ЛЭПБУК В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по музыке

ЛЭПБУК В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx34.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК  В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Составитель Телушко В.А.

 МБДОУ  десткий сад №16

 г. Богородск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. 

Одним из универсальных способов реализации такого деятельного подхода в музыкальном развитии дошкольников является лэпбук.

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, пришедшее в Россию  из Америки. Технология «Лэпбук» представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко – педагог из республики Крым.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми дома и в образовательных учреждениях. Татьяна ведёт свой блог в интернет «Это интересно», в котором собрано более 30 лэпбуков, но к сожалению на музыкальную тему в копилке Татьяны нет ни одного лэпбука

В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – это интерактивная книжка, в которой интерактивность достигается путём различных видов деятельности ребёнка (игры, раскладывания, раскрашивания, складывания и пр.).

Напомню значение слова «интерактивный», т.е. «содержащий элемент взаимодействия с кем либо»,  интерактивная книга – книга, в изучении которой читатель, в нашем случае дошкольник, может принимать непосредственное участие, буть не объектом обучения, а субъективным и равноправным партнёром.

Можно сказать, что лэпбук — собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяющий кругозор и формирующий определённые навыки и умения.

Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников отвечает требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде:

- информативен; обладает дидактическими свойствами;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- доступен (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).

Музыкальный лэпбук позволяет оптимально использовать включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе).

Зачем нужен лэпбук?

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
  • Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркую книгу.
  • В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.
  • Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
  • Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Итак, лэпбук – эта книга, которую педагог собирает, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Подробнее рассмотрим этапы создания лэпбука. Сложность выбора темы безусловна, но не критична. Лучше всего получаются лэпбуки на частные (определённые, узкие, конкретные темы) или темы, объединённые определённым сюжетом.

Например, «П.И. Чайковский», дети «отправляются в гости» к великому композитору, попутно решая те или иные задачи, выполняя разнообразные задания. Книжка «Жизнь и творчество композитора» знакомит детей с главными этапами его жизни. Книжка «времена года» с альбомом и музыкой. Отдельные книжечки о балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

После того, как  тема выбрана, составляем план. Ведь лэпбук не просто книжка с картинками. Это дидактическое пособие. Поэтому вам надо продумать, что оно должен включать в себя, чтобы наиболее полно раскрыть тему.

При создании лэпбука необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Во-первых, лэпбук для дошколят должен быть особенно  красочным. Ведь непроизвольное внимание в дошкольном возрасте могут привлечь только яркие, бросающиеся в глаза элементы.
  • Во-вторых, он должен быть достаточно крепким. Движения дошкольников ещё недостаточно точны и скоординированы, а бережному, аккуратному  отношению с книгой малыши только учатся, поэтому для изготовления лэпбуков лучше выбирать достаточно толстый и прочный материал.
  • Третье условие – возможность активного манипулирования его структурными компонентами. По сути, лэпбук для детей – это своеобразная книжка-игрушка, в которой большинство элементов активно двигаются и дают толчок к возникновению новой занимательной игры.
  • Четвёртое – доступность содержания. В дошкольном возрасте дети любят многократное повторение давно знакомого содержания, поэтому в лэпбук включаем материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей. Не один раз возвращаясь к игровым заданиям, дети прочно закрепят  и систематизируют знания по предложенной теме.  Но это вовсе не означает, что исключаются задания, где ребёнок должен применить свои знания в новых условиях. Мы не забываем про гибкость и самостоятельность мышления.
  • Пятое – вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может  меняться, дополняться новыми заданиями.

Следующий этап самый интересный: разработка макета. В интернете можно найти все, что нужно для оформления красивого, красочного и познавательного макета с кармашкми, блокнотикми, мини-книжками, книжками-гармошками, вращающимися кругами, конвертиками разных форм, карточками и т д

Лэпбук содержит 5 музыкально дидактических игр, направленных на закрепление знаний о творчестве П.И. Чайковского.

«Узнай музыку и подбери картинку»

«Что здесь лишнее?»

«Идем в Концертный зал»

«Из какого музыкального произведения этот предмет?»

«Галерея музыкальных образов»

Разные формы работы с лэпбуком помогают творчески подойти к процессу музыкального развития, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей. Технология «Лэпбук»  была апробирована мной на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в нашем детском саду в разных видах и формах деятельности.

Лэпбук активизирует любознательность, познавательную активность в области музыкального развития; позволяет расширить представления детей о музыкальных инструментах, их видах, об оркестре, нотах; тренирует в описании музыки, её чувственном понимании;  способствует развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи.

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, разрезные картинки.

Результативность применения лэпбука в музыкальном развитии дошкольников очевидна. Сравнительный анализ показателей уровня музыкально-творческого развития выявил  высокий процент детей среднего уровня и качественное усвоение программного материала.

По результатам педагогического наблюдения за детьми старшей группы в процессе применения технологии лэпбук у детей развиваются универсальные умения:

 - умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что у моих воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации дидактического материала.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип «ничего готового детям» и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, музыкальных открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, лэпбук позволяет такую ситуацию организовать.

          Интерактивные книжки-лэпбуки привлекают детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, как и уникален его создатель, не существует правильного или неправильного метода его создания!

Хочется отметить, что данная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой  взгляд,  лэпбук –  это эффективная технология музыкального воспитания,  и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе педагогов и детей.

Лэпбук – форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению родителей в образовательный процесс.  Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить и закрепить пройденный материал. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они…

Литература.

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...

Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...

Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии старшего дошкольника.

В статье рассматривается роль музыкально-дидактических игр в развитии старшего дошкольника, как они влияют на формирование неоходимых качеств личности....

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)"

Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы....

Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников

Данный материал будет полезен для работы по развитию речи...