урока музыки ко дню Победы
методическая разработка по музыке (8 класс)

Светлана Михайловна Смирнова

Методическая разработка урока музыки ко дню Победы "Военная песня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка урока20.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Песни военных лет

Цель урока:

Значение песен Великой Отечественной войны и её актуальность в наши дни.

Задачи:

  • Воспитательные:

- воспитать уважение к прошлому Родины;

- через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения;

  • Образовательные:

- познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов – песенников военных лет;

  • Развивающие:

-развить творческое воображение учащихся посредством слушания музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей и кино;

Тип урока: урок – исследование

Виды деятельности учащихся:

1. Слушание музыкального материала;

2.Вокально - хоровая работа

3. Анализ музыкальных произведений.

Методы обучения: словесный, слуховой.

Оборудование: аудиозаписи песен, компьютер.

Музыкальный материал:

«Священная война»; «Ой, туманы мои, растуманы»; «Шумел сурово брянский лес»;

«Вечер на рейде»; «Огонёк»; «В землянке»; «Тёмная ночь»; «Дороги»; «Катюша»; частушки  о войне.

                                            Ход урока:

Организационный момент:

Героический подвиг нашей истории потребовал напряжения духовных и физических сил народа. Это отражено в творчестве многих композиторов, в разных жанрах – песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «звуковую» летопись  Великой Отечественной  войны.

Учитель:

- Как вы думаете, какой жанр музыки был самым популярным и быстрее всех других жанров вошёл в будни  войны, стал частью жизни фронта и тыла?

Ученики:

-Песня.

Учитель:

- Конечно, песня. В песне композиторы выражали свои патриотические чувства. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять неизбежную смерть. За что же, так любят и помнят в народе песни военных лет, за что берегут и хранят как святыню?

Ученики:

- Они помогали ковать победу, вдохновляли бойцов на подвиги  и  были боевым оружием. В  них слышались ярость и гнев народа, его готовность к победе. Песни военных лет несли радость в минуты отдыха, а шуточные песни подбадривали бойцов, поднимали дух.

Объяснение нового материала.

Песни военных лет занимают особое место в творчестве нашей страны. Написанные  в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня эти песни предстают перед слушателями как памятники истории, трогают сердца величием подвига. За первые годы войны было создано около 100 песен. Они разучивались солистами, хоровыми коллективами, исполнялись перед уходящими на фронт  солдатами и в минуты затишья.  

Слушание.

1. «Священная война»,  муз. А.Александрова сл.В.Лебедева - Кумача

Первая и лучшая из песен. Впервые прозвучала в один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве, где эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Её  чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить её 5 раз. Отсюда  она начала свой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к Победе. Именно ей суждено было стать песней – символом сурового времени. Скорбная  мелодия, сдержанный маршевый ритм создаёт образ непреклонной воли, устремлённости к Победе. Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает её доступной для массового исполнения.

 2.«Ой, туманы мои, растуманы» муз. В. Захарова, сл.М. Исаковского

В годы войны композиторы и поэты  рассказывали о том, как сражались солдаты, как уходили в поход партизаны. Песня написана в стиле русских, протяжных песен.

3. «Шумел сурово брянский лес» муз. С.Каца, сл.А.Софронова.

Написана по просьбе брянских партизан.Вскоре её запела вся страна. Сегодня её мелодия звучит в Брянске, на площади партизан у памятника Вечной Славы павшим в боях за освобождение Брянска и у Вечного Огня.

4. «Вечер на рейде» муз. Соловьёва – Седого, сл. А. Чуркина

Была написана во время Ленинградской осады. Это одна из любимых песен моряков. Она  звучала и на море и на суше, в тылу и на фронте, на армейских  торжествах и в боевой обстановке. Её пели герои Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Эта песня даже проникла за границу. В Италии её пели на новый текст о девушке – партизанке.

5. «Огонёк» муз. народная, сл.М.Исаковского

Именно во время войны были написаны прекрасные мелодичные, наполненные большим чувством, нежные, лирические песни. Они звучали в минуты краткого отдыха, затишья, согревая сердца солдат. Эту песню знали и любили в годы войны, и пели все от мала до велика. Звучала она и на фронте и в далёком  тылу. Но и в наши дни её напев волнует душу воспоминаниями, связанными с тем суровым, незабываемым временем.

6. «В землянке» муз.К.Листова, сл.А. Суркова

Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло и с этой песней. После вражеского окружения поэт А.Сурков написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой песней. Песня как бы сокращала расстояние, приближала родных и близких. В ней солдат выражал своё чувство к любимой, веру в её любовь. «Мне в холодной землянке тепло, от твоей негасимой любви» - как много значили эти простые слова в суровые военные будни.

7. «Тёмная ночь» муз.Н.Богословского, сл. В. Агатова

Ещё одна лирическая песня о раздумьях солдата, который тёмной, холодной ночью вспоминает свою любимую, верит в неё, и знает, что эта вера спасёт его от пули в смертельном бою. Песня прозвучала в фильме «Два бойца».

8. «Дороги» муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина

Песня как бы подытоживает события военных лет. Авторы создали тёплую и сердечную песню - раздумье, воспоминание о пройденных путях - дорогах, об оставшихся на поле боя воинах. Миллионы  фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою.

9. «Катюша» муз. М.Блантера, сл.М.Исаковского

Написанная ещё в мирное время, в годы войны она пелась повсюду. На её мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла  с собой веру в Победу. Её знают во всех странах и поют на разных языках.

Вокально- хоровая работа.

Исполнение частушек на военную тему.

В годы Великой Отечественной войны создавались тексты популярного  песенного жанра – частушка. В них высмеивались фашисты, Гитлер. Они передавались из уст в уста, и многие частушки дошли до нашего времени.

Обобщение:

Минули годы и десятилетия, но  мы до сих пор обращаемся с глубоким волнением  к песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны. Они подают нам положительные примеры и воспитывают чувство патриотизма. Через  всю дымившуюся Европу песня прошагала в солдатском звании.  До самой Победы дошла. А затем осталась на сверхсрочной: она народу всегда нужна. Образ песни грозных лет всегда с нами!

Итог урока.

Прослушивая, песни Великой Отечественной войны  мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

И наш урок хочу закончить словами из песни:

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

  После боя сердце просит музыки вдвойне!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе. "Через борьбу - к победе!"

Урок по теме "Преобразующая сила музыки". Воздействие на учащихся музыки великого немецкого композитора Л. Бетховена....

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...