Принцип концентрической спирали на уроках музыки
статья по музыке

Могачева Светлана Алексеевна

В статье рассказывается о  практическом применении принципа концентрической спирали на уроках музыки. Статья для наглядности дополнена презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_kontsentricheskoy_spirali.docx25.89 КБ
Файл printsip_kontsentricheskoy_spirali.pptx520.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принцип концентрической спирали на уроках музыки

Могачева С.А.

Учитель музыки Школы №318

 с углубленным изучением Итальянского языка

Слайды №1-2

Принцип концентрической спирали - это один из принципов распределения учебного материала. Всего в общей педагогике выделяют: линейный, концентрический и спиральный принципы.

 Линейный принцип:

Когда части учебного материала связаны между собой и образуют непрерывную последовательность.

Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Новые элементы выстраиваются на основе уже известного.

Этот принцип очень экономичен по времени, так как практически полностью исключает  дублирование материала.

 И с одной стороны это бы могло подойти нам для уроков музыки, так как мы располагаем очень малым количеством часов. А  другой стороны совершенно не нам не подходит, так как мы работаем с детьми и многие явления не могут быть усвоены ими за один раз.

Слайд №3

Концентрический принцип:

 Позволяет несколько раз изучать одно и то же явление с постепенным усложнением, расширением содержания за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, но дает лучший результат в плане усвоения.

К одному и тому же явлению можно обращаться с пустя большие промежутки времени.

Слайд №4

При спиральном принципе расположения учебного материала сочетаются последовательность, которая есть в линейном и цикличность его изучения.

То есть учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов.

Слайд №5

Программа Сергеевой, Критской, Шмагиной соединяет в себе концентрический и спиральный принципы, поэтому и появился принцип концентрической спирали.

В этой программе достаточное количество тем и отдельных произведений к которым мы обращаемся из года в год (опера, романс, героическая тема в музыке, отдельные произведения  "Иван Сусанин", "Снегурочка" и т.д.)

Чтобы понять каким образом выстроить концентрическую спираль применительно к какой-либо теме или музыкальному произведению, нужно определить что мы хотим получить на выходе. Что должно быть усвоено обязательно, а что второстепенно.

То, что мы определили для себя как обязательное - повторяем из класса в класс - это базовые знания. К 8-му классу обучающиеся должны усвоить это достаточно прочно.

Остальной материал используем как вспомогательный, с помощью которого заинтересовываем,  мотивируем к самостоятельному изучению. Он тоже очень важен  - дополняется межпредметными связями и выстраивает целостную картинку эпохи или авторского стиля.

Я хочу показать как  я неоднократно возвращаясь к одному и тому же явлению, расширяю содержание на примере темы   "Балет",  к которой мы обращаемся практически в каждом классе где-то на примере конкретных произведений, где-то затрагивая историю и теорию этого вида искусства.

Переход на презентации уроков

Первый класс. Дом, который звучит.

Базовые знания: понять, что балет это музыкальный спектакль в котором актеры танцуют. Эту задачу решаем с помощью просмотра видеофрагментов. Закрепляю ассоциацию, что "балет-танец".

Новый элемент содержания: балет -  это синтетический вид искусства - пока литература + музыка. На примере доступном детям -  балеты в основе которых сюжеты знакомых сказок.

Задача максимум: (задача на будущее) удивить, заинтриговать, с помощью эмоциональных запоминающихся моментов урока создать положительный настрой на просмотр балетных спектаклей. Пробудить желание посетить балет.

Второй класс. Балет.  Золушка

Базовые знания: закрепление информации, что балет это спектакль в котором танцуют. Понимание, что создание балета - это процесс сложный, трудоемкий  и в нем задействовано  много людей и профессий (синтетический вид искусства).

Новый элемент содержания: знакомство с понятиями либретто, либреттист, балетмейстер,  "пантомима". Закрепление знания с помощью игры. Знакомство с балетом "Золушка". В качестве дополнительного материалы выкладываю балет "Золушка" целиком в группу предмета.

Задача максимум:  тот же что и в первом классе - интерес и положительный настрой.

Третий класс. Спящая красавица

Базовые знания: закрепление понятий - балет, либретто, сюжет.

Новый элемент содержания: Знакомство с понятиями Интродукция. Темы. Лейтмотивы.  Первоначальные представления о форме сценического произведения - строении балета, деление его на смысловые части.

Задача максимум: пробовать анализировать средства музыкальной выразительности и понимать их роль для создания образа персонажа. Пробовать говорить о противопоставлении в произведениях добра и зла. О нравственной функции искусства. Чему учит искусство. О чем хочет сказать автор?

Четвертый класс. Петрушка

Очень яркие впечатления оставляет просмотр балета. "Какой-то он не такой..." как они говорят. Нравится яркая картинка и декорации,  эмоциональность музыки в опоре на народные мотивы, удивляет пластика танцоров.

Базовые знания: балет - синтетический вид искусства. Родь декораций, костюма, грима, хореографии и пластики для создания целостной картины, настроения. 

Новый элемент содержания: расширить представление о видах балета, авторском стиле композитора. Подойти к пониманию,  что виды искусства пластичны - изменяются в связи с историческими событиями, что представления композиторов и балетмейстеров о выразительных приемах меняются с течением времени. Виды искусства развиваются и видоизменяются.

Задача максимум: начинать выражать свое отношение к просмотренному, анализировать, обсуждать. Видеть неоднозначность отношения автора к персонажам. Понимать, что в произведениях бывает  не так просто разобраться в персонажах, что не так однозначно добро и зло.  

Пятый класс. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.  (что роднит музыку и литературу)

Базовые знания:  закрепление понятий балет, либретто, пантомима, синтез искусств.

Новый элемент содержания: история появления балета. Понимание, что вид искусства не рождается сразу в той форме в которой мы привыкли видеть, что он видоизменяется с течением времени усложняется, имеет свои истоки, корни.

Задача максимум: интерес и положительный настрой. Игра.  Подвести к осознанию, что в любом виде искусстве есть свой язык, своя  терминология.  И знать интересно, что означают те или иные термины.  а затем выкладываю видео

Пятый класс. Щелкунчик

Урок перед Новым годом. Погружение в новогоднюю атмосферу, слушание музыки, просмотр популярных эпизодов.  

Седьмой класс. Балет

Базовые знания - окончательное закрепление основных понятий (балет, либретто, пантомима, синтез искусств). Более подробное знакомство с историей появления балета, по сравнению с 5-м классом.

Новый элемент содержания: строение балета, виды танцев в классическом балете (классический и характерный), виды балетных номеров и состав исполнителей.

Задача максимум: попробовать сравнить  средства выразительности классического и современного танца на основе имеющегося опыта. Понять, что балетное искусство не ограничивается классическими каноническими постановками. Проанализировать изобразительные и выразительные возможности современного танца.

Видео про пуанты.

Восьмой класс. Весна священная

 по программе Алеева, Науменко, Кичак

Базовые знания: Закрепление понимания того, что в произведениях искусства отражаются идеи времени и авторское понимание мира.

Новый элемент содержания: Обращение к мировоззрению и историческим процессам начала ХХ. Самостоятельная работа с  видеофрагментами, работа с  информацией в он-лайн режиме.

Задача максимум: транслирование знаний при сравнении канонического балета и "Весны священной".  Сравнение двух версий балета.

Выражение собственных суждений, с использованием накопленных знаний.

Можно усложнить задачу - идти от обратного - сначала посмотреть произведение, потом о нем поговорить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Могачева Светлана Алексеевна «Принцип концентрической спирали на уроках музыки » Санкт-Петербург 2019г. ГБОУ СОШ №318 Фрунзенского района с углубленным изучением и тальянского языка

Слайд 2

Линейный принцип расположения учебного материала Части учебного материала образуют непрерывную последовательность; Каждая часть изучается только один раз; Новое содержание выстраивается на основе уже известного. Достоинство линейного принципа: экономия учебного времени за счет исключения дублирования материала. Недостаток линейного принципа: сложность усвоения сложных понятий и явлений.

Слайд 3

Концентрический принцип расположения учебного материала Учебный материал изучается с постепенным расширением содержания за счет новых компонентов; Возвращение к изучаемому явлению спустя большие периоды времени. Достоинство: глубокое изучение понятий и явлений. Недостаток: большие затраты учебного времени.

Слайд 4

Спиральный принцип расположения учебного материала Учебный материал изучается и последовательно и циклично; Понятие или явление не выпускается надолго из поля зрения, постепенно расширяя и углубляя круг связанных с ними знаний. Достоинство: глубокое изучение понятий и явлений. Недостаток: большие затраты учебного времени.

Слайд 5

Принцип концентрической спирали Сочетание концентрического и спирального принципов Учебный материал изучается с постепенным расширением содержания за счет новых компонентов. Понятие или явление не выпускается из поля зрения на долгий период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.

Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкрет...

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка Худобина Т.Л. учитель музыки и МХКМОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого     ИСТОРИЗМ(нем Historismus, от греч. historia — исследо...

Задачи, методы и принципы музыкального обучения на уроках музыки

Задачи музыкального обучения на уроках музыки.Обучение на уроках музыка должно быть:1. обучающим;2. развивающим;3. воспитывающим.Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкальн...

Творчество на уроках музыки в школе - как основной принцип системно-деятельностного подхода

Традиционный урок, построенный по принципу: «Делай как я ˗ и все будет правильно», в нынешнем процессе обучения не работает, поскольку ребенок, поставленный в позицию современного ученика,...

Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической ком...

Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

В статье показана важность реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время.

Статья посвящена теме реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время....