Методический материал - конспек урока по теме: "Жизнь даёт для творчества образы и звуки!"
методическая разработка по музыке (6 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Урок посвящён творчеству П.И.Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chayk.docx32.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 6 класс общеобразовательной школы, 1 четверть.

1.1. Тема урока: «Жизнь даёт для творчества образы и звуки…»,                                                                                                                                                                  

1.2. Автор разработки: Одностайченко Татьяна Владимировна, учитель музыки.

 1.3.Контактные телефоны: 8-911-165-37-74, 535-44-34.

1.4.Программа по предмету «Музыка», авторы – Г.П.Сергеева, Е.Д. Шмагина,              

1.5.Выходные данные учебников, литературы использованных  на уроке:                                                                                                                                Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д. Шмагина – М.: Посвещение, 2013.

  • Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. – Л., 1972
  • Большой энциклопедический словарь Музыка. - М., 1998
  • Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. Музыка. - М., 1986
  • Рачина Б.С. Технологии и методика преподавания музыки. - СПб., 2005.
  • Чайковский П. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. – М., 1953-1981
  • Карин С. «В мире мудрых мыслей». Знание.- М., 1999
  • http://www.adme.ru/tvorchestvo-muzyka/genialnaya-muzyka-petra-ilicha-chajkovskogo-675005/ © AdMe.ru  Lifejournal

Технологическая карта урока  музыки

Учитель:

Одностайченко Татьяна Владимировна

Предмет:

музыка

Класс: 

6 класс

Авторы УМК:   

программа Е.Д.Критской,  Г.П.Сергеевой.

Тема урока:

«Жизнь даёт для творчества образы и звуки…»                                                                                                                                                                                -  посвящается 175-летию  со   дня рождения русского композитора П. И.Чайковского.                                                                                                                                                          

Тип урока:

интегрированный (раскрытие межпредметных связей в искусстве,  отражение жизненных  образов  в: музыке, поэзии, изобразительном искусстве).

Форма урока:

музыкальная гостиная.

Цель урока:

создание условий для развития музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры через формирование  знаний  о  жизни и творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Задачи урока:

  1. Предметные:

* проявление высокого уровня  культуры слушания  и восприятия музыки,

* представление самостоятельно  подготовленной презентации по теме урока,

* анализ  музыкального произведения – определение средств музыкальной выразительности и  музыкального образа,

* выразительное исполнение  вокальных произведений хором, сольно.

 2. Метапредметные: 

* самостоятельное получение  и  обработка информации с помощью компьютера (творческое создание презентации),

* анализ литературного содержания музыкальных произведений,

* раскрытие  взаимосвязей творчества композитора и поэта,

* художественное отражение музыкальных впечатлений, оформление выставки рисунков по музыкальным    произведениям П.И.Чайковского…

  1. Личностные:

*раскрытие творческих способностей через выполнение индивидуального домашнего задания, в виде исследовательской проектной работы по предмету,

* формирование  навыков самостоятельной работы в парах, группах, фронтально.

Технологии:

*проектного обучения,

*информационно – компьютерные,

*коммуникативного   взаимодействия.

Комплексность  методов:

самостоятельная познавательная деятельность на уроке и дома,   дифференцированный подход,  проектная деятельность,  нравственно-эстетическое познание искусства,  межпредметные взаимодействия,  проблемное обучение,  сравнение и анализ,  обобщение,  рефлексия.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

*целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых  учеником действий и качеств по заданным параметрам),

* результаты учебных проектов,

*метапредметные виды работ, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий,

*самостоятельная письменная работа «Викторина»,

*продуктивные задания, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки, самооценки по принятым формам (рефлексия),

*результаты разнообразных творческих домашних работ,

*результаты личных достижений учеников.

 Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств   личности:  эмоционально-осознанное восприятие музыки, анализ содержания произведения, обозначение жизненной позиции, мнения,  мотивов,  личностная самооценка.

Виды практической деятельности учащихся:  

*домашнее задание - оформление  выставки  рисунков учащихся «Музыкальные образы в творчестве  П.И.Чайковского»,

*домашнее задание – подготовка презентации,

*домашнее задание – сольное исполнение,

*музыкальное приветствие,

*слушание музыки с проблемно-творческими заданиями,

*хоровое  исполнение,

*письменная проверочная работа «Викторина»,

* размышления, рефлексия - выводы.    

Личностные, метапредметные и предметные

результаты деятельности учащихся:

 Личностные результаты:

-развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к творчеству русского композитора П.И.Чайковского;         

- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений искусства;                  - владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной творческой деятельности;                                    - определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

-устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;                       - сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- умение осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные:

-развитие способности наблюдать и рассуждать, давать оценку собственным действиям;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- умение выделять главное и второстепенное;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своѐ предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- взаимоконтроль   по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнѐра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач при выполнении домашнего задания.

Предметные результаты:

-высокий уровень культуры начала урока: вход под музыку, музыкальное приветствие учителю и классу,

- эмоциональное восприятие произведений искусства,

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке,  создании музыкальных образов в рисунках;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных образов,

- знание  творческого наследия  русских композиторов и поэтов,

 -проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных

произведений с не дублирующим вокальным партию аккомпанементом, пение acapella  в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

-желание петь сольно, заранее отрепетировав во внеурочное время выступление на уроке,

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии,

- устойчивый интерес к музыке и различным видам  музыкально-творческой деятельности, общее понятие о значении музыки в жизни человека.  

Ресурсы урока:

фортепиано, компьютер, проектор, экран, презентации, записи музыкальных произведений, листы для индивидуальных ответов,  карточки для рефлексии, оформленный стенд с выставкой творческих работ учащихся.  

Музыкальный материал  урока:  

музыка русского композитора  П.И.Чайковского: альбом «Времена года» - апрель «Подснежник», май «Белые ночи»;                                                                                                                                                                                                                                                                 романсы:  «Весна», «Колыбельная песнь в бурю», «Кукушка», «Уноси моё сердце»,       «Лишь ты один», «Забыть так скоро», «Грустные ивы», «Нам звёзды кроткие сияли».

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Демонстрация  УУД

1.

Организа-ционный момент – активизация внимания, мотивация к учебной деятельности

4 минуты

Звучит музыка - учитель стоя приветствует учащихся.  

Традиционный аккорд: исполнение музыкального приветствия.

Учитель благодарит за высокий уровень культуры слушания музыки в начале урока и задаёт вопросы:                  

- какая музыка прозвучала в начале урока?

- с каким настроением вы пришли на урок?

Коммуникативная:

Вход детей под музыку.

Музыкальное приветствие: девочки, мальчики,  все вместе.

Познавательная:

Полный ответ на вопрос:

-прозвучала музыка из альбома «Времена года», апрель - «Подснежник» П.И.Чайковского.

Регулятивная:

Высказывая своё мнение, учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

- красиво  входят на урок, внимательно слушая звучащую музыку;

- выразительно  исполняют музыкальное приветствие учителю и классу;

- определяют композитора и название   музыкального произведения;

- формулируют характеристику своего настроения.

2.

Введение               в тему урока, определение формы урока, постановка цели

1 минута

На экране тема урока.

Учитель: «Сегодняшний урок  пройдёт в форме музыкальной гостиной, где будет предоставлена возможность каждому  раскрыть своё отношение к искусству».  

Вопрос: какова цель нашего урока?

Коммуникативная:

Ученик зачитывает тему урока -

«Жизнь даёт для творчества образы и звуки…» - посвящается 175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Регулятивная:

Определяется цель урока.

-   выразительно и эмоционально  озвучивается  тема урока,

- формулировка цели урока,

- настрой на активную работу.             

3.

Актуализация и открытие новых знаний,

демонстрация выполненного домашнего задания

20 минут

При подготовке домашнего задания учитель контролировал творческий подход учащихся при оформлении проекта- презентации к уроку в соответствии

с требованиями.

Вопрос: что вы чувствовали, когда исполняли и слушали романсы   П.И.Чайковского?

Коммуникативная:

1.Представление домашнего задания:

1.1).Жизнь и творчество П.И.Чайковского (презентация),

Один из главных выводов:     романсы раскрывают особенность вокального творчества русского композитора П.И.Чайковского как тонкого психолога человеческой души.      

 1.2).Краткое изложение информации о жизни и  творчестве русских поэтов – современников П.И.Чайковского,  взаимодействие поэзии и музыки  в романсах: Алексея Николаевича Апухтина,  Афанасия Афанасьевича Фета,         Алексея Николаевича Плещеева (презентация).

2.Хоровое исполнение классом  с солистами  романса «Весна»,

- анализ хорового  исполнения,

-характеристика литературного содержания романса и музыкальных средств выразительности.

3.Сольное исполнение романса «Колыбельная песнь в бурю»,

- анализ сольного  исполнения,

- характеристика литературного содержания романса и музыкальных средств выразительности.

Регулятивная:

Осмысление полученной информации, формирование умений анализировать.

 Коммуникативная:

Обмен впечатлениями.

 -   презентация самостоятельно изученного материала,  

- познание творчества русских композиторов и поэтов,

 - стремление к самообразованию,

 -  работа с  информационными источниками,

-  работа с компьютером,

- анализ, сопоставление, сравнение,  определение  главного, установление причинно-следственных связей,                

-   размышления    о  содержании стихов русских поэтов, на основе которых П.И.Чайковский создавал свои романсы,

- определение средств выразительности и музыкальных образов,

- выразительное исполнение и чистое интонирование вокальных произведений хором и сольно,

-  эмоциональное восприятие и анализ  музыки,

-  выражение своих мыслей и  чувств  словами,

- заинтересованное отношение к искусству,

- рефлексия.

4.Постановка учебной задачи: музыкальная викторина - слушание музыки,

письменная проверочная работа «Викторина», закрепление музыкального материала

     13 минут

Включение романсов П.И.Чайковского: «Кукушка»,  «Уноси моё сердце», «Лишь ты один», «Забыть так скоро», «Грустные ивы», «Колыбельная песнь в бурю», «Нам звёзды кроткие сияли»,   «Весна».                                                       

Вопрос:  какой романс вам понравился больше всего и почему?

Познавательная:

1.Слушание  фрагментов.

2.Заполнение таблицы с   вопросами,  раскрывающими  музыкальные средства выразительности и музыкальный образ романса.

   Регулятивная:

Взаимопроверка. Оценивание письменной работы.  

Коммуникативная:

Обмен впечатлениями.

-культура слушания музыки;

-знание творческого наследия русских классиков;

 - определение названия произведения,   музыкальных средств выразительности:      в каком исполнении прозвучало,  жанр, динамика, настроение,  лад, темп, характер,  размер, музыкальный образ;

-   взаимоконтроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- рефлексия.

                                                                                                                                                 

5.Итог урока – рефлексия учебной деятельности,

выход с урока под музыку                

7 минут

Обращается внимание  на оформленную  выставку  рисунков  «Музыкальные образы в творчестве  Петра Ильича Чайковского» -предлагается презентовать свой рисунок.

Подводя итоги урока «Жизнь даёт для творчества образы и звуки», докажите  что это не только тема урока, но и убеждение.

Красивое завершение  урока:

звучит музыка из фортепианного альбома «Времена года», май -  «Белые ночи» П.И.Чайковского.

Коммуникативная:

Презентация личных творческих работ на выставке.

По цепочке  передавая «ХРУСТАЛЬНЫЕ НОТКИ»,  каждый учащийся делится с классом  новыми знаниями и   яркими впечатлениями, полученными на уроке, обобщая изученный материал, через систематизацию знаний.

Регулятивная:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

 - эмоциональное восприятие и осознание  музыкальных образов отражается в   рисунках с помощью художественных средств выразительности;

-презентация творческих работ,

 -анализ  творчества П.И.Чайковского - примерные варианты ответов:                                                         - в музыке отражаются жизненные   переживания, мысли, чувства человека,

- события  жизни вдохновляют на создание произведений искусства,

-музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь,

- все виды искусства правдиво отражают жизнь,  

-П.И.Чайковский тонкий психолог человеческой души.

-выход с урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова"

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством башкирского композитора Газиза Альмухаметова. Задачи: Повторение материала по теме «Опера. Башкирская опера»; Развитие  музыкального вни...

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"...

урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе

урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя...

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Методическая разработка урока на тему "Жизнь и творчество Гончарова"

Данный урок начинает серию уроков по изучению творчества Гончарова и романа "Обломов"....

методическая разработка "Контрольные задания по теме: "Жизнь и творчество. В.А. Моцарт"

методическая разработка адресована в помощь преподавателям музыкальной литературы ДШИ и ДМШ в качестве варианта контрольного урока...