Урок музыки в 6 классе. "Через борьбу - к победе!"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Горяева Ирина Климентьевна

Урок по теме "Преобразующая сила музыки". Воздействие на учащихся музыки великого немецкого композитора Л. Бетховена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bethoven.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - через борьбу – к победе!

Музыкальный материал: I часть 5 симфонии Л. Бетховена, 9 симфония Л. Бетховена (финал), песня «Ты – человек!» Е. Крылатова.

Ход урока.

- Ребята, мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством.

- А были ли в вашей жизни такие моменты, когда на сердце было очень тяжело, больно, вы испытывали какую-то тревогу, беспокойство?

- Как вы думаете, как может поступить человек, оказавшись в такой тяжёлой ситуации? (ответы)

Да, можно, сникнуть, опустить руки, покориться жизненным невзгодам, а можно выйти достойно, мужественно из тяжёлых жизненных испытаний. Хорошо если рядом окажется верный друг, который словом поддержит в трудную минуту. Как говорила няня М.П. Мусоргского: «Горе можно только размыкать, а разъякать его нельзя.»

        - А если бы в такой тяжёлой ситуации оказался музыкант; он сильный духом, мужественный, в нём неиссякаемый запас энергии. Какую бы он сочинил музыку? (ответы)

- А почему вы так считаете? (ответы)

- Давайте попробуем сыграть её! (учащиеся сочиняют свою интонацию)

- А вот такая интонация подойдёт нашему музыканту? (учитель играет главную интонацию I части 5 симфонии Л. Бетховена)

- Как бы вы назвали эту интонацию? (ответы)

Сам композитор назвал её судьбой. «Так судьба стучится в дверь!» Так приходит в дом весть о несчастье, так человек узнаёт, что в его жизнь вошли настоящие трудности.

- А вы хотите послушать поддастся ли композитор ударам судьбы или будет бороться?

Слушание I части 5 симфонии Л. Бетховена.

- Что вам рассказала музыка? Как повёл себя человек, атакуемый ударами судьбы? (ответы)

- Вы, наверное, уже догадались – кто же автор этой бессмертной музыки? (ответы)

Да, это великий немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен.

(На доске открывается портрет композитора и девиз его творчества: «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!»

Звучит стихотворение Б. Куняева «Бетховен»

Мы кусали шинели. Мы синели от боли.

Мы лежали вповалку

В старом мрачном костеле.

С потолка и со стен,

Тонкогубы и строги,

Безучастно взирали

Незнакомые боги.

Незнакомые боги,

Иезуитские брови.

И стоял запах ран,

Запах гноя и крови.

Чтобы не закричать –

Как никак заграница. –

Всё шептал генерал:

«Ох, сестрица, сестрица!»

Обгорелый танкист,

Весь бинтами закрученный,

Плакал только глазами,

Плакал страшно, беззвучно.

А филолог слепой,

Весь изодранный в клочья,

Умирал, как сапёр,

Стиснув челюсти, молча.

Вдруг с перин-облаков,

Где угодников гномы,

В нашу боль, в нашу кровь

Лавой хлынули громы,

В нашу боль, в нашу кровь

Лавой хлынули громы.

Будто стены – и те,

Будто камни запели

То, что губы в бреду,

Рассказать не успели.

В нашу боль, в нашу быль,

Величав и греховен,

Как союзник входил

Неподкупный Бетховен.

И представились нам

Дом, вихры ребятишек,

Нестерпимая боль

Стала дальше и тише.

И сказал мой сосед,

Как бумага бескровен:

«Видно русским он был

Этот самый Бетховен!»

- Почему русские раненые солдаты, находясь далеко от Родины, назвали Бетховена русским композитором? Что они почувствовали в его музыке!»? (ответы)

Да, между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Его музыка стала для них примером стойкости и мужества. Вера Бетховена в жизнь была удивительна. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство, частые болезни, смерть матери, постоянные неурядицы, потеря друзей и, самый страшный удар – глухота. Композитор, лишённый слуха! Что может быть страшнее и мучительнее для человека? Кажется, что уже нет сил бороться с ударами судьбы. Вот он в Гейлигенштадте, к нему приходит мысль о самоубийстве. Оказавшись один на один со своей судьбой, на грани жизни и смерти он пишет предсмертное завещание…

И вдруг, в какой-то миг его вновь посещает искусство. «Только оно, искусство, оно меня удержало… - пишет Бетховен. – Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною то, к чему я себя чувствовал призванным». Мысль о самоубийстве отброшена. И он восклицает: «Судьба, я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть меня теперь не удастся!» И тут как-то нечаянно вспоминаются слова учителя Бетховена Нефе: «Запрети, запрети себе навсегда произносить такие слова, как не могу, мне не хочется, я не знаю! Потерпишь неудачу – начни снова! Человек может одолеть любое препятствие.»

И Бетховен остаётся верен своему жизненному девизу: «От тьмы – к свету, через борьбу - к победе!» Музыка Бетховена учит нас преодолевать любые жизненные препятствия.

- А мы с вами всегда ли находим в себе силы преодолевать трудности, препятствия, неудачи, как преодолевал их Бетховен.

- Вы, живущие в XXI веке, готовы повторить подвиг Бетховена? (ответы).

Действительно, в жизни не бывает дороги простой. Об этом и поётся в знакомой вам песне.

Исполнение песни «Ты – человек» Е. Крылатова.

Пусть песня будет вашим жизненным девизом, а жизнь Бетховена ярким примером  мужества, стойкости и терпения.

И вновь я хочу вернуть ваше внимание к тяжёлым годам испытаний, которые выпали на долю всего человечества. II мировая война. Сколько погублено жизней, утрачено талантов. (Далее цитируется из книги Е.Н. Домриной «Беседы о музыке» стр. 34)

В мае 1942 года французский физик-профессор Ланжевен не смог прочитать свою очередную лекцию: накануне передали ему найденную на железнодорожном полотне скомканную записку от дочери, которая сообщила, что её везут в Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли.

В аудитории стояла напряжённая тишина…

- Поставьте, пожалуйста, патефонную пластинку.

- Какую?

- Девятую симфонию Бетховена.

(открывается патефон. Зажигаются свечи)

Звучит 9 симфония Л. Бетховена (финал)

(Когда начинает звучать хор – включается свет и на финальных звуках читается стихотворение)

Он убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, возникший не напрасно,

А музыка – бессмертия залог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...