Методическая разработка "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Жидкова Ольга Викторовна

Методическая разработка : "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"

Краткое описание работы: Данная методическая разработка помогает на практике  применять игровые упражнения  в занятиях вокального кружка в общеобразовательной школе и доп. образовании.

Форма мероприятия: мастер-класс

Учитель музыки : Жидкова Ольга Викторовна

Тема:   Применение игровых упражнений  на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе.

Цель:

Практическое применение  ФМРГ на этапе «Распевание»

  Задачи:

 1.  Понимать и произносить условные обозначения ФМРГ.

2. Выполнять начальные и избранные упражнения ФМРГ.

3. Разучить мелодию песни «Точка, точка, запятая» сл. и муз. Г. Гладкова, исполнить всю песню со словами.

Ход проведения:

Этап 1. Организационный (1 мин.)

1.    Приветствие участников.

2.    Распределение ролей: участники (школьники и педагоги) – приглашаются на стульчики в центре класса, родители (педагоги) – приглашаются за стол слева, эксперты (педагоги) – приглашаются за стол справа.

Этап 2. 

Введение.(1 мин)

 

Этап 3.

3.    Работа с раздаточным материалом.  (1 мин.)

4.    Знакомимся с условными обозначениями по методу ФМРГ .

                        Этап 4. Упражнения. (12 мин)

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения( например "Собачка запыхалась", раздышка). (5 мин.)

 Разработка мягкого неба 

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

 

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

 

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

 

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

 

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Рубим язык зубками» – открыть широко рот и высунуть язык. По языку зубами продвигаться вперед и назад.

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

 

Интонационно-фонетические упражнения (7 мин).

 

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» ( «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены,   - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. «Бронтозаврик» 

 (4 мин.)

Этап 5. Заключительный. Пение песни "Точка, точка, запятая" автора Г.Гладкова с применением технических упражнений .(4 мин)

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тип материала: Методическая разработка

мастер-класс "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"

Краткое описание работы: Данная методическая разработка на практике помогает применять игровые упражнений и упражнения ФМРГ на занятиях вокального кружка в общеобразовательной школе.

Форма мероприятия: мастер-класс

 ФИО учителя: Жидкова Ольга Викторовна

Тема:   Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе.

Цель:

Практическое применение  ФМРГ на этапе «Распевание»

  Задачи:

 1.  Понимать и произносить условные обозначения ФМРГ.

2. Выполнять начальные и избранные упражнения ФМРГ.

3. Разучить мелодию песни автора «Точка, точка, запятая» сл. и муз. Г.Гладкова, исполнить всю песню со словами.

Ход проведения:

Этап 1. Организационный (1 мин.)

1.    Приветствие участников.

2.    Распределение ролей: участники (школьники и педагоги) – приглашаются на стульчики в центре класса, родители (педагоги) – приглашаются за стол слева, эксперты (педагоги) – приглашаются за стол справа.

Этап 2

Введение.

 (1 мин)

Этап 3.

4.    Работа с раздаточным материалом.  (1 мин.)

5.    Знакомимся с условными обозначениями по методу ФМРГ

    Этап 4. Упражнения. (12 мин)

Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения(например «Собачка запыхалась»,раздышка) (5 мин.)

 Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

 

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

 

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

 

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

 

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Рубим язык зубками» – открыть широко рот и высунуть  язык, зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

 

Интонационно-фонетические упражнения (7 мин).

 

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» ( «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены,   - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. «Бронтозаврик» (4 мин.)

Этап 5. Заключительный. Пение песни, с  применением технических упражнений «Точка, точка, запятая» сл. и муз. Г. Гладкова.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль распевания на занятиях вокального кружка.

Документ содержит описание роли распевания на занятиях вокального кружка, дыхательные упражнения, фонопедические упражнения....

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...

Занятие вокального кружка "Петь приятно и удобно"

Формирование правильно произносить согласные и гласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни....

Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."

Открытое занятие вокального кружка "Созвездие" на тему "Работа над двухголосием.Канон."Данное занятие позволяет воспитанникам вокального объединения "Мелодия" научиться петь каноном. На данном занятии...

Презентация "Физминутки на занятиях вокального кружка"

Голос ребенка… Хрупкий, ломкий, неустойчивый. От хриплого до гортанно-визгливого, от шипящего до родниково чистого и мягкого. Чтобы сделать голос ребенка ровным, устойчивым, красивым, полнозвучны...

Статья «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»

Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы  выявления и развития ...

Занятие вокального кружка по теме "Певческое дыхание" первый год обучения

Занятие вокального кружка по теме_Певческое дыхание_первый год обучения, представленное на методическом семинаре муниципального Ресурсного центра...