Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства по предмету "Хоровой класс" (8 лет)
рабочая программа по музыке

Каменная Евгения Александровна

Хоровой класс 8лет ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor_8let_fgt.docx274.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\SandoAV\Desktop\Библиотека 2019 - 2020уч.год\Каменная Е.А\АТТЕСТАЦИЯ 2019\Программы ХОР\хоровой класс 8 лет 001.jpg

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка                                                                  3
  2. Учебно-тематический план                                                          7
  3. Содержание изучаемого курса                                                  8
  4. Методическое обеспечение                                                         17
  5. Список литературы                                                                 21

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

        Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

        Хорошее пение, как искусство, является результатом продолжительной учебной работы. Это сознательный процесс, в котором ученик должен отдавать себе полный отчет. Занятия в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование определенных музыкальных способностей, умений, навыков.

Цель и задачи учебного предмета «Хор».

        Цель данной программы - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

обучающие:

  • обучить навыкам чтения нот с листа;
  • обучать навыкам хорового исполнительства (понимание дирижёрского жеста; навык слухового внимания и контроля;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

развивающие:

  • развитие интереса к классической хоровой музыке и хоровому творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;
  • приобретение обучающимися  опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

воспитывающие:

  • воспитывать навык эмоциональной отзывчивости и выразительности;
  • воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, талерантность;
  • воспитывать музыкальный и эстетический вкус, музыкальное мышление и культуру звука;

        Программа по предмету «Хор» разработана на основе типовой программы Министерства культуры Российской Федерации.

Объем курса 477 часов, рассчитан на 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Хор».

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет (с 1 по 8 классы) для учащихся, обучающихся в области музыкального искусства «Фортепиано» и входит в обязательную часть учебного плана. Для учащихся, обучающихся   в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты» предмет «Хор» входит в обязательную часть музыкального исполнительства учебного плана с 1 по 3 классы.

В соответствии с учебным планом, на предмет « Хор » отводится:

I класс – 32 часа в год, из расчета: 1 час в неделю;

II – III класс – 33 часа в год, из расчёта: 1 час в неделю;

IV – VIII классы - 49, 5 часов в год, из расчёта: 1,5 часа в неделю (1 час в I-м полугодии, 2 часа – во II-м или наоборот).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор»:

Таблица 1

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Общее количество часов

на аудиторные занятия

345,5

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Общее количество часов на самостоятельную работу

131,5

Максимальная учебная нагрузка

477

Сводный хор

4

8

8

8

8

8

8

8

Таблица 2

Срок обучения/класс

1-3

4 - 8

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

147

330

Количество часов на аудиторные занятия

98

247,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

49

82,5

Промежуточная аттестация (по полугодиям)

6

12, 14, 16

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек). Занятия хором проводятся следующими группами:

  • хор 1 класса
  • младший хор: 2 - 3 классы
  • смешанный состав: 4 - 8 классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды  внеаудиторной  работы:

  • выполнение  домашнего  задания;
  • подготовка  к  концертным  выступлениям;
  • участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшие классы ( 1, 2 – 3 классы)

Таблица 3

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 кл

2-3кл

1 кл

2-3кл

1 кл

2-3кл

1.

Вводные занятия

1

2

1

2

-

-

2.

Певческая установка

1

-

1

-

-

-

3.

Дыхание

3

7

1

1

2

6

4.

Упражнения ( ритм, ладогармонические и т. д.)

3

4

-

-

3

4

5.

Дикция и артикуляция

5

13

-

-

5

13

6.

Ансамбль и строй

9

21

-

-

9

21

7.

Показ педагогом

3

5

-

-

3

5

8.

Игровые приёмы

2

4

-

-

2

4

9.

Беседа

1

2

1

2

-

-

10.

Разучивание ( на слух, по нотам, чтение с листа )

3

6

-

-

3

6

11.

Исполнительские навыки

1

2

-

-

1

2

12.

Итого:

32

66

4

5

28

61

Смешанный состав ( 4 – 8 классы)

Таблица 4

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводные занятия

5

5

-

2.

Певческая установка, дыхание ( звуковедение, динамика )

50

5

45

3.

Дикция, артикуляция

70

5

65

4.

Ансамбль, строй

( интонирование,

а cappella, многоголосие)

125

-

125

5.

Работа с нотным материалом (теоретический анализ, чтение с листа)

60

2

58

6.

Исполнительские навыки (навыки эмоциональной выразительности)

20

-

20

7.

ИТОГО:

330

17

313

III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Требования по годам (этапам) обучения.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая группа (1 – 3 кл.) – 10-12; смешанная группа (4 – 8 кл.) – 8-10.

Основные принципы подбора репертуара:

  1. Художественная ценность произведения.
  2.  Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
  3. Решение учебных задач.
  4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).
  5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла.
  6. Доступность:  а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.
  7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию;  в) темпу, нюансировке;  г) по сложности.

Хор 1 класса, 1 полугодие.

1.        Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя.

2.        Певческое дыхание: прием костно-абдоминального дыхания. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения.

3.        Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре.

Хор 1 класса, 2 полугодие.

1.        Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины.

2.        Развитие диапазона: головное резонирование.

3.        Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf.

4.        Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.

Примерный репертуарный список:

  1.        Муз.В.Клочникова, сл.О.Юдахина «Семь подружек»

  2.        Эст.нар.песня, обр. Х.Кирвите, пер. М.Ивенсен «У каждого свой музыкальный инструмент»

  3.        Муз.А.Чернышова, сл.П.Синявского «Котенкины потемки»

  4.        Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской  «Веселый фломастер»

  5.        р.н.п. обр.Н.Римского-Корсакова, сл.Н.Никитина «Здравствуй, гостья-зима!»

  6.        Муз. Г.А. Струве, сл. Н. Соловьевой «Так уж получилось»

  7.        Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской «Мур-мур-мур»

  8.        Муз. В.Дементьева, сл. И.Векшегоновой «Необычный концерт»

  9.        Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской «Проказник»

10.        Муз. Г.А. Струве, сл. Н. Соловьевой « Песенка о гамме»

11.        Муз. и сл. Е. Гомоновой « Как я маму люблю»

Младший хор (2-3 классы), 1 полугодие.

1.        Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

2.        Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли.

3.        Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой

4.        Начальное овладение цепным дыханием.

Младший хор (2-3 классы), 2 полугодие.

1.        Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней лада.

2.        Дыхание: различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения.

3.        Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов non legato.

4.        Метроритм: использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы.

5.        Исполнительские задачи: работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.

6.        Понятия куплет, фраза, мотив.

Примерный репертуарный список:

1.        Муз. и сл. А. Ермолова «Мы вместе»

2.        Муз. Ю. Моисеева, сл. В. Степанова «Снежный человек»

3.        Муз. А. Беспаловой, сл. В. Викторова «Лесная тишина»

4.        Латышская народная песня, рус. текст А. Машистова «Петушок»

5.        Муз. В. Мурадели, сл. П. Барто «Журавли»

6.        Рус.нар. песня, обработка В. Попова «Уж вы, мои ветры» ( a capella)

7.        Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Песня о земной красоте»

8.        Муз. и сл. Т. Муриной  «Соединяет нас любовь»

9.        Муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина «Мир, который нужен мне»

10.        В. Семенов, сл. Л. Дымовой «Если снег идет»

11.        Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

Требования к контрольным урокам.

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;
  • текущая сдача партий;

При переходе учащихся из младшего хора в смешанный состав преподавателю необходимо руководствоваться оценкой индивидуального овладения вокально-хоровыми навыками каждого ребенка на данном этапе.

Промежуточная аттестация в виде контрольного урока проводится для всех учащихся в конце учебного года. А в конце 6 полугодия для учащихся, обучающихся в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты».

Следует учитывать текущую работу ученика на протяжении всего обучения в данном хоровом  коллективе. К моменту перехода ребенка из младшего хора в смешанный состав, преподаватель на переводном зачете, прослушивая каждого учащегося, должен обратить внимание на хоровые умения и знания, которыми он должен овладеть в младшем хоре:

  • Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя.
  • Овладение первичными навыками интонирования.
  • Начальное овладение цепным дыханием.
  • Начальное использование звуковедения legato.

Критерии оценок:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная  эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, участие в концертах

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий.  

Смешанный хор (4 - 8 классы), 1 полугодие.

        1.Закрепление и усовершенствование начальных певческих навыков. Певческая установка: положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании».

2.Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», «динамические нюансы»;  понимание начальных основ, на которых базируется дальнейшее обучение учащихся.

3.        Певческое дыхание. Дыхательные  упражнения перед началом пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное  - в медленных).

4.        Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях,  попевках.  Пропевание  отдельных музыкальных фраз на «legato»  и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене.

5.        Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса. Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Совершенствование  навыка пения a cappella. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса.

6.        Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Знакомство  с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как структурной ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным фразам  – по принципу «как можно раньше учить «цепному дыханию».

  1. Работа над интонацией. Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. Развитие начальных навыков «слушания себя со стороны». Устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. Исполнение произведений в удобной тесситуре и ограниченном диапазоне.
  2. Совершенствование ансамбля и строя. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

10.Многоголосие. Развитие навыка интервального, аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении.

11.Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

12. Ритм и пульсация. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения.

13. Владение нюансами (филировка звука). Упражнения на активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и diminuendo.

14. Продолжение работы над освоением музыкальной формы. Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.). Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления учащихся со стилем отдельных композиторов разных эпох.

Смешанный хор (4 - 8 классы), 2 полугодие.

  1. Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).
  2. Темп. Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах. Развитие ритмического мышления. Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. На примере распевания знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Пение по слогам попевок с вслушиванием в паузы между слогами. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей.
  3. Анализ интонационных трудностей произведения, совершенствование  цепного дыхания. Вычленение и проработка трудных интонационных моментов. Пение несложных двухголосных песен с  сопровождением.

4.        Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Ритмические трудности. Проработка сложных ритмических рисунков с тактированием. Пение одного предложения с выразительным тактированием. Пение с дроблением более мелкими длительностями. Особое внимание следует уделять «звучащим» паузам. Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным голосам, соединение двух голосов, пропевание отдельными интервалами по вертикали.

5.        Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Динамические оттенки. Штрихи.

  1. Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения. Пение a cappella. Совершенствование навыков  пения без сопровождения на более сложном репертуаре.
  2. Двухдольный и четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в вокальной мелодии и стихотворном тексте. Ознакомление с  куплетной формой, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Запев, припев, сочетание запевов солиста или группы солистов с хором.
  3. Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые. Понимание дирижерского жеста.
  4. Развитие и закрепление исполнительских навыков и навыков работы над произведением. Свободное и грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам с тактированием, пульсацией. Сольфеджирование музыкального текста, далее - с произнесением слов. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат. Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.

Примерный репертуарный список:

  1. Рус. нар. песня, обр. Л. Абелян «На зелёном лугу» ( a cappella )
  2. Словен. нар. песня, обр. Е. Подгайца «Вечерняя песня»
  3. муз. и сл. В. Семёнова «Звездная река»
  4.  муз. М. Балакирева, сл. А. Арсеньева «Колыбельная песня»
  5.  муз. Е. Адлера, сл. М. Карема «На мельнице жил кот»
  6. муз. Я. Дубравина, сл. Е. Руженцева «Родная земля»
  7. муз. Ф. Шуберта, обр. Д. Мура «Sanctus»
  8. муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина «Зачем мальчишкам карманы»
  9. муз. М. Славкина, сл. Е. Коргановой «Баба-Яга»
  10. муз. В. Гаврилина, сл. А. Шульгиной «Мама»
  11.  муз. Е. Зарицкой, сл. Н. Шумилина «Под Новый год»
  12.  муз. А. Гурилева, сл. Н. Огарёва «Внутренняя музыка»
  13. муз. М. Балакирева, сл. А. Арсеньева «Колыбельная песня»
  14. муз. М. Глинки перел. для 3–х гол. хора  Е. Каменной «Патриотическая песня» ( a cappella)
  15. муз. Л. Марченко,  сл. Ю. Лермонтова «Ангел»
  16. муз. В. Успенского, Л. Гарина, сл. Н. Олева из к/ф «Миссия в Кабуле»,

«Снега России»

  1. муз. В.А. Моцарта, либретто Э. Шиканедера, перев. М. Улицкого

«Откуда приятный и нежный тот звон» ( из о. «Волшебная флейта» )

  1. муз. В. Моцарта, рус. текст Я. Серпина, перел. В. Попова «Цветы»
  2. муз. Р. Бойко сл. С. Есенина «Утро» ( a cappella )
  3. муз. Н. Римского – Корсакова сл. А. Толстого «Не ветер, вея с высоты»
  4. муз. Г. Смирновой, сл. Н. Некрасов «Перед дождём» ( a cappella )
  5. муз. И. Цветкова, сл. Н. Денисова «Весенние сны»
  6. муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Запевала звёздных дорог»
  7. муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва из муз.комедии «Ангел в тюбитейке» «Песня о матери»

Требования к контрольным урокам.

Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. Зачет (в виде контрольного урока) проводится в конце 12, 14, 16, 18 полугодий для учащихся, обучающихся в области музыкального искусства «Фортепиано».

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

На контрольных уроках преподаватель также в индивидуальной форме оценивает уровень развития вокально – хоровых навыков данного ребенка умения петь в смешанном хоре. Основными критериями перехода учащегося на следующую ступень обучения являются:

1.        Единство звукообразования.

2.        Овладение «высокой вокальной позицией».

3.        Умение свободно петь двух-, трёхголосные произведения.

4.        Овладение навыками интонирования произведений без сопровождения.

5.        Сформированное пение legato и  non legato.

6.        Развитая певческая дикция.

7.        Расширение диапазона голоса.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • нотная литература;
  • нотно-методические пособия;
  • фортепиано;
  • технические средства: телевизор, DVD плеер, компьютер;

Программа учебного предмета «Хор» основана на следующих педагогических принципах:

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
  • единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
  • художественная ценность исполняемых произведений;
  • создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;
  • доступность используемого музыкального материала:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

разнообразие:

а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp  и  mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно-двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное  звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в  творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать, одновременно исполняя на фортепиано другие хоровые партии. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

Список рекомендуемых нотных сборников:

1.        И. Грибков «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга:  Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011.

2.        Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979

3.Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007

4.        Лебедева И. Г. «Песни для детей на стихи В. Татаринова», «Владос», 2004

5.        Марченко Л. «Детские песни о разном». Выпуск 3, «Феникс», 2002

6.        Масленников В., Алдакова Л.  «Антология советской песни». Выпуск 3, «Музыка», 1988

7.        Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001

8.        Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

9.        Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998

10.        Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963

11.        Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001

12.        Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009

13.        Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998

14.        Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983

Список рекомендуемой методической литературы для преподавателя:

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
  6. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
  7. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
  8. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
  9. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

V. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ, составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, 1988 г.
  2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
  3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
  4. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  5. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
  6. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
  7. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
  8. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
  9. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
  10. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
  11. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
  12. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
  13. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АККОРДЕОН

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» по учебному предмету «Специальность (аккордеон)» разра...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность (домра) и чтение с листа».

Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03,  рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...