Рабочая программа по музыке 3 класс (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.)
рабочая программа по музыке

Юрьева Светлана Анатольевна

Критская Е. Д., Сергеева Г. П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._muzyka_3kl.fgos_.docx96.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа: Музыка 3класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012г.;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.

 № 373 "Об  утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных и утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 28 декабря 2018г. № 345

- СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях, зарегистрированного в Минюсте РФ 18.12.2015 года, регистрационный № 40154 (ФГОС);

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3»  

Учебный план МКОУ «Ореховская СШ» на 2019-2020 учебный год.

   Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программе формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской   программы: Е.Д.Критская «Музыка»: рабочие программы. 1-4 класс» » (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2014 г.

 Рабочая программа ориентирована на учебник Е.Д.Критской, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина М.: «Просвещение», 2018г., и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КУРСУ

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
  • формирование личностного смысла постижения искусства;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
  • уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности

Содержание  учебного предмета «Музыка»  3 класс (35 ч)

I  четверть   (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

        Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

        Урок 3.. «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».  

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

        Урок 6. Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

        Урок 7. Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

        Урок 8. Игры и игрушки. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

        Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

II  четверть  (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

        Урок 10. Духовная музыка. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

        Урок 11. Колыбельные песни. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

       Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

       Урок 13. Святые  земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

       Урок 14. Фольклор. Былины.  Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

       Урок 15. Певцы русской старины. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

       Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III  четверть   (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

      Урок 17. Широкая  Масленица. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

      Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 19. Мировые оперы.   Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

        Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

        Урок 22.  Мюзиклы. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)

        Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

        Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

       Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

       Урок 26. Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3   четверть.

                                                                                  IV  четверть   (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)

        Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».   

       Урок 28. Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

      Урок 29. «Чудо-музыка». Джаз. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

     Урок 30. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

      Урок 31. Певцы родной природы. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

      Урок 32.Музыкальная речь. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

       Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.  Музыка – источник вдохновения и радости.

       Урок 34. Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

      Урок 35.  Подводим итоги.

№ п/п

В  ПРОГРАММЕ  

Кол – во часов

1

«Россия – родина моя»

8

2

«День, полный событий»

3

3

«О России петь - что стремиться в храм»

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

5

«В музыкальном театре»

5

6

«В концертном зале»

5

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6

8

Подводим итоги

1

ИТОГО

35

№ урока

Дата  план

Дата  факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения

Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

3 класс 1 четверть. «Россия-Родина моя» - 8 часов

 

1

 Мелодия – душа музыки

повторение

  Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».

1.«Музыканты» нем. нар. песня.

2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4.

3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского,

Знать/ понимать:    Жанры музыки(песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь:  - воспринимать мелодическую мысль прослушанного произведения;

-передавать настроение музыки в пластике;

 - участвовать в коллективном исполнении песен.

входной текущий

устный опрос

модуль

«Мелодия»

2

  Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой

«Благословляю вас, леса».

2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»

3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»

4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».

Знать/ понимать:   

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

 Уметь:    - находить созвучие муз. произведениям в картинах русских художников;

- называть авторов прослушанных романсов.

текущий

устный опрос

модуль

«Природа и музыка»

3

  Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

  Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).

2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Знать/ понимать:     название жанра «кант».

Уметь узнавать на слух песенные и маршевые интонации.

Уметь: узнавать на слух песенные и маршевые интонации.   Знать название жанра «солдатская песня». Определять на слух жанровую принадлежность песен (кант, солдатская песня).

текущий

самостоятельная работа

Модуль «Кант»

4

  Кантата «Александр Невский».

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

1. М.И. Глинка «Патриотическая песня»

2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).

3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Знать/ понимать:   название жанра «кантата»;

 - автора и название произведения;

 - понятие «трехчастная форма». Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов  

Уметь: Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;  

текущий

самостоятельная работа

устный опрос

Видеофрагменты из фильма  

« Александр Невский»

5

 . Опера «Иван Сусанин».

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Понятия: опера, хоровая сцена, певец, солист

1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».

2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».

3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».

4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.

5. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

6.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Знать/ понимать:     типы хоров: женский, мужской.

Уметь на слух различать звучание мужского, женского хора, сольного пения.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь: Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;

текущий

устный опрос

индивидуальный

 Видеофрагменты из оперы «Иван Сусанин»

6

  Утро. День, полный событий

 

   Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»

2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

3.Э. Григ «Заход солнца».

4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского

Знать/ понимать:  название произведения и автора (Э.Григ, «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт».

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь: определять и сравнивать характер,настрое-ние и средства музыкальной выразительности.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

 

текущий

групповая

7

  Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. Понятия: выразительность и изобразительность

1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк».

2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».

3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка».

4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

Знать/ понимать:   выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Знать название и автора произведения «Болтунья». основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Уметь:  определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

текущий

устный опрос

Видеофрагменты из балета «Золушка»

 

8

Обобщающий  урок 1 четверти.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение  музыкальных произведений и композиторов, написавших  эти произведения.

Знать/ понимать:   Жанры музыки(песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь: Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;

тематический

тест

 

2 четверть  -  8 часов

9

 «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П.  Основные понятия: мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская».

2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома».

3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки».

4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

Знать/ понимать:  выразительные и изобразительные интонации в музыке.

название и автора муз. произведений: («С няней», «С куклой» М.Мусоргского «Детская»)

Уметь:   определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

текущий

устный опрос

групповая

презентация  «Вечер»

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

 

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

1. Ф. Шуберт «Аве Мария».

2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

5.В. Гаврилин «Мама».

6.Исполнение песен о родном крае, о природе.

Знать/ понимать:  Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

 

Уметь:  выявлять интонационное сходство молитв через характер, лад, динамику.

текущий

устный опрос

 

11

  Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.     

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

 1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2.Икона «Богоматерь Владимирская».

3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.

5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).

6.В. Гаврилин «Мама».

Картины: 1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

2.Ч. Биксио «Мама».

 

Знать/ понимать:   :  выразительные и изобразительные интонации в музыке.

Ориентироваться в музыкальных  жанрах

Уметь: выявлять интонационные особенности песнопений.

текущий

устный опрос

 Презинтация «Древнейшая песнь материнства.»

12

  Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».

2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

3..Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». 

Знать/ понимать: особенности духовной музыки;

 основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

 

Уметь:  узнавать на слух образцы церковной и композиторской музыки.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

тематический

устный опрос

групповая

 

13

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.

 

  Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко».

3.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».

Знать/ понимать:    выразительность особенностей  былинного сказа.  

Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.  

 название жанра «былина»;

 - название музыкального инструмента «гусли»

Уметь: на слух различать звучание мужского, женского хора, сольного пения.

 -узнавать на слух былинные напевы:

 - исполнять народные и композиторские песни;

 - определять принадлежность музыки к народной или композиторской.

текущий

самостоятельная

работа

видеофрагменты из оперы «Садко»

14

  Певцы русской старины. Лель.

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.  Песня к масленице (по выбору)

Понятия: песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры.

1. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка».

2..Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».

Знать/ понимать:   выразительность особенностей  былинного сказа.  

Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.  Понятия: песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры.

 

Уметь: на слух различать звучание мужского, женского хора, сольного пения.

тематический

устный опрос

Видеофрагмент из оперы «Снегурочка»

15

  Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

  Музыкальные инструменты: флейта –  выразительная возможность.

1. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

2.Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Картины:

1.Д. Лейстер «Мальчик – флейтист»

2.Неизвестный автор «Музыкантши»

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.  Узнавать тембры музыкальных инструментов.

 

тематический

устный опрос

 Презинтация « Музыкальные инструменты (флейта)».

16

Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать/ понимать:  Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

Уметь:  определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

 

итоговый

тест

Тема  второго полугодия: «Музыка и ты»

3 четверть  -  10 часов

17

  Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон. бас

 Определение формы рондо,3-частная форма арии

1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила».

3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

4.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».3.Е. Птичкин, М. 5.Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.

  Знать/ понимать:  Знать названия голосов «баритон», понятия рондо, увертюра, ария.

Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника – постановщика в создании музыкального спектакля.

Уметь: - воспринимать драматургическое развитие в сценах из оперы;

-понимать интонационную выразительность речи.

 -исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из оперы.

текущий

устный опрос

 

Видеофрагменты из оперы «Руслан и Людмила»

18

Опера «Орфей и Эвридика».

 

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре.  Понятия: опера, миф, лира.

1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».

2.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др. 

  Знать/ понимать:  Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов

Уметь:   - воспринимать контрастные образы добра и зла;

- выделять интонацию плача (секундовые интонации);

- сопоставлять звучание двух фрагментов.

текущий

устный опрос

Видеофрагмент из оперы «Орфей и Эвридика»

19

 «Океан – море синее».

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

  Знать/ понимать: Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов

 Уметь:  -выявлять изобразительные интонации (морская стихия, сказочность подводного царства) во вступлении к опере;

 - выделять средства художественной выразительности (ритм, тембры инструментов, гармония, регистр).

текущи й

устный опрос

 Видеофрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»

20

  Балет «Спящая красавица».

Понятия: сцена из балета, интонация, развитие.

1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко».

3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица».

4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица».

5. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море»

  Знать/ понимать:  Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов

Уметь:  

- воспринимать контрастные образы добра и зла;

- выделять соответствующие образам средства музыкальной выразительности (разный темп, разная динамика, штрихи).

текущи й

устный опрос

 Видеофрагмент из балета «Спящая красавица»

21

  Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.)

1.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».

2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».

3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея».

4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов».

6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило».

7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море» 

Знать/ понимать: название голосов: сопрано, тенор.

Уметь: 

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных фрагментах;

- наблюдать за развитием действия в сценах оперы.

.

тематический

устный опрос

 

 Видеофрагмент из оперы «Снегурочка»

22

  Звучащие картины. Прощание с Масленицей

Обычаи, обряды, игры весёлого народного праздника масленицы. Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением  простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

Картины:Б. Кустодиев «Масленица»,  «Зима. Масляничное гулянье»

1. Н.А. Римский-Корсаков.  Сцена сасляничного гулянья из оперы «Снегурочка».

2.  .Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.

3. русская народная песня «Блины»

Знать/ понимать:  . жанры народных песен. Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

Уметь:   демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных  видов искусства.

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

 

текущий

устный опрос

  Презинтация

«Масленица»

23

  В современных ритмах (мюзикл).

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.

1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

2. М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят».

3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 

Знать/ понимать Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Уметь:  Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

 

тематический

устный опрос

групповая

Видеофрагмент из фильма «Звуки музыки»

24

  Музыкальное состязание (концерт).

Понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие.  

1.П.Чайковский, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части.

2.украинская народная песня «Веснянка»

3. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр».

Знать/ понимать:  -  значение понятий «Концерт», «вариационное развитие»:

- смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Уметь:    исполнять сочиненные модели для шумового оркестра.

.

текущий

устный опрос

 

25

Вербное Воскресение. Вербочки.  

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

1.Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.

2.Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

3.Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

4..Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков

Знать/ понимать обнаруживать сходство и различия русских и заподноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись)

Уметь: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»  

Выполнять творческие задания в тетради

текущий

устный опрос

Презинтация «Вербное воскресение»

26

 Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальные инструменты: скрипка  –  выразительная возможность.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3   четверть.

1.Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

2.Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

3.Волшебный смычок, норвежская народная песня.

4.Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Знать/понимать: названия изученных жанров  музыки; названия изученных произведений и их авторов;

Уметь:   продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

итоговый

тест

4 четверть.  -  8 часов

27

   Сюита «Пер Гюнт».

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. 

1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро».

2.. Я. Дубравин «Добрый день».

3Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».

  Знать/ понимать:  Понятия: сюита, тема, вариационное развитие, скрипка, скрипач-виртуоз.

Уметь:   Уметь определять на слух звучание скрипки.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

текущий

устный опрос

 

Презинтация «Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт».

28

 «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части.

2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок».

3. Я. Дубравин «Добрый день».

4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».

Знать/ понимать:    название произведения и автора.

Уметь:   определять на слух песенные и маршевые интонации.

текущий

устный опрос

 

29                                                                                                  

  Мир Бетховена

  Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.

1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»):

финал симфонии.

2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок».

Знать/ понимать:    название произведения и автора.

Уметь:     охарактеризовать особенности музыкального развития сонаты (сопоставление контрастных тем, динамика и т.д.).

тематический

устный опрос

  Презинтация «Бетховен»

30

  Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Определение главной мысли,  сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Определение характерных элементов джазовой музыки.

1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»;

2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников,

3.Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»

4.Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка».

5.Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

 

Знать/ понимать:  определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Уметь:  интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей

текущий

устный опрос

 Презинтация « Острый ритм – джаза звуки.»

31

 Мир Прокофьева.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка   С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

  1.Шествие солнцаС. Прокофьев. фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий».

Знать/ понимать:  определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру  .

Уметь импровизировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. 

 

текущий

устный опрос

 Презинтация «С. Прокофьев»

32

 Певцы родной природы.  Люблю я грусть твоих просторов

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского,  Г.В. Свири дова

1.Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

2.Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

3.Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

4.Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

5.Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина  

6. Норвежская народная песня «Камертон».

Знать/ понимать:    название прослушанных произведений и их авторов.

Уметь:

-воспринимать образ радости, торжества человеческого духа;

- составить программу заключительного урока-концерта из запомнившихся произведений.

   

тематический

устный опрос

Презинтация « Певцы родной природы.»  

33

  Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Выявление стилистических особенностей музыкального языка  В.А. Моцарта, Бетховена Ролевая игра «Играем в дирижера».

1.Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

2.Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

3.Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

4. Норвежская народная песня «Камертон».

 

Знать/ понимать  название прослушанных произведений и их авторов.

Уметь:

-воспринимать образ радости, торжества человеческого духа;

- составить программу заключительного урока-концерта из запомнившихся произведений.

 

текущий

устный опрос

 презинтация Прославим радость на земле.

34

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

 «Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся.

Уметь выразительно исполнять выученные песни коллективно, группами и по желанию сольно.   

итоговый  контроль

устный опрос

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ОДЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

                                           СОГЛАСОВАНО

                                                   Руководитель  ШМО

Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

в  3  классе

Составила: Юрьева С.А.

__________

учитель

МУЗЫКИ

2019 – 2020 учебный год

с.Орехово

Проверочный тест 3 класс

Первое полугодие (Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

1.Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно

2.Выберите наиболее точное определение:

 Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

     3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка 

4.      Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка 

5.      Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

6.      Приведите в соответствие:

а) «С няней»                  1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка»                2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка»       3) М.П.Мусоргский

7. .Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина    в) романс

8.Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

9.Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

10.Найди лишнее:

     Имена первых  певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков

11.Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

12.Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

2 полугодие

1.В какой опере русского композитора  звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

2. Приведите в соответствие:

       1) Опера «Снегурочка»                       а) П.И.Чайковский                          

       2) Балет «Спящая красавица»             б) К.В.Глюк

       3) Опера «Руслан и Людмила»           в) Н.А.Римский-Корсаков

       4) Опера «Орфей и Эвридика»           г) М.И.Глинка

3.Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

4.Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

5.Назовите инструмент, на котором играл Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

6.Приведите в соответствие:

1) скрипка                 а) деревянно-духовой инструмент  1-в, 2-а

2) флейта                  б) струнный инструмент

                                   в) струнно-смычковый инструмент

7.Приведите в соответствие:

1)      Опера                               а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

2)      Балет                                б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

3)      Мюзикл                            в) Спектакль, в котором актеры только поют

1-в 2-а 3-б

 

Приведите в соответствие:

8.    1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром        а) П.И.Чайковский                          

       2) «Героическая» симфония                                   б) Э.Григ

       3) Сюита «Пер Гюнт»                                              в) Л.Бетховен  1-а, 2-в. 3-б

9.Выберите наиболее точное определение:

Сюита – это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

      в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

10.Найди лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»

11.Найди лишнее:

           Произведения Л.Бетховена – это…

1)      «Лунная соната»

2)      «Спящая красавица»

3)      «Героическая симфония»

Приведите в соответствие:

1)       «Рассвет на Москве-реке»     а) В.Моцарт

2)      «Шествие солнца»                   б) М.Мусоргский

3)      «Симфония №40»                    в) С.Прокофьев         1-б  2-в 3-а

Оцените утверждение:

Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет______________

Класс    ______________

Учитель______________

2019-2020 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...