После семи уже поздно
методическая разработка по музыке

Долинина Елена Дмитриевна

"Ученик превзошел учителя" - это должна быть основная цель воспитания. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. Вундеркинды, таланты не рождаются, а воспитываются. Основная идея  Школы Талантов - учить детей так, чтобы они превзошли учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_posle_7-mi_uzhe_pozdno.docx33.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств » г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

   по теме: Влияние музыки на формирование личности ребёнка

 «После семи уже поздно»

                                         

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории:

Долинина Елена Дмитриевна

г. Бакал

2017 г.

"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

Развивая чуткость ребёнка к музыке,

мы облагораживаем его мысли, стремления".

В. А. Сухомлинский

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты - каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов?

Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя - писателем?

Вундеркинды, дети высокой  музыкальной одарённости, встречаются редко. Дети с высоким уровнем музыкальной одарённости – это действительно чудо.

Так ли это?

-   Петербургский международный форум. Сбербанк РФ провёл деловой завтрак «Инвестиции в человеческий капитал: «После семи уже поздно», посвящённый развитию системы дошкольного образования в 2013 году (просмотр видеозаписи). Герман Греф – модератор мероприятия, президент правления Сбербанка:

С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего

наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой

первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал

классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует

просто: "Конечно, они же гении".

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что гениальны были их отцы в воспитании, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Моцарт,  Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали

благоприятные условия и дали прекрасное образование.

-   Масару Ибука. «После трех уже поздно». Масару Ибука — японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно». Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал "Sony". Он был одним из тех

первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового

лидера.

 В качестве исполняющего обязанности директора основал Ассоциацию раннего развития и директора организации "Обучение талантов" в Мацумото.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как

невежество, неграмотность, неуверенность в себе.

Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4

года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению,

то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые

усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты?

Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить

свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми.

Мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги. От того, что будет

записано на этом листе, зависит насколько одаренным станет ребенок.

Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга

слишком трудна для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству

классическую музыку.

Даже 5-месячный малыш может оценить Баха

На одном из предприятий фирмы "Сони" в Японии был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые,

часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения

музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По

наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится концерт

Вивальди. Масару Ибука описывает в своей книге одну историю:

«Молодые родители, большие любители классической музыки, давали своему

новорожденному ребенку слушать 2-ю сюиту Баха в течение нескольких часов

каждый день. Через 3 месяца он начал живо двигаться в такт музыке. Когда ритм

убыстрялся, его движения становились более отрывистыми и активными. Когда

музыка кончалась, он выражал недовольство. Часто, когда малыш сердился или

плакал, родители включали эту музыку, и он немедленно успокаивался.

Способность воспринимать сложные музыкальные формы - это чудо. Многие японцы не воспринимают западную классическую музыку просто потому, что в детстве они ничего не слышали, кроме детских песенок и национальной музыки».

Детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас, взрослых,  должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Мозг ребенка на этом этапе развития подобен машине, которая механически заглатывает все, что в нее запускают, он еще не в состоянии отобрать информацию и понять ее. Но вскоре приходит время, ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, т.е. развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это происходит где-то в возрасте 3 лет. И как раз именно в это время встает вопрос, как и чем заинтересовать ребенка. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности - он уже может хотеть что-то создавать и делать. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.

В Японии были проведены исследования, что даже у детей с нарушениями слуха можно развить слух. Родители обратились за помощью к доктору Мацузаву - специалисту по лечению и образованию младенцев с отклонениями слуха. Доктор Мацузава считает, что в ранние годы глухого ребенка действительно можно "научить" слышать.

По  мнению японских учёных, в развитии ребенка образование и среда играют

большую роль, чем наследственность.

 Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым.

Я часто слышу, как мамы говорят: "Должно быть, мой сын пошел в отца, у него

совсем нет музыкального слуха" или "Мой муж - писатель, поэтому наш ребенок

пишет хорошие сочинения". Конечно, как гласит пословица, "яблоко от яблони

недалеко падает", или, как говорят в Японии, "из луковицы не вырастет роза".

Действительно, бывают случаи, когда сын ученого становится ученым, а сын

торговца - торговцем. Но эти случаи не означают, однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генами. С момента рождения их, наверное, воспитывали в такой обстановке, которая внушала им, что они должны продолжать дело отцов. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии отца, пробуждая интерес к этой профессии.

Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого

становится скрипачом, а врача - писателем.

Достаточно просто посмотреть на людей, рядом с которыми вы живете, чтобы

увидеть, что ребенок талантливых родителей не обязательно талантлив.

И наоборот, ребенок, рожденный от бездельника и пьяницы, может стать

прекрасным инженером или художником.

Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые

при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Что вредно для малыша? К примеру, комната, лишённая стимуляторов:

Представьте себе пустую комнату с чисто белым потолком и стенами, совершенно

изолированную от внешних шумов. Какая-нибудь мама может подумать, что это -

идеальные условия для ее новорожденного. На самом же деле такая комната,

лишенная всяких атрибутов, не просто бесполезна, но и очень вредна для

малыша.

Эксперименты, проведенные профессором Брунером в Америке, показали, что

степень внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький

ребенок, оказывает заметное влияние на развитие детского интеллекта. Он

доказал это следующими исследованиями. Сначала он разделил группу

новорожденных детей на 2 части, поместив одних в условия, совершенно лишенные

стимуляторов, а других - в комнату с яркими цветастыми обоями, цветным

потолком, пестрыми одеялами, где через окно было видно, как работают врачи и

медсестры. Здесь даже играла музыка.

Обе группы воспитывались в разных условиях несколько месяцев, после чего были

проведены тесты на определение интеллектуального развития. Каждому ребенку

предлагался блестящий предмет, и по времени, которое ему требовалось, чтобы

добраться до этого предмета, определялся уровень его развития. Результаты

показали четкие различия: уровень интеллекта у детей, которые находились в

пустой, голой комнате отставал на три месяца от уровня интеллекта детей из

комнаты со стимулирующим окружением.

Это 3-месячное отставание именно на этой стадии очень существенно, так как

считается, что умственное развитие ребенка от рождения до 3 лет по своим

возможностям аналогично разлитию от 4 до 17 лет. Результаты ясно показали, что наличие или отсутствие внешнего воздействия серьезно сказывается на развитии

способностей.

Преподаватели детских музыкальных школ начинают заниматься предметом обучение игре на инструменте, как правило,  в 5-6 лет, и мы преподаватели должны знать, что отсутствие музыкального слуха не передается по наследству. Доктор Шиничи Сузуки взял на обучение 6-летнего мальчика. Мама этого малыша музыкального слуха не имела. У мамы нет слуха и ребенок каждый день слушал ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией.  Тезис доктора Сузуки был такой: "У ребенка нет слуха потому, что его нет у мамы". Он постоянно давал ребенку слушать ту песенку с правильной мелодией, которую ему фальшиво пела мама.  И постепенно мамина неправильная мелодия, запомнившаяся ребенку, уступила место абсолютно правильной. Позже этот мальчик продолжил музыкальное обучение, он играл скрипичные концерты Брамса и Бетховена совершенно без ошибок и даже дал несколько сольных концертов в Канаде.

Масару Ибука в своей книге говорит о принципах воспитания: стимулирование и стремление. Интерес-лучшее побуждение. 
Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного "Я", которое не терпит никакого насилия. Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – 6 месяцев. Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача преподавателей и родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача  - подготовить ребенка к обучению. 

Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка

Считается, что внешность человека целиком зависит от наследственности. И все

же вы наверняка не раз замечали, как меняется внешность человека в зависимости от того, как складывается его жизнь. Так, например, внешний облик ребенка, который слушает музыку или берет уроки музыки, безусловно меняется под влиянием этих занятий. В Японии провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не

отличались. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им

слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Через четыре месяца эти дети

существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.

Известный японский музыкальный критик Маруо писал: «Звуки оказывают огромное воздействие на человека».  Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом "погружения человека в музыку", в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребенку недостаточно слушать только речь.

В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести

месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства,

чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от

подделки. Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в

мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное

искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать

подделку, когда он станет взрослым. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребенка необходимо доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребенку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием

для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формируют

эстетический вкус и зависят от раннего воспитания.

 Нет ничего важнее воспитания детей

"Все мы родом из детства, ребенок – учитель взрослого". Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.

Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек

стремился познать самого себя.

Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: "Выйдет ли что-нибудь из моего

ребенка?", он обычно отвечает: "Ничего". Но увидев разочарование матери,

добавляет: "Он станет не чем-то, а прекрасным человеком".

Воспитывать ребенка – это значит все время воспитывать и самого себя.

"Ученик превзошел учителя" - это должна быть основная цель воспитания. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. Вундеркинды, таланты не рождаются, а воспитываются. Основная идея  Школы Талантов - учить детей так, чтобы они превзошли учителей. Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы. Одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепиано. Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на музыкальном инструменте - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили,  уважали и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, то воспитание человека ”

В.А. Сухомлинский.

Список используемой литературы:

  1. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

  1. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Музыкальное воспитание ребёнка. г.Москва, 2011г.

  1. Федина А.В. Ребёнок и музыка. г.Челябинск, 2007г.

  1. https://www.youtube.com/watch?v=pyxvv6tcdfw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Поздняя осень"

Данное внеклассное мероприятие повышает интерес к предмету биология, прививает любовь к живой природе и развивает эстетический вкус у учащихся....

"Поздний вечер"

Размышления поздним вечером. Кем стать? Сочинение ученицы 10 класса Колесниковой светланы...

Поздняя осень (методические рекомендации)

Методическая рекомендация при работе с неслышащими учащимися над сочинением-описание по личным впечатлениям.В сочинении используется стихотворный материал, что не только украшает сочинение, но и приоб...

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.  Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока:  Обучающая ·...

«Быт семьи после рождения ребенка»

Задачи, которые решают молодожены после рождения ребенкаДо рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка даже очень п...