Урок музыки в 7 классе "Колокольные звоны России"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Скорых Галина Анатольевна

Урок музыки в 7 классе, сценарий можно испоьзовать как материял  для проведения внеурочного мероприятия по музыке или культуре России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony_rossii_urok.docx10.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                              Приложение 1

Разработка урока музыки в 7 классе

Тема: «Колокольные звоны России»

Автор: учитель музыки, истории Скорых Г.А.

Цель:  осознать колокольную музыку как часть музыкальной культуры России.

Задачи:  -определить колокольность как художественное явление в искусстве в    

                  духовных и светских произведениях;

                -воспитание чувства уважения к духовному наследию России;

                -знакомство с разновидностями звонов «набат», «трезвон», «благовест»;

                -вокально-хоровые задачи.

Методы и приемы: -групповая работа;

                                   -образное сравнение произведений музыки, литературы и

                                     живописи;

                                   -анализ музыкального материала;

                                   -определение различных типов колокольных звонов.

Оборудование: мультимедиапроектор, фортепиано, музыкальный центр.

Картины: Поленов «Московский дворик», Левитан «Владимирка», электронная презентация.

На доске — эпиграф:            «Много лет живете вы, колокола,

                                            Много знаете о жизни на Руси,

                                            Много сможете, наверно, рассказать,

                                            Что нельзя забыть и что нельзя простить».

                                                              (Д. Белухин «Колокола»).

Ход урока:

Учитель: - Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучение тематического блока «Музыкальный образ». Тема нашего урока: «Колокольные звоны России». Нам с вами предстоит понять особенность ее, осознать явление колокольных звонов как части музыкальной культуры России. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент.

*Слушание «Ростовские звоны».

Учитель: -Какие у вас возникли ассоциации? (Церковь, Россия, кремль). Верно. Колокола — явление русское, которое сегодня предназначено для культового богослужения. Колокола появились на Руси очень давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию: собирали народ на собрание, оповещали о пожаре, нападении врагов. А с развитием на Руси христианства колокола стали культовой принадлежностью. В храмах колокола располагают либо над входом, либо на колокольнях, пристроенных к храму.

  Я предлагаю вашему вниманию картину русского художника Поленова «Московский дворик». (Анализ картины. Главное, на что должны обратить внимание учащиеся — на втором плане церковь и рядом колокольню с колоколами). Я не случайно назвала предложенный для слушания фрагмент колокольного звона «музыкальным». А как вы думаете, можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (Да, можно).

-Почему? (В них, как в музыке, есть мелодия, ритм).

-Правильно. В колокольных звонах вы отметили средства музыкальной выразительности, которые есть в любом музыкальном произведении: лад, темп, динамику, ритм, мелодию и т.д. А как вы думаете, что в колокольной музыке важнее- ритм или мелодия? (Ритм. Мелодия возникает от ритмичных ударов по колоколам разной высоты).

-А от чего зависит высота звука у колоколов? (От размера колокола).

-Верно. Большие колокола издают низкие звуки, маленькие — высокие. Исполнять колокольную музыку очень непросто. Раньше звонари были в каждой церкви, много лет учились этому искусству. С упадком духовной культуры в России это искусство оказалось почти забытым. Сегодня найти профессионального звонаря очень непросто. Звонарь должен ощущать каждый колокол как живое существо. Даже название частей колокола сравнивали с частями человеческого тела: корпус колокола — тулово, подвесную часть — ухо, звукоизвлекающую — язык. И так же, как у людей, у колоколов своя судьба.

  Об одном из них существует своя легенда.

  • С XII века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание- вече (рассказ ученика о новгородском вече). А собирал на вече -колокол. Он столетиями был символом новгородской вольницы. (Рассказ ученика о собирании земель вокруг Москвы). Но, покорив вольный Новгород, царь Иван III приказал снять этот колокол и доставить в Москву. Чтобы он зазвенел в лад московским. Но, когда его везли через Валдай, сани опрокинулись и колокол скатился в овраг. Тогда царь приказал его разбить.

-Эту легенду поэт Случевский отразил в своем стихотворении:

                          Холмы и топи! Глушь лесная!

И ту размыло!.. Как тут быть?

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал: колокол разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайцы медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьется под дугой!..

Учитель: - Какой образ в этих строках? (Драматический). Почему? (Потому что речь идет не об уничтожении колокола, а о трагических исторических событиях. Могущество колокола было сломлено, его переплавили на бубенчики для упряжи, также была сломлена и воля новгородцев).

                         «Звоны — громы,

звоны — светлая хвала.

А над вечным сном

                                        и сон — колокола».

Учитель: - Эти строки подвели нас не к тому, что колокольные звоны бывают разных видов. (Названия — на доске).

     Набат — тревожный  погребальный звон. Характер — мрачный, тягостный, минорный.

      Трезвон — радостный, мажорный. Звучал в обеденные службы. Исполняется более мелкими нотами.

    Благовест — возвещающий о торжественных событиях, возвышенный, величавый. (Запись в тетрадях).

Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию две картины: Поленов «Московский дворик», Левитан «Владимирка».

  На обеих картинах мы видим изображение церквей. Нам знакомо понятие «Звучащие картины». Я предлагаю вам попробовать определит, какой из звонов может звучать в этих картинах. (Анализ картин).

  • «Московский дворик» - на картине показан солнечный, возможно, воскресный день. Яркая зелень, дети, цветы, солнечное небо, белая церковь. Художник яркими, «солнечными» красками показал жизнерадостное настроение, неприхотливую бытовую суету.

  (Дети сами определяют, исходя из созвучия «звук — цвет», что на картине может звучать «трезвон», возможно, возвещающий о воскресной обедне).

  • Владимирка» - пейзаж — сумрачный, нависшее, словно перед бурей, небо, разбитая крестьянскими телегами дорога, одинокая фигура женщины в черном (возможно — нищей, возможно — вдовы), краски — сдержанные. Ощущение чего-то тягостного.

  (Дети решают, что в расположенной вдалеке церкви колокол исполняет «набат»).

Учитель: -Не только художников и поэтов, но и музыкантов вдохновляли колокольные звоны. Известнейший композитор М.П. Мусоргский написал «Великий колокольный звон», который исполняется в опере «Борис Годунов». Я предлагаю вам послушать этот фрагмент и постараться определить его характер.

*Слушание «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

 -Каков был характер? (Сумрачный, драматический, напряженный).

 -А как вы думаете, почему? (В связи с историческими событиями. Вновь показана трагическая судьба России).

 -На самом ли деле музыку исполняли колокола? (Разные ответы).

 Учитель: -Здесь звучали лишь оркестровые колокольчики, а звучание больший колоколов умело изобразил симфонический оркестр. Я предлагаю вам послушать колокольный звон и постараться определить, какой из видов звонов звучал.

*Слушание «Красный Лаврский трезвон».

(После дискуссии дети приходят к выводу, что звучал «трезвон»). Я умышленно не сказала вам название, так как в нем уже заключен правильный ответ.

Учитель: -Мы слушали колокольные звоны в исполнении колоколов, и в исполнении симфонического оркестра. А сейчас я предлагаю вам послушать песню «Вечерний звон». (Слушание). О чем это произведение? (О судьбе человека, возможно, ждущего смерти, звон колоколов которому напоминает о беззаботной жизни). Каков был характер звучания? (Сумрачный, трагический). Вы услышали здесь колокольный звон? (Да). В чьем исполнении? (Мужского хора). С чем у вас ассоциируется колокольный звон? (С церковью, духовной культурой). А зачем человеку духовная культура? (Она учит человека быть добрым, человечным, честным). Верно, ребята. И наличие этих задач можно проследить не только в духовной или колокольной музыке, но и в произведениях композиторов современности. Я предлагаю вашему вниманию песню Е. Крылатова «Не надо бояться» (Исполняю). О чем она? (О том. Каким должен быть человек — честным, бескорыстным и т. д.).

Вокально-хоровая работа. (Характер звука — собранный, очень серьезный, четкая артикуляция, слово — главное в этой песне).

 (Вспоминаем тему урока).

Учитель: -Ребята, давайте вспомним, какие ассоциации у вас вызвал колокольный звон? Чем являются для нас колокола? (Символом могущества и духовности России).

Вывод:  В настоящее время, когда идет возрождение духовных традиций России, колокол вновь обретает свою силу, свой голос. Это голос открытой души русского человека.

(Урок заканчивается боем Кремлевских курантов).

Список использованной литературы:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы, М: Просвещение, 2002.
  2. Николаева Н. «Колокольные звоны России», разработка урока учителя музыки гимназии искусств г.Белогорск Амурской области, «Учительская газета», № 8, 8 мая 2001г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки в 4 классе "Россия - Родина моя"

Материал направлен наФормирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, исто...

урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть

разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....

Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс

Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа...

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России"

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России". Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...