Доклад на тему: «Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»
методическая разработка по музыке

Лисякова Анастасия Сергеевна

Выступление на педсовете

«Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx20.79 КБ
Файл kriticheskoe_myshlenie.pptx79.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Доклад на тему:

«Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»

Подготовила: учитель музыки

Лисякова Анастасия Сергеевна

г. Егорьевск 2016 г.

Технология развития критического мышления в педагогической деятельности отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов(Пробуждение интереса к предмету), осмысление(Осмысление материала во время работы над ним.), рефлексия(Обобщение материала, подведение итогов.), - что с точки зрения традиционного урока не представляет исключительной новизны для учителя. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки и искусства.

 Первый приём – кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и в графическом оформлении их в определённом порядке в виде грозди. Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Использовать данный приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

 Приведу пример кластера по теме «Вторая жизнь песни» в 5 классе предложила составить  кластер с ключевым понятием «Песня».

Cледующий приём «Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

– уважение к различным точкам зрения ее участников;

– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назовут такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».

Большое значение в технологии развития критического мышления на уроках музыки и искусства отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Приём «толстых» и «тонких» вопросов. Тонкие – это вопросы, требующие знания фактов. Ответы на них односложные. Толстые вопросы предполагают развёрнутые ответы и понимание смысла материала, размышление над смыслом, что является основой для развития одаренных детей.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…Приём «Верно ли, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновать своё мнение. (Верно ли, что скрипку мастерят из дуба?; Верно ли, что скрипка струнно-смычковый инструмент?; Верно ли, что И.С.Бах писал музыку для скрипки? и др.)

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Опыт показывает, применяя технологию развития критического мышления на уроках музыки, успешно развиваются познавательные способности учащихся, удовлетворяя потребности личности в творчестве, игре, общении, уважении и самоутверждении.

   Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»

Слайд 2

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету Стадия осмысления. Осмысление материала во время работы над ним. Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Слайд 3

П риём – «кластер» Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

Слайд 4

песня народная колыбельная композиторская танцевальная лирическая частушки календарно-обрядовая

Слайд 5

Приём «Групповая дискуссия» Обязательным условием при проведении дискуссии является: – уважение к различным точкам зрения ее участников; – совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии .

Слайд 6

Приём «Техника постановки вопросов» «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развития критического мышления на уроках музыки.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам....

Презентация по теме "Технология развития критического мышления на уроке ОБЖ"

quot;Технология развития критического мышления на уроке ОБЖ"...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

Применение методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках музыки в средних классах

Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Поэтому, ...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...

Технология развития критического мышления на уроках музыки

В презентации показаны методя и приемы использования данной технологии на уроках музыки...