники, дистанционные средства обучения, программное обеспечение (Microsoft Word, табличный процессор Microsoft Excel)

  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое   http://teacher.fio.ru
  • Новые технологии в образовании   http://edu.secna.ru/main/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия   http://mega.km.ru        

2. Планируемые результаты

Изучение курса музыки в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

в направлении  личностного развития:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих

задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

В метапредметном направлении:

Регулятивные:  и учащиеся научатся :

активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с

формированием художественного восприятия музыки;

• смогут организовывать свою деятельность в процессе познания мира через

музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих

целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении

общих целей; оценивать достигнутые результаты;

• работать с разными источниками информации, развивать критическое

мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального

искусства;

научатся организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

Учащиеся получат возможность научиться

  • осознавать то, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать, по одному или нескольким предложенным критериям
  • умению работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
  • способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
  • -формированию ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения
  •  

Познавательные:

Учащиеся научатся

•        усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа;

•        структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства;

•        умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога;

владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации.

Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        оценке восприятия и исполнения музыкального произведения.

 приобщаться к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному, духовному музыкальному творчеству

  формировать целостную художественную картину мира

 воспитывать патриотические убеждения, толерантности жизни в поликультурном обществе.

 развивать творческое, символическое, логическое мышление, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные: 

Учащиеся научатся

•        сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение; объединять полученные результаты;

  • грамотно выразить и убедительно обосновать свою точку зрения;
  • уважать мнение других; учитывать позицию одноклассников, вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений;

             проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с      личным жизненным опытом;

•        задавать вопросы с целью получения нужной информации.

           Учащиеся получат возможность научиться:

•        учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

•        выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель.

в предметном направлении:

Учащиеся  научатся:

          слушать и анализировать музыкальные сочинений с последующим их обсуждением;

  • -наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства,
  • выражать своё отношение к искусству,
  • оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
  • - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок),
  •  различать особенности видов искусства;
  • - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • владеть  разнообразными способами деятельности, приобретать и совершенствовать опыт:
  • стремиться к самостоятельному общению с высоко- художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
  • продуктивно сотрудничать в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов.

У обучающихся должна сформироваться готовность применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными формами контроля являются :самостоятельная работа, работа по карточке, тест, практическая работа (исполнить песню).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 6 класса  в форме тестовой работы  1 раз в год: . Тест по теме «Вокальная музыка», «Инструментальная музыка » , «Симфоническая музыка», «Камерная музыка»

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся  по музыке:

Система оценки и виды контроля

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися

программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования

к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки

знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной

деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

                                Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,   давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,    умение сравнивать,   обобщать;  знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,  средств музыкальной выразительности,  ответ

самостоятельный.

Оценка  «4»   ставится, если:

- ответ правильный,   но неполный:

-  дана характеристика содержания музыкального произведения,      средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка  «3»  ставится, если:

-ответ правильный,   но неполный,  средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно,    допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка  «2»   ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени,  т.е.  за сумму ответов,  данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл),   при условии,  если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных,  с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса.    Так, например,  предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой,  более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5»   ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4»  ставится,  если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование,   ритмически правильное;

-  пение недостаточно выразительное.

Оценка «3»  ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;   -неуверенное и не вполне точное,  иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 60-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-59% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 39% заданий

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть

выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Творческие работы , проекты по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5. Музыкальные викторины (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на

уроках или достаточно популярных).

6 Виртуальные экскурсии, сочинения рассуждения , эссе.

7.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче

музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком

(синквейны , диаманты, рисунки, поделки и др.)

8. Индивидуальное и групповое исполнение песен

 Формы организации учебного процесса:

-  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

3. Содержание учебного предмета «Музыка» 6 класс

Общая характеристика учебного предмета «Музыка »

Особенности содержания курса в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию  чужого  опыта,  осознания  богатства мировой  музыкальной культуры,  становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

Межпредметные связи

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

 Основные  содержательные  линии:

 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»,

 «Мир образов камерной и симфонической музыки».

 Освоение  содержания  программы  реализуется  с  помощью  использования

    Метода художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

    Метода эмоциональной драматургии;

    Метода создания «композиций»;

    Метода игры;

    Метода художественного контекста.

В соответствии с учебным планом РК представлен в рабочей программе в объёме 4 часов. Темы РК интегрированы в следующие разделы:  

« Мир образов вокальной и инструментальной музыки ” (2 часа

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (2часа)

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
  • -принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • - самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно- эстетической точки зрения.
  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Организация учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок. Виды музыкальной деятельности,  используемые  на  уроке,  весьма  разнообразны  и  направлены  на  полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др

Тема 1 полугодия:         «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  РК Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

..Тюменский Симфонический оркестр (6 урок) Авторская музыка: прошлое и настоящее. Барды Тюменской области и г. Тюмени.    РК (16)

Тема  II  полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Образы камерной музыки Камерная музыка Тюменской филармонии РК(19) 

Мир музыкального театра .Культурный центр Тюмени РК(32)

Тематическое планирование по музыке

6 класс (34 ч.)

Название изучаемой темы

Кол-во ч.

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

 тема   I полугодия:  “  Мир образов вокальной и инструментальной музыки ” (16 часов)

Удивительный мир музыкальных образов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

1

 Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;

Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов

Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

Активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки; умение организовываь свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике. Взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ

-  наблюдать  за  многообразными  явлениями  жизни  и  искусства,  выражать  своё  отношение  к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

-   понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

-  наблюдать  за  многообразными  явлениями  жизни  и  искусства,  выражать  своё  отношение  к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

-   понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

принимать  активное  участие  в  художественных  событиях  класса,  музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях,  кинофильмах,  художественных  выставках  и  др.,  оценивая  их  с  художественно- эстетические точки зрения

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. 

2

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

•        Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

•        М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

•        М. Глинка. «Вальс-фантазия».  

•        «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

•        «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»..

1

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов

сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

•        С.В.Рахманинов, сл.

солнышко».

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса

История создания филармонического оркестра

Музыкальный образ и мастерство испол-нителя.

..

Тюменский Симфонический оркестр РК

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

1

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

•        РНП «Матушка, что во поле пыльно».

Образы песен зарубежных ком-позиторов.

Тест «Вокальная музыка»

1

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

•        М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак  

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

•        «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсаков

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

«Фрески Софии Киевской».

1

«Перезвоны» Молитва.

1

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

.

1

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Урок расширения знаний.

Урок-беседа.

Тест «Инструментальная музыка»

1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

Фортуна!»:

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными  произведениями.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям .

Авторская музыка: прошлое и настоящее. Барды Тюменской области и г. Тюмени.    РК

Урок-викторина.

1

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

•        Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».  

•        «Гаудеамус»  - Международный

различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края.

тема   II полугодия:        “ Мир образов камерной и симфонической музыки ”(18 часов)

Джаз – искусство 20 века.      

  

   

1

Понимать специфику и особенности музыкального языка,

закономерности музыкального искусства.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

формирование художественного  вкуса  как  способности  чувствовать  и  воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

   принятие мультикультурной картины современного мира;

    становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;   Умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;

. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки; умение организовываь свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике. Взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки

-  наблюдать  за  многообразными  явлениями  жизни  и  искусства,  выражать  своё  отношение  к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

-   понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего кр

принимать  активное  участие  в  художественных  событиях  класса,  музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях,  кинофильмах,  художественных  выставках  и  др.,  оценивая  их  с  художественно-эстетической точки зрения

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности

Вечные темы искусства и жизни.

1

Соотносить художественно-образное содержание

музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Образы камерной музыки. 

Камерная

музыка  Тюменской филармонии РК

1

Наблюдать за процессом и результатом музыкального

развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем , образов в произведениях разных форм и жанров.

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. 

1

Распознавать художественный смысл различных форм

построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

Определять стилевое своеобразие классической,

народной, религиозной музыки.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.

1

Размышлять об истоках возникновения музыкального

искусства.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

. Образы симфонической музыки

.

1

Различать виды оркестра и группы музыкальных

инструментов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Образы симфонической музыки

1

Исполнять песен и темы инструментальных произведений

Отечественных и зарубежных композиторов. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

2

Выражать эмоциональное содержание музыкальных

произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Тест «симфоническая музыка»

2

Выявлять художественно-образное содержание музыки и

произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении.

Увертюр фантазия «Ромео и Джульетт»

.

2

Мир музыкального театра.

1

Исследовать интонационно- образную природу

музыкального искусства.

Тест «Камерная музыка»

Культурный центр Тюмени РК

1

Исследовать интонационно- образную природу

музыкального искусства.

Образы киномузыки.

Проверочная работа.

Комбинированный.

1

Использовать различные формы музицирования и

творческих заданий  в освоении содержания музыкальных произведений.

Образы киномузыки.

Урок-концерт

Комбинированный

1

Анализировать  и обобщать многообразие связей музыки,

литературы и  изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...