«Венские композиторы - классики"
методическая разработка по музыке

Саранцева Татьяна Ивановна

Открытое занятие по музыкальной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

Тема: «Венские композиторы - классики»

Занятие объединения «История музыки»

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Центр искусств»

Саранцева Татьяна Ивановна

г.  Салават

Технологическая карта занятия  по предмету «Музыкальная литература»

Объединение

«История музыки»

Возраст обучающихся

11-12 лет

Тема занятия: «Венские композиторы - классики.»

                                  Планируемые образовательные ресурсы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания по предмету «Зарубежная музыкальная литература»

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Цели занятия

Повторить и закрепить полученные знания о Венских композиторах-классиках  Бетховене, Гайдне, Моцарте.

Основные понятия, изучаемые на занятии

Классицизм.

Венская классическая школа. Секстет.

Средства ИКТ, используемые на занятии.

Компьютер. Проектор. Флешка.

Ресурсы (информационные,

литературные, музыка, искусство), используемые на занятии.

Интернет-ресурсы:

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену,  в разных разделах представлены музыка композитора, большая портретная галерея, включающая и современные портреты, и экслибрисы композитора.

http://www.mozartforum.com/ -

http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm

http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/

Аудиозаписи. Портреты композиторов. Контрольные листы. Жетоны разных цветов. Карточки. Компьютер, мультимедийный проектор.

                      Организационная структура  занятия.

Этап 1.(3 минуты)

Приветствие обучающихся.

Педагог: Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем занятии  мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала - «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое « секста»?

Обучающиеся. Предполагаемый ответ:

Это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.

Педагог: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все, кто это сделает правильно получат оценку «5».

Формируемые УУД

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Этап 2 (10 минут)

Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на 3команды путем жеребьевки. Каждый участник игры выбирает небольшие жетоны красного, желтого, зеленого цвета, разложенные на столе в равном количестве в соответствии с числом игроков. На партах стоят таблички таких же цветов, как и жетоны. Участники игры рассаживаются в соответствии с жетонами (соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора- Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, в который должны собрать все 6 правильных ответов . Педагог  читает задания . Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает себе жетон- карточку . Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.

Приложение:

 образец контрольных листов:

(3 шт. по количеству команд)

Контрольный лист:

Портрет композитора

Краткие сведения из биографии (без указания фамилии и имени)

Перечень наиболее выдающихся произведений.

Высказывания композитора об искусстве.

Оценка творчества композитора.

Музыкальный фрагмент из его произведений (название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)

В процессе игры каждое поле должно быть закрыто заданием жетоном, полученным за правильный ответ. Все предложенные задания, проектируемые на экране, распечатываются и разрезаются, а затем при правильном ответе отдаются игрокам.

Формируемые УУД.

 Регулятивные:

  - самостоятельно организовывать свое рабочее место;

 - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;  - настраивать себя на продуктивную работу;

 - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;  - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап 3: (15 минут)

Образцы карточек с заданиями:

Портрет Вольфганга Амадея

Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет , хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.

Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»

«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал

- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»

5.Гайдн сказал о нем : «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».

«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом, ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».

6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»

1.Портрет Йозефа Гайдна

2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены .Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи . Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.

3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»

4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня , я стар и слаб»

5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»

6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть

Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.

1.Портрет Людвига ван Бетховена

2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне, на берегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи. В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за пер , чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь - глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.

3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в том числе. «Аппассионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония» (Героическая).

4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»

«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»

«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»

5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбой за торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор - идеалы Свободы, Равенства , Братства»

6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.

Формируемые УУД:

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Этап 4: (5 минут)

В конце игры подводится итог занятия: «Венские композиторы - классики».

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других.

Этап 5 (2 минуты)

Саморефлексия занятия: обучающиеся оценивают свое участие в занятии - игре.  Выбирается команда – победительница, закрывшая все свои вопросы жетонами - карточками.

Формируемые УУД:

Личностные:

проявляют познавательный интерес.

Педагог благодарит обучающихся.

Литература.

Нормативно - правовые документы:

 -Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ».

- Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»

- Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Основной список:

1.Аберт Г. В. А. Моцарт. М., 1978.

2.Алыиванг А. Людвиг ван Бетховен. М., 1977.

3.Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. М., 1972.

4.Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т.2, М., 1979.

5.Розеншильд К. История зарубежной музыки. М., 1973

6.Творческие портреты композиторов. Справочник. М., 1990

Интернет-ресурсы:

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену  в разных разделах представлены музыка композитора, большая портретная галерея, включающая и современные портреты, и экслибрисы композитора.

http://www.mozartforum.com/ -

http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm

http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/

http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции

http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Вокально-хоровой абонемент "Композиторы классики детскими голосами"

Хоровое пение- наиболее доступный для большинства людей (не только детей) вид творчества и идеальное средство воплощения того пласту культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Великий композитор –классик Саратовской области

Цель проекта - Узнать о творчестве А.Г. ШниткеТемы самостоятельных исследований:Хроника жизни и творчества композитора.  Знакомство с музыкальными произведениями композитора.Учреждения, назв...

конспект урока музыки по теме "Венские музыкальные классики".

Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта.  Задачи: – совершенствование знаний о композиторах Австрии, закрепление п...

Сценарий концерта "Композиторы - классики"

Сценарий концерта для школьников начальной школы, знакомящий их свыдающимися  композиторами - классиками....

Урок музыки в 4-м классе “Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики”

В данном  учебном материале представлена разработка урока музыки в 4-м классе по теме "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики."...