6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Анастасия Витальевна Эпп

Конспекты уроков по предмету "Музыка" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_iskusstvo_prekrasnogo_peniya.docx27.48 КБ
Файл 6_klass_egmont.docx23.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 6                                                                                                                                              

Тема урока музыки: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения»

Цель: знакомство с прекрасным пением «бельканто» с исполнителями этого стиля

Планируемые результаты:

Предметные: проанализировать исполнение Марии Каллас «Ave Maria»; расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Личностные: формирование эстетического и нравственного чувства; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие эмоционального восприятия произведения.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, метод музыкальных обобщений, словесный (беседа, рассказ), работа с учебником.

Материалы, оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись произведений Дж.Каччини «Ave Maria» в исполнении Артема Крутько, Ф.Шуберт «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас, «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Дж.Каччини «Ave Maria» в исполнении Артема Крутько, Ф.Шуберт «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас, «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Итог урока;

5. Рефлексия.

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна.

- Внимательно посмотрите на экран.

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет…» (В.Семернин)

3 минуты

2

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Ребята, попробуйте сами определить, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

- А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством.

(Тема урока на слайде)

- Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.

- Но прежде чем мы с вами начнём разговор о вокальном искусстве и преступим к изучению новой темы, я бы хотела, чтобы мы свами мысленно перенеслись в самую прекрасную и удивительную страну Италию, путешествие — это будет, конечно же, с музыкой.

- Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. Всем известны имена великих итальянских певцов – Энрико Карузо, Марио Дель Монако, Робертино Лоретти – итальянский чудо-мальчик. Когда в 1963 году Валентина Терешкова первой из женщин-космонавтов совершала полет вокруг Земли, во время сеанса связи ее спросили, как она себя чувствует. «Я чувствую себя хорошо, - ответила Терешкова. – Но здесь, в космосе, такая непривычная тишина, не хватает человеческих голосов. Дайте мне послушать голос Робертино Лоретти». Эту фразу тут же растиражировали все мировые СМИ. И юный итальянский певец стал еще популярнее.

Звучит фрагмент «Санта-Лючия» Р.Лоретти

- Название похоже на женское имя, хотя на самом деле так называется морская бухта, в которой даже в бурю море спокойно и ласково. Обратите внимание, что такая манера пения называется БЕЛЬКАНТО. Заключается она в виртуозном владении певца своим голосом.

- Италия является родиной бельканто. Бельканто в переводе с итальянского означает красивое, прекрасное пение. (Бельканто – определение на слайде) Запишите это в тетрадь.

- Великие исполнители бельканто: итальянский тенор Энрико Карузо, русские оперные певицы Ирина Архипова и Елена Оброзцова.

- И одной из известных исполнительниц этого стиля является Мария Каллас. И сегодня мы с вами познакомимся с ее творчеством.

- Мария Каллас – эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. К чему бы не прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

И сейчас мы послушаем произведение «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас, композитор Ф.Шуберт

- Послушайте и скажите, можно ли это исполнение назвать прекрасным, красивым, близким к бельканто?

Звучит «Ave Maria» Мария Каллас

- Как вы охарактеризуете ее пение?

- Какой голос был у нее? Высокий или низкий?

- А как называется высокий женский голос?

Послушайте еще раз отрывок и подумайте, о чем поет Мария Каллас?

Повторное слушание.

- О чем она поет?

- А сейчас мы послушаем произведение «Ave Maria» только уже другого композитора, Джулио Каччини. Прозвучит это произведение в исполнении гордости нашего города – Артема Крутько, который обладает необычным по красоте и силе голосом. Контртенор.

- Вы услышали незнакомое для себя слово? Кто-то знает, что такое контртенор?

(Контртенор – определение на слайде)

- После прослушивания вы должны ответить на вопросы: какой инструмент сопровождает голос? И какой музыкальный образ сопровождается?

(Слушание)

- Как вы думаете, способна ли музыка этого произведения оказывать воздействие на человека?

 

- О голосе.

- Вокал.

Записывают в тетрадь.

- Легкая, нежная, мечтательная, слышно покачивание.

Ответы детей.

- Высокий.

- Сопрано.

Высказывают предположения.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

19 минут

4

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- Важно учиться даже не на большой сцене, а на уроке музыки быть хорошим исполнителем музыки.

10 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

1. Ритмический рисунок;

2. Скачок на кварту (соль-до, фа-си)

1. Графический показ, собственный показ;

2. Гармонический показ, графический показ, сравнение

4

Итог урока

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Сегодня мы еще приблизились к пониманию роли мирового музыкального наследия в жизни современных людей, вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.

- А сейчас я предлагаю вам проверить себя. Вам необходимо ответить на вопросы.

1. Бельканто – это?

2. Самый высокий мужской голос?

А) Бас

Б) Тенор

В) Контртенор

3. Мария Каллас – кто это?

4. Какая страна является родиной бельканто?

А) Россия

Б) Италия

В) Германия

5. Как зовут итальянского чудо-мальчика?

 

4 минуты

5

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

- Теперь мы с вами разберем как вы справились на уроке.

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт вы сегодня получили?        

Б (безымянный) – Что вы сегодня делали и чего достигли?

С (средний) – настроение. Каким было ваше эмоциональное состояние?

У (указательный) – Чем порадовал?

Б (большой) – ????

2 минуты



Предварительный просмотр:

Класс 6

Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»»

Цель: Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. Закрепить и углубить понятие «сонатная форма»

Планирование результатов:

Предметные: умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики, умение привести интонационно-образный анализ музыкального произведения «Эгмонт» Л. Бетховена.

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через чувства уважения и любви к музыкальной культуре, через произведения, прослушанные на уроке.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: музыкальное размышление о музыке, наглядный, наглядно-демонстративный, собственно-практический, словесный.

Материалы, оборудование: презентация, иллюстрации, фортепиано, магнитофон.  

Музыкальный репертуар:

1. «Эгмонт» Л. Бетховен

2. «Дорога добра» М.Минков

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация исполнительской деятельности
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Конспект

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1.

Организационный момент

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Витальевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.

- И я хотела бы начать наш урок с песни. Послушайте ее, знакома ли она вам?

Заходят в класс.

Слушают песню

2 минуты

2.

Организация исполнительской деятельности

П (выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

ВОК. -ХОР. ТРУДНОСТИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Восходящее и нисходящее движение мелодии

1. Дирижерский жест, собственный показ

Плавное соединение звуков (легато)

2. Дирижерский жест

- Попробуйте спеть ее вместе со мной.

Поют песню.

9 минут

3.

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

- Итак, прежде чем перейти к теме урока, мы поиграем с вами в «Угадай мелодию».

- Что объединяет все эти произведения?

- Что вы знаете об этом композиторе?

- Все верно! И сегодня наш урок будет посвящен творчеству Людвига Бетховена. Однако, тема звучит иначе, чтобы ее составить, вы должны разгадать три ребуса. (ребусы на слайде)

- Попытайтесь составить тему урока.

- Итак, что же такое «увертюра»?

- Людвиг Ван Бетховен - автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Одной из них является увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт». Запишите в тетрадь.

- Темой трагедии послужила борьба народа Нидерландов за независимость простив испанского владычества в XVI в.

Увертюра написана в сонатной форме.  Сонатная форма - музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция. Запишите в тетрадь.

- Итак, первая часть – экспозиция.

Открывается увертюра зловеще-торжественным вступлением. В основе первой темы – ритм старинного испанского танца сарабанды.

- Тема вступления, слушаем внимательно. Представьте события того времени. Как вы их можете охарактеризовать? Насколько точно композитор передал это в музыке?

Сейчас появится побочная партия, в которой отражается борьба народа.

Как вы думаете, что показывают инструменты этой мелодией?

- Звучит главная тема, где начинается борьба народов за свою свободу. Бетховен показывает, что нидерландцы хотели найти компромисс, но вступают в борьбу.

Дальше происходит накал борьбы. Столкновение двух тем: лирической и темой борьбы. Прислушайтесь, вы сейчас услышите мольбу, просьбу. И каждый раз на нее следует жестокий ответ. Многократное повторение мелодии заканчивается двумя резкими аккордами.

Подходим к кульминации.

Начинается последний поединок.

1. К Элизе

2. Лунная соната

3. Симфония №5

- У них один композитор – Л.Бетховен

- Он оставил большой и значимый след в истории музыки.

- Он был глухим. И писал музыку он тоже глухим.

- Эгмонт, увертюра, программная

- Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

- Увертюра – это оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету и т.д.

Бетховен мастерски передает столкновение этих двух сил через борьбу, отчаяние, мольбу и надежду на жизнь

- Сопоставление легкой мелодии и нагнетания.

23 минуты

4.

Итог урока

Р (оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

- С помощью музыки мы с вами смогли представить образ народа и времени.

А теперь ваше задание ответить в тетради на вопросы итогового теста по этой теме.

1. Увертюра – означает…

А) окончание

Б) открытие, вступление

В) развитие

2. С именем какого композитора связано рождение симфонического жанра «программная увертюра»?

А) С.В.Рахманинов

Б) И.С.Бах

В) Л.В.Бетховен

3. Увертюра «Эгмонт» написана к трагедии…

А) Гёте

Б) Гейне

В) Гердер

4. Темой трагедии Гёте «Эгмонт» послужила:

А) борьба народа Финляндии против испанского владычества

Б) борьба народа Нидерландов против испанского владычества

В) борьба народа Франции против испанского владычества

5. В какой форме написана увертюра «Эгмонт»?

А) вариации

Б) простая двухчастная форма

В) сонатная форма

6. Какой старинный испанский танец положен в основу первой темы Увертюры «Эгмонт»?

А) сарабанда

Б) хабанера

В) чакона

5 минут

5.

Рефлексия

- Теперь мы с вами разберем как вы справились на уроке

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт вы сегодня получили?

Б (безымянный) – Что вы сегодня делали и чего достигли?

С (средний) – настроение. Каким было ваше эмоциональное состояние?

У (указательный) – Чем порадовал?

Б (большой)

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....