Духовные традиции в музыке 20 века
статья по музыке (8 класс)

Никушина Надежда Викторовна

В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в которых духовной музыке отводилось особое внимание.Например учебник "Музыка", разработанный на основе принципов художественной дидактики и творческих методов музыкального воспитания. На уроках музыки современные программы дают возможность ученикам познакомиться с Святыми Древней Руси, с духовными праздниками и традициями русского народа. Появилось много современных композиторов, которые сочиняют музыку на духовные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_trraditsii.docx43.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовные традиции в  музыке  XX века.

Работа выполнена

Никушиной Н.В.,

Учителем музыки МОУ СОШ №3

г. Петровска Саратовской области

Содержание.

  1. Введение в тему. Стр. 3.
  2. Актуальность данной темы в педагогической практике. Стр. 4.
  3. Музыкальная педагогика. Стр. 6.
  4. Приложение. Стр. 8.
  5. Ресурсы. Стр. 11.

1. XX век в отечественном музыкознании отмечен пробудившимся интересом к духовной музыкальной культуре, возрождением её многовекового наследия в широком историческом контексте - от древнейшей традиции знаменного пения до произведений «новейшей» церковной музыки. В ряду многих вопросов «литургического музыковедения» большое значение приобретает период конца XX - начала XXI столетия.  Во многом усиление интереса к религиозной культуре было связано с двумя важнейшими историческими событиями: торжественным празднованием 1000-летия христианства на Руси и 2000-летия Рождества Христова. При этом к XXI веку число разнообразных жанров, в которых композиторы создавали духовные сочинения, только увеличивается. Авторы, обращаясь к духовной тематике, находили и находят до сих пор всё новые и новые способы раскрытия данной темы. Результатом всего этого стало появление большого количества произведений, созданных в различных жанрах, где композиторы, пользуясь новыми музыкально-выразительными средствами, обратились в своих творческих поисках к жанрам духовной музыки.

В широкой панораме жанров современной отечественной музыки особое место в конце XX столетия принадлежит хоровому концерту. Примечательно, что среди духовных песнопений, зазвучавших первыми в концертных залах СССР после большого перерыва еще в 50- 60-е гг., преобладали именно хоровые концерты (преимущественно Д. Бортнянского и М. Березовского), периодически включавшиеся советскими дирижерами в концертные программы (правда, с измененной подтекстовкой). Вновь появившись в композиторской практике 70-х гг. после почти шестидесятилетнего перерыва, хоровой концерт полтора десятилетия развивался только как светский жанр, а затем в середине 80-х распространился и на область духовной музыки. Важнейшим завоеванием хорового творчества российских композиторов в последней четверти XX столетия было возрождение духовной традиции. Ставшее возможным, вследствие частичного снятия в 80-е гг., а затем и полной отмены запретов на публичное исполнение и издание отечественной духовной музыки. Впервые за 70 лет в нашей стране оказалось возможным открытое обращение в искусстве к религиозной и, в частности, к христианской тематике. Богатейший пласт православных песнопений, еще в 20-е гг. по указанию властей исключенных из концертной певческой практики на много десятилетий, наконец-то возвратился в репертуар светских капелл. Конечно, по известным историческим обстоятельствам преподавание духовной музыки в государственных школах было прервано. В настоящее время возрождение религиозно-духовной культуры идет как в религиозном образовании, так и в светском. В религиозных учебных заведениях восстановление знаний о культуре  происходит наиболее успешным путем в соответствии с религиозным мировоззрением. В условиях же светской школы процесс возрождения становится значительно сложнее, так как здесь возможен только культурологический подход к духовной музыке, и рассматривать ее необходимо, как часть всего музыкального наследия России.

2. В один из моментов жизни встает необходимость решать очень важные вопросы: что такое душа и что такое дух? Как они взаимосвязаны? Что такое духовность? Моя профессия – учитель музыки, поэтому вопросы нравственного воспитания всегда актуальны на моих уроках. Воспитательный аспект уроков музыки - один из основных в музыкальной педагогике и духовная музыка,  существенно дополняет  нравственное воспитание учащихся. Духовная музыка, наравне с народной, является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенности быта. Страницы истории, запечатлели особую возвышенную сторону жизни общества. В ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это поистине величайшее национальное наследие русского народа.

Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка, а потому что в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности. Произведения церковной музыки это величайшие музыкальные памятники отечественной культуры. Они являются всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. Неуважительное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества. Каждый человек, верующий и неверующий, должен знать свою культуру во всем ее многообразии: классической, народной и того пласта русской православной музыки, который оказался забытым. Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к ее традиционным основам, в том числе и к религиозно-духовным. Это явление неслучайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня.

Что же входит в понятие «духовность»? Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное - есть движение к высшему, к нравственности. Духовное  - это связь земного с неземным, для верующего человека – это связь с Богом. В «Словаре русского языка» С.Ожегова читаем: «Духовный - 1. Относящийся к области умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству».

На два значения слова «духовный» указывает и В. Даль: «Все относящееся к Богу, церкви, вере; все относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В самом слове «духовность» отражено религиозное понятие «дух». Святой дух - одна из ипостасей Святой Троицы, единого Бога.

Духовные образы естественно входили в  светские произведения многих русских композиторов. Несущие нравственную чистоту,  внутренний покой и гармонию,  они нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира.  Вот,  например, «Детский альбом»   П. Чайковского. В   тридцати   пьесах  этого  фортепианного цикла   отражена жизнь детей дворянского сословия второй половины XIX века. Композитор словно показывает, чем заполнен день ребенка. Но начинается и заканчивается день молитвой. «Утренняя молитва» («Утреннее размышление») - это первая пьеса цикла, и последняя - «В церкви» («Хор», «Хорал»), в которой композитор использует подлинный церковный напев на шестой глас: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Обе пьесы объединяют возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление. Для них характерен спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как молитвенная речь, мелодия. Если утренняя молитва - светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожидания нового дня, то вечерняя - исполнена печали и грусти.

Духовные образы нашли яркое воплощение и в русских операх. Это «Иван Сусанин» М. Глинки, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского и другие произведения, которые вошли в программу по музыке для начальной и основной школы

Оптимальным, для духовно-нравственного воспитания на уроках музыки, являются произведения сезонных музыкально-игровых праздников.  Например, осенью - «Ярмарка», зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица», весной -  «Пасха»,  «Именины березки» (Троица).

Учащиеся вместе с взрослыми исследуют особенности каждого праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Очень хорошо раскрыла тему духовного воспитания Кошмина И.В. в книге «Русская духовная музыка». Она пишет, что духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка — в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К. Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений — высшая цель всякой народной школы: школа учит человека не многому и не долго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы». Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии, взывать к совести и милосердию. В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети соприкоснутся с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурологических позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира. Преподавание духовной музыки в школе имеет свои особенности и сложности. Педагог должен достаточно владеть материалом, методикой работы на уроке, иметь необходимые ноты и звукозаписи, обязательно учитывать, что в классе находятся дети разных национальностей, вероисповеданий и неверующие. Только культурологический и просветительский подходы помогут избежать здесь сложностей. В школьные предметы эстетического цикла уже вводится религиозное искусство. Предпосылки к возрождению старого коренятся в общественных переменах, которые, как правило, сопровождаются переоценкой наследия прошлого и стремлением к духовному обновлению. Проблему экологии природы, экологии общественной культуры и культуры личности невозможно решить без высокого нравственного уровня человека. Известно, что религиозная культура

обращена к нравственности, к тому, как должен относиться чело-

век к миру, окружающим его людям, к самому себе. Некое триединство: Вселенная — Земля — Человек является космической концепцией религиозного искусства.

3. В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в которых духовной музыке отводилось особое внимание. Например: учебник «Музыка», разработанный на основе принципов художественной дидактики и творческих методов музыкального воспитания, синтезирующий опыт ведущих музыкантов-педагогов – Д.Б. Кабалевского, Е.П. Кабковой, Г.А. Струве, Н.А. Терентьевой. «Музыка моего народа» - эта тема изучается в первой четверти 3 класса. В ней школьники соприкасаются с истоками возникновения музыки Древней Руси, начиная с древних славян, которые были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле, знакомятся со сказками, мифами, легендами и песнями того времени, с таким музыкальным явлением как знаменное пение, которое можно было услышать в церкви. Оно придавало церковной службе особую пышность, торжественность и вместе с этим передавало особенности характера русского человека – мужественность, суровость, непреклонность. «Тема Отечества в народной и композиторской музыке» изучается во второй четверти этого же класса. На самом первом уроке второй четверти ребята знакомятся с колокольными звонами и их предназначениями. Искусство колокольных звонов стало частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит. Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Этот учебник является  первой ступенькой  в мир музыки, в мир прекрасного. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Учебник имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь – что стремиться в храм». Уже в первом классе, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников.  И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский», Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви». Большое внимание уделяется изучению старинного музыкального инструмента – орган, учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. В нынешнее непростое время люди поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!». Рождество – это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы. В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру. Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Илья Муромец не только былинный герой, он – русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец (икона: «Преподобный Илья Муромский Чудотворец», А.П. Бородин «Богатырская симфония», М. Мусоргский «Богатырские ворота»). Подробно знакомятся учащиеся с братьями Кириллом и Мефодием, которые известны как создатели славянской азбуки, которая названа кириллицей. Церковь признала их святыми и празднует их память 24 мая. (Икона: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»)

Любопытно, что новое поколение – юные семнадцатилетние учащиеся – с удовольствием поют духовную музыку, которая,  находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией; они даже внешне меняются. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки. Хочется рассказать о нашей современнице, музыканте Ирине Денисовой, у которой сложный путь к Богу, который она прошла и стала монахиней Иулианией.

4. Приложение.

Ирина Денисова - регент хора Минского Свято-Петро-Павловского собора, выпускница теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории, автор более 80-ти церковных песнопений, гармонизаций и обработок. Нотный сборник ее сочинений «Пение всеумиленное», выпущенный издательством Свято-Елисаветинского монастыря, претерпел уже второе издание и пользуется спросом среди православных музыкантов Беларуси и России. Этим же издательством недавно выпущен «авторский» диск И. Денисовой под тем же названием. В нем представлены ее песнопения, в разные годы, записанные хором Свято-Петро-Павловского собора. Сочинения Ирины Денисовой, такие как «Утоли моя печали», «Кондак апостолу Андрею», «Под Твою милость», «Херувимская песнь» и другие постоянно звучат на Минском Фестивале Церковных песнопений в репертуаре самых различных хоров, а также в храмах Беларуси, Санкт-Петербурга и Москвы. Большое внимание Ирина уделяет просветительскому аспекту своей регентской деятельности: несколько лет она вела теоретический и практический курс церковного пения на теологическом факультете ЕГУ, читала лекции по истории церковно-певческого дела в православных аудиториях. Ее «Беседы о пении в Церкви», в доступной форме раскрывающие смысл и историю музыкальной части богослужения, пользуются спросом у читателей и напечатаны в газете Минской Епархии «Церковное слово», а также в журнале «Русский Пастырь» (США).

Почему счастливые и успешные люди бросают все и уходят в монастырь? Может ли современный человек идти путем преподобных? 45 сумок, 35 пар обуви, шкаф косметики, собственная отдельная квартира — ешь, пей, веселись! А в душе крик: «Я так больше не могу!» Ирина Денисова, знаменитый на всю Беларусь регент, ушла в монастырь на пике успешности. Вырастила троих детей, добилась признания в мире музыки, добилась всего… О ней даже сняли фильм — «Регент». А через несколько лет вышел уже второй фильм — «Инокиня»…Как же  пришла к монашеству женщина, о нем никогда не мечтавшая???

Всего-то навсего.

"Всего-то навсего - полюби,

Сердечком-свечкою засветись!

Тогда, как рыба в речной глуби,

Вверху увидишь иную высь.

Всего-то навсего - не суди,

Как Бога сплюнувшая толпа.

Твое призвание - впереди

Тобой нехоженая тропа.

Всего-то навсего - полюби,

Кого-то малого приголубь,

Тогда как вольный орёл степи

Внизу увидишь иную глубь.

Всего-то навсего - не тужи,

Что беды с горестями в судьбе:

Но в благодарность всю жизнь вложи

Тому, кто Жизнь подарил тебе."

Всего-то навсего - полюби

Всего-то навсего - не суди,

Всего-то навсего - не грусти,

Всего-то навсего - всех прости.

Стихи протоиерея Андрея Логвинова

Музыка Ирины Денисовой (мон.Иулиании)

Дни мои.

Дни мои сосулькой растаяли,

Годы мои канули вешние.

Господи, не оставь меня

Прими в раскаянье грешного!

Господи, не оставь меня,

Приими в раскаянье грешного!

Весь я и в корысти и в гнилости,

Стать бы чистым к сроку нездешнему.

Я не заслужил Твоей милости,

Милостив да буди ми грешному!

Я не заслужил Твоей милости,

Милостив да буди ми грешному!

Прямо, как зима к людям лютая,

Князь приходит мира кромешного.

Господи, я люблю Тебя!

Господи, помилуй мя грешного!

Господи, я люблю Тебя!

Господи, помилуй мя грешного!

Стихи протоиерея Андрея Логвинова

Музыка Ирины Денисовой (мон.Иулиании)

Фрагмент урока.

Духовная музыка в храме.

Её особенности и отличия от светской музыки.

Тропарь, стихира, литургия.

Современная церковная музыка.

И. Денисова, ее сочинения для церкви

Нужна ли такая музыка и почему?

Раскрытие содержания урока

Этапы урока

Логика разворачивания содержания

Работа учащихся на уроке

Вре-мя

1

Как вы думаете, есть ли у человека душа? Что  такое душа? Если есть, то где она находится? Если нет, то почему есть такое выражение: душа болит? Что такое душевное волнение? Как мы можем успокоить душу? Слышали ли вы такое выражение духовное воспитание? Как можно осуществлять духовное воспитание? С помощью чего? Например, с помощью произведений искусства? Слышали ли вы такое выражение, как духовные произведения? Как вы думаете, какие это будут произведения? Где их можно будет исполнять? Вывод: это произведения для церковных богослужений.

Ответы учащихся спорные.

Беседа.

5мин

2

Какая по характеру звучания, будет музыка для церкви? Для чего нужна музыка в церкви? Чем она будет отличаться от светской музыки? Что означает слово «светский»?

Спокойная. Звучание музыки плавное. Музыка для службы в церкви.

Светская музыка более взволнованная.

3.

В церковной музыке есть свои жанры и названия. Тропарь – краткое торжественное песнопение, посвященное праздничному событию. Стихира – песнопение, написанное стихотворным размером. Литургия – главное христианское Богослужение в церкви, где совершается евхаристия, т.е. преосуществление хлеба и вина в тело и кровь Христа.

Знакомство с терминологией. Запись в тетрадь.

4

Разучивание тропаря Рождеству Христову.

Пение, исполнение.

5

Как вы думаете, сочиняют ли композиторы в наше время музыку для  церкви?

Знакомство с Ириной Денисовой, ее жизнью и творчеством.

«Всего то навсего».

Слушание

Чтение стихотворения Андрея Логвинова. Ответы.

6

Послушайте еще одно произведение для хора И. Денисовой  «Дни мои». О чем это произведение? Есть ли в содержание что-то важное для жизни человека?

Слушание

Быстротечность жизни. Любовь к Богу. Любовь к людям.

7

Нужна ли такая музыка? Почему? Для  чего эта музыка нужна? Сможет эта музыка сделать человека лучше, добрее, милосерднее? Сможет эта музыка изменить нас? Как вы думаете, эта музыка больше для  души или для концертного исполнения в зале филармонии? Можно сказать, что эта музыка для души? Нужна ли нам музыка для души и можно ли ее назвать «духовная музыка»?

Ответы.

  1. Ресурсы.

http://happy-school.ru/publ/dni_moi/61-1-0-4578

http://www.youtube.com/watch?v=58XR_l7q0zk

http://pesni.fm/artist/biography/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0

http://www.pravmir.ru/monaxinya-iulianiya-denisova-pochuvstvovat-poslednij-prizyv/

http://static.my-shop.ru/product/pdf/88/873792.pdf

Н.С. Гуляницкая «Поэтика музыкальной композиции». Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. Изд. Языки славянской культуры Москва 2002.

И.В. Кошмина, Русская духовная музыка, Москва, Владос, 2001.

Е.А. Воронина «Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами русской музыки» Изд. Департамент  образования  Вологодской  области ГОУ  ДПО  «Вологодский  институт  развития  образования» Вологда 2006.

В.И. Даль, Толковый словарь живого Великорусского языка, Москва, Олма-Пресс, 2005.

С.Ожегов. Словарь русского языка. Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные традиции русской семьи

Текс беседы для родителей...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: сп...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...