Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы
методическая разработка по музыке

«Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года»)

 Цель:

представить опыт работы учителя музыки по теме: «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года»)

 Цель: 

представить опыт работы учителя музыки по теме: «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в моём мастер-классе.

Работа в группах

Предлагаю условно разделиться на три группы: историки, словесники, искусствоведы.

Предлагаю посмотреть анимационный фильм и выполнить задания.

Историкам: «Посмотрев, найти исторические реалии, позволяющие определить время, эпоху». Особое внимание обратить на образы-символы.

Словесникам: «Кратко, в нескольких словах передать сюжет фильма, рассказать о характере героя, обратить внимание на то, какие невербальные образы-символы помогают это сделать».

Искусствоведам: «Какие сквозные темы-образы литературы, кинематографа, живописи, скульптуры звучат в этом фильме. Какое настроение создаёт музыка?»

У вас на столе листы бумаги и карандаши для фиксирования своих впечатлений.

Итак, смотрим фильм.

Пожалуйста, приступайте к работе.

(Работа в группах)

Мы начали мастер-класс с анимационного фильма. Этот прием я часто использую на уроке как индуктор, создавая определённое настроение у детей, предвосхищая разговор на тему урока, мотивирую на слушание и восприятие музыки. Трудно найти ребёнка, который не любит смотреть мультфильмы, для него это комфортное пространство, он получает удовольствие от происходящего на экране.

Сегодняшние школьники в большей степени визуалы, привыкшие  смотреть на экран чаще, чем в книгу. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении увиденного, не боясь неправильных ответов. Каждый ответ собственный, верный. Во время фильмов дети улыбаются. Как режиссёр достигает этого эффекта, что помогает понять и почувствовать рассказанную историю, ведь слов нет.

Звуки города, особенности рисунка, цвет, ритм, размеры фигуры и, конечно, музыка – всё это язык анимации, потому что у каждого вида искусства свой язык.

Что происходит с ребёнком во время просмотра фильма? Он видит, слышит, чувствует, понимает и осмысливает мир. Учится  смотреть на мир  с разных сторон.

Таким образом, развивается возможность восприятия у визуальных и аудиальных детей. Появляется возможность узнать о других стратегиях восприятия.

Погружение в содержание (работа групп)

Следующий шаг в восприятии этого фильма – погружение в содержание.

Уважаемые историки, вам слово. Что вы можете сказать об эпохе, изобаженной в фильме и каковы приметы этого времени?

Приметы времени:

  • Да, это приметы предвоенного времени. Конец 30-х годов
  • Интерес к авиации - ОСОАВИАХИМ добровольная  оборонная организация, предшественница ДССАФ
  • Красная косынка  на голове
  • Стрижка  под Котовского - это не только мода на героя гражданской войны, но и как предвестие трагической судьбы целого поколения
  • Строй солдат без погон (появились в начале 1943 год – Сталинградская битва)
  • Точильщик на улице (искры точильного круга - будущее пламя войны)
  • Пирамида из спортсменов. Пирамида – соразмерность и устремлённость ввысь. Символ равновесия. Но парашют накрывает эту пирамиду и ломает её…
  • Гроза-ураган - огромная беда, которая захватит всех; символ приближающейся беды.  Михаил Светлов передал это ощущение такими строчками: «Сегодня на мой пиджачок из шивьёта упало две капли военной грозы».

Слово словесникам.

Какой сюжет в основе фильма?  Каким мы увидели героя? Как образы-символы рассказали о нем? Ваши ассоциации.

  • Герой – пожилой человек. Сидит у патефона, слушает музыку своего детства и уносится в воспоминания о детстве.
  • Фильм называется «Ещё раз». Фраза звучит два раза, подчеркивая желание вернуться, ещё раз пережить счастливые моменты детства.
  • Одним из повторяющихся символов является круг: колесо игрушка, велосипед, колесо точильщика, физкультурник, исполняющий колесо, пластинка, шары, движение по кругу, голова остриженная, круговые завихрения.
  • Движение по кугу это желание вернуться и невозможность – смятый круг. И грусть от этого.
  • Символы, детали возвращают нас в невозвратимую пору детства вместе с героем.
  • Разноцветные шары, цветовое пятно, на фоне серых будней
  • Мороженное.
  • Спуск по перилам - любимое развлечение мальчишек, шалость, ощущение счастья.
  • Своры собак, свободно бегающих по улицам.
  • Кусты, в которых можно спрятаться.
  • Неожиданный кадр фотографа, дорогое воспоминание на всю жизнь.
  • Игра палкой  по забору и не первый раз, словно из фильма «Весёлые ребята».
  • Пионерский горн.

 Всё наполнено символами довоенной эпохи.

Слово искуссвоведам:

Какие сквозные темы искусства заявлены в фильме?

  • Тема детства. Дороги, как жизненного пути. Человек и эпоха.
  • Ротонда – архитектурное сооружение того времени. Круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами
  • Этот фильм рождает ассоциации с кинематографом. Фильм Н.Михалкова «Утомлённые солнцем», П. Тодоровского «Военно-полевой роман», «Завтра была война».

     Самый яркий образ в этом фильме музыкальный. Эта музыка  стала одним из символов предвоенной эпохи. Фокстрот «Рио-Рита» в СССР впервые прозвучал в 1937 году. Подвижная,  ритмичная мелодия, то напористая  уверенная, то задумчивая и нежная, как воспоминание о лучших моментах жизни.

Уважаемые коллеги, вы обратили внимание, что история, рассказанная на экране обрела новое звучание. Это удалось сделать благодаря достраиванию текста анимационного фильма.

Сегодня подобный вид работы называют работой с текстами новой природы. Доктор педагогических наук, профессор Казакова Елена Ивановна даёт такое определение.

Текстом новой природы называют мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отражения которой используется связная последовательность разнообразных символов (знаков вербальной и невербальной природы).

Сегодня информацию о текстах новой природы можно почерпнуть в материалах 8-ой международной научно-практической конференции «Педагогика текста», которая состоялась в октябре 2016 года в Санкт-Петербурге.

К текстам новой природы относят рукотворные тексты: арт-объекты, коллажи и тексты с использованием ИКТ: гиперссылки на виртуальную информацию любого рода, видео- аудио- 3Д модель, комиксы, изотексты, каллиграммы, буктрейлеры, маргиналии, мультитексты, анимации.

Тексты новой природы называют открытыми текстами, намеренно незавершенными, расчитанными на рефлексию и обсуждение, дополнение, чему свидетелями мы только что были.

Любой предмет окружающего мира для хорошо образованного человека является своеобразной смысловой гиперссылкой, от которой можно строить бесконечные ряды дополнительной информации и ассоциации. Особыми гиперссылками являются предметы искусства, исторические артефакты, значимые для человеческой культуры объекты и события, при упоминании которых у знающего человека моментально всплывают какие-то факты, цифры, отрывки текста.

Современные дети, обладатели клипового сознания, по определению социологов, часто не могут выстроить логическую цепочку от общего к частному и наоборот. И не всегда могут провести самый простой анализ. Возможно, работа с подобными текстами поможет установить эти связи.

Как тексты новой природы могут служить образованию? Современные стандарты ориентированы на то, чтобы знании, полученные в школе были максимально интегрированы друг с другом, формировали междисциплинарное мышление. Возможно работа с текстами новой природы, работа по структурированию информации, её анализу, достраиванию текстов на основе ассоциативных связей позволит добиваться и метапредметных результатов. А именно, предъявлять информацию в сжатом виде, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, осваивать опыт критического отношения к получаемой информации.

Вернемся к нашей работе по фильму. Скажите, пожалуйста, прием этой технологии на каких предметах можно использовать?  

И на уроках музыки воспитание через музыкальные образы, взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изо, театром, кино являются ведущими.

Научить петь каждого это не самоцель. Главное  развивать чувства, настроить душу, научить общаться. Ведь  общение это средство обретения свободы. А  пение на уроках рассматривается, как процесс дарения всего себя, самого лучшего другим людям. Ведь счастье - это когда ты - для других, а другие в ответ - для тебя. Если связь разорвана, счастья нет.

Желание заниматься музыкой, открывать для себя новые знания продолжается во внеурочной деятельности. Сегодня это желание может реализовываться в проектной деятельности.

Наша школа участвовала в режиме эксперимента по введению ФГОС. Ребята, с которыми мы начинали заниматься проектами с 5 класса уже 9-тиклассники.

Проектная деятельность сегодня активно используется в работе, это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы работы, исследовательские и поисковые методы. Это организация обучения в деятельности, в том числе и музыкальной. Она формирует активность, самостоятельность, инициативность, личностную позицию.

Накоплен определенный опыт работы над проектами.

Ребята защищали проекты по следующим темам:

  1. Три балета П.И.Чайковского
  2. Творчество Бетховена
  3. Михаил Иванович Глинка - великий композитор России.
  4. История успеха «Битлз»
  5. Мюзикл - как музыкально сценический жанр
  6. Музыкальная культура Урала
  7. Рок-опера – особенности жанра
  8. История гимна России
  9. Песни военных лет
  10. История одной песни
  11. Музыка Барокко
  12. Музыка Эпохи Возрождения

Благодаря проектам ребята учились ставить цели, владеть навыками монологической, диалогической речи, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Эти коммуникативные умения стали необходимы для выстраивания межличностных отношений.

Я хочу представить вам один из последних проектов, который защитил ученик 6 класса в этом году. История возникновения идеи проекта необычна. Есть у нас песня о родном городе Южноуральске, которую знают все горожане. Это самая первая песня о городе. И жительница нашего города обнаружила, что на городских  концертах объявляют другого композитора. Родился проект. Бабушка с внуком провели расследование-исследование и установили подлинное авторство. Обратились в городской архив, в библиотеку, в ДК, в городской музей, встретились с вдовой композитора этой песни, нашли ноты. Познакомили  ребят с песней на уроках музыки, краеведения, истории. А песня уже звучит на уроках музыки.

Много лет нашу школу называли песенной. И песенные традиции живут до сих пор. Эти традиции вылились в творческие проекты, которые создают дети вместе с учителями разных предметов.

  • «Вечер романсов», который собирает выпускников, учеников, учителей и родителей, коллег из других школ.
  • «Литературный бой», объединивший всех любителей художественного слова и музыки.
  • Вечер  бардовской песни
  • Музей Мадам Тюссо.  Новый проект, который появился 2 года назад в нашей школе – Музей Мадам Тюссо. В прошлом году это были ожившие фигуры музея, а в этом году – живые легенды кино Моцарт, Марлен Дитрих, ансамбль «Битлз», Чарли Чаплина.

Итак, технологии, приёмы, о которых мы сегодня говорили можно ли использовать на разных уроках? Можно ли назвать их современными?

Я думаю, что можно, потому что концептуальные идеи этих технологий отражают требования времени.

Это:

  • Приоритет воспитания над обучением.
  • Создание возможности ребенку проявить себя в искусстве, развитие чувств, настройка души.
  • Общение – средство обретения свободы.
  • Единство знаний и нравственности на уроках.
  • А на уроках музыки - воспитание через музыкальные образы.
  • Счастье – это когда ты – для других, а другие в ответ – для тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-образовательное пространство современного учителя истории и обществознания

В наш информационный век всем необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями. Повсеместно осуществляется автоматизация определённых стандартных действий. Современному учителю истории н...

"Музей в образовательном пространстве современной школы"

Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...

Сертификат и программа Республиканской НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" с. Тэгда, 28 марта 2014 года

Республиканская НПК  "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" прошла 28 марта 2014 года в селе Тэгда Республики Бурятия...

Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.

При переходе к обучению по новым образовательным  Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом ...

«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава  МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компон...