Использование приемов психофизиологической саморегуляции в классе флейты.
статья


Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Использование приемов психофизиологической саморегуляции в классе флейты.

        Одним из основных необходимых условий для успешного, прогрессивного  развития учащегося является состояние физического и психологического комфорта при игре на инструменте. Поскольку психфизиологические факторы имеют неоспоримую взаимосвязь, будем учитывать их влияние друг на друга.

В простейших своих проявлениях эта взаимосвязь может проявляться следующим образом - плохое настроение ученика вызывает скованность или вялость мышц, а в другом случае физический дискомфорт приводит к недовольству собой  и стрессу.

        В этой связи уместным будет использование в домашних занятиях ученика и во многих случаях, на уроках, специальных физических и психологических упражнений.

        Упражнения, относящиеся непосредственно к технике овладения инструментом призваны укреплять окологубные и губные мышцы, направлены на развитие дыхания, снятие излишнего напряжения, могут дать необходимую собранность во время занятий или выступлений.

       Постановка корпуса, рук, амбушюра при игре на флейте отлична от остальных представителей группы деревянных духовых. Флейта, как поперечный инструмент, требует особой позиции рук, пальцев, и корпуса. Обе губы взаимодействуют с инструментом, но лишь одна прикасается к нему. Флейтист не охватывает обеими губами трость, не прикасается обеими губами к мундштуку. Таким образом, если брать за основу лишь два пункта - поперечность флейты и особенности амбушюра - специфика флейты очевидна.

         Основная цель, следование которой должно быть постоянным - стремление свести на нет, как правило возникающее напряжение, вызванное рядом причин: непривычное положение рук, пальцев, спины, головы, и шеи; работа с редко используемыми группами мышц - особенно при дыхательном цикле, возрастающая нагрузка на амбушюр, несоблюдение или нарушение балансировки инструмента, его равновесия в отношении рук, шеи и амбушюра исполнителя и.т.д.

         Рекомендуемый флейтистам комплекс физических упражнений может включает в себя упражнения, укрепляющие мышцы шейного и грудного отделов позвоночника, так как эти отделы при игре на флейте испытывают особую нагрузку.

Очень полезными будут упражнения с использованием инструмента, английского педагога и флейтиста Питера Ллойда. Основная цель данных упражнений - найти ощущение равновесия, комфорта в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника во время занятий.

         В тренировке также нуждаются мышцы пресса, для улучшения контроля дыхательного цикла. Здесь на помощь могут прийти упражнения из техники Йоги.

          Для младших учеников большую пользу могут принести игровые упражнения для улучшения координации, гибкости, моторики пальцев. Помимо решения основных задач, эти упражнения вносят необходимое разнообразие в учебный процесс. Ребенок снова пребывает в близком ему мире игры и фантазии, играя вместе с учителем и выполняя упражнения - "Зверушка", "Цветок", "Апельсин", "Замок", "Дождик".

          Расслабляющие, снимающие напряжение упражнения необходимы для увеличения работоспособности, усиления эффективности занятий, особенно продолжительных. Учтем, что в основном зажимы возникают неосознанно и не сразу проявляются их пагубные последствия. Часто зажимы возникают при излишней концентрации в течении продолжительного отрезка времени на каком либо техническом аспекте. В этот период организм и инструмент не воспринимаются как единая система. Чередование игры на инструменте и расслабляющих упражнений повышает эффективность занятий, возвращает ощущение свободы.

          В президентской программе " Дети России" был использован метод управляемой психофизиологической саморегуляции КЛЮЧ (Х. Алиев). Эффективный метод управления внутренними ресурсами для раскрытия способностей, преодоления стресса и психологических барьеров. Использование метода, его простых, доступных упражнений позволяет снять прежде всего психологическое напряжение, почувствовать внутреннюю гармонию. Метод помогает избежать нервозности перед выступлениями, избавиться от стресса, настроиться на рабочий лад перед техническим зачетом, почувствовать прилив творческих сил. Этот метод позволяет справиться с дискомфортными состояниями.

           С успехом можно применять некоторые аспекты системы В. Леви - " Тонопластика" - внутренне освобождение. Различные области системы рассматривают и дыхательный цикл, и освобождение корпуса, и ступени мышечного освобождения, и тонопластику лица. В целом - повышают работоспособность, освобождают от страхов, улучшают память.

           Как видим, психологические методы необходимы не только для общения с учениками, но и для того, чтобы помочь им обрести необходимый комфорт при игре.

           К сожалению, не многие дети сегодня могут похвастаться отменным здоровьем. В связи с этим использование подобных упражнений приобретает дополнительный вес. Особое значение такие системы имеют для гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания и/или нарушенной координацией. Очень часто такие дети обладают музыкальными способностями, а их психофизиологическая специфика существенно тормозит процесс обучения.

            В связи с вышесказанным, подобные системы и упражнения могут принести большую пользу и, во многом, облегчить процесс овладения флейтой, внести в занятия больше комфорта, а следовательно, и удовольствия.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка

Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...

Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...