Музыкальная библиотека "Рояль"
методическая разработка по музыке

Самборская Лилия Анатольевна

Краткие сведения о музыкальном инструменте-рояле для использования педагогами, музыкальными руководителями, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_biblioteka_royal.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЯЛЬ

          Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе и др. Он почётный и важный стоит на почётном месте.

         Одним из ученых Древней Греции, изучавших взаимосвязь музыки и естеccтвенных наук, был Пифагор, автор знаменитой теоремы. Великого ученого интересовали музыкальные прoблемы, в частности, музыкальные лады и интервалы. Для их изучения Пифагор использовал монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представлявший собой деревянный, прямoугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: моно – по-гречески одна, хорд – струна). На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов. Монохорд был одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано.

          По-разному складывались судьбы музыкальных инструментов. Oдни, как, например, флейта, усовершенствовались и продолжали существовать. Другие же безвoзвратно иcчезали. Такая печальная судьба постигла и лиру – тот самый универсальный инструмент, без которого эллины не представляли себе музыки, пoэзии, пантoмимы.

          А вот монохорд не погиб и не исчез. Напротив, его начинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн. Появился подобный инструмент и на Руси. Это были столь любимые в русском народе гусли.

          А струн становилось все больше и больше, у некоторых средневековых потомков монохорда их насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно – управлять пальцами несколькими десятками струн – дело совсем не простое. В эпоху раннего средневековья уже знали и пользовались органом. Вот и пришла кому-то в голову замечательная мысль – приспособить клавиатуру к многострунному монохорду.

А далее произошло следующее – первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту, которому предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов, и который в течение нескольких веков будет волновать сердца музыкантов и слушателей, - клавикорду.

Что за удивительный это был инструмент. С мягким, нежным звуком, легкий и удобный: хочешь – держи на коленях, а хочешь – ставь на стол. А главное, клавикорд оказался очень удобен для игры, легкого прикосновения было достаточно, чтобы извлечь звук.

            Изобретая музыкальные инструменты, а затем, совершенствуя их, люди стремились к тому, чтобы их звучание напоминало и пение птиц, и интонацию речи, и даже было похоже на красивый поющий человеческий голос. Клавикорд не мог подражать всему. Но в выразительной мягкости звучания, особенно при передаче настроений задумчивости, печали, в течение трех веков, вплоть до появления фортепиано, он не имел себе равных.

За прошедшие столетия клавикорд неузнаваемо преобразился. Вместо скромного деревянного ящика обычной формы появляются самые неожиданные по внешнему виду инструменты.

Всем был хорош клавикорд: удобен, красив, звук нежен и приятен. Но вот беда: его звучание было таким тихим, что как солист он почти не был слышен в больших помещениях.

         Клавесин появился немногим позже клавикорда. Его прямым предком был цимбал - треугольный ящик со струнами. "А что, если присоединить к цимбалу клавиатуру?" - подумали мастера. Так и сделали - на близком к струнам конце клавиши закрепили специальный язычок; он-то и защипывал струну, когда музыкант нажимал клавиши. Так родился первый клавишно-струнный инструмент. По сравнению с клавикордом механика клавесина была несколько сложнее. Первое отличие клавесина от клавикорда заключалось в том, что струны у него были разной длины, и каждая настраивалась в определенном тоне. Второе отличие состояло в механизме звукоизвлечения. Соединенный с клавишей деревянный стерженек, сверху был расщеплен, сюда и вставлялся язычок, щипком приводивший в колебание струну.

Для язычка сначала использовался необычный материал. Его предоставляли в распоряжение клавесинных мастеров... птицы. Причем, среди пернатых особое внимание мастеров привлекли вороны; язычки, сделанные из их перьев, оказались наиболее "музыкальными" и долговечными. В течение нескольких веков они использовались в клавесине, пока на смену им не пришли язычки из кожи и металла. Понятно, что язычки из перьев были не очень надежные. Едва ли не после каждого исполнения их приходилось приводить в порядок. Однако именно "оперение" инструмента и обусловливало качество его звучания, хотя и сопровождавшегося некоторым жужжанием. Особой сочностью отличался звук кожаного язычка.

Меняя материал для язычков, мастера стремились не только разнообразить тембр клавесина, но и увеличить силу его звука. Дело в том, что хотя клавесин звучал в целом громче клавикорда, но все же его звуковой поток тоже был весьма ограничен. Чтобы увеличить объем звучания клавесина, инструментальные мастера пытались использовать все средства. Так, например, стали применяться удвоенные, утроенные струны для каждого тона, настраивавшиеся в унисон или в октаву.

Постепенно роскошным становился и внешний вид инструмента. Расписанные искусными живописцами корпуса, отделывались тонкой резьбой, инкрустировались слоновой костью.

            Несмотря на многообразие форм инструмента, основных форм клавесина было две: с вертикальным направлением струн и горизонтальным. Первый инструмент был прототипом пианино, второй, крыловидный, - рояля. Как и клавикорд он имел свои недостатки - звук был почти одинаковой громкости. Не было контраста между форте и пиано.

            Италия, 1709 год. Коллекция клавесинов принца Фердинандо известна далеко за пределами Италии. Хранитель этой коллекции Бартоломео Кристофори, всю жизнь занимающийся конструированием клавесинов, приготовил сюрприз, которым на этот раз собирается удивить гостей дома. И вот публика собирается в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент.

"Клавесин с тихим и громким звуком - забавно назвал падуанец свою новинку", - переговариваются гости, поглядывая на Кристофори. - "Говорят, что он изобрел какие-то молоточки, обтянутые кожей, и поставил их вместо язычков. Забавно!"

Но вот наступает тишина, чехол снят, и инструмент ожил... Еще не отзвучало первое произведение, а гости переглядываются между собой, и тишина мало-помалу сменяется шепотом: "Любопытно, весьма любопытно. Но обычный клавесин все же привычней... и лучше".

Никто не понял, что это принципиально новый тип клавишного инструмента, что его ждет большое будущее. Далее судьба "перышковых" складывалась весьма неудачно. Их не только перестают изготавливать, но и фактически истребляют. Конец 18 века - это рубеж, который отделяет период клавирного искусства от фортепианного.

             Итак, власть в музыкальном мире перевернулась. Если раньше "королем" музыкальных инструментов называли орган, а затем царствовал клавесин, то отныне фортепиано получило название рояль, что значит "королевский".

             На фортепиано можно было добиться певучего звучания. Увеличить объем звучания казалось не так трудно - надо было лишь сделать струны толще, длиннее и больше натянуть их. Пробовали пойти по этому пути - деревянные корпуса роялей затрещали. Ведь натяжение струн исчислялось сотнями килограммов. На помощь дереву пришел металл. Теперь жесткость корпуса обеспечивалась чугунной рамой, позволявшей увеличить силу натяжения струн до 20-ти с лишним тонн! А сами струны стали располагать перекрестно, в два яруса, в результате звук стал ярче, полнее, грoмче. Cтали пробовать самые различные материалы для качества звучания. Наиболее подходящим оказался прессованный войлок - фильц. Покрытый фильцем молоточек открывал перед пианистами неожиданные возможности для разнообразнейших оттенков звучания. Именнo благодаря ему, звук фортепиано может быть плотным и прозрачным, острым и мягким, светлым и тусклым. И все же, пожалуй, самым удивительным усовершенствованием было изобретение педали. Мастера, придумавшие педаль лишь для продления звука, вряд ли могли предвидеть, какие звуковые богатства и таинства заключены в этом приспособлении. Сегодня музыканты говорят: "Без педали невозможно играть на фортепиано". Действительно, педаль - важнейшая краска в палитре пианиста. И от того, как он использует эту краску, во многом зависит звучание инструмента. Позднее эту педаль стали называть правой, потом появилась и левая педаль, позволившая пианисту добиваться особого тихого и мягкого звучания.

Творческая мысль инструментальных мастеров не стояла на месте. С той же настойчивостью, с какой они совершенствовали рояль, они принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования. Им стало пианино. Каждая фортепианная фабрика в начале 19 века предлагала свою конструкцию, свои новинки. Вряд ли отыскались два пианино разных фабрик абсолютно похожие друг на друга. На современном инструменте клавиатура состоит из 88 клавиш, разбитых на 7 с половиной октав. А диапазон фортепиано, для которого писали Моцарт и Гайдн не превышал 5 октав. Корпус рояля стоит на трех массивных ножках. Настройка рояля - большое искусство, требующее от мастера - настройщика не только тончайшего слуха, но и огромного терпения. Ведь у рояля около 200 струн, и к каждой из них приходится возвращаться во время настройки по несколько раз.

Некоторым слушателям кажется, что играть на рояле и выступать перед публикой очень легко. Так может подумать только тот, кто совершенно не представляет себе, насколько не прост труд музыканта, как сложно стать настоящим художником. Вряд ли существует на свете иное мастерство, учиться которому человек начинает в раннем возрасте и продолжает всю жизнь.

            РОЯЛЬ

Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе и др. Он почётный и важный стоит на почётном месте.

Одним из ученых Древней Греции, изучавших взаимосвязь музыки и естеccтвенных наук, был Пифагор, автор знаменитой теоремы. Великого ученого интересовали музыкальные прoблемы, в частности, музыкальные лады и интервалы. Для их изучения Пифагор использовал монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представлявший собой деревянный, прямoугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: моно – по-гречески одна, хорд – струна). На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов. Монохорд был одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано.

По-разному складывались судьбы музыкальных инструментов. Oдни, как, например, флейта, усовершенствовались и продолжали существовать. Другие же безвoзвратно иcчезали. Такая печальная судьба постигла и лиру – тот самый универсальный инструмент, без которого эллины не представляли себе музыки, пoэзии, пантoмимы.

А вот монохорд не погиб и не исчез. Напротив, его начинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн. Появился подобный инструмент и на Руси. Это были столь любимые в русском народе гусли.

А струн становилось все больше и больше, у некоторых средневековых потомков монохорда их насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно – управлять пальцами несколькими десятками струн – дело совсем не простое. В эпоху раннего средневековья уже знали и пользовались органом. Вот и пришла кому-то в голову замечательная мысль – приспособить клавиатуру к многострунному монохорду.

А далее произошло следующее – первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту, которому предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов, и который в течение нескольких веков будет волновать сердца музыкантов и слушателей, - клавикорду.

Что за удивительный это был инструмент. С мягким, нежным звуком, легкий и удобный: хочешь – держи на коленях, а хочешь – ставь на стол. А главное, клавикорд оказался очень удобен для игры, легкого прикосновения было достаточно, чтобы извлечь звук.

Изобретая музыкальные инструменты, а затем, совершенствуя их, люди стремились к тому, чтобы их звучание напоминало и пение птиц, и интонацию речи, и даже было похоже на красивый поющий человеческий голос. Клавикорд не мог подражать всему. Но в выразительной мягкости звучания, особенно при передаче настроений задумчивости, печали, в течение трех веков, вплоть до появления фортепиано, он не имел себе равных.

За прошедшие столетия клавикорд неузнаваемо преобразился. Вместо скромного деревянного ящика обычной формы появляются самые неожиданные по внешнему виду инструменты.

Всем был хорош клавикорд: удобен, красив, звук нежен и приятен. Но вот беда: его звучание было таким тихим, что как солист он почти не был слышен в больших помещениях.

Клавесин появился немногим позже клавикорда. Его прямым предком был цимбал - треугольный ящик со струнами. "А что, если присоединить к цимбалу клавиатуру?" - подумали мастера. Так и сделали - на близком к струнам конце клавиши закрепили специальный язычок; он-то и защипывал струну, когда музыкант нажимал клавиши. Так родился первый клавишно-струнный инструмент. По сравнению с клавикордом механика клавесина была несколько сложнее. Первое отличие клавесина от клавикорда заключалось в том, что струны у него были разной длины, и каждая настраивалась в определенном тоне. Второе отличие состояло в механизме звукоизвлечения. Соединенный с клавишей деревянный стерженек, сверху был расщеплен, сюда и вставлялся язычок, щипком приводивший в колебание струну.

Для язычка сначала использовался необычный материал. Его предоставляли в распоряжение клавесинных мастеров... птицы. Причем, среди пернатых особое внимание мастеров привлекли вороны; язычки, сделанные из их перьев, оказались наиболее "музыкальными" и долговечными. В течение нескольких веков они использовались в клавесине, пока на смену им не пришли язычки из кожи и металла. Понятно, что язычки из перьев были не очень надежные. Едва ли не после каждого исполнения их приходилось приводить в порядок. Однако именно "оперение" инструмента и обусловливало качество его звучания, хотя и сопровождавшегося некоторым жужжанием. Особой сочностью отличался звук кожаного язычка.

Меняя материал для язычков, мастера стремились не только разнообразить тембр клавесина, но и увеличить силу его звука. Дело в том, что хотя клавесин звучал в целом громче клавикорда, но все же его звуковой поток тоже был весьма ограничен. Чтобы увеличить объем звучания клавесина, инструментальные мастера пытались использовать все средства. Так, например, стали применяться удвоенные, утроенные струны для каждого тона, настраивавшиеся в унисон или в октаву.

Постепенно роскошным становился и внешний вид инструмента. Расписанные искусными живописцами корпуса, отделывались тонкой резьбой, инкрустировались слоновой костью.

Несмотря на многообразие форм инструмента, основных форм клавесина было две: с вертикальным направлением струн и горизонтальным. Первый инструмент был прототипом пианино, второй, крыловидный, - рояля. Как и клавикорд он имел свои недостатки - звук был почти одинаковой громкости. Не было контраста между форте и пиано.

Италия, 1709 год. Коллекция клавесинов принца Фердинандо известна далеко за пределами Италии. Хранитель этой коллекции Бартоломео Кристофори, всю жизнь занимающийся конструированием клавесинов, приготовил сюрприз, которым на этот раз собирается удивить гостей дома. И вот публика собирается в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент.

"Клавесин с тихим и громким звуком - забавно назвал падуанец свою новинку", - переговариваются гости, поглядывая на Кристофори. - "Говорят, что он изобрел какие-то молоточки, обтянутые кожей, и поставил их вместо язычков. Забавно!"

Но вот наступает тишина, чехол снят, и инструмент ожил... Еще не отзвучало первое произведение, а гости переглядываются между собой, и тишина мало-помалу сменяется шепотом: "Любопытно, весьма любопытно. Но обычный клавесин все же привычней... и лучше".

Никто не понял, что это принципиально новый тип клавишного инструмента, что его ждет большое будущее. Далее судьба "перышковых" складывалась весьма неудачно. Их не только перестают изготавливать, но и фактически истребляют. Конец 18 века - это рубеж, который отделяет период клавирного искусства от фортепианного.

И так, власть в музыкальном мире перевернулась. Если раньше "королем" музыкальных инструментов называли орган, а затем царствовал клавесин, то отныне фортепиано получило название рояль, что значит "королевский".

На фортепиано можно было добиться певучего звучания. Увеличить объем звучания казалось не так трудно - надо было лишь сделать струны толще, длиннее и больше натянуть их. Пробовали пойти по этому пути - деревянные корпуса роялей затрещали. Ведь натяжение струн исчислялось сотнями килограммов. На помощь дереву пришел металл. Теперь жесткость корпуса обеспечивалась чугунной рамой, позволявшей увеличить силу натяжения струн до 20-ти с лишним тонн! А сами струны стали располагать перекрестно, в два яруса, в результате звук стал ярче, полнее, грoмче. Cтали пробовать самые различные материалы для качества звучания. Наиболее подходящим оказался прессованный войлок - фильц. Покрытый фильцем молоточек открывал перед пианистами неожиданные возможности для разнообразнейших оттенков звучания. Именнo благодаря ему, звук фортепиано может быть плотным и прозрачным, острым и мягким, светлым и тусклым. И все же, пожалуй, самым удивительным усовершенствованием было изобретение педали. Мастера, придумавшие педаль лишь для продления звука, вряд ли могли предвидеть, какие звуковые богатства и таинства заключены в этом приспособлении. Сегодня музыканты говорят: "Без педали невозможно играть на фортепиано". Действительно, педаль - важнейшая краска в палитре пианиста. И от того, как он использует эту краску, во многом зависит звучание инструмента. Позднее эту педаль стали называть правой, потом появилась и левая педаль, позволившая пианисту добиваться особого тихого и мягкого звучания.

Творческая мысль инструментальных мастеров не стояла на месте. С той же настойчивостью, с какой они совершенствовали рояль, они принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования. Им стало пианино. Каждая фортепианная фабрика в начале 19 века предлагала свою конструкцию, свои новинки. Вряд ли отыскались два пианино разных фабрик абсолютно похожие друг на друга. На современном инструменте клавиатура состоит из 88 клавиш, разбитых на 7 с половиной октав. А диапазон фортепиано, для которого писали Моцарт и Гайдн не превышал 5 октав. Корпус рояля стоит на трех массивных ножках. Настройка рояля - большое искусство, требующее от мастера - настройщика не только тончайшего слуха, но и огромного терпения. Ведь у рояля около 200 струн, и к каждой из них приходится возвращаться во время настройки по несколько раз.

Некоторым слушателям кажется, что играть на рояле и выступать перед публикой очень легко. Так может подумать только тот, кто совершенно не представляет себе, насколько не прост труд музыканта, как сложно стать настоящим художником. Вряд ли существует на свете иное мастерство, учиться которому человек начинает в раннем возрасте и продолжает всю жизнь.

Вот и закончился наш рассказ о фортепиано. Это уникальный инструмент. Очень многие композиторы 19, 20 и 21 века писали и пишут для фортепиано: Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен и Григ, Чайковский, Рахманинов,Хачатурян, Кабалевский и многие другие выдающиеся композиторы. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр. И в этом его уникальность!

Вот и закончился наш рассказ о фортепиано. Это уникальный инструмент. Очень многие композиторы 19, 20 и 21 века писали и пишут для фортепиано: Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен и Григ, Чайковский, Рахманинов,Хачатурян, Кабалевский и многие другие выдающиеся композиторы. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр. И в этом его уникальность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...