мастер-класс "ИГРАЕМ В МУЗЫКУ"
методическая разработка по музыке (8 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КРЕАТИВНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ С УЧАЩИМИСЯ 5-8 КЛАССОВ

Для установки контакта учитель-ученик в начале мастер-класса учитель проводит игру "ЦВЕТ"

Человеческий глаз способен различать десятки, сотни и тысячи оттенков разных цветов. Каждый цветовой оттенок имеет своё название и стоит его произнести как окружающие поймут о каком цвете идёт речь.

В этой игре вам необходимо угадать, определить цвет, который я буду

ВАРИАНТ 1: показывать мимикой и жестами. Искусство пантомимы поможет мне изобразить цвета, в которые окрашен наш "Цветик-семицветик".

ВАРИАНТ 2: напевать знакомые песенки, в которых есть слова с обозначением цвета, но эти слова не пропеваются, а пропускаются.

Пусть эти красочные ассоциативные образы помогут вам выбрать лепесток с будущими играми и их заданиями.

Учитель показывает все 7 цветов радуги в разном порядке(импровизация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_muzyku.docx22.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Играем в музыку»

Вводная часть 3-5 минут (о содержании, обусловленности, взаимодействии, восприятии и направленности материала, интегрированном подходе, творческих принципах, о продукте игровых технологий)

  1. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе.

  1. Музыкальное воспитание – это развитие у учащихся творческого начала.

  1. Музыкальное образование – это способность учащихся овладения личностно значимыми способами учебной деятельности. Это образовательные технологии, которые развивают интерес к музыке, мотивируют к самообразованию, актуализируют жизненно-музыкальный опыт.

  1. Урок музыки – источник взаимодействия учителя и ученика.

  1. Музыка открывает учащимся возможность творческого самовыражения в разных формах исполнительской деятельности:

- хоровое пение,

- пластическое интонирование,

- художественная импровизация,

- драматизация и др.

  1. Восприятие материала происходит в процессе получения знаний и накопления личного жизненного опыта.

  1. Самостоятельность, любознательность, интерес, возрастные особенности помогают учащимся открыто демонстрировать приобретённые знания перед всем своим классом и не только, совместная активность, демократичность общения, одобряющая импровизация, инициатива – всё это ориентировано на развитие творческих способностей и воспитание творческой личности.

  1. Интегрированному подходу в реализации и использовании игровой технологии способствуют следующие формы:

- исследовательская и проектная деятельность,

- комплексные занятия,

- занятия со сквозной темой,

- музейная педагогика,

- социо-игровые, театральные технологии,

- дебаты, диспуты, «мозговая атака» и др.

  1. Игровая технология – это творчество, в котором мы создаём продукт новый, оригинальный и уникальный. Эмоциональная отзывчивость, абстрактное, конкретное, гибкое, оригинальное и парадоксальное мышление, логика, интуиция, творческое воображение, активность, способность быстро принимать нестандартные решения, цельность восприятия, ассоциативность, готовность памяти: объём и надёжность, лёгкость генерирования идей, способность к открытию, к рефлексии, фантазия – всё это развивает работа в творческой мастерской «Цветик-семицветик». Традиционно определённый класс само организуется в 7 творческих групп и нацелен максимально реализовать весь творческий потенциал во время выполнения заданий игры или конкурса, предварительно или спонтанно ознакомившись с их условиями.

  1.  Девиз мероприятия: «Сделай меня талантливым на минуту и я останусь таким навсегда!»

Творческие принципы работы: ИМПРОВИЗАЦИЯ И ВАРИАЦИЯ

…что ощущаю, слушая музыку – то передаю…

Выполнение заданий 20 минут (творческие задания на развитие восприятия, воображения, фантазии, наглядно-образного мышления, ритмического чувства, ассоциаций и лёгкость генерации идей)

Цветной бумажный цветок с 7 играми (в каждой по 5 заданий) с творческим самовыражением и воплощением в разных формах исполнительской деятельности:

 

  1. "Фестиваль хоров" - пение    

  2. "Танцевальная композиция" - танец

  3.  "Иллюстрация к песне" - рисование

  4.  "Необычные стихи" - мелодекламация

  5.  "Дирижёр с оркестром" - пластическое интонирование

  6.  "Мелодия на замках" - игра на необычных муз. инструментах

  7.  "Звукоподражатели" - звуковая имитация

 

запас 8.   "Спрятавшиеся ноты" - нотная грамота

Перед началом работы учитель проводит игру «Цвет», каждая из групп определяя ассоциативный ряд выбирает цвет лепестка, на котором написаны условия игры и 5 вариантов заданий.

Результаты и рефлексия 5-7 минут (о том, что детское творчество конечно не искусство, но оно является познавательно-поисковой практикой; что дети в творчестве уверены в своей значимости, в своей уникальности, интересны собственными личными идеями и созданными образами, самостоятельны в пробах и поисках)

 

ЗАДАНИЯ

  1. "Фестиваль хоров" - пение

Хоровое пение развито во всём мире. Есть такие страны, где свой хор имеет каждая деревня, каждая школа, каждая фабрика. В этих странах, как и в нашей, регулярно проходят фестивали хоров. Представьте, что в нашем городе решили организовать хоровой фестиваль и пригласили на него все имеющиеся в городе хоры. Всем им предложили исполнить одну песню «Ой, мороз, мороз». Исполните её так, как бы она прозвучала у …

А) хора МЧС

Б) хора детского сада

В) хора районной больницы

Г) хора ветеранов труда

Д) хора коммунальных служб

   

  1. "Танцевальная композиция" – танец

Есть танцы без названия; в этом случае те, кто танцует, просто размахивают руками и переступают под музыку с ноги на ногу. Есть танцы с названием; в этом случае все движения танцующих должны быть строго определёнными и последовательными. А ещё есть танцевальные композиции; в этом случае движения танцоров должны отражать какой-то сюжет. Попробуйте под мелодию В.Шаинского «Улыбка» исполнить танцевальную композицию, которая называется…

А) я получил двойку

Б) мне купили футбольный мяч

В) я разбил мамину любимую вазу

Г) ко мне придут сегодня гости

Д) я потерял ключ от квартиры

  1. "Иллюстрация к песне" – рисование

Иллюстрация – это рисунок, который сопровождает текст. Обычно иллюстрации делают к книгам. Но можно сделать иллюстрацию к песне – ведь в песне тоже есть текст. Сделайте эти мини-иллюстрации к строчкам из некоторых популярных песен:

А) синее раздолье, голубые вёсны,

золотое поле, золотые сосны…(А.Фатьянов)

Б) за розовым морем на синем побережье,

 в горах притаился зелёный городок…(Т.Овсиенко)

В) сиреневый туман над нами проплывает,

Над тамбуром горит полночная звезда…(В.Маркин)

Г) мне снится зелёное лето с прожилками жёлтых цветов…(Н.Королёва)

Д) до края земли солнце краем дотронется,

И окна малиновым вспыхнут огнём…(А.Пугачёва)

  1. "Дирижёр с оркестром" - пластическое интонирование

Дирижёры, как и оркестры, бывают разные. Одно дело – управлять симфоническим оркестром, и другое – оркестром народных инструментов. Один подход нужен к военному духовому оркестру, и другой – к оркестру эстрадному. Вспомните, как работают разные дирижёры и изобразите их. При этом тип оркестра и вид музыки должен угадываться. Покажите, что делает дирижёр, оркестр которого исполняет:

А) старинный вальс

Б) военный марш

В) симфонию

Г) популярный танец

Д) русскую народную песню

  1. "Мелодия на замках" - игра на необычных муз. Инструментах

Сегодня существуют сотни музыкальных инструментов. И всё находятся люди, умельцы, которые предпочитают играть на всём, что попадётся под руку: на бутылках и стаканах, на пилах и на пассатижах, на печатных машинках, авторучках, на счётах, ножницах. Представьте себя, таким вот музыкантом-инструменталистом, решившим освоить новые звукоиздающие предметы. Сегодня это будут замки и запоры. Исполните мелодию «Во кузнице» на этих инструментах:

А) оконном шпингалете

Б) замке-молнии

В) замке-липучке

Г) замке-защёлке (как на портфеле)

Д) навесном замке

 

  7.  "Звукоподражатели" - звуковая имитация

Человек обладает самым совершенным в мире голосовым аппаратом. Уникальность нашего голоса выражается не только в том, что мы можем говорить или петь. Человек своим голосом способен воспроизвести любой звук: от писка мышонка до рева реактивного самолёта. Тех людей, которые лучше других повторяют звуки окружающего мира, называют «имитаторами» или «звукоподражателями». Станьте звукоподражателями и покажите звуковую зарисовку, которая называлась бы так:

А) весенний лес

Б) гонки на мотоциклах

В) на морском берегу

Г) парад на Красной площади

Д) утро в деревне

  4.  "Необычные стихи" – мелодекламация

Мелодекламация – это чтение стихов или художественной прозы в сопровождении музыки. Когда текст читается под музыку, это усиливает его воздействие на слушателей. Для мелодекламации принято специально подбирать тексты и музыку: для торжественных стихов нужна героическая музыка, для шуточного рассказа подойдёт весёлая мелодия. А что произойдёт, когда текст и музыка не совпадут по своим характерам? Проверим, что из этого получится! Продекламируйте фрагменты стихотворений К.Чуковского на мелодии песен времён гражданской войны:

А) Федорино горе – Дан приказ ему на запад

Б) Мойдодыр – Наш паровоз вперёд летит

В) Телефон – Шёл отряд по берегу

Г) Бармалей – По долинам и по взгорьям

Д) Краденое солнце – Там вдали за рекой…

 

запас 8.   "Спрятавшиеся ноты" - нотная грамота

Если внимательно прочитать предложение «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждём», то в нём можно обнаружить 5 раз встречающуюся ноту ДО. Эта нота спряталась в словах дом, дождь, дог… Составьте предложение, в котором спряталась эта нота:

А) ЛЯ

Б) МИ

В) РЕ

Г) ФА

Д) СИ

Федорино горе

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре! Горе!

Мойдодыр

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Телефон

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, он у меня ещё маленький!

Бармалей

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»

Краденое солнце

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....