Музыкальный канон
материал по музыке

Ольга Викторовна Шевцова

  Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, так как кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но качественно и по- настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень не простым заданием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanon.docx20.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкально-хоровая

школа им. Г. Струве

Доклад

 Тема: «Музыкальный канон»

                                               Преподаватель Шевцова О.В.

2013г.

Железногорск.

 Канон (от греческого слова kanon- правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один из самых распространённых жанров вокального многоголосья эпохи Средневековья. По композиционному строению канон представляет собой строго выдержанную имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Иногда вступление происходит с той же ноты, иногда с другой, но всегда последующие голоса выдерживаются по образцу начального голоса. Пение канонов стало популярным в 16-17 веках. Такие пьесы можно встретить у И. С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф. Шуберта, Й Брамса, Б. Бартока и многих других.

  Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, так как кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но качественно и по- настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень не простым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодию других голосов. Чаще всего хормейстеры пытаются формально соединить парии в исполнении канона и тогда дети поют по принципу «Ничего не вижу, ничего не слышу» и занятие хорошим делом превращается в пустую трату времени.

  Наиболее распространённый вид канона –бесконечный, записанный на одной строке. Конец мелодии в таких канонах непосредственно переходит в начало, поэтому голоса могут вступать любое количество раз. Вступление каждого голоса отмечается цифрой, которая расположена над местом вступления данного голоса. Исполнительский план канона каждый раз может создаваться заново- в этом еще одна привлекательность его черт. Количество проведений, порядок вступлений голосов, их количество в одновременном звучании, развитие динамики, т.е. форма канона предусматривается, изобретается самим дирижером вместе с певцами.

  Как правило, проведения канона исполняются несколько раз. Наиболее простой способ пения канонов такой: первый раз мелодия канона поется одноголосно (всем хором в унисон, или отдельной партией), для того чтобы лучше донести текст произведения; второй раз –двухголосно; третий- трехголосно и т.д. в зависимости от количества голосов.

Окончания бесконечных канонов бывают двух видов в зависимости от выставленных фермат. Обычно ферматы ставятся в конце каждого проведения и обозначают место завершения данной мелодии. В этом случае сочинение оканчивается на аккорде. Но иногда в каноне стоит только одна фермата в конце. Здесь каждый голос, который спел это произведение либо заканчивает пение, либо тянет последний звук, дожидаясь остальные голоса.

  Мелодии канонов чаще всего яркие, развернутые и охватывают достаточно большой диапазон. И хотя среди представленных канонов есть произведения, не превышающие октавы, все же встречаются мелодии с диапазоном в нону, дециму и ундециму. Для того, чтобы такие мелодии звучали равномерно на всем диапазоне, можно порекомендовать исполнять их смешанными партиями. Т.е. делить хор не по голосам (сопрано, альты), а создавать специальные партии, состоящие из детей с разными вокальными возможностями. Чтобы не пересаживать и не менять свои места, партии можно создавать по рядам.

  Основная трудность в исполнении канонов – это единообразие  партии при пении проведений. Выучивая мелодию на один голос певцам нужно почувствовать выразительность фразировки, характер звуковедения особенности в преподнесении слов, чтобы потом, при пении на несколько голосов, сохранять все это и передавать из голоса в голос. Большую помощи в работе над каноном оказывает пение одной и той же фразы, предложения, периода разными партиями по очереди, по принципу «эхо». Задача повторяющих – внимательно слушать и в точности передать исполнительскую манеру пения первой партии.

 

  Разобрав канон сольфеджио на первом хоровом занятии, очень долго и постепенно впевается мелодия канона, исполняя его на различные вокальные слоги, ищется слитность унисона, выразительность фразировки, активность и удобство в распределении дыхания. Переходя к пению со словами, надо стараться, как можно качественнее исполнять распевания слогов, не подталкивать звуки на переходах с одной ноты на другую, грамотно соединять окончания слов.

  Только тогда, когда мелодия канона прочувствована детьми, и они поют ее наизусть осмысленно, чисто и выразительно, надо пытаться исполнить его на два голоса. При пении двухголосным каноном постоянно обращать внимание поющих на получающиеся созвучия, на переплетения мелодических линий. Стараться с детьми выявить новую красоту в получающемся двухголосном звучании. При этом постоянно надо менять голоса- первыми канон начинают то сопрано, то альты.

   Так же бывают каноны с сопровождением- развернутые по форме, но не очень сложные для восприятия и выучивания, безусловно, займут достойное место в репертуаре детских хоров. Принцип работы над ним остаются прежними, но мастерски написанная партия сопровождения, заметно облегчает интонирование мелодий, а, кроме того, заметно разнообразит фактуру произведения. И хотя общая композиция продумана и выстроена самим автором, при разучивании этих канонов следует искать свою исполнительскую «изюминку», придумывать способы, облегчающие детям восприятие толь сложной для них полифонической музыки.

  Детальная работа над этой музыкой потребует от дирижера проявления выдумки, остроумия, артистизма.  Каждое сочинение должно быть прочувствованно и пережито ребятами. Тогда в концерте оно непременно произведет глубокое и  яркое впечатление на слушателей. Творчески работая над предложенным музыкальным материалом, мы не только научим хор петь красиво, грамотно, на много голосов, а,cappella и т.д., но получим главное- неподдельную любовь детей к музыке, неиссякаемую радость от каждодневного соприкосновения с ней.

Литература:

  1. Дмитревский Г. Ансамбль хора // Работа с хором. Методика. Опыт.- М.1972
  2. Жилин В. Музыка, жвижение, хайку. Екатеринбург. 1998
  3. Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002
  4. Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981
  5. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина// Нотная папка хормейстера №3 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генезис эстетических канонов музыкального искусства Западной Европы в контексте религиозных и философских воззрений эпохи.

Музыкальное искусство, как и любой другой вид искусства, является продуктом своей эпохи, созданная в определенный исторический период, обладает своими стилистическими характеристиками...

Использование канонов для развития музыкальной культуры учащихся и формирование устойчивого интереса к музыке

Из всех видов многоголосия каноны — самые доступные и привлекательные упражнения для пения на уроках музыки. К тому же, форма канона всегда выигрышна в работе с детьми, поскольку предполагает игровой ...

Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."

Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."Данное занятие позволяет воспитанникам вокального объединения "Мелодия" научиться петь каноном. На данном занятии...

Каноны иконописи Древней Руси

Как создавались иконы, откуда пришли каноны иконописи, каким требованиям должна соответствовать современная иконопись расскажет данный материал....

Геодиктант "Развивающие каноны"

Геодиктант "Развивающие каноны" тема:"географическая карта" 6 класс...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...