Конспекты учебных занятий в основной школе
план-конспект урока по музыке

Байгузин Данил Динарович

Конспекты уроков музыки в основной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Байгузин Данил, 40 группа                                                                                                                

Класс: 7

Тема урока музыки: «Рапсодия  в стиле блюз Д.Гершвина»

Цель урока:знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвином – создателем американской национальной классики ХХ века

Планируемые результаты:

Предметные: развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,воспитание культуры слушателя; закрепление знаний о жанрах инструментальной музыки, совершенствование вокальных навыков через песню «Любэ» Берёзы.

Личностные:умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Тип занятия:урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар:«Рапсодия  в стиле блюз»Д.Гершвина, «Атланты»-сл. и муз. А. Городницкого

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Организация исполнительской деятельности

5)Итог урока

6)Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте, ребята, меня зовут Данил Динарович, сегодня я проведу у вас урок музыки. Скажите себе: «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

Сегодня мы познакомимся с музыкой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Мы узнаем, что такое «рапсодия» - когда она возникла и чем отличается от других музыкальных жанров. Проанализируем, какие музыкальные направления сочетаются в одном из самых популярных произведений Гершвина, увидим, какие джазовые элементы соединились с классическими традициями в стиле симфоджаз.

Запишите в тетради тему урока «Рапсодия  в стиле блюз Д.Гершвина»

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью – йоркском квартале Бруклина, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора –ЯнкельГершовиц. Был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. В 1914 году Гершвин уже профессионально занимался музыкой. В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Ledi, Bi Good»(Леди, би гуд…), который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. Самой масштабной и амбициозной оперой в биографии композитора стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс», первая американская национальная опера, поставленная по роману ДюбосаХейворда, на сюжет из жизни чернокожих жителей юга США, в 1935 году.

Джордж Гершвин считается джазовым композитором.

Что такое джаз и какие у него характерные черты?

Характерные черты джаза:

  1. Импровизация – основа джаза. Каждый исполнитель, инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
  2. Полиритмия – сочетание в музыкальном произведении двух и более самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.
  3. Синкопы – смещение акцента с сильной доли на слабую
  4. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.

Знаете ли вы уже известных вам джазовых исполнителей?

А теперь я предлагаю вам прослушать небольшую предысторию к новой теме нашего урока.

Начался концерт, звучали сочинения различных композиторов Европы и Америки, в которых так или иначе преломились джазовые элементы. Публика откровенно скучала. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в стиле блюз». От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне от души. Дирижер Пол Уитмэн не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзмучали последние звуки «Рапсодии» и зал захлебнулся бурей оваций.

Гершвин считал, что «Рапсодия» написанная в джазовом стиле, но принадлежит к серьезной музыке. Импровизированность, взаимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта этого сочинения – сочетается с принципами развития европейского классического симфоджаза.

Запишите в тетради значение слово рапсодия.

Рапсодия – жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.

Что такое блюз?

Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культуры.

Луи Армстронг, Эдвард Эллингтон, Элла Фитцджеральд

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком

10 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Давайте сейчас представим, что мы находимся в концертном зале и послушаем произведение Гершвина «Рапсодию в стиле блюз». Постарайтесь на слух определить главные темы произведенияи я вас разделю на маленькие подгруппы, 1 команда должна будет охарактеризовать рапсодию подходящими словами, 2 команда будет определять ритм 3 команда – динамику, 4 команда какие инструменты здесь особенно выделяются, а 5 команда нам расскажет, что она представила во время прослушивания

(Прослушивание)

Правильно. Мы услышали и инструменты, входящие в состав симфонического оркестра и инструменты, входящие в состав джазового оркестра.

А теперь давайте посмотрим видеоклип этого произведения и убедимся в правильности наших суждений.

Принцип построения «Рапсодии» прост — свободно чередующиеся эпизоды, контрастирующие друг с другом. Гершвин писал: «Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки - наш «кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху»

Музыка грустная, лирическая

О чувствах людей, их радостях, горестях, о их любви, об их жизни.

Звучат Кларнет, труба, валторна, скрипки, соло рояля, контрабасы

10 мин

4. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

 Джордж Гершвин писал музыку для Голливуда. Благодаря своему труду и любви к музыке, он добился большого признания. Его полюбила вся Америка.То же самое мы можем сказать и о песне «Атланты» композитора Городницкого, и которая запала всем в душу. Предлагаю ее разучить, послушайте

Разучим 1 куплет

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

10 мин

5. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились и кто композитор?

-Какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодия» - сюита, соната, инструментальный концерт?

-Что такое рапсодия? Блюз?

Дети отвечают

3 мин

6.Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке.Если вы внимательно слушали музыку, отвечали на все вопросы и пели песню- поднимите правую руку вверх. Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда левую руку. Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — тогда поднимите обе руки вверх.

2 мин



Предварительный просмотр:

Данил Байгузин,  40 группа                                                                                                                  

Класс: 6

Тема урока музыки: «Космический пейзаж»

Цель урока:создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов системно-деятельностного обучения

Планируемые результаты:

Предметные:умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Тип занятия:урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар:Чарльз Айвз«Космический пейзаж», «Земляне» - Земля в иллюминаторе.

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Организация исполнительской деятельности

5)Итог урока

6)Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович.

Настроимся на интересную работу и скажем себе «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания» Как говорится – «Больше знай – меньше болтай».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2.  Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

На экране изображен космос

Ребята, чтобы понять о чем мы сегодня будет говорить на уроке, прочитайте эпиграф к уроку

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат на блики

Нездешних миров…

(Константин Бальмонт)

Называется тема урока « Космический пейзаж»

- Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам еще не знакомы.

Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали  разные образы. Кто из вас помнит, какие?

Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели-  фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Позже появляются фантастические фильмы:

«Через терни к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространствоРакета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.

Что мы называем Вселенной?

Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

О космосе

Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

«Гостья из будущего»

1961г ,  космонавт- Юрий Гагарин.

Астрономия

Безграничный  и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

8 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Еще в начале 20 века  американский композитор Чарльз Айвз по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

Сейчас прозвучит  фрагмент этого произведения.

-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

-Сколько вы услышите образов?

-Как будет меняться музыка?

-Какие инструменты будут исполнять?

- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?

(Прослушивание пьесы « Космический пейзаж»)

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса. Предлагаю вам нарисовать свою версию космоса под музыку. Работать будете в командах, затем выбираете представителя, который расскажет про ваш рисунок

(Повторное прослушивание пьесы « Космический пейзаж»)

В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа», почему?

Два образа: 

первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)

 второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые     инструменты)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера

Космос -  это  неопределенное  и  бесконечное пространство, здесь нет ответов на все вопросы.

12 мин

4. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

Все верно, мы с вами пока не сможем полететь в космос, у нас нет специальной подготовки… Но зато мы с вами можем представить, какой он, этот космос! Вы можете знать эту песню по мультфильму «Ну, погоди!»

Предлагаю вам разучить песню группы «Земляне» Земля в иллюминаторе.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

10 мин

5. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

О чем мы сегодня говорили?

Имена каких писателей-  фантастов вы запомнили?

Кто был первым летчиком – космонавтом?

С какой песней мы познакомились?

О космосе, слушали «Космический пейзаж» Чарльза Айвз, рисовали вселенную

Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие

1961г ,  космонавт- Юрий Гагарин.

Е. Крылатов  «Крылатые качели» 

3 мин

6.Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке. Если вы внимательно слушали музыку, отвечали на все вопросы и пели песню- поднимите правую руку вверх. Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда левую руку. Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — тогда поднимите обе руки вверх.

2 мин



Предварительный просмотр:

Байгузин Данил,40 группа                                                                        

Класс: 5

Тема урока музыки: «Застывшая музыка. Содружество муз в храме»

Цель:  раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры

Планируемые результаты:

Личностные: развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, воспитание культуры слушателя; проявление  эмоциональной отзывчивости, формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества

Предметные: умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, нахождение взаимосвязей между различными видами искусств (усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы), раскрытие характера звучания пьес и песен

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано

Музыкальный репертуар: «Греческий распев 17 века. Богородице Дево», И.С.Бах. «Органная прелюдия» g moll,

1)Организационный момент

2) Организация исполнительской деятельности

3) Организация слушательской деятельности

4) Итог урока



Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович.

-Давайте настроимся на интересную работу и скажем себе «Я внимателен», «Я собран», «Я готов получать новые знания»

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5минут

2. Организация  исполнительской деятельности

П (усвоение знания материала прошлого урока)

Ребята, что по -вашему значит застывшая музыка? Да, это музыка застывшая в архитектуре, в памятниках. И сегодня я предлагаю вам спеть песню про Крейсер «Аврора». Это песня, которую можно не только услышать, но и увидеть. Начнем мы наш урок с разучивания песни. Послушаем ее, разучим 1 куплет

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

10 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Сегодня мы с вами поговорим на необычную и очень красивую тему.

Все в этом мире, находится в непрерывном движении, в звуках. Иногда мы говорим: «Шум ветра, музыка дождя, музыка моря». И даже неподвижные предметы, благодаря нашему воображению рождают звуковые образы. Весь мир находится в движении, но человек пытается остановить, задержать эти прекрасные мгновения, чтобы полюбоваться и делает он это с помощью искусства — живописи, фотографии, скульптуры, архитектуры. «Архитектура — это застывшая музыка» - так звучит тема нашего урока, запишите в тетради. Скажите, ребята, как вы понимаете эту фразу? Что кроется в ней?

А что такое архитектура?

Верно, все это относится к архитектуре. Точнее, архитектура — это способы возведения зданий.

Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи.

С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? 

Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем.

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

регистр, какой бывает регистр? (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку?

Почему в храме?

Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме.

Это звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево.

Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?

Храм — архитектурное сооружение: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой

Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка?

Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей.

Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.  Сейчас мы прослушаем его Прелюдию Соль-минор, а вы потом ответите на вопрос: о чем эта музыка? Была ли в ней только один голос или было несколько?

- О чем же эта музыка? И сколько вы услышали голосов? в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее)

- Хорошо. Сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, а вы попробуете понять, подходит ли эта музыка к какому-то из этих соборов? (метод наглядности). Называются они Нотрдам-де-Пари и Нортрдам-де-Реймс.

- Что скажете, ребята?

- Хорошо, сейчас прослушаем еще одно произведение, просто для того, чтобы услышать красоту, которая звучала в католических соборах.

Дети отвечают, выражают свое мнение

Это здания, храмы, постройки

Мелодия, ритм, динамика, регистр

В храме, на концерте

Музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания

Храм- это здание, в который приходят люди побыть наедине с собой

Это орган

Дети слушают музыку.

Она о многоголосии, регистрах. Голосов было несколько.

Дети слушают музыку.

Эти соборы очень похожи, поэтому музыка подойдет и к тому, и к другому.

10мин

4.Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Итак, о чем мы сегодня говорили?

- О каких соборах мы сегодня говорили?

- Молодцы. А много ли общего у музыки с архитектурой?

- Хорошо. Какие произведения сегодня слушали?

- Правильно. 

Дети отвечают на вопросы

5мин



Предварительный просмотр:

Данил Байгузин,  40 группа                                                                                                                    

Класс: 6

Тема урока музыки: «Вечные темы искусства и жизни»

Цель урока:создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов системно – деятельностного обучения

Планируемые результаты:

Предметные:умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности

Личностные:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Тип занятия:урок «открытия» нового знания

Материалы и оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер

Музыкальный репертуар: «Город золотой», муз. В. Вавилова, сл. А.Волхонского, ФранческоКанова да Милано  «Концона»,М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье».

Структура занятия:

1)Организационный момент

2)Актуализация знаний

3)Организация слушательской деятельности

4)Организация исполнительской деятельности

5)Итог урока

6)Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данил Динарович.

Настроимся на интересную работу и скажем себе «Я собран», «Я внимателен», «Я готов получать новые знания» Как говорится – «Больше знай – меньше болтай».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

5 мин

2.Актуализация знаний

П (усвоение знания материала прошлого урока)

«Идеи меняются, сердце остается одно», данное высказывание принадлежит русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. Как вы понимаете эти слова?

-Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, меняются идеи, взгляды на жизнь, но всегда остаются актуальными для человека чувства. Они особо ценны для человека, помогают в трудную минуту, доброта, вера, надежда, любовь…

-Ребята, скажите, а можно ли перефразировать это высказывание и  перенести эту мысль, на музыку, на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века?

Соглашусь с вами.Неважно, когда было написано произведение искусства, будь то музыкальное произведение или картина, если в них отображены вечные темы- человеческие чувства, то они будут волновать еще многие поколения людей. Эти темы неисчерпаемые, незыблимые, вечные.

-Ребята, у кого есть предположения относительно темы сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Благодарю за ваши ответы, они очень близки, итак, тема сегодняшнего урока: Вечные темы искусства и жизни.

-Сегодня мы на уроке постараемся выявить вечные темы в музыке.

Мы встретимся с произведениями, созданными в разные эпохи, постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и нас с вами

-Ну ведь, согласитесь, чтобы выявлять эти темы в музыке, мы должны разобраться что же это за вечные темы в жизни. Вечные темы довольно емкое понятие к ним можно отнести темы борьбы, свободы, жизни и смерти, войны и мира, сложно это охватить в рамках одного урока, предлагаю обратиться к миру человеческих чувств.

(ответы детей)

-Музыка с течением времени изменяется, меняются жанры, направления, стили музыки,  но темы, образы остаются прежними, любовь, вражда и т.д.

(Ответы детей)

8 мин

3.Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Сейчас предлагаю прослушать вам фрагмент песни, мелодию которой, скорее всего, многие из Вас ее уже когда-то слышали.

Прослушивание музыки «Город золотой»

-Это песня «Город золотой», музыка Владимира Вавилова, слова Анри Волхонского

-Каков характер этой музыки?

-Ребята, о чем эта песня?

Первоначальное название этой песни «Рай», это неслучайно. В стихах этой песни использованы символические  библейские персонажи: орел, телец и лев.

-Песня «Город золотой», входит в репертуар современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова, группы «Аквариум», но мало кто знает, что в основе этой песни – мелодия итальянского лютниста, одного из крупнейшего европейского композитора 16 в. ФранческоКанова да Милано.

 «Концона», такое название дал ей композитор (в переводе с итальянского- песня), предлагаю вам ее прослушать

Прослушивание музыки «Концона»

Ребята, скажите, какая по характеру эта музыка, можно ли ее назвать современной?

-По каким признакам вы это определили?

-Соглашусь с вами, ребята. Действительно, мы слышим неторопливую мелодию, в исполнении старинного инструмента, лютня.

-Скажите, ребята, во время исполнения этой песни какие возникли у вас чувства? Затронула ли она вашу душу?

-Можно ли назвать темы и образы этой песней вечными и почему?

Уже почти 40 лет живёт в мире песня «Город Золотой», потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звёздном небе над головой. Журнал Timeout поместил песню «Город золотой» в список «100 песен, изменивших нашу жизнь»

-Ребята, согласитесь, если музыка нашла эмоциональный отклик в наших сердцах, значит она не зря была создана. Временной интервал в 500 лет, разделяющий Концону и песню «Город золотой» не делает музыку неактуальной. В разные эпохи творцы искусства воспевали в своих произведениях вечные ценности, стремились найти тот источник света, который никогда не угаснет и поможет людям преодолеть трудности на их жизненном пути.

-Говоря сегодня о вечной теме, теме человека и его чувств, мы не можем не вспомнить романс «Я помню чудное мгновенье» - этот общепризнанный шедевр, жемчужину русской вокальной лирики, высшим достижение Михаила Глинкив данном жанре.

-Предлагаю снова послушать этот романс, во время прослушивания романса я попрошу вас подобрать слова, которые наиболее полно отражают чувства этого произведения.«Я помню чудное мгновенье» Этот романс довольно часто звучит со сцен концертных залов, так как  тема любви актуальна всегда, тема на все времена.

(Ответы детей)

-Об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света, где живут животные «невиданной красы».

(Ответы детей)

-Доброта, нежность, спокойствие.

(Ответы детей)

12 мин

4. Организация  исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

-А сейчас давайте вспомним начало урока. Какую песню мы слушали в самом начале урока? Верно, «Город золотой». И сейчас я предлагаю нам прикоснуться к этому прекрасному произведению и начать учить песню «Город золотой».

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

-Город золотой.

10 мин

5. Итог урока

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Ребята, мы с вами говорили не раз о том, чтоесть музыка, которая пишется сегодня, а завтра она уже неактуальна? Почему так происходит?

-Действительно, это музыка, не отображает главного содержания современности,  зачастую, такая музыка  не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки, но есть и музыка, выстраданная мастером, наполненная его чувствами, написанная, душой и сердцем, которая откликается в человеческих сердцах, ибо она всегда о главном. Именно такую музыку мы сегодня слушали и пели.

(Ответы детей)

3 мин

6.Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Мне хочется сегодня закончить урокь фразой Виктора Мари Гюго «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чем невозможно молчать».

Ребята, а сейчас,если вам понравился урок пропойте весело букву «А», а если вам было грустно, то пропойте грустно букву «О».

-Спасибо за урок.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству для учащихся подготовительного отделения детской художественной школы г. Тихвина

Данное занятие  проходит в начале первого триместра в разделе  "Знакомство с аппликацией"  программы «Декоративно-прикладное искусство"....

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Конспекты учебных занятий в начальной школе

Конспекты уроков музыки в начальной школе....