Цифровой образовательный ресурс "В мире музыкальных звуков"
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Тарских Светлана Дмитриевна

 

Мультимедийный образовательный ресурс «В мире музыкальных звуков» направлен на ознакомление с классическими музыкальными произведениями композиторов и обогащение чувственного мира детей, позволяет различать в музыке звучание инструментов и их влияние на жизненный тонус человека. Все это создает  у подрастающего поколения тот фундамент восприятия прекрасного, который будет основой для созидательного отношения к жизни в мире многозадачности.

Программа способствует приобщению к новому социальному опыту, формирует общеучебные и коммуникативные умения и навыки, интерес к музыке и желание познавать новое.

В содержании медиаресурса особое внимание уделяется произведениям в области классической и инструментальной музыки, интерес к которой проявляют дети часто болеющие, дети с нарушением зрения (слабовидящие) и слуха (слабослышащие), а также дети массовых школ. Для данных категорий детей очень важно не просто слушать музыку, а стараться слышать и понимать ее влияние на человека, знать какой фон эмоционального настроения создает любая музыка, а также узнавать инструменты, благодаря которым она звучит.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, обогащение знаний  о музыкальном искусстве и развитие музыкальных способностей учащихся в процессе ознакомления с музыкальными произведениями.

Задачи:

Обучающие:

- формирование основных понятий: жанровые особенности музыки, роль музыкального искусства в общественной жизни;

- ознакомление с понятиями: музыкальный звук, инструменты народного оркестра, инструменты симфонического оркестра, инструменты духового оркестра, инструменты эстрадного оркестра;

- обучение понятиям: деревянно-духовые инструменты, струнно-смычковые инструменты медно-духовые инструменты; ударные инструменты; тембральные и регистровые возможности музыкальных инструментов;

- знакомство учащихся с великими русскими и зарубежными композиторами;

- изучение музыкальных инструментов и умение определять их на слух;

- изучение различных музыкальных эпох.

Воспитательные:

- воспитание художественного вкуса средствами музыкального искусства  и формирование общей культуры;

- воспитание заинтересованного отношения к музыкальному искусству;

- воспитание эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств,  сознания, правильного понимания прекрасного;

- воспитание устойчивого интереса к музыкальной культуре и оценочного музыкального мышления;

- воспитание творческого самовыражения;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России.

Развивающие:

-Развитие природных музыкальных данных: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;

-Развитие эмоциональности учащихся как важнейшей основы их внутреннего мира, способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- Развитие творческого мышления;

- Развитие художественного вкуса и творческой активности;

- Развитие творческих способностей к аналитической деятельности в области музыкального искусства;

-Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

(художественной направленности)

 «В мире музыкальных звуков»

дистанционная форма реализации

Возраст обучающихся: 9-13 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы:

Кулаева Татьяна Николаевна,                                                                        педагог МБУДО ЦДОД,                                                                             Блинкова Ирина Сергеевна,

методист МБУДОД ЦДОД, к.филос.н. Тарских Светлана Дмитриевна, 

методист МБУДОД ЦДОД, к.пед.н.

г. Тамбов, 2018.


Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеобразовательная) программа художественной направленности  «В мире музыкальных звуков (дистанционная форма реализации).

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Кулаева Т.Н. – педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД

Тарских С.Д.  – методист  МБУДО ЦДОД, канд. пед. наук.

Блинкова И.С. – методист МБУДО ЦДОД, канд. филос. наук.

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база:

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); 

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); 

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.11.2013,  № 1008;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3.172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организации дополнительного образования детей».

Программа составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.;

письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1. 06-10/2206;

письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017/ 17 №36-30-2610/17;

Уставом МБУДО ЦДОД

4.2.Тип

авторская

4.3. Направленность

художественная

4.4.Уровень содержания

ознакомительный

4.5. Область применения

дополнительное образование

4.6.Продолжительность обучения

1 год

4.7. Год разработки программы

2018

4.8. Возраст обучающихся по   программе

9-13 лет

4.9. Форма реализации программы

дистанционная

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

Пояснительная записка

Музыка воодушевляет весь мир,

 снабжает душу крыльями,

 способствует полету воображения;

музыка придает жизнь

и веселье всему существующему...

 Ее можно назвать воплощением

всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон

Ни для кого не секрет, что музыка занимает большое место в нашей жизни. Она сопровождает нас с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир. 

О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, воодушевляют и волнуют, радуют и успокаивают. Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора. Он создал методику «музыкотерапии» и успешно применял её.

На фоне меняющихся жизненных ориентиров и ценностей, в круговороте многозадачности жизни существует   угроза духовного оскудения подрастающей личности ребенка, опасность утраты понимания важного и прекрасного в мире ценностей.  В связи с этим важно противостоять бездуховности, потребительству, которое проявляется в детях, а также возрождать желание узнавать и помнить замечательные произведения в области музыкального искусства.

В настоящее время интерес к произведениям в области классической и инструментальной музыки не утрачивается, а с новым стремлением возрождается среди юного поколения. Большой интерес к музыке проявляют дети часто болеющие, дети с нарушением зрения (слабовидящие), а также дети массовых школ. Для данных категорий детей очень важно не просто слушать музыку, а стараться слышать и понимать ее влияние на человека, знать какой фон эмоционального настроения создает любая музыка, а также узнавать инструменты, благодаря которым она звучит. 

Дополнительная общеобразовательная программа «В мире музыкальных звуков» поможет познакомиться с классическими музыкальными произведениями композиторов и обогатит чувственный мир детей, позволит различать в музыке звучание инструментов и как они влияют на жизненный тонус человека. Это создаст  у подрастающего поколения тот фундамент восприятия прекрасного, что будет основой для созидательного отношения к жизни в мире многозадачности.

Программа способствует приобщению к новому социальному опыту, формирует общеучебные и коммуникативные умения и навыки, интерес к музыке и желание познавать новое.

Новизна программы состоит в применяемых методиках асинхронного и смешанного обучения в форме  дистанционной реализации, построении изучаемых модулей, режиме занятий  и  подборке музыкальных произведений для детей слабовидящих, часто болеющих и детей нормально-развивающихся.

Отличительная особенность: программа предполагает 4 модуля (классическая музыка, инструментальная музыка, оркестровая музыка и музыкальные эпохи),  выполнение тестовых заданий с целью закрепления полученных знаний  и развития творческого мышления, в связи с этим предусмотрена обратная связь с учащимися.  Обратная связь осуществляется через известные  мессенджеры: Мессенджер Фейсбук (Facebook Messenger), Мессенджер Вайбер (Viber), Мессенджер Вотсап (WhatsApp). Использование мессенджеров  являются общедоступными и популярными среди населения, а использование его при организации мобильной интерактивной связи с педагогом  для контроля и  консультаций позволит добиться высоких образовательных результатов. Технологии мессенджеров    позволяют выполнять обычные звонки,  видео звонки,  создавать беседу в группе, прикреплять видео и аудиофайлы, фотоизображения. Применение современных информационных технологий, в том числе возможностей мессенджеров, является инновационным и востребованным, особенно при территориальной разобщенности педагога и учащегося или состояния здоровья учащегося. Использование дистанционных технологий, мультимедиа комплекта программы (просмотр слайдов с теоретическим материалом и прослушивания аудиозаписей музыкальных произведений до полного усвоения материала) при активном участии родителей (законных представителей) учащихся  на основе интерактивной обратной связи с педагогом позволит добиться высоких личностных и образовательных результатов.

        Программа «В  мире музыкальных звуков» рассчитана  на обучение детей 9-13 лет посещающих общеобразовательные школы, детей часто болеющих и слабовидящих детей, и предполагает дистанционную форму реализации. Программа  построена таким образом, чтобы процесс обучения был доступным по изложению и восприятию и вызывал интерес у детей. Широко используются личностно-ориентированный подход и метод тест - заданий.

Программа включает музыкальные произведения способствующие формированию знаний  музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.

                Программа с дистанционной формой реализации «В мире музыкальных звуков» составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей данных категорий и учитывает специальные требования к оформлению теоретического и практического материала для слабовидящих школьников .

В программе раскрыты механизмы и условия, соблюдение которых способствует успешному усвоению учебного материала.

Программа состоит из 13 тем и включает в себя 4 модуля: 1 модуль -классическая музыка, 2 модуль - инструментальная музыка, 3 модуль -оркестровая музыка, 4 модуль - музыкальные эпохи.  Каждый модуль представлен теоретическим материалом (текстовые файлы и презентации  теоретического содержания) и практической частью (аудиофайлы, тест-задания) для самостоятельного изучения. Максимальный срок обучения по данной программе составляет 1 год.

Содержание учебного материала программы и темп обучения организованы по принципу дифференциации. Учащиеся самостоятельно выбирают темп обучения. Периодичность перехода к новой теме  определяется самими учащимися, но не чаще 1 раза в неделю и не реже 2 раз в месяц, что в среднем составляет срок обучения по программе  от 5 до 9 месяцев, в зависимости от выбранного учащимся темпа обучения. Учебные группы формируются согласно темпу освоения. Численный состав групп:  от 5 до 8 учащихся.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, обогащение знаний  о музыкальном искусстве и развитие музыкальных способностей учащихся в процессе обучения музыке.

Задачи программы:

Обучающие:

Воспитательные:

Развивающие:

Формирование основных понятий:

-жанровые особенности музыки;

-роль музыкального искусства в общественной жизни

Воспитание художественного вкуса средствами музыкального искусства  и формирование общей культуры

Развитие природных музыкальных данных:

-музыкального слуха,

-музыкальной памяти,

-чувства метроритма

Ознакомление с понятиями:

-музыкальный звук;

-инструменты народного оркестра,

-инструменты симфонического оркестра,

-инструменты духового оркестра

-инструменты эстрадного оркестра

Воспитание заинтересованного отношения к музыкальному искусству

Развитие эмоциональности учащихся как важнейшей основы их внутреннего мира, способности воспринимать, переживать и понимать музыку

Обучение понятиям:

-деревянно-духовые инструменты,

-струнно-смычковые инструменты

-медно-духовые инструменты;

-ударные инструменты;

-тембральные и регистровые возможности музыкальных инструментов

Воспитание эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств,  сознания, правильного понимания прекрасного

Развитие творческого мышления

Знакомство учащихся с великими русскими и зарубежными композиторами

Воспитание устойчивого интереса к музыкальной культуре и оценочного музыкального мышления

Развитие художественного вкуса и творческой активности

Изучение музыкальных инструментов и умение определять их на слух

Воспитание творческого самовыражения

Развитие творческих способностей к аналитической деятельности в области музыкального искусства

Изучение различных музыкальных эпох

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России

Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

Структура и содержание программы

Всего часов -24, теоретические занятия – 12 часов, практические занятия - 12 часов, контрольное тестирование.

Учебный план

п/п

Наименование модулей  и тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практи-

ка

Модуль 1. Классическая музыка

4

2

2

Тестовые задания (на начальный уровень знаний)

1.

Роль музыки в жизни человека

2

1

1

Практическое задание.

Творческое задание.

2.

Музыка, влияющая на здоровье человека

2

1

1

Практическое задание. Тестирование.

Модуль 2. Инструментальная музыка

10

5

5

3

Струнно-смычковые инструменты

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

4

Деревянно-духовые инструменты

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

5

Медно-духовые инструменты

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

6

Ударные инструменты

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

7

Русские народные инструменты

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

Модуль 3. Оркестровая музыка

4

2

2

8

Виды оркестров.

Народный и эстрадный оркестр.

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

9

Симфонический и духовой оркестр.

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

Модуль 4. Музыкальные эпохи.

6

3

3

10

Путешествие по музыкальным эпохам.

 Борокко. Классицизм.

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

11

Эпоха романтизма. Музыка XX века.

2

1

1

Практическое задание. Тестовые задания.

12

Сказка о маленьком Моцарте

1

1

Практическое задание.

13.

Мультконцерт

1

1

Практическое задание.

ИТОГО

24

12

12

Практическое задание. Творческое задание.

Итоговое контрольное тестирование по всем модулям программы.


Содержание программы

МОДУЛЬ 1. Классическая музыка

ТЕМА 1. Роль музыки  в жизни человека

Теория. Музыка и ее свойства. Роль музыки в жизни человека. Связь музыки с другими видами  искусства. Универсальный язык музыки. Воздействие музыки на организм человека. Музыка как вид искусства, передающий настроения и чувства. Научные исследования о музыке. Музыка и здоровье.  Особенности духовной и  религиозной музыки. Влияние музыкальных инструментов на живые организмы. Научные исследования о струнных, духовых инструментах.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений:

  1. И. Брамс. «Колыбельная»
  2. И. Штраус. «Испанский вальс»
  3. Ф. Лист. «Венгерская рапсодия»
  4. Ф. Шопен. «Ноктюрн».

2. Нарисовать 2 рисунка к 2 из прослушанных музыкальных произведений «Что я представляю, когда слышу эту музыку». Сделать фото рисунков и отправить преподавателю.

Ответы  творческого задания отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 1. Иванов».

ТЕМА 2. Музыка, влияющая на здоровье человека.

Теория. Музыкотерапия и реабилитация. Активизирующие, тонизирующие, расслабляющие и успокаивающие музыкальные эффекты. Влияние произведений Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Бетховена, Бизе, Листа, Шуберта, Шопена, Брамса, Дебюсси, Штрауса, Чайковского, Хачатуряна, Гершвина, Сибелиуса, Рубинштейна,  Шумана, Глюка на здоровье человека. Воздействие на организм человека традиционной народной музыки. Музыкотерапия как  официальный метод лечения. Музыкотерапия – признанная наука. «Звyки-yбийцы". Созидающая сила музыки.

Практика. 1. Прослушивание музыкальных произведений:

  1. Ф. Шопен «Мазурка»,
  2.  Рубинштейн «Мелодия»,
  3. И.С.Бах «Итальянский концерт»
  4.  Гендель «Минуэт».

Описать каждое  музыкальное произведение используя следующие слова: переливная, спокойная, приятная, громкая, душевная, тревожная, взрывная, волнующая, успокаивающая, раздражающая, воодушевляющая, легкая и др.

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 2. Иванов».

2.Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовые задания к  Теме 2.

  1. Музыка-это

1)вид искусства

2) жанр произведения.

3) состояние души

4) знания человека.

2. Музыка обладает эффектом:

1)негативным

2) лечебным

3) угнетающим

4) эйфорическим

  1. Пение весёлых песен помогает:

1) расслабиться

2) при головной боли

3) при сердечных недугах

4) при усталости.

4.  Какие  музыкальные инструменты, положительно влияют на работу сердца.

1) Медно-духовые инструменты

2) Ударные инструменты

3) Деревянно-духовые инструменты

4) Струнные инструменты

5.Какой инструмент называют «королем инструментов», это

1) флейта

2) рояль

3) скрипка

4) орган

6. Произведения какого композитора оказывают самый большой  оздоравливающий эффект на человека?

а) И.С. Бах

б) С.С.  Прокофьев

в) Ф. Лист

г) Й. Гайдн

д) В.А. Моцарт

7. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

1) И. Штраус                                 а) «Колыбельная»

2) И. Брамс                                   б) «Испанский вальс»

3) Ф Шопен                                  в) Венгерская рапсодия

 4) Ф. Лист                                     г) «Ноктюрн» 

МОДУЛЬ 2.  Инструментальная музыка

ТЕМА 3. Струнно-смычковые инструменты

Теория. Где живут музыкальные звуки. Характерные особенности струнно-смычковых инструментов. Скрипка. Альт. Тембровые особенности альта. Виолончель. Контрабас. Струнно-смычковый квартет. Состав струнно-смычкового квартета.

Практика.

 1.Прослушивание музыкальных произведений:

  1. В.А. Моцарт. «Концерт для скрипки с оркестром №3»
  2. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
  3. Д. Шостакович. «Концерт для виолончели №10»
  4. С. Кусевицкий. «Концерт фа диез минор для контрабаса с оркестром»
  5. А. Рыбников. «Концерт для виолончели и альта с оркестром».

2.Ответить на вопросы тестового задания. Ответы отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 3. Иванов».

Тестовые задания к Теме 3.

1).Назовите композитора, написавшего Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»:

а) Н.А. Римский-Корсаков

б) С.С.  Прокофьев

в) П. И. Чайковский

2.Какой инструмент входит в состав группы струнно-смычковых инструментов

а) Баян

б) Гитара

в) Контрабас

3). Виолончель  это

1) инструмент народного оркестра

2) струнно-смычковый инструмент

3) деревянно - духовой инструмент

4).Найдите лишнее:

Струнно-смычковые инструменты - это:

а) скрипа

б) альт

в) виолончель

г) бубен

д) домра

е) контрабас

5).Назовите русского композитора:

а) Д.Лигетти

б) Ж.Э.Ф.Масне

в) Я.Гаде

г) И.С. Штраус

д) Д. Шостакович

ТЕМА 4. Деревянно-духовые  инструменты

Теория. Флейта. Виды флейт. Роль флейты в оркестре. Флейта-пикколо. Тембр флейты-пикколо. Гобой. Тембр гобоя. Английский рожок – родственник гобоя. Отличие английского рожка от гобоя. Кларнет. Тембр кларнета. Фагот. Тембровые особенности фагота.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений:

  1. А. Вивальди. «Концерт для гобоя с оркестром»
  2. А. Вивальди. «Концерт для фагота с оркестром»
  3. Английский рожок. «Старинная музыка»
  4. К. Глюк. «Мелодия для флейты» из оперы «Орфей»
  5. Мемпель. «Маленький цветок». Кларнет.
  1. Опишите каждое  музыкальное произведение, используя следующие слова: переливная, спокойная, приятная, динамичная, зажигательная, громкая, душевная, тревожная, взрывная, волнующая, успокаивающая, раздражающая, воодушевляющая, легкая и др. 

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 4. Иванов».

  1. Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 4.

1). Какие инструменты не относятся к деревянно-духовой группе  инструментов?

а) гобой
б) виолончель
в) кларнет

г) балалайка

2). Назовите композитора, написавшего музыкальное произведение «Маленький цветок»

а) С.С. Прокофьев
б) Мампель
в) М. Равель

г) И.С. Бах

3).Приведите в соответствие:

1) Скрипка                а) ударный инструмент

2) Кларнет                 б) струнно-смычковый инструмент

3) Баян                      в) деревянно- духовой инструмент

4) Барабан                 г) русский народный инструмент

4).Найдите лишнее:

Струнно-смычковые инструменты - это:

а) скрипка

б) кларнет

в) фагот

г) флейта

д) гобой

е) английский рожок

ж) флейта-пикколо

5).Какой инструмент входит в состав группы деревянно-духовых инструментов:

а) Челеста

б) Кастаньеты

в) Ксилофон

г) Домра

д) Балалайка

е) Тромбон

ж) Валторна

з) Туба

и) Флейта

ТЕМА 5. Медно-духовые инструменты

Теория. Медно-духовые инструменты – основа духового оркестра. Труба. Выразительные и технические возможности трубы. Тромбон. Особенности музыкального мастерства тромбонистов. История тромбона. Устройство тромбона. Техника игры на тромбоне. Валторна. Особенности конструкции валторны. Роль валторны в оркестре. Туба. История создания и развития тубы.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений:

  1. Д.Ивановичи. Вальс Дунайские волны. ozhayu-etot-val-s
  2. П. И. Чайковский  «Неаполитанский танец».
  3. А. Розенбаум. Вальс Бостон тромбон - Вальс-бостон
  4. Ф. Шуберт Аве Мария Валторна
  5. Армек. Блюз.Туба.

2. Опишите каждое  музыкальное произведение, используя следующие слова: переливная, спокойная, приятная, динамичная, зажигательная, громкая, душевная, тревожная, взрывная, волнующая, успокаивающая, раздражающая, воодушевляющая, легкая и др. 

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 5. Иванов».

3. Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 5.

1). Какой инструмент не относится к медно-духовой группе  инструментов?

а) труба
б) валторна
в) туба

г) тромбон

д) металлофон

2). Назовите композитора, написавшего «Неаполитанский  танец»

а) Д. Ивановичи
б) П.И. Чайковский 
в) Ф. Шуберт

г) Л.В. Бетховен

д) В.А. Моцарт

3).Приведите в соответствие:

1) Д. Ивановичи                     а) «Аве Мария»

2) П.И. Чайковский                 б) Вальс «Бастон»

3) А. Розенбаум                        в) «Неаполитанский танец»

4) Ф. Шуберт                            г) Вальс «Дунайские волны»

4).Найдите лишнее:

Медно-духовые инструменты - это:

а) труба

б) туба

в) тромбон

г) валторна

д) кастаньеты

е) английский рожок

ж) кларнет

5).Какой инструмент входит в состав группы медно-духовых инструментов:

а) флейта

б) баян

в) балалайка

г) гусли

д) гитара

е) тромбон

ж) фагот

з) гобой

и) домра

6). Назовите композитора, написавшего вальс «Бастон»

а) Ф. Шуберт
б
) И.С. Бах
в) М. Равель

г) А. Розенбаум

ТЕМА 6. Ударные инструменты

Теория. Малый барабан-барабан военный. Большой барабан и его особенности. Литавры. Сила звучания литавр. Ксилофон. Особенности звукоизвлечения на ксилофоне – игра палочками с наконечниками.

Треугольник. Звукоизвлечение на треугольнике. Челеста. Происхождение челесты. Строение челесты и конструктивные особенности инструмента. Звуковые эффекты челесты. Звуковые эффекты бубна. Звукоизвлечение на бубне.

Тембровые особенности колокольчика. Приемы звукоизвлечения на металлофоне. Роль треугольника  в оркестре. Звуковые особенности кастаньет.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений.

  1. П.И. Чайковский  Танец феи Драже (Щелкунчик) ЧЕЛЕСТА
  2. Автор неизвестен. «Танец духа». Бубен
  3. Г. Гурьянов. «Соло на барабанах»
  4. Ж. Бизе. «Кармен». Кастаньеты
  5. Импровизация Колокольчики. Автор неизвестен
  6. Треугольник. Перезвон. Автор неизвестен
  7. Т. Маюдмузи. «Концерт для ксилофона с оркестром»
  8. С. Прокофьев. «Петя и волк». Тема охотников. Литавры
  9. Э Григ. Сюита «Пер Гюнт». Песня Сольвейг. Металлофон.

2. Ответить на вопросы тестового задания. Ответы  тестового задания отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 6. Иванов».

Тестовое задание к Теме 6.

1).Назовите композитора, написавшего балет  «Щелкунчик»:

а) Э. Григ

б) С.С.  Прокофьев

в) П.И. Чайковский

2.Какой инструмент входит в состав группы ударных  инструментов

а) малый барабан

б) бубен

в) колокольчики

г) челеста

д) ксилофон

е) треугольник

ж) туба

3).Приведите в соответствие:

1) Гармонь                              а) Духовой инструмент

2) Большой барабан            б) Струнно-смычковый  инструмент

3) Скрипка                              в) Народный инструмент

4)Труба                                   г) Ударный инструмент

4).Найдите лишнее:

Ударные  инструменты - это:

а) Туба

б) Малый барабан

в) Бубен

г) Металлофон

д) Кастаньеты

е) Челеста

ж) Домра

5).Какие инструменты не входят в состав группы ударных инструментов?

а) Флейта

б) Баян

в) Ксилофон

г) Домра

д) Гитара

е) Скрипка

ж) Альт

з) Контрабас

и) Флейта

6).Отгадай загадку.

Взбодрят, удивят и тебя, и меня,

Испанскому танцу добавят огня!

Но где они? Ты догадаешься скоро,

Хоть их не видать на ладонях танцора!

(Кастаньеты)

ТЕМА 7. Русские народные инструменты

Теория. Баян. Строение и звукоизвлечение на баяне. Тембровые особенности гармони. Ложки – музыкальный инструмент. Балалайка – струнный русский народный инструмент. Домра. Её внешнее и звуковое отличие от балалайки. Гитара  и ее звуковые эффекты. Гусли – старинный русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Дудочка – народный духовой музыкальный инструмент. Свирель и ее тембровая окраска. Свистулька – старинный духовой русский народный музыкальный инструмент.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений.

  1. Русский народный наигрыш (Баян)
  2. Частушка (ГАРМОНЬ)
  3. « Как под горкой» (ЛОЖКИ)
  4. А. Алябьев. «Соловей». (Домра)
  5. «Цыганочка». (Гитара) 
  6. «Народный наигрыш» (Гусли) 
  7. «Художественный свист» (Свистулька).
  8. «Светит месяц». Русская народная мелодия (Балалайка)

2. Укажите в таблице 1, напротив названий произведений народный инструмент, который звучит в прослушанных произведениях.

Таблица 1.

Русские народные инструменты

Название музыкального произведения

Народный инструмент

1 Русский народный наигрыш

2 Частушка

3 Как под горкой

4 А. Алябьев. «Соловей».

5 Цыганочка.

6 Народный наигрыш

7 Художественный свист

8«Светит месяц».

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 7. Иванов».

  1. Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовые задания к Теме 7.

1).Какие инструменты не входят в состав группы народных инструментов?

а) Виолончель

б) Скрипка

в) Кларнет

г) Фагот

д) Труба

е) Челеста

ж) Альт

з) Контрабас

и) Баян

2). Отгадай загадки.

а). Отгадай загадку

У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет  и поёт-

Сорок пуговиц на нём.

С перламутровым огнём,

Весельчак, а не буян

Голосистый наш ….(Баян)

б). Отгадай загадку

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут её? ………(Гамонь)

в). Отгадай загадку

Ой,  звенит она , звенит

Всех игрою веселит:

И всего лишь 3 струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай -ка.

Это наша…..(Балалайка)

г). Отгадай загадку

За обедом суп едят

К вечеру «  заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестрёнки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких ………(ложках)

д). Отгадай загадку

Очень весело поет,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играйте

И сразу отгадайте,

Не палочка, не трубочка,

А что же это?……(дудочка)

е). Отгадай загадку

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется…..(свирель)

3).Найдите лишнее:

Народные  инструменты - это:

а) труба

б) баян

в) балалайка

г) валторна

д) фагот

е) ложки

ж) гармонь

4).Приведите в соответствие:

1) Баян                                 а) Духовой инструмент

2) Малый  барабан              б) Струнно-смычковый  инструмент

3) Альт                                  в) Народный инструмент

4)Тромбон                             г) Ударный инструмент

 5).Какие инструменты входят в состав группы народных инструментов

а) Гусли

б) Свистулька

в) Свирель

г) Домра

д) Гармонь

е) Треугольник

ж) Валторна

МОДУЛЬ 3. Оркестровая музыка

ТЕМА 8. Виды оркестров. Народный и эстрадный оркестр.

Теория. Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Особенности разных видов оркестров. Народный оркестр. Состав русского народного оркестра. Художественное и выразительное  звучание народного оркестра. Эстрадный оркестр. Виды эстрадных оркестров.

Практика. 

1.Прослушивание музыкальных произведений:

  1. Е. Панченко. «Поэма для гуслей, английского рожка и струнных»
  2. Г. Свиридов. Вальс «Метель». Народный оркестр
  3. Эдди Рознер. Вальс из к-ф «Карнавальная ночь». Эстрадный оркестр Мосэстрады .
  4. Мелодия из кинофильма «Трюкач». Эстрадный оркестр.
  5. Русский народный перепляс.  Оркестр народных инструментов.

2. Заполните таблицу  2. «Отличительные особенности народного и эстрадного оркестров». Какие инструменты вы слышите в этих видах оркестров?

Таблица 2

Отличительные особенности

народного оркестра и эстрадного оркестра

Народный оркестр

Эстрадный оркестр

Состав

Виды

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 8. Иванов».

3.Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 8.

1).Оркестр – это:

а) Музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

б) Большой коллектив музыкантов-инструменталистов

в.) Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

2).Укажите вид оркестра по произведениям:

Г. Свиридов. Вальс «Метель».

Русский народный перепляс.  

Эдди Рознер. Вальс из к-ф «Карнавальная ночь».

3).В составе какого оркестра могут быть использованы  следующие  инструменты: баян, домра, гармонь?

а) духового;

б) народного;

в) симфонического;

г) эстрадного.

4). Для какого вида оркестра написан «Русский народный перепляс»?

а) Народный

б) Эстрадный

д) Симфонический

е) Эстрадный

д) Духовой

ТЕМА 9. Симфонический  и духовой оркестр.

 Теория. Особенности симфонического оркестра. Разнообразие художественно-выразительных средств симфонического оркестра. Музыка духового оркестра.

Практика. 

1. Прослушивание музыкальных произведений:

  1. М. Огинский. «Полонез». Симфонический оркестр
  2. Автор неизвестен. «Парадный марш». Духовой оркестр
  3. А. Новиков «Смуглянка». Духовой оркестр.
  4. В. Агапкин Марш  «Прощание славянки». Духовой оркестр.
  5.  Г. Свиридов. Вальс из к/ф "Метель".  Симфонический оркестр.  
  1. Заполните таблицу 3 «Отличительные особенности  звучания симфонического оркестра от духового оркестра по инструментальному составу». Какие инструменты вы слышите в этих видах оркестров.

Таблица 3.

Отличительные особенности

звучания симфонического оркестра от духового оркестра

по инструментальному составу

Симфонический  оркестр

Духовой оркестр

Инструментальный состав

Инструментальный состав

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 9. Иванов».

2.Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 9.

  1. Какие виды оркестров существует:

а) духовой;

б)народный;

в)вокальный

г)симфонический;

д)эстрадный.

2). Назовите композитора, написавшего Марш  «Прощание славянки»

а) А. Хачатурян

б) П. Мориа

в) В. Агапкин

3). Какие четыре группы инструментов  составляют основу симфонического оркестра: 

а) струнные смычковые; 

б) деревянные духовые;

в) медные духовые;

г) ударные;

д)народные.

4).Укажите вид оркестра по произведениям:

М. Огинский. «Полонез».

Русский народный перепляс.  

Эдди Рознер. Вальс из к-ф «Карнавальная ночь».

М.И. Глинка «Вальс-фантазия»  

        

МОДУЛЬ 4. Музыкальные эпохи

ТЕМА 10. Путешествие по музыкальным эпохам. Борокко. Классицизм.

Теория. Жанровое разнообразие. Стили. Музыка разных эпох. Барокко. Величие и помпезность стиля барокко. Музыкальные произведения стиля барокко. Знаменитые музыканты стиля барокко. Классицизм. Классическая музыка. Жизнеутверждающее и светлое искусство классицизма. Творчество великих классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Практика. 

  1. Прослушивание музыкальных произведений:

Барокко

  1. Бухстехуде. «Прелюдия и фуга»
  2. «Классическая музыка» 
  3. И.С. Бах ОРГАН Токатта и фега Реминор.
  4. Ф. Куперен. «Колокольчики цитеры»
  5. «Канцона для органа»

Классицизм

1.Л. Бетховен. «Лунная соната». 3 часть.

2. «Менуэт».

3.Ф. Гайдн. «Серенада №5».

4. «Турецкий марш».

 2. Заполните таблицу 4 «Характеристика музыки периода Барокко и Классицизма» (описать несколькими словами).

Таблица 4.

Характеристика музыки периода Барокко и Классицизма

Музыкальная эпоха

Характеристика музыки данной эпохи

Великие композиторы данной эпохи

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 10. Иванов».

3.Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 10. 

1). Композиторы эпохи «Барокко»:

а) Г. Гендель

б) А. Вивальди

в) И.С. Бах

г) С. Прокофьев

2). Композиторы эпохи «Классицизм»:

а) Д. Шостакович

б) В.А. Моцарт

в) Э. Григ

г) Л. В. Бетховен

3).Назовите композитора, написавшего «Турецкий марш»

а) Г. Гендель

б) И.С. Бах

в) В.А. Моцарт

г) Л. В. Бетховен

4).В какую музыкальную эпохи сочиняли музыку данные композиторы:

Композиторы

Музыкальная эпоха

А. Вивальди

Й. Гайдн

Л. Боккирини.

Фрискобальди.

В.А. Моцарт

И.С. Бах.

5). Слово «барокко» в переводе с итальянского означает:

а) красивый

б) смешной

в) странный

г) чудесный

д) причудливый

ТЕМА 11. Эпоха романтизма. Музыка XX века.

Теория. Романтизм – формирование нового направления в искусстве. Великие музыканты эпохи романтизма. Музыка XX века. Своеобразие национальных школ и композиторов.

Практика. 

  1. Прослушивание музыкальных произведений:

Романтизм

1.Ф. Мендельсон. «Симфония 3»

2.Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». В пещере горного короля.

3.  Р.  Штраус

4. Гектор Берлиоз. "Фантастическая симфония"- 1. Мечтания.

XX век

1.А. Скрябин. «Поэма экстаза»

2.Д. Шостакович. «Полька». Танцы кукол.

3.С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». «Утро».

2. Заполните таблицу 5. «Характеристика музыки периода Барокко и Классицизма».

Таблица 5.

Характеристика музыки периода Романтизма и XX века

Музыкальная эпоха

Характеристика музыки данной эпохи

Великие композиторы данной эпохи

Ответы  практического и тестового заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 11. Иванов».

3.Ответить на вопросы тестового задания.

Тестовое задание к Теме 11.

  1. Что повлияло на формирование нового направления в музыкальном искусстве как «романтизм»?

а) итальянское восстание;

б) гражданская война;

в) французская революция;

г) первая мировая война.

2.  Музыкальные произведения эпохи романтизма отличались:

а) легкостью, сказкой, мечтательностью, развлекательностью.

б) обыденностью, серьезностью, мрачностью.

в) наигранностью, вульгарностью, однообразием.

3.  Композиторы эпохи «Романтизма»:

а) С. Прокофьев.

б) .Ф. Мендельсон.

в) Гектор Берлиоз.

г) Р.  Штраус

  1. Композиторы эпохи ХХ века:

а) С. Танеев,

б) А. Глазунов,

в) С. Рахманинов.

г)  И. Ф. Стравинский.

д) Л.В. Бетховен.

5. Какие жанры появились в зарубежной музыке ХХ века

а) джаз

б) классицизм

в) романтизм

г) импровизация.

ТЕМА 12. Сказка о маленьком Моцарте

Теория. Звучит старинная музыка В.А. Моцарта. Место рождения В.А. Моцарта. Встреча В.А. Моцарта со Сверчком. Приключения маленького В.А. Моцарта. В.А. Моцарт – музыкант.

Практика.  

1. Прослушивание музыкальных произведений:

1. В.А. Моцарт Симфония  соль минор.

2. В.А. Моцарт Концерт для скрипки с оркестром №3.

3. В.А. Моцарт-Соната.

4. В.А. Моцарт Симфония №6 Музыка ангелов.

5. В.А. Моцарт Менуэт.

6. В.А. Моцарт Турецкий марш.

7. В.А. Моцарт  Тоска по весне.

8. В.А. Моцарт Колыбельная  Спи, моя радость, усни.

9. В.А. Моцарт Соната  № 16 -dlya-fortepiano-16.

2. Нарисовать 2 рисунка к 2 прослушанным музыкальным произведениям «Что я представляю, когда слышу эту музыку». Сделать фото рисунков и отправить преподавателю с пометкой «Тема 12. Иванов».

Ответы  практического и творческого заданий отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 12. Иванов».

ТЕМА. 13  Мультконцерт

Практика. 

  1. Посмотреть мультконцерт и прослушать следующие песни из мультфильмов:
  2. Хор мальчиков зайчиков «Ну, погоди»
  3. Чунга –Чанга
  4. В голове моей опилки
  5. Сколько на свете весёлых затей
  6. Не ходите, дети, в Африку гулять
  7. Непослушный Петя Пяточный
  8. Ничего на свете лучше нету
  9. Облака белогривые лошадки
  10. От улыбки станет всем теплей
  11. А я по любви хочу
  12. Айсберг
  13.  Антошка
  14. Бабки Ёжки
  15. Бандито Гангстерито
  16. Бобик в гостях у Барбоса
  17. Большой секрет для маленькой компании
  18. В каждом маленьком ребёнке
  19. В цирке
  20. Весёлые зелёные лупатые
  21. Винни Пух и Пятачок идут в гости
  22. Влюблённый Пёс в сапогах
  23. Гавайские частушки
  24. Голубой вагон
  25. Город просыпается
  26. Два весёлых гуся
  27. Дед Мороз и лето
  28. День рождения Винни Пуха
  29. День рождения Кота Леопольда
  30.  День рождения Крокодила Гены
  31. Дуэт Золушки и Принца
  32.  Дуэт Пса и Болонки
  33.  Дюдюка Барбидокская (Подарок для слона)
  34.  Завтра грабим короля (Бременские музыканты)
  35.  Зарядка для хвоста
  36. Зимнее танго (Ну погоди!)
  37.  Кабы не было зимы (Зима в Простаквашино)
  38.  Как вы яхту назовете (Приключения капитана Врунгеля)э
  39. Как львенок и черепаха пели песню
  40.  Капитошка и волчонок
  41.  Колыбельная воспитательницы
  42.  Колыбельная медведицы (Умка)
  43. Концерт  волка и семерых козлят
  44.  Кручу педали (Прогулка кота Леопольда)
  45.  Куда идем мы с Пятачком (Винни Пух)
  46.  Ласково жмурится солнце золотое (Кот Леопольд)
  47. Летнее танго (Ну-погоди!)
  48.  Маны-маны.(Приключения капитана Врунгеля)
  49.  Мне любое море  по колено Находчивость (Квака Задавака)
  50. Мы к вам заехали на час (По следам Бременских музыкантов)
  51.  Наука SOS (Приключения капитана Врунгеля)
  52. Находчивость и храбрость (Песня Мюнхгаузена)
  53. Не ходите, дети, в Африку гулять (Доктор Айболит)
  54.  Неприятность эту мы переживем (Лето кота Леопольда)
  55. Никогда не стой на месте (Подарок для слона)
  56.  Новогодняя песня зайца и волка (Ну погоди!)
  57.  Ноль Ноль  Икс (Приключения капитана Врунгеля)
  58.  О вреде курения (Остров сокровищ)
  59. Оставайся, мальчик, с нами (В синем море, в белой пене)
  60.  Охрана и разбойники (Бременские музыканты)
  61.  Песенка водяного (Летучий корабль)
  62. Песенка мамонтенка
  63. Песенка Мунхгаузена
  64. Песенка о жадности (Остров сокровищ)
  65. Песенка старухи Шапокляк
  66.  Пластилиновая ворона
  67.  По дороге с облаками возвращаемся назад
  68. Поучительная история о мальчике Бобби
  69. Праздник Нептуна (Приключения капитана Врунгеля)
  70. Русская банька (Приключения капитана Врунгеля)
  71. Рыжий, рыжий конопатый (Веселая карусель)
  72. Собака бывает кусачей (Большой секрет для маленькой компании)
  73. Суп с котом (Пес в сапогах)
  74. Сыщик и король (По следам Бременских музыкантов)
  75. Труляя и Траляя (Алиса в Зазеркалье)
  76. Финальная песня Бременских музыкантов  
  77. Хорошо бродить по свету (Фунтик).

  1. Заполните таблицу 6. «Музыка  и эмоции». Распределите наиболее понравившиеся музыкальные песни по эмоциональным состояниям, которые они у вас вызывают.

Таблица 6 .

«Музыка  и эмоции»

Эмоциональное состояние

Название песен из мультфильмов

Радость

Грусть

Тревога

Злость

Страх

Недовольство

Отвращение

Огорчение

Восторг

Восхищение

Ответы  практического задания отправить преподавателю в отдельном подписанном  файле, например «Тема 13. Иванов».

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-владение основами музыкальной культуры;

-сформированность познавательных интересов, направленных на изучение музыкальной культуры, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

-стремление к освоению новых знаний, умений;

          -сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-наличие представлений о музыке как важнейшем ресурсе развития личности;

-понимание роли музыки в современном мире;

-наличие активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

- владение понятиями «музыкальный звук»», «музыкальный инструмент», «композитор», «музыкальные произведения», «исполнитель», «музыкальный жанр»,  и др.;

-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

-владение умениями самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации музыкальных произведений, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

-владение навыками прослушивания продолжительных фрагментов музыкальных произведений с последующим анализом.

Предметные результаты:

-формирование представления о музыкальных звуках;

-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека;

-нравственное развитие человека;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыке;

-формирование музыкальной культуры;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-объяснение роли музыки в практической деятельности людей; места и роли  музыки в жизни человека;

-знание музыкальных инструментов;

-знание особенностей музыкальных произведений композиторов различных эпох.

В результате освоения программы учащиеся должны

знать:

-основные этапы жизни и творчества русских и западно-европейских композиторов;

-жанры в музыке;

-основные стилевые направления в музыке (барокко, классицизм, романтизм, музыка XX века);

уметь:

-различать звучание музыкальных инструментов, самостоятельно их определять по тембру;

-прослушать, проанализировать, корректно оценить музыкальный фрагмент;

-различать музыкальные произведения различных эпох и композиторов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

владеть:

-потребностью применять полученные знания, умения и навыки на практике;

-умением давать характеристику услышанным музыкальным фрагментам.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»

Календарный учебный график

АКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОСВОЕНИЯ

Количество учебных недель - 24

Количество учебных дней - 48

Учебный период с 1 сентября  по 20 января; с 20 января по 25 мая

УМЕРЕННЫЙ РЕЖИМ ОСВОЕНИЯ

Количество учебных недель - 36

Количество учебных дней - 72

Учебный период с 1 сентября по 25 мая.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена преимущественно для среднего школьного возраста (9-13 лет) и рассчитана на 1 год.

Целевой аудиторией программы являются:

-дети и их родители, желающие познакомиться с  историей развития музыки, особенностями ее звучания и музыкальными произведениями (в дистанционной форме);

-часто болеющие дети;

-дети с ОВЗ (слабовидящие).

В рамках программы планируется проведение теоретической и практической подготовки, выполнение творческих и домашних заданий.

Программа способствует:

-созданию комфортной среды, интереса к  изучению музыки;

-развитию способностей, творческого потенциала каждого учащегося, его самореализации;

-повышению уровня знаний в области музыкальных произведений и особенностей их звучания;

- решению задачи личностного, познавательного и речевого развития.

          При реализации программы дистанционной формы используются следующие методы обучения:

-наглядный;

- практический;

-проблемный;

-репродуктивный;

-частично-поисковая работа;

-поисковый метод;

-эвристический.

В рамках программы планируется проведение теоретической и практической подготовки, решение тестовых заданий. 

Образовательные и развивающие технологии

 В программе «В мире музыкальных звуков» в дистанционной форме реализации применяются мультимедиа – технологии. Это касается как передачи информации, так и непосредственно процесса обучения – формирования новых компетенций, устойчивых знаний и навыков.

Дистанционное обучение – одна из самых перспективных образовательных технологий.

           Дистанционное обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

-оперативной передачи на любые расстояния аудио-файлов;

-хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

-интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей оперативной обратной связи с педагогом и учащимися;

    -доступа к различным источникам информации через систему Internet, работы с этой информацией.        

Преимущества программы с дистанционной формой реализации:

1.Свободный график обучения и независимость от местоположения. Учащийся может более гибко и эффективно распоряжаться своим временем, изучать материалы программы в удобное время.

2.Свободный доступ к дополнительным материалам. Учащиеся могут выбирать темп освоения программы, удобное для них время, привлекать родителей.

                 3.Дистанционное обучение повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

                Рекомендуемый режим занятий состоит в просмотре презентаций теоретического материала, самостоятельных практических занятиях каждой теме модулей, выполнению домашнего задания, консультациях с педагогом, видео, аудио или текстовом отчете с использованием мессенджера.  Выбор мессенджера определяется при зачислении на обучение.  

Мессенджером является программа, которая успешно работает на смартфоне или компьютере и служит для обмена информацией в виде текста, звонков, видео звонков, передачи фото и видеоизображений, звуковых файлов. Они не требовательны к скорости интернета. Работают и с  Wi-Fi соединением, и с мобильным интернетом, и с проводным интернетом. Недостаток - без подключения к интернету не работают. Важным преимуществом является то, что получатель информации не обязательно должен быть в сети. Ваше сообщение будет обязательно получено и прочитано адресатом.

Характеристики мессенджеров:

                 Facebook Messenger: приложение можно установить на телефон или компьютер с любым видом платформы (iOS и Android и др),  работает автономно, без регистрации в Фейсбуке, передает информацию практически всех форматов,  есть не только обычные звонки, но и видеозвонки, можно сделать беседу в группе, в приложении нет никакой рекламы.

                WhatsApp: передает все виды информации в том числе звуковые файлы, есть видео звонок, групповые беседы, не требователен к скорости интернета, не органичен количеству знаков в сообщении, удобный, бесплатный, нет рекламы.

                Мессенджер Viber (Вайбер): самый распространенный мессенджер. Может устанавливать как на сматрфон, так и на компьютер. Повторят характеристики предыдущих, но есть недостаток: в бесплатной версии есть реклама. Поэтому, выбирая удобный мессенджер, надо обратить на это внимание.

                Режим консультаций с педагогом зависит от выбранного темпа обучения. После выполнения контрольного задания учащийся получает ссылку-переход к материалам следующей темы.    По окончании обучения материалы остаются доступными для повторения и дополнительного закрепления на один учебный год с момента зачисления.

Условия и факторы для получения оптимальных результатов дистанционного обучения:

- свободный доступ в сеть Интернет, наличие компьютера или смартфона;

- наличие у дистанционных педагогов образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционного материала;

- систематическая обратная связь;

- многократный просмотр презентаций теоретического материала и прослушивания аудиофайлов до полного усвоения материала.

Асинхронное обучение – это обучение неодновременное, при котором взаимодействие между субъектами обучения происходит в разное время. Участники не пересекаются в физическом пространстве и не «видят» друг друга в виртуальном. Асинхронное обучение предполагает отсроченность приёма информации, а именно изучение интерактивных презентаций, прохождение тестов, заданий и просмотр записанного видео или прослушивание аудиозаписей.

При этом обучающиеся получают знания, обратную связь (по итогам тестов или по факту проверки преподавателем самостоятельных работ учащихся) и движутся по определенной образовательной траектории. Все за счет заранее подготовленных материалов, продуманной логике курса и системе проверки знаний. 

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. При использовании кейс – технологии у детей происходит:

  • развитие навыков анализа и критического мышления.
  • соединение теории и практики.
  • демонстрация различных позиций и точек зрения.
  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Наиболее приемлемым методом кейс-технологии в данной программе являлся  метод инцидентов, суть которого состоит в поиске информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Данная форма приближенна к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

        Свидетельство по завершению обучения утвержденного образца выдается по требованию в бумажном или электронном виде.

                Методическое обеспечение программы

- презентации теоретического материала по каждой изучаемой теме;

-прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений по каждой изучаемой теме.

-выполнение практических заданий по модулям и темам.

- выполнение домашних заданий по темам.

        Механизм  оценки образовательных результатов.  Формы аттестации.

Система контроля носить систематический характер и строиться на основе автоматического контроля через систему тестирования и выполнение домашнего задания и творческих работ.

Аттестация учащихся позволяет оценить реальную результативность освоения программы.

В начале обучения осуществляется входной контроль (диагностика начального уровня знаний с применением тестовых заданий), по завершению обучения проводится итоговая аттестация (диагностика степени освоения программы и уровня развития компетенций на основании выполнения практических и домашних заданий).

В ходе проведения аттестации определяется уровень теоретической и практической подготовки учащихся, а так же уровень личностного развития учащихся.

Формы контроля: предъявление результатов и выявление результатов.

Виды контроля: начальный, тематический, итоговый.

Формы и методы контроля результатов освоения программы

Модули   и темы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Модуль 1. Классическая музыка.

Тема 1. Роль музыки в жизни человека.

Тема 2.Музыка, влияющая на здоровье человека.

Тестовое задание (начальный уровень знаний)

Практическое занятие.

Творческое задание.

Тематическое тестирование .

Модуль 2. Инструментальная музыка.

Тема 3.Струнно-смычковые инструменты.

Тема 4. Деревянно-духовые инструменты.

Тема 5. Медно-духовые инструменты

Тема 6. Ударные инструменты.

Тема 7. Русские народные инструменты.

Практическое занятие.

Тематическое тестирование.

Творческое задание.

Модуль 3. Оркестровая музыка

Тема 8. Виды оркестров. Народный и эстрадный оркестр.

Тема 9. Симфонический и духовой оркестр.

Практическое занятие.

Тематическое тестирование.

Творческое задание.

Модуль 4. Музыкальные эпохи.

Тема 10. Путешествие по музыкальным эпохам. Борокко. Классицизм.

Тема 11. Эпоха романтизма. Музыка XX века.

Тема 12. Сказка о маленьком Моцарте.

Тема 13. Мультконцерт

Практическое занятие.

Тематическое тестирование.

Творческое задание.

Итоговое тестирование по всем модулям программного материала.

Система оценивания результатов выполнения диагностической работы (диагностики начального уровня знаний)

Перечень тестовых заданий включает в себя вопрос с несколькими (4-5)  вариантами ответов. Задания правильно выполненные оцениваются в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы  составляет  11 баллов.

Цель диагностической работы: определение исходного уровня знаний в области музыки и музыкальных инструментов и произведений.

Критерии оценивания:

Правильное выполнение заданий оценивается в 1 балл.

Максимальный балл за выполнение всех заданий - 11 баллов.

Высокий уровень– 9-11 баллов

Достаточный  уровень –6-8 баллов

Средний уровень – 3-5баллов

Низкий уровень – 0-2 баллов.

Примерный перечень тестовых заданий

(для диагностики начального уровня знаний)

1.        Музыка-это

а) вид искусства

б) жанр произведения.

в) состояние души

г) знания человека.

  1. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?

а) квартет

б) трио

в) оркестр

г) группа

  1. Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса?

а) инструментальная

б) классическая

в) народная

г) ударная

  1. Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

а) сценаристы

б) композиторы

в) музыканты

г) вокалисты

  1. Какой музыкальный инструмент является самым большим?

а) орган

б) контрабас

в) виолончель

г) фортепиано

  1. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»?

а) И.С. Бах

б) Л.В. Бетховен

в) П. И. Чайковский

г) С. С. Прокофьев

  1. Каких великих композиторов ты знаешь?

а) Бах, Бетховен, Прокофьев, Моцарт.

б) Достоевский, Лермонтов, Фет, Тютчев, Салтыков-Щедрин.

в) Гендель,  Вивальди, Огинский, Глюк,  Шуберт.   

г) Гайдн,  Боккирини, Фрискобальди, Равель.

8. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С. С. Прокофьев?

а) «Лебединое озеро».

б) «Иван Сусанин»

в) «Симфония»

г) «Петя и волк»

9. Какие ударные инструменты ты знаешь:

а) Туба

б) Малый барабан

в) Бубен

г) Металлофон

д) Кастаньеты

е) Челеста

ж) Домра

10. Какие стилевые направления есть в музыке

а) классицизм

б) романтизм

в) музыка XX века

г) барокко.

11. Какие виды оркестров существует:

а) духовой;

б) народный;

в) вокальный

г) симфонический;

д) эстрадный.

Система оценивания результатов выполнения диагностической работы (итогового уровня знаний)

Перечень тестовых заданий включает в себя вопрос с несколькими (4-5)  вариантами ответов. Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл. Максимальный балл за выполнение всего теста  составляет  23 балла.

Цель диагностической работы: определение  уровня  освоения знаний по программе.

Критерии оценивания:

Правильное выполнение заданий оценивается в 1 балл.

Максимальный балл за выполнение всех заданий - 23 балла.

Высокий уровень– 18-23 баллов

Достаточный  уровень –12-17 баллов

Средний  уровень – 6-11баллов

Низкий уровень – 0-5 баллов

Перечень итоговых (контрольных) тестовых заданий

по всем модулям программного материала

1. Музыка обладает эффектом:

а) негативным

б) лечебным

в) угнетающим

г) эйфорическим

2.Какой инструмент называют «королем инструментов», это

а) флейта

б) рояль

в) скрипка

г) орган.

3.  Музыкальные произведения эпохи романтизма отличались:

а) легкостью, сказкой, мечтательностью, развлекательностью.

б) обыденностью, серьезностью, мрачностью.

в) наигранностью, вульгарностью, однообразием.

  1. Музыка-это

а) вид искусства

б) жанр произведения.

в) состояние души

г) знания человека.

5. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

1) И. Штраус                                 а) «Колыбельная»

2) И. Брамс                                    б) «Испанский вальс»

3) Ф Шопен                                   в) Венгерская рапсодия

4) Ф. Лист                                      г) «Ноктюрн» 

6.Какой инструмент входит в состав группы струнно-смычковых инструментов

а) Баян

б) Гитара

в) Контрабас

7.Композиторы эпохи ХХ века:

а) С. Танеев,

б) А. Глазунов,

в) С. Рахманинов.

г)  И. Ф. Стравинский.

д) Л.В. Бетховен.

8. Виолончель  - это

а) инструмент народного оркестра

б) струнно-смычковый инструмент

в) деревянно- духовой инструмент.

9. Назовите русского композитора:

а) Д.Лигетти

б) Ж.Э.Ф.Масне

в) Я.Гаде

г) И.С. Штраус

д) Д. Шостакович.

10.Найдите лишнее:

Струнно-смычковые инструменты - это:

а) скрипка

б) кларнет

в) фагот

г) флейта

д) гобой

е) английский рожок

ж) флейта-пикколо

11.Какой инструмент не относится к деревянно-духовой группе  инструментов?

а) гобой
б) виолончель
в) кларнет

г) балалайка

12. Назовите композитора, написавшего балет «Лебединое озеро»

а) С.С. Прокофьев
б) П.И. Чайковский 
в) М. Равель

г) И.С. Бах

13. Назовите композитора, написавшего «Неаполитанский  танец»

а) Д. Ивановичи
б) П.И. Чайковский 
в) Ф. Шуберт

г) Л.В. Бетховен

д) В.А. Моцарт

14. Какой инструмент не относится к медно-духовой группе  инструментов?

а) труба
б) валторна
в) туба

г) тромбон

д) металлофон

15. Назовите композитора, написавшего вальс «Бастон»

а) Ф. Шуберт
б
) И.С. Бах
в) М. Равель

г) А. Розенбаум

16. Какие виды оркестров существует:

а) духовой;

б)народный;

в)вокальный

г)симфонический;

д)эстрадный.

17. Назовите композитора, написавшего балет  «Щелкунчик»:

а) Э. Григ

б) С.С.  Прокофьев

в) П.И. Чайковский

18. Какой инструмент входит в состав группы ударных  инструментов

а) малый барабан

б) бубен

в) колокольчики

г) челеста

д) ксилофон

е) треугольник

ж) туба.

19. Оркестр – это:

а) Музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

б) Большой коллектив музыкантов-инструменталистов

в.) Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

20. Для какого вида оркестра написан «Русский народный перепляс»?

а) Народный

б) Эстрадный

д) Симфонический

е) Эстрадный

д) Духовой.

21.  Композиторы эпохи «Романтизма»:

а) С. Прокофьев.

б) .Ф. Мендельсон.

в) Гектор Берлиоз.

г) Р.  Штраус

22. Композиторы эпохи «Барокко»:

а) Г. Гендель

б) А. Вивальди

в) И.С. Бах

г) С. Прокофьев

23. Композиторы эпохи «Классицизм»:

а) Д. Шостакович

б) В.А. Моцарт

в) Э. Григ

г) Л. В. Бетховен.

                Материально-техническое обеспечение программы

Для учащихся (оборудуется самостоятельно, организацией не предоставляется):

- оборудованное рабочее место (стол, стул, соответствующие возрасту и росту);

- подключение к  сети Интернет;

- смартфон/компьтер/ноутбук/планшетный компьютер (по выбору);

- мессенджеры: Мессенджер Фейсбук (Facebook Messenger), Мессенджер Вайбер (Viber), Мессенджер Вотсап (WhatsApp) (по выбору);

- альбом для рисования;

- цветные карандаши (12-24 цвета);

- ручка.

Для педагога:

- оборудованное рабочее место (стол, стул);

- подключение к  сети Интернет;

- смартфон;

- SIM карта и стартовый комплект оператора связи с пакетом интернета  «Безлимитный»;

- ноутбук;

- цифровой пакет ПК;

- видеокамера;

- мессенджеры: Мессенджер Фейсбук (Facebook Messenger), Мессенджер Вайбер (Viber), Мессенджер Вотсап (WhatsApp) (по выбору).

                Программа предусматривает опосредованную помощь родителей, так как предназначена для детей имеющих нарушения зрения, в том числе и при использовании цифрового оборудования и выхода в сеть Интернет с компьютера или смартфона, при работе с мессенжерами.

                Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- видеоотчет;

- аудиоотчет;

- фотоотчет.

- ответы на тестовые задания в формате WORD файла.

Методическое обеспечение программы

Литература для педагогов

1.Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины XX века. Книга для чтения. – М.: РОСМЭН, 2004.

2.Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Биографии: книга для чтения. – М.: РОСМЭН, 2003.

3.Антология русской и западноевропейской музыки ХI-ХХ вв.: Каталог. – М.: Доминанта, 1999.

4.Белоусова С.С. Романтизм: Аудиоприложение к книге С.С. Белоусовой «Романтизм». – М.: РОСМЭН, 2003.

5.Вернон Р. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества. – М.: Поматур, 2002.

6.Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала XX века: аудиоприложение к книге Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала XX века. – М.: РОСМЭН, 2003.

7.Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148–155.

8.История современной отечественной музыки. – Вып. 1. – М., 1995.

Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Советская музыка. – 1985. – № 11. – С. 2–9.

9.Кирнарская Д.К. Классицизм: аудиоприложение к книге Кирнарской Д.К. Классицизм. – М.: РОСМЭН, 2003.

10.Кирнарская Д.К. Классицизм: книга для чтения. – М.: РОСМЭН, 2002.

11.Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник: В 2-х кн. Кн. 1. От античности к XVIII веку. – М.: Музыка, 1986. – 462 с.

          12.Матвеев, В., Ф. Светская музыкальная культура в России XIX в.: Учебное пособие / В. Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 64 c.
        13.Миносцев, В.Б. Музыкальная культура Европы и России. XIXвек: Учебное пособие / В.Б. Миносцев. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 400 c.

14.Музыка. Большой энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш. – М., 2003. – 672 с.

15.Музыка наших дней. – М.: Аванта, 2002. – 430 с.

16.Музыка. Культура. Человек. – Вып. 1–2. – Свердловск, 1988, 1991.

17.Музыкальные инструменты мира: Энциклопедия / Т.В. Лихач. – М.: Попурри, 2001. – 320 с.

18.Музыкальный словарь Гроува: Пер. с англ. – М., Практика, 2001. – 1095 с.

19.Огаркова, Н.А. Светская музыкальная культура в России XIX века: Учебно-методическое пособие / Н.А. Огаркова. - СПб.: Лань, 2016. - 64 c.

20.Осипов Н.Ф. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества. –М.Поматур, 2002. – 128 с.

21.Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «Серебряного века». – М., 2001. – 383 с.

22.Роллан Р. Моцарт по его письмам // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 3. – М., 1988.

Литература для учащихся

1.Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985 Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: Аквариум, 1996

2.Зимина А.Н Основы музыкального. М.: Владос, 2000

3.Кабалевский Д.Д. « Ровесники»: Беседы о музыке для юношества. - М.: Музыка, 1987

4.Книга о музыке: Популярные очерки / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн . - М.: Сов. Композитор, 1988 

5.Михайлова Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов. Композитор, 1986 

6.Прибегин Г.А. Петр Ильич Чайковский . - М.: Музыка, 1983

7.Прокофьева И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка, 1988 

8.Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Appassionata». – М., 1990.

9.Самсонова, Т.П. Музыкальная культура Европы и России. XIX век: Учебное пособие / Т.П. Самсонова. - СПб.: Лань, 2016. - 400 c.

10.Тихонова А.И. Возрождение и барокко: книга для чтения. – М.: РОСМЭН, 2003.

11.Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха/ Пер. с нем. - М.: Музыка, 1987

12.Энциклопедия популярной музыки. / В.В. Бондаренко, Ю.В. Дроздов. – М.: Экономпресс, 2002. – 416 с.

13.Эстрада в России. XX век: Энциклопедия / Е.Д. Уварова. – М.: Олма-Пресс, 2004. – 864 с.

Интернет-ресурсы

1.http://www.classic-music.ru

2.http://wdl.org/ru//

3.http://www.allpianists.ru/
4.
http://Belcanto.Ru

5.http://cl.mmv.ru 

6.http://www.classicalmusicnews.ru

7.http://www.classicalmusiclinks.ru/

8.http://taneevlibrary.ru 

9.http:// www.rsl.ru

10.http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio

11.http://www.ivanovka-museum.ru

12.http://tchaikovsky-house-museum.ru

13.http://kuskovo.ru/akcii_i_br_meropriyatiya_br_v_muzee1/

14.http://www.mussorgsky.ru

15.http://www.musike.ru

16.http://annvic.mypage.ru/uchebniki-po-muzikalnoj-literature/

17.http://as-sol.net 

18.http://www.muz-urok.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...

Рекомендации для родителей по слушанию музыки дома "В мире музыкальных звуков"

      Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязател...

Использование цифровых образовательных ресурсов при автоматизации звуков у детей и взрослых.

Презентация для учителей-логопедов об  эффективности коррекционного воздействия с применением компьютерных возможностей при автоматизации звуков....

Дополнительная образовательная программа «Современные музыкальные цифровые технологии» (Синтезатор и компьютер)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность — программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творче...

Сценарий «В мире музыкальных звуков»

Программа концерта ОФ 07.12.19 ведущая Черезова Н.С. Еремин М.  А.Любарский. Курочка. Бабушкина О.В.Халилова Рината и ОсипенкоЕ.В. ч.н.п. Мой конек. Осипенко ЕВРахмангулов Дамир. Берлин. Мар...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...