Рабочая программа по предмету "Музыка ", составлена на основе авторской программы «Музыка 5-7 класс» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
рабочая программа по музыке (7 класс)

Золотова Ольга Александровна

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_klassy.docx111.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно - научного цикла Терского филиала МБОУ Заворонежской СОШ

Протокол №1  от  28.08.2017

 Руководитель ШМО

 ____________(Волостных Н.И.)

Рекомендована

к утверждению методическим советом МБОУ Заворонежской СОШ

Протокол №1     от 30.08.2017

Руководитель МС

 _____       (Радченко О.В.)

Утверждена приказом  

МБОУ Заворонежская СОШ

от      31.08.2017  г. №  

     

Директор

 ____________(Жукова В.В.)

Рабочая программа учебного курса

по музыке

                                                                                                                для 5 - 7 классов

                                                                                                                                                                                 автор программы:

учитель музыки

Золотова Ольга Александровна

2017 - 2018  учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

Рабочая программа по музыке для 5-7 класса разработана на основе нормативно-правовых документов основного общего образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

  1. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Рабочая программа разработана учителем музыки Золотовой О.А., с учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Музыка 5-8 классы  Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская,  Москва «Просвещение» 2015-2017г., Музыка. 5—8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017.) и ООПОО МБОУ Заворонежской СОШ.

Курс музыки опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Курс музыки нацелен на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. Курс музыки ориентирован на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • воспитание чувства патриотизма, любви к Родному краю.
  • научить школьников воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, музыкальный рисунок);
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • сформировать систему знаний нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знания, наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между формой и содержанием в музыкальном искусстве);
  • привить основы художественного вкуса;
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность в общении с музыкой.
  • -научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
  • -воспитывать культуру мышления и речи.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает  в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

2. Содержание курса музыки в 5-7 классах

Основное  содержание образования в примерной программе  представлено следующими содержательными линиями:

  • Музыка как вид искусства.
  • Народное музыкальное творчество.
  • Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
  • Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
  • Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
  • Современная музыкальная жизнь.
  • Значение музыки в жизни человека.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности  с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства.

         Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, роман-тические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество.

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.

 Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь.

 Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

3.  Планируемые результаты освоения обучающимися курса музыки  в 5-7 классах

.         Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур  и религий;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие  в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе  осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,  драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Предметные результаты:

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к предмету технология.

Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения .
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

Народное музыкальное творчество.

Выпускник научится:

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Выпускник научится:

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.

Выпускник научится:

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.

Выпускник научится:

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
  • разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

 Современная музыкальная жизнь.

Выпускник научится:

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

Значение музыки в жизни человека.

Выпускник научится:

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
  • применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ – базовый.     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН составлен в   соответствии с авторской программой:  

в соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Музыка 5-8 классы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская,  Москва «Просвещение» 2015-2017г.

5 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

6 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

7 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

Учебно-тематический план. Музыка 5 класс.

№ п/п

                         Тема раздела

Количество часов

1.

Музыка и литература

17

2.

Музыка и изобразительное искусство

18

Итого

35

Учебно-тематический план. Музыка 6 класс.

№ п/п

                         Тема раздела

Количество часов

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

Мир образов камерной симфонической музыки

19

Итого

35

Учебно-тематический план. Музыка 7 класс.

№ п/п

                         Тема раздела

Количество часов

Особенности  драматургии сценической музыки.

17

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

Итого

35

Примерное тематическое планирование. Музыка. 5 класс

Название раздела, темы

К -во часов

Характеристика основных видов деятельности

Музыка вокруг нас (16 часов)

1

Что роднит музыку с литературой.

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации.

Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельное™.

 Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

 Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего региона.

Учавствовать в коллективной исполнительской деятельности. Передавать свои музкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах и спектаклях

2

Вокальная музыка. "Россия,

Россия, нет слова красивей..."

1

3

Вокальная музыка. "Здесь мало услышать, здесь вслушаться

нужно..."

1

4

Фольклор в музыке русских композиторов. "Что за прелесть эти сказки"

1

5

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией

одной звучат печаль и радость..

.

1

6

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

7

Всю жизнь мою несу Родину в душе... "Перезвоны".

1

8

Скажи, откуда ты приходишь ,

красота?

1

9


Обобщающий урок.

1

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Гармонии

задумчивый поэт".

1

11

Писатели и поэты о музыке и

музыкантах. "Ты , Моцарт, бог

и сам того не знаешь".

1

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

14

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

16,17

Мир композитора. Обобщающий урок.

2

Музыка  и ты (18 часов)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров.

 Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов на основе осознания специфики языка каждого из них.

Владеть музыкальными терминами и терминами из области изобразительного искусства в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении.

Использовать различные формы музицирования при выполнении

творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пла-стическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художественных образов (рисование под музыку).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.        

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отече-ственных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и труппы музыкальных инструментов.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в Интернете.

Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и

во внеурочной деятельности

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20

Звать через прошлое к настоящему.

1

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

25

Волшебная палочка дирижера.

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

27

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

28

Небесное и земное в звуках и красках.

1

29

Застывшая музыка.

1

30

Полифония в музыке и живописи.

1

31

Музыка на мольберте.

1

32

Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, доблести и славе...

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры....

1

34

Мир композитора.

35

Исследовательский проект.

Примерное тематическое планирование. Музыка. 6 класс

                                                                   

Название раздела, темы

К -во часов

Характеристика основных видов деятельности

Мир образов вокальной и инструментальной музыки 19 часов

1

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.

1

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов.Анализировать приёмы взаимо-действия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнять песни (народные, классического репертуара, современных авторов), напевать запомнившиеся мелодии, темы знакомых музыкальных сочинений.

Участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов.спектаклей.

Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий при освоении содержания музыкальных образов.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, её арттерапевтический эффект (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. и.).

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные произведения народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей.

Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов и во внеурочной деятельности)

2

Песня - романс. Мир чарующих звуков.

1

3

Два музыкальных посвящения. " Уноси мое сердце в звенящую даль..."

1

4

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

5

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1

6

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

7

"Старинной песни мир". Песни Франца Шуберта.

1

8

Образы русской народной и духовной музыки.

1

9

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.

1

10

Русская духовная музыка.

1

11

Духовная музыка." Фрески Софии Киевской"

1

12

Образы духовной музыки Западной Европы. "Небесное и земное в музыке И.С. Баха"

1

13

Образы скорби и печали.

1

14

Фортуна правит миром.

1

15

Авторская песня: прошлое и

настоящее.

1

16,17

Джаз - искусство xx века

2

«Мир образов камерной и симфонической музыки» 18часов

18

Вечные темы искусства в жизни.

1

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении)

Различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства.

Называть имена выдающихсярусских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки русских и зарубежных композиторов, приводить примеры ихпроизведений.

Определять по характерным признакам принадлежность муыкальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная. религиозная, современная.

Различать виды оркестров игруппы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую деятельность в художественно-эстетическом направлении.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности

Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пла-стическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художественных образов (рисование под музыку).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.        

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отече-ственных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и труппы музыкальных инструментов.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в Интернете.

Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и

во внеурочной деятельности

19

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

1

20

Ночной пейзаж. Ноктюрн.

1

21

Инструментальный концерт.

1

22

Космический пейзаж.

1

23

Образы симфонической музыки. Г. Свиридов "Метель"

1

24

Образы симфонической музыки. Г. Свиридов "Метель"

1

25

Образы симфонической музыки. "Над вымыслом слезами обольюсь..»

1

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1

27

Программная увертюра. Л.Бетховен "Эгмонт"

1

28

Вечные темы искусства в жизни.

1

29

Увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта"

1

30

Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта"

1

31

Мюзикл "Вестсайдская история"

1

32

Опера "Орфей и Эвридика"

1

33

Образы киномузыки. "Ромео и Джульетта" в кино xx века.

1

34

Музыка в отечественном кино.

35

Исследовательский проект

       

Примерное тематическое планирование. Музыка. 7 клас

                                                                   

Название раздела, темы

К -во часов

Характеристика основных видов деятельности

Особенности  драматургии сценической музыки 17ч

1

Классика и современность

1

Определять роль музыки в жизни человека.

Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять (распознавать)

интонационно-смысловое

содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных ком-позиторов и исполнителей;

Узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и к Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Самостоятельно исследовать творческие биографии компози-торов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

оллективного музицирования.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений

2

В музыкальном театре. Опера.

1

3

 Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин .

1

4

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин .

1

5

Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь»

1

6

Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь»

1

7

В музыкаль  В  музыкальном театре. Балет.

1

8

Балет Б.Тищенко «Ярославна».

1

9

Героическая тема в русской музыке

1

10

 В музыкальном театре.

Дж. Гершвин «Порги и Бесс».

1

11

Опера Ж.Бизе «Кармен»

1

12

Новое прочтение оперы Бизе.

Р.Щедрин «Кармен-сюита»

1

13

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос  -суперзвезда»

1

14

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

15

 Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

.

1

16,17

Музыканты - извечные маги. Полистилистика

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки   18ч

18

Музыкальная драматургия  - развитие музыки

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (теары оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и в  процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Участвовать в музыкальной жизни школы.

19

Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка»

1

20

Циклические формы итрументальной музыки. А.Шнитке  «Кончерто гроссо»

1

21

 «А,Шнитке «Сюита в старинном стиле»

1

22

 Соната. Л.Бетховен «Соната № 8

( «Патетическая»).  

1

23

   С.Прокофьев «Соната № 2»  

В.Моцарт «Соната № 11»

1

24

Симфоническая музыка

1

25

С.Прокофьев  «Симфония № 1 («Классическая»)

1

26

Л.В.Бетховен «Симфония №5

(«Стук судьбы в дверь…»)

1

27

Ф.Шуберт  «Симфония № 8» («Неоконченная»)

В.Калинников  «Симфония № 1»

1

28

П.Чайковский «Симфония № 5»

1

29

  Д.Шостакович  Симфония № 7

(«Ленинградская»)

1

30

Симфоническая картина К.Дебюсси

«Празднества»

1

31

Инструментальный концерт.

  «Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатурян

1

32

Дж. Гершвин

«Рапсодия в стиле блюз

1

33

Музыка народов мира.

1

34

«Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер». «

35

Исследовательский проект»

5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/

2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400

4.Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629

5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

6. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666

7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

8.Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

9. Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729

10. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/

11.Система учебников Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx

12.Программа по музыке (5-7 класс). Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. классы, Москва «Просвещение» 2015-2017г.

13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

14. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

15.Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru

16. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru

17. Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org

18.  Методическая служба издательства «Бином» http://metodist.lbz.ru/

19.Сайт «Электронные образовательные ресурсы»  http://eorhelp.ru/

20. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru

21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

22. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

23. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/

24. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

25. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки».

26. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А. И. Герцена.

27. Единая коллекция -  http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

28. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

29. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

1.Музыка. 5-8 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017.  

2. «Учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Москва « Просвещение» 2015.

 3. «Учебник «Музыка» 6 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Москва «Просвещение»  2016.

4. «Учебник «Музыка» 7 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Москва «Просвещение» 2017.

5. «Музыка» 5 класс. Хрестоматия музыкального материала. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Просвещение 2015.

6.«Музыка» 6 класс. Хрестоматия музыкального материала.  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Просвещение 2016.

7.«Музыка» 7 класс. Хрестоматия музыкального материала.  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Просвещение 2017.

8. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс». Диск МП3./   Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская.

9. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 6 класс». Диск МП3./    Г. П. Сергеева,  Е.Д. Критская.

10. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 7 класс». Диск МП3./   Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская.

11. Поурочные разработки «Уроки музыки» 5-6 класс по программе   Г. П. Сергеевой Е.Д. Критской. Москва «Просвещение» 2014.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Портреты выдающихся композиторов

ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ:

1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3. Видеофильмы с записью фрагментов из опер, балетов и мюзиклов.

4. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов.

УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.Аккордеон

2.Шумовые музыкальные  инструменты

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Магнитофон с СД проигрывателем.

2.Ноутбук.

3. Мультимедиа проектор.

4. Экран навесной

                                   Календарно - тематическое планирование по музыке в 5классе

                                             1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

2017-18 учебный год

5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

    Виды и формы контроля

план

факт

Музыка вокруг нас (16 часов)

1

Что роднит музыку с литературой.

1

02.09

04.09

предварительный

фронтальный

2

Вокальная музыка. "Россия, Россия, нет слова красивей..."

1

09.09

11.09

текущий

фронтальный

3

Вокальная музыка. "Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно..."

1

16.09

18.09

текущий

индивидуальный

4

Фольклор в музыке русских композиторов. "Что за прелесть эти сказки"

1

23.09

25.09

текущий

индивидуальный

5

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость...

1

30.10

02.10

текущий

индивидуальный

6

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

07.10

09.10

текущий

фронтальный

7

Всю жизнь мою несу Родину в душе... "Перезвоны".

1

14.10

16.10

текущий

индивидуальный

8

Скажи, откуда ты приходишь , красота?

1

21.10

23.10

текущий

фронтальный

9

Обобщающий урок.

1

28.10

фронтальный

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Гармонии задумчивый поэт".

1

11.11

индивидуальный

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты , Моцарт, бог и сам того не знаешь".

1

18.11

предварительный

фронтальный

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

25.11

текущий

фронтальный

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

02.12

текущий

индивидуальный

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

09.12

текущий

индивидуальный

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

16.12

текущий

индивидуальный

16,17

Мир композитора. Обобщающий урок.

2

23.12

30.12

текущий

фронтальный

Музыка  и ты (18 часов)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

13.01

предварительный

фронтальный

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20.01

текущий

фронтальный

20

Звать через прошлое к настоящему.

1

27.01

текущий

индивидуальный

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

03.02

текущий

индивидуальный

22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

10.02

текущий

индивидуальный

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

17.02

текущий

фронтальный

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

24.02

текущий

индивидуальный

25

Волшебная палочка дирижера.

1

03.03

текущий

фронтальный

26

Образы борьбы и победы в искусстве.

2

10.03

фронтальный

27

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

17.03

индивидуальный

28

Небесное и земное в звуках и красках.

1

07.04

предварительный

фронтальный

29

Застывшая музыка.

2

14.04

текущий

фронтальный

30

Полифония в музыке и живописи.

1

21.04

текущий

индивидуальный

31

Музыка на мольберте.

1

28.04

текущий

индивидуальный

32

Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, доблести и славе...

1

05.05

текущий

индивидуальный

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

1

12.05

текущий

фронтальный

34

Мир композитора.

19.05

текущий

фронтальный

35

Исследовательский проект.

26.05

итоговый

 Календарно - тематическое планирование по музыке в 6 классе

                                             1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

2017-18 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Дата

    Виды и формы контроля

план

факт

Мир образов вокальной и инструментальной музыки 17 часов

1

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.

1

02.09

04.09

предварительный

фронтальный

2

Песня - романс. Мир чарующих звуков.

1

09.09

11.09

текущий

фронтальный

3

Два музыкальных посвящения. " Уноси мое сердце в звенящую даль..."

1

16.09

18.09

текущий

индивидуальный

4

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

23.09

25.09

текущий

индивидуальный

5

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1

30.10

02.10

текущий

индивидуальный

6

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

07.10

09.10

текущий

фронтальный

7

"Старинной песни мир". Песни Франца Шуберта.

1

14.10

16.10

текущий

индивидуальный

8

Образы русской народной и духовной музыки.

1

21.10

23.10

текущий

фронтальный

9

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.

1

28.10

28.10

фронтальный

10

Русская духовная музыка.

1

11.11

индивидуальный

11

Духовная музыка." Фрески Софии Киевской"

1

18.11

текущий

фронтальный

12

Образы духовной музыки Западной Европы. "Небесное и земное в музыке И.С. Баха"

1

25.11

предварительный

фронтальный

13

Образы скорби и печали.

1

02.12

текущий

фронтальный

14

Фортуна правит миром.

1

09.12

текущий

индивидуальный

15

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

16.12

текущий

индивидуальный

16,17

Джаз - искусство xx века

2

23.12

30.12

итоговый

«Мир образов камерной и симфонической музыки» 18часов

18

Вечные темы искусства в жизни.

1

13.01

текущий

индивидуальный

19

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

1

20.01

текущий

индивидуальный

20

Ночной пейзаж. Ноктюрн.

1

27.01

текущий

фронтальный

21

Инструментальный концерт.

1

03.02

текущий

индивидуальный

22

Космический пейзаж.

1

10.02

текущий

фронтальный

23

Образы симфонической музыки. Г. Свиридов "Метель"

1

17.02

фронтальный

24

Образы симфонической музыки. Г. Свиридов "Метель"

1

24.02

индивидуальный

25

Образы симфонической музыки. "Над вымыслом слезами обольюсь.."..

1

03.03

текущий

фронтальный

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1

10.03

предварительный

фронтальный

27

Программная увертюра. Л.Бетховен "Эгмонт"

1

17.03

текущий

фронтальный

28

Вечные темы искусства в жизни.

1

07.04

текущий

индивидуальный

29

Увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта"

2

14.04

текущий

индивидуальный

30

Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта"

1

21.04

текущий

фронтальный

31

Мюзикл "Вестсайдская история"

1

28.04

предварительный

фронтальный

32

Опера "Орфей и Эвридика"

1

05.05

текущий

фронтальный

33

Образы киномузыки. "Ромео и Джульетта" в кино xx века.

1

12.05

текущий

индивидуальный

34

Музыка в отечественном кино.

1

19.05

фронтальный

35

Исследовательский проект

1

26.05

итоговый

     Календарно - тематическое планирование по музыке в 7классе                                           1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,

2017-18 учебный год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

план

факт

Особенности  драматургии сценической музыки 17ч

1

Классика и современность

1

02.09

02.09

текущий

фронтальный

2

В музыкальном театре. Опера.

1

09.09.

16.09

предварительный

фронтальный

3

 Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин"  .

2

16.09

23.09

23.09

текущий

фронтальный

текущий

индивидуальный

4

5

Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь»

2

30.09

07.10

30.09

предварительный

фронтальный

текущий

фронтальный

6

7

В музыкаль  В  музыкальном театре. Балет.

1

14.10

14.10

текущий

индивидуальный

8

Балет Б.Тищенко «Ярославна».

.

21.10

21.10

текущий

индивидуальный

9

Героическая тема в русской музыке

1

28.10

28.10

текущий

индивидуальный

10

 В музыкальном театре.

Дж. Гершвин «Порги и Бесс».

1

11.11

текущий

фронтальный

11

Опера Ж.Бизе «Кармен»

1

18.11

текущий

индивидуальный

12

Новое прочтение оперы Бизе.

Р.Щедрин «Кармен-сюита»

1

25.11

текущий

фронтальный

13

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос  -суперзвезда»

1

02.12

фронтальный

14

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

09.12

индивидуальный

15

 Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

.

1

16.12

текущий

фронтальный

16

Музыканты - извечные маги. Полистилистика

1

23.12

фронтальный

17

Обобщающий урок

1

30.12

итоговый

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки   18ч

18

Музыкальная драматургия  - развитие музыки

1

13.01

предварительный

фронтальный

19

Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка»

1

20.01

текущий

фронтальный

20

Циклические формы итрументальной музыки. А.Шнитке  «Кончерто гроссо»

1

27.01

текущий

индивидуальный

21

 «А,Шнитке «Сюита в старинном стиле»

1

03.02

текущий

индивидуальный

22

 Соната. Л.Бетховен «Соната № 8

( «Патетическая»).  

1

10.02

текущий

индивидуальный

23

   С.Прокофьев «Соната № 2»  

В.Моцарт «Соната № 11»

1

17.02

текущий

фронтальный

24

Симфоническая музыка

1

24.02

текущий

индивидуальный

25

С.Прокофьев  «Симфония № 1 («Классическая»)

1

03.03

текущий

фронтальный

26

Л.В.Бетховен «Симфония №5

(«Стук судьбы в дверь…»)

1

10.03

фронтальный

27

Ф.Шуберт  «Симфония № 8» («Неоконченная»)

В.Калинников  «Симфония № 1»

1

17.03

индивидуальный

28

П.Чайковский «Симфония № 5»

1

07.04

текущий

фронтальный

29

  Д.Шостакович  Симфония № 7

(«Ленинградская»)

1

14.04

предварительный

фронтальный

30

Симфоническая картина К.Дебюсси

«Празднества»

1

21.04

текущий

фронтальный

31

Инструментальный концерт.

  «Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатурян

1

28.04

текущий

индивидуальный

32

Дж. Гершвин

«Рапсодия в стиле блюз

1

05.05

текущий

индивидуальный

33

Музыка народов мира.

1

12.05

итоговый

34

«Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер». «

1

19.05

текущий

индивидуальный

35

Исследовательский проект

1

26.05

итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.Г.Апальков, Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко,9 класс

Учебно-методический комплект обеспечивает необходимый уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с  требованиями действующих образовательных программ и государственного образовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".

Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...