Уроки музыки и движения в школе для особых детей.
статья по музыке

Ольга Александровна Козлова

Статья описывает основные принципы построения урока музыки в классах для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_muzyki_i_dvizhenie_v_shkole_dlya_osobyh_detey.docx22.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уроки музыки и движения в школе для особых детей.

Козлова Ольга Александровна,

учитель музыки и движения классов «особый ребенок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа №25 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Уроки музыки в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья приносят ученикам радость, помогают почувствовать уверенность в себе, в своих способностях. Для достижения учебных целей на музыке нет необходимости искать мотивацию – музыка сама является лучшим стимулом, который помогает решать поставленные задачи. На этих уроках нет места критике и негативной оценке деятельности, и это служит сенсорному, эмоциональному, двигательному и социальному развитию ребенка.

Современная школа призывает помнить об основных принципах организации, построения учебного процесса и создания учебно-методического комплекса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья:

-  гуманизация – уважение и принятие ребенка о ограниченными возможностями здоровья;

-  индивидуализация предполагает подбор содержания урока, темпа, приемов и способов взаимодействия с ребенком с учетом его возможностей и состояния в данный момент;

- единство образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач;

- наглядность -  использование всех доступных ребенку каналов восприятия (мультимодальность);

- интерактивность предполагает создание условий для стимулирования и поддержания активности и самостоятельности ребенка;

- доступность заключается в соответствии содержания учебного материала уровню интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

- междисциплинарный подход предполагает учет в ходе подготовки и проведения урока рекомендаций врача-невролога, специалиста АФК, педагога-психолога и т.д. с целью создания наиболее благоприятных условий для ребенка, исходя из особенностей его психофизического развития.

Урок для детей со сложной структурой нарушений отличается от урока в традиционной школе, он должен соответствовать определенным требованиям. Необходимо поддерживать стабильность времени, места, структуры урока: нельзя менять сложившееся расписание, место проведения урока – это снижает продуктивность занятия особенно для детей с глубокой степенью отсталости.

Образовательная ситуация должна быть знакома, предсказуема для ребенка, ритуализация является важным принципом построения схемы урока: учитель должен соблюдать определенную последовательность действий, это обеспечит ребенку чувство уверенности, безопасности. Основные ритуалы связаны с началом и окончанием урока и включают песенки приветствия и прощания

Во время урока должна постоянно поддерживаться коммуникация с ребенком. Необходимо предупреждать о том, что будет происходить, включая перемещения или предложение самостоятельной активности, ожидать реакции ребенка, выдерживая при этом необходимую паузу, наблюдать за реакцией ученика и отвечать на нее. Очень важно соблюдать способы коммуникации каждого ребенка, выражение согласия или несогласия, продолжения или прекращения действия.

Темп урока должен быть замедленный, учителю необходимо тщательно подбирать словарь для усвоения необходимых знаний и формирования понятий.

Одним из важнейших требований к современному уроку является использование здоровье сберегающих технологий: чередование активных и релаксирующих видов деятельности, психодинамические разгрузки, предупреждение переутомления. Урок музыки сам по себе является здоровье сберегающей технологией. Использование музыки может стабилизировать возбуждение или активизировать при угнетенном состоянии.

Содержание программы составляют основные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. 

Слушание музыки развивает память, способности к концентрации, расширяет музыкально-слуховой опыт, привлекает внимание не только к музыкальным произведениям, но и к звукам окружающей среды, сезонными изменениями природы (шуршание листьев, шум листвы, скрип снега, пение птиц, голоса животных, звуки транспорта –  проехала машина, поезд).  Формирование восприятия музыки происходит на основе развития музыкальных сенсорных способностей: различения контрастных свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру. Ученики выполняют упражнения на реагирование изменений положения источника звука, его перемещения в пространстве. В игровой форме (викторины, звуковые прятки и т.д.) изучаются элементарные музыкально-теоретические понятия: тихо\громко, быстро\медленно, высоко\низко, изучают тембры инструментов. Во время слушания дети учатся запоминать и узнавать мелодии, формируют музыкальные предпочтения.

Слушание может проходить в нескольких формах:

 - пассивное, как здоровье сберегающая технология и один из методов музыкальной терапии для релаксации. Этот прием можно использовать как динамическую паузу в уроке между активными видами деятельности;

- интегрированное (мультисенсорное) с подключением других каналов восприятия. Это могут быть музыкально - терапевтические фильмы, в которых виды и звуки природы – пение птиц, шум воды, шелест листвы, сопровождаются музыкой или приемы цвето – и светотерапии. Эти методы часто помогает детям с полевым поведением, неустойчивым вниманием научится концентрации.

- активное слушание, которое сопровождается элементарным анализом музыкального материала и в результате формирует эмоциональное и осознанное восприятие музыки. Анализ можно проводить на любом материале, это могут быть музыкальные произведения, развивающие мультфильмы, фрагменты концертов или музыкальные клипы.  

Раздел пение включает упражнения, направленные на стимуляцию речевой активности учащихся, развитие способности к подражательным реакция, стимулирующим первичные речевые навыки. Вокальные, ритмические, инструментальные импровизации развивают «музыкальный диалог» расширяя возможности коммуникации.

Игра на музыкальных инструментах развивает внимание, память, чувство ритма, координацию, формирует функции руки. Осваивая приемы захвата, удержания и отпускания инструмента, ребенок расширяет диапазон движений, развивает интерес к предметной деятельности.

Музыкально-ритмические движения. Сложная структура нарушений не позволяет проводить музыкально-ритмические занятия, которые проходят в традиционной форме, когда дети разучивают танцевальные движения, добиваются их пластичности и выразительности. Большинству детей с тяжелыми формами поражения ЦНС трудно добиться выполнения медленных и плавных движений даже в том случае, если они понимают значение этих терминов. Тем не менее, упражнения на движения, начинаясь с подражания, выполняемого с необходимой степенью поддержки постепенно развивают у ребенка максимально возможную степень самостоятельности при выполнении движений. Содержание этого раздела составляют игры с выполнением «звучащих жестов» - хлопки, шлепки, щелчки, топанье. Пластическое музицирование, как способ передачи жестом характеристики звука: поднимаем руки при движении мелодии вверх, опускаем при нисходящем движении, движением показываем изменение ритмического рисунка или темпа музыки. Жестовая иллюстрация содержания песен и потешек, которая помогает решить множество задач, от освоения жестов коммуникации до развития памяти и координации.

Уроки музыки имеют огромное значение в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют развитию положительного эмоционального состояния, помогают пережить яркие впечатления, повышают интерес к окружающему миру.


Список литературы:

  1. Битова А., Константинова И. Липес Ю., Майорова А., Попова А., Хатуцкая С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими различные нарушения развития. Москва «Теревинф» 2006г.
  2. Буренникова Ф.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.
  4. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.   Адаптация ребенка в группе и развитие на игровом занятии Круг / М: Теревинф, 2008.
  5. Котышева Е.Н. Мы друг другу рады. Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста /Издательство Каро, Санкт-Петербург.
  6. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2010.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"

Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень.  Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...

Открытый урок "Музыка рождает движение"

Цели урока: Ø выявить взаимодействие изобразительного искусства и музыки;Ø научить находить общее и различное между музыкой и живописью. Задачи урока. Дидактические (образовательн...

Презентация к уроку "Музыка рождает движение"

Презентация к открытому уроку...

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Открытый урок "Музыка изображает движение"

Урок предназначен  ля учащихся 2 класса. Разработан с целью показать учащимся, как музыка может  изображать движение. На уроке используется: Компьютер, карточки для работы над определен...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки и движения в 7 классе "Танец Сиртаки-символ Греции"

Урок для детей 7-х классов.  Раздел программы «Танцы народов мира»Тип урока - урок искусства, урок образ, стержневой основой которого является мета предметный подход в обучении, предп...