Креативный урок музыки как важный элемент формирования УУД
статья по музыке

Григорьева Жанна Евгеньевна

С переходом на новые стандарты образования  урок музыки призван не только развивать и прививать эстетический и художественный вкус, но и формировать  личностные качества, такие как коммуникабельность, конструктивность, креативность.Я хотела бы остановиться на создание условий  для  развития креативности, которые, на мой взгляд, имеют место на моих уроках.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Креативный урок музыки как важный элемент формирования УУД Григорьева Жанна Евгеньевна Учитель музыки МБОУ «ООШ №8»

Слайд 2

Дина Контантиновна Кирнарская профессор, доктор искусствоведения

Слайд 3

Абрахам Маслоу американский психолог Николай Дружинин российский психолог

Слайд 4

ритмопластика (придумать движения); звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию; бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями; актуализация субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления); музыкальное рисование (создание словесного портрета); ИЗО (рисунок); интонирование в заданном образе; игровые ситуации (музыкально - дидактические игры); импровизация на детских музыкальных инструментах; театрализация (инсценировка песен, перевоплощение); ритмизация текстов; досочинение мелодий; сочинение текстов к музыкальным фразам; игровая импровизация; составление художественных коллекций; эвристические задания Развитие креативности на уроках музыки

Слайд 5

Работа Кох Ксении До - дедушка, домашний Ре - папа, решительный Ми – мама, миролюбивая Фа – бабушка, хлопотливая Соль – сестра, креативная Ля – леля , многогранная Си – тетя ласковая

Слайд 6

Эвристические задания ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника; он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны; он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение; он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость; происходит личное приращение ребёнка, его знаний, чувств, способностей, опыта

Слайд 7

Креативность у старшеклассников в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в умении рецензировать ответы товарищей; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…

Слайд 8

Зиновкина Милослава Михайловна доктор педагогических наук, профессор кафедры "Профессиональная педагогика и креативное образование"

Слайд 10

Михаил Казиник музыкант, искусствовед, эксперт и ведущий нобелевских концертов

Слайд 11

"Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!"

Слайд 12

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

        Креативный урок  музыки как важный элемент формирования УУД

В наш стремительный век   ИНОГДА  можно еще услышать фразу от родителей и коллег «Зачем нужен урок музыки?

Как правило,  своим оппонентам я обычно отвечаю    известными словами музыковеда   Дины Контантиновны Кирнарской, с которой я полностью согласна, «Учить музыке не только для того, чтобы воспитать музыканта, а для того, чтобы ученик мог стать лучшим в любой профессии». С переходом на новые стандарты образования  урок музыки призван не только развивать и прививать эстетический и художественный вкус, но и формировать  личностные качества, такие как коммуникабельность, конструктивность, креативность.

Я хотела бы остановиться на создание условий  для  развития креативности, которые, на мой взгляд, имеют место на моих уроках.

Многие  ученые, такие как     американский  психолог Абрахаму Маслоу, или российский  Владимир Николаевич Дружинин использует понятие креативность в качестве синонима понятию «творческие способности», ведь  в переводе с английского creative обозначает  – созидательный, творческий.

   Известно, что креативность присуще изначально всем детям, ведь творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

 Вместе  с тем в условиях школьного обучения, где деятельность  ребенка строго регламентирована, креативность  начинает блокироваться. Поэтому развитие креативности в младшем школьном возрасте приобретает особую значимость.

А раз этому можно учить я расскажу о своих наработках по данному вопросу.

Я  убеждена, что центральное место для развития креативности должна занимать самостоятельная продуктивная деятельность ребят, направленная на получение нового результата.

Я стараюсь  поддерживать у ребят  любое желание проявить себя как личность, стремление к самовыражению, поощряю  эти попытки какими бы наивными и несовершенными были  результаты, так как за всем этим кроются искренние устремления детей, раскрываются  подлинные проявления  их чувств.

Главной моей  задачей  является организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

 Такое  обучение требуют от учителя умения выслушать всех желающих, (а  мы знаем, что жизненные примеры  дети могут приводить да бесконечности), но все равно, я пытаюсь  встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и незаметно вести их к ответу.

Для развития креативности  на уроках музыки многие учителя использовать такие творческие задания, и я не исключение:

- ритмопластика (придумать движения);

 - звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию;

 - бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями;

 - актуализация субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления);

 - музыкальное рисование (создание словесного портрета);

 - ИЗО (рисунок);

 - интонирование в заданном образе;

 -  игровые ситуации (музыкально- дидактические игры);

 - импровизация на детских музыкальных инструментах;

 - театрализация (инсценировка песен, перевоплощение);

 -  ритмизация текстов;

 - досочинение мелодий;

 - сочинение текстов к музыкальным фразам;

 - игровая импровизация;

 -  составление художественных коллекций;

 - эвристические задания.

Чуть подробнее  остановлюсь на эвристических заданиях.

Ну, например: С какими нотами и почему ассоциируются у тебя знакомые и близкие люди? Составь свой словарик,  где каждая нота будет соответствовать близкому тебе человеку, и поясни его…

( слайд переставить с работой  КОХ)

 - еще задание: сочинить колыбельную волку из сказки  «три поросенка»

Такие фантазийное по своей сути задание для ребят  позволяют учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы, заложенной в стандартах, а  это значит:

- ребёнок конструирует (создает)  своё новое знание, а не получает его из готового источника;

- он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;

- он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;

- он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость;

- происходит личное приращение ребёнка, его знаний, чувств, способностей, опыта.

  Или еще пример: Песню «Любитель-рыболов» Старокадомского можно исполнить и от лица мальчика, и от лица пожилого человека, и даже кота, который с нетерпением ждет улова. Это креативно? Конечно! Или  часто даю задание озвучить голоса героев из самых известных сказок: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», прошу подобрать нужный регистр, темп, тембр и характер темы отдельных героев. Чего только не услышишь!  А ведь это навык развития импровизации. Активность зашкаливает!

Вызываемая учителем  творческая активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством,  быстротой и даже содержательностью ответов. Все виды  деятельности  на уроке  должны вырабатывать в детях стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее и конечно креативное!

Но все вышесказанное неплохо зарекомендовало себя в работе с детьми начального и среднего звена, а  как лишить скуки на уроке себя и своих  взрослых учеников? Что можно предложить для старшеклассников? Как заразить их собственным творчеством? Мне кажется все дело в атмосфере урока. Не в навыках – в вокальных, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им.

Как же проявляется креативность  у старшеклассников? Да вроде бы с первого взгляда все просто:

 - в своеобразии ответов (а не только в их правильности),

 - в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы),

- в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений,

 - в умении рецензировать ответы товарищей;

 - объяснять более слабым учащимся непонятные места;

 - самостоятельно выбирать посильное задание;

 - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

 - в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…

Что еще хочется  отметить.  Я, думаю,  все со мной согласятся,  чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, и разнообразие импровизаций самого педагога должно быть не меньше, чем импровизация учащихся.

Используя  на уроках   отдельные  проявления креативности, видя положительные  результаты их использования, я всё чаще стала задумываться над проблемой проведения целостного креативного урока.    А после   случайного  знакомства  с работой     Зиновкиной Милославы  Михайловны,  «Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе» я поняла, что вектор моих мыслей движется в правильном направлении.

(доктор педагогических наук, профессор  кафедры "Профессиональная педагогика и креативное образование"). Её работа  настолько многогранна,    что может стать отдельной темой  разговора.  

На слайде представлена структура креативного урока по  Милославской. У меня есть распечатка информационной карты  с адресом, где с этой работой можно познакомиться.

Не менее интересен опыт по развитию  креативности учащихся у Михаила Казиника,  который предлагает комплексно-волновой метод проведения  уроков. Система таких уроков проходят  апробацию в Литве,  Болгарии и Челябинской области и дают 100% результат усвоения темы.Занятия построены на основе волнового метода, согласно которому в изучение любого предмета привносится элемент искусства, и одна тема раскрывается посредством разных дисциплин. Такой способ позволяет в доступной и увлекательной форме знакомить детей как с точными, так и с гуманитарными науками, развить у ребят способность креативно  мыслить и оценивать происходящее с разных сторон.

И закончить  своё выступление мне бы хотелось словами  этого замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника.

 Своё обращение по телевидению во время открытия Нобелевского концерта он начинает так: "Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.

Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...

Видео открытки, как элемент элемент формирования воспитательной работы при формировании чувства семейности.

Считаю, что наша основная задача – продолжить формировать значение семьи в жизни человека, чтобы дети чтили, уважали, высказывали благодарность своим родным. И через воспитательные мероприятия м...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Аннотация:  Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях  айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Функциональная грамотность в дополнительном образовании это и развитие креативного мышления. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам,...