Письменная работа на уроках Слушания музыки и Музыкальной литературы: наблюдения и рекомендации
статья по музыке

Щепетова Галина Анатольевна

Навыки грамотно построенной письменной речи – ценнейшие вклад в развитие личности ребёнка. В школьной программе за эти навыки отвечает ряд гуманитарных предметов, но среди уроков в музыкальной школе письменные задания присутствуют лишь на слушание музыки и музыкальной литературе. Небольшие письменные задания нужно давать на самых ранних этапах обучения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Письменная работа на уроках Слушания музыки

и Музыкальной литературы: наблюдения и рекомендации

В исследовательской литературе при упоминании предметов "Слушание музыки" и "Музыкальная литература" обычно пристальное внимание уделяется слуховому анализу, целостному восприятию музыки, развитию музыкальной памяти. Однако это не весь список необходимых для работы инструментов. Кроме развития аналитического мышления, умение грамотно излагать свои наблюдения и развития наблюдательности немаловажным является навык фиксации мысли и впечатлений на бумаге.

Навыки грамотно построенной письменной речи – ценнейшие вклад в развитие личности ребёнка. В школьной программе за эти навыки отвечает ряд гуманитарных предметов, но среди уроков в музыкальной школе письменные задания присутствуют лишь на слушание музыки и музыкальной литературе. Небольшие письменные задания нужно давать на самых ранних этапах обучения. С развитием современных информационных технологий для фиксации мыслей на бумаге не обязательно уметь хорошо и грамотно писать: ребёнку достаточно надиктовать текст, который будет преобразован специальной программой в письменную речь. Сложность здесь заключается не в процессе записи текста, а в качестве этой самой речи. Этому тоже нужно учиться.

Высказывать наблюдения о музыке – очень важно, ведь устная речь сильно отличается от письменной. И если в устном разговоре учитель может помочь с вопросами, подсказать, то письменный ответ – очень важный показатель сосредоточенности и погружения в музыкальный материал. Как педагог может помочь овладеть навыком письменной речи? На уроках «Слушания музыки» можно попросить ребят письменно ответить на вопрос, сочинить короткое (или продолжительное) стихотворение, придумать текст для характеристики некоего "персонажа" из услышанной пьесы или даже музыкальную сказку. Последняя из перечисленных форм работы – особенно полезна, поскольку развивает креативность, воображение, расширяет словарный запас и стимулирует фантазию.

Рассмотрим подробнее. Независимо от уровня подготовки и возраста обучающихся педагогу нужно им объяснить: как сочинять сказку. Для начала нужно обрисовать место и время действия ("Давным-давно в далёкой стране..." или "В прошлую пятницу вечером..."). Затем необходима экспозиция основных действующих лиц: персонажей, их взаимоотношений и привычной для них обстановки. Нужно кратко показать их обычный ритм жизни: чем они занимаются, что делают в данный момент, как выглядят и как себя ведут. Затем, события должны принять неожиданный поворот ("Вдруг, откуда ни возьмись", "Однажды случилось..." или "Неожиданно появилась..."). Иными словами, привычный ход вещей нарушен, и герои оказываются в некоей нестандартной ситуации. Теперь они должны проявить себя. И теперь проявляются их качества: кто-то оказывается отважным и смелым, кто-то – трусливым, кто-то совершает не привычные для себя поступки и так далее. Итогом нестандартной ситуации оказывается кульминация: спасли украденную принцессу, получили ценный артефакт или узнали нечто совершенно новое. Идея (как основная мысль повествования) - очень важна: сказка должна нас чему-то научить, призвать обратить на что-то внимание, ученики должны подумать о себе (как они проявляют себя? Чему ещё им нужно научиться?). В конце должен быть подведен итог: что изменилось для героев сказки после нестандартных событий, как изменились сами герои.

На уроках музыкальной литературы можно давать более сложные задания: написать краткую биографию того или иного композитора (например, в виде таблицы), проанализировать и сравнить несколько уже известных произведений, сопоставить несколько исполнений одного и того же произведения, написать эссе на свободную тему, изложить свои впечатления после посещения концерта, или даже взять интервью.

Ни для кого не секрет, что процесс создания письменной работы требует немалых усилий, терпения и изобретательности. К тому же, не всем удаётся быстро достичь хороших результатов.

Рассмотрим несколько подробнее сочинение на свободную тему – эссе. Для начала находим интересную, увлекательную, актуальную (близкую автору) тему. Когда она найдена (или подсказана педагогом), выбирается наиболее подходящий жанр: Заметка, интервью, рецензия, статья, беседа, эссе. Затем надо мысленно (или устно/письменно) представить себе план и строение сочинения, а так же решить некоторые моменты: уместно ли будет поместить интервью кого-то из участников события, ограничиться ли рамками рецензии, а, быть может, предпослать эпиграф, например, стихотворный?

Перед тем, как начать непосредственную работу, необходимо тщательно подготовиться: ознакомиться с программой концерта (если речь пойдёт о нём), получить элементарные сведения об участниках, композиторах, заявленных жанрах, продумать вопросы для интервью. И не стоит забывать, что всегда полезно прочитать, как всё это делают другие в уже готовых публикациях.

После посещения мероприятия желательно познакомиться с мнениями разных людей, чтобы сравнить их со своей точкой зрения, но, в конечном счете, именно ваше мнение будет отражено в сочинении. Не лишним бывает знакомство с различной литературой по интересующей теме, которой изобилуют библиотеки и «Всемирная паутина». Возможно, кого-то уже интересовала эта тема. Нужно придумать заголовок: он должен быть ярким, лаконичным, вызывающим интерес читателей и в полной мере отражать сущность и основную идею материала.

Несомненно, «кульминационной зоной» подобной работы станет момент «сведения» всех материалов воедино – это насколько увлекательный, настолько и ответственный процесс. Ученику (не без помощи педагога) предстоит «выстраивание» текста и его литературная обработка, в ходе которой лучше не «терять» и не нарушать логику повествования. Кажется, что работа окончена, но не следует спешить, можно дать совет обучающемуся «оставить» материал на некоторое время (он должен немного «отлежаться»). Даже лучше будет отвлечься и заняться чем-то полезным, но совершенно другим, а затем, спустя некоторое время, вернуться и перечитать. А затем – честно поделиться впечатлением. Вероятно, сразу будут обнаружены некоторые «погрешности»: ошибки, стилистические неточности. Возможно, захочется что-то добавить, убрать или заменить.

В процессе создания любой письменные работы по "Слушанию музыки" или "Музыкальной литературе" совершенно необходимо научить ребят не обижаться на замечания и исправления даже внутри себя (обиду они могут и не "показывать"). Важно объяснить, что все исправления и замечания, нужны, чтобы сделать сочинение ещё лучше. Совершенно необходимо научить их адекватно воспринимать критику: выслушать, подумать, сделать выводы Процесс создания письменной работы может стать очень увлекательным, если педагог сумеет правильно это преподнести. Однако, следует учитывать наличие (все дети по-своему талантливы) литературных способностей у обучающихся. Не всем это задание будет интересно, но абсолютно всем – полезно.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные принадлежности по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе

Уважаемые родители! Привожу перечень принадлежностей по групповым теоретическим предметамДМШ№2 г.Подольска:сольфеджио,слушание музыки, музыкальная литература(учебники, рабочие тетради, канцт...

Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Методическая разработка включает материал по теме "Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе" и презентации....

Виды письменных работ на уроках литературы.

В статье подробно описывается методика работы над основными  видами письменных работ на уроках литературы:ответы на проблемные вопросы,написание сочинения-рассуждения различных жанров....

Развитие устной и письменной речи на уроках башкирского языка и литературы

Методы и приемы развития речи учащихся на уроках башкирского языка...

Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя

В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....

Игры на уроках слушания музыки

В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств  претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиц...