Проблема искусства и его место в современном обществе
статья по музыке

Мамлеева Ирядя Николаевна

Рассматриваются проблемы искусства и его значение в современном обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_iskusstva_i_ego_mesto_v_sovremennom_obshchestve.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема искусства и его место в современном обществе

 

  Об искусстве написано немало книг. Искусствоведы и философы обсуждают различные аспекты искусства: должно ли искусство отражать действительность, или оно должно передавать свободные ассоциации художника; что такое нравственное и безнравственное в искусстве и т.д. Однако до сих пор никто не дал сколько-нибудь толкового определения - что же такое искусство, и какую функцию оно выполняет в человеческом обществе? Существующие на сегодняшний день определения искусства либо слишком общие, расплывчатые, либо просто неудовлетворительные. А ведь четко не представляя себе, что такое искусство, каковы его функции и задачи, невозможно оценивать конкретные произведения искусства.

  Конечно, восприятие искусства всегда субъективно, но тем не менее должны же быть какие-то общие критерии оценки.

  В данной работе автор пытается изложить свой взгляд на эту проблему. Руководствуясь известной поговоркой, что краткость является ближайшей родственницей таланта, автор попытается (насколько это в его силах) быть как можно более кратким.

  В русском языке слово "искусство" имеет несколько значений. Оно применяется не только для обозначения художественного творчества, но и как обозначение высокой степени умения, мастерства. Действительно, искусство достаточно сильно связано с практической деятельностью человека, с ремеслом. Четкой границы между ремеслом и искусством нет. Наиболее "чистыми" являются такие виды искусства, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Но есть и прикладное искусство, архитектура, которые представляют собой связующее звено между "чистым искусством" и ремеслом. Да и в самом "чистом искусстве" трудно провести грань между художественной литературой и публицистикой, между художественным и хроникальным или учебным кино. Однако неверно считать, что своим возникновением искусство обязано только узкопрактическим потребностям человечества. Это очень упрощенческий подход.

  В последнее время в советской литературе утвердилось мнение, что искусство своим возникновением обязано исключительно труду, практическим потребностям. Ниже приведены три наиболее типичные цитаты из книги "История зарубежного искусства":

  "Своим возникновением искусство обязано не биологической природе человека, не религии, магии или игре..., а развитию общественной жизни, и ее основе - труду, который по словам Г.В. Плеханова, "старше искусства."

  "Без тренировки руки при работе в камне человек не мог бы научиться рисовать. Должно было развиваться музыкальное ухо, глаз, умеющий видеть красоту формы и цвета, чтобы родились песни и произведения живописи."

  "Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями."

  Высказывание, что искусство своим возникновением обязано не биологической сущности человека, а развитию общественной жизни, является просто напросто тавтологией. Искусство своим возникновением обязано именно биологической сущности человека. Ибо общественной жизни без людей не бывает, а человек - это биологическое существо, и развитие общественной жизни определяется биологической сущностью человека.

  Изменение психического склада, в связи с возникновением вида HOMO SAPIENS, заставило человека искать новые возможности для самовыражения, для передачи своих чувств, мыслей и опыта. Не будь этого желания, этой необходимости, никакое возникновение музыкального уха, ни тренировка рук ему не помогли бы. У слона, например, есть гибкий хобот, которым он при желании мог бы, как рукой рисовать картины, однако он почему-то этого не делает. Здесь элементарная логическая ошибка - post hoc, ergo propter hoc. Изменение психического склада и тренировка рук, уха и глаза это два параллельных, неразделимых процесса. Однако, тренировка руки, глаза и уха лишь помогли человеку выразить то, что в нем уже было заложено к этому времени, помогли технике рисования, лепки и т.д. Естественно, что в природе все взаимосвязано, и друг на друга влияет, поэтому нельзя до такой степени упрощать процессы, происходящие в природе и обществе. Возникновение искусства было вызвано не столько какими-то узкопрактическими, утилитарными потребностями, сколько необходимостью новых способов познания мира и передачи своих чувств, мыслей и опыта другим людям, которая возникла с появлением HOMO SAPIENS.

 

  1. Искусство - отражение действительности?

 

  "Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности."

  Трудно спорить с этой формулировкой. Однако количество полезной информации, содержащееся в ней, равно нулю. Это определение не раскрывает ни задачи, ни функции искусства, и даже толком не объясняет, что это такое. Ни одна серьезная работа по искусствоведению у нас не обходится без утверждения того, что "искусство должно отражать действительность."

  Более бессмысленную фразу трудно себе представить. Ничего подобного искусство не должно. Оно не должно отражать действительность, оно просто не может не отражать действительность. Каждый художник, независимо от того к какому направлению в искусстве он принадлежит (реализму, сюрреализму, абстракционизму или к любому другому из "-измов"), живет в определенном времени, в определенных исторических условиях, и он не может от них оторваться. Время накладывает свой отпечаток на его картины, скульптуры, книги и т.д. Каждое произведение отражает жизнь, время в которое оно было создано, процессы происходившие в это время, независимо от того хочет этого его автор или нет. Другое дело, что это отражение редко похоже на оригинал. Это отражение в кривом зеркале.

  Навязывание лозунга - "Искусство должно отражать жизнь!" - и непременное требование "реалистичности искусства", доведенное до абсурда, нанесло чувствительный урон искусству. Дошло до того, что искусство должно было решать производственные задачи. Была выхолощена сама суть искусства, ведь оно должно передавать самое главное, опираться на общечеловеческие понятия и ценности, а не заниматься изображением частных конфликтов или бездумно копировать происходящее. Искусство не должно подменять собой публицистику. Политические реформы и экономические проблемы со временем потеряют свою остроту, а общечеловеческое останется. Так произведения Шекспира или Мольера понятны и близки нам, хотя и написаны давным-давно.

  Стремление к реализму, доведенное до абсурда, губит искусство. Слепое копирование жизни не может быть целью искусства. Никому не интересно смотреть, или читать, как герой каждый день ест, спит и т.д. Художник должен выбирать самое главное, самое основное. Все мелкое, незначительное, должно быть отброшено. Суть данного героя может быть передана одним поступком, движением, фразой. Способностью показывать главное обладало, например, немое кино, у него не было возможности заниматься мелочами. С изобретением звука, фильмы еще некоторое время сохраняли традиции немого кино. Не смотря на свою наивность, быть может тенденциозность, старые фильмы, в большинстве своем, содержат более емкие образы.

  Избалованные возможностями звука, современные режиссеры утратили чувство меры: то, что раньше показывали без слов, теперь требует длиннейших речей и диалогов.

  В произведении искусства должно быть отброшено все лишнее, малозначительное, а все самые типичные черты образа, явления должны быть сконцентрированы до максимально возможной степени. Искусство должно отражать не внешнюю сторону образов, событий и т.д., а их суть. Поэтому порой, небольшой рассказ или короткометражный фильм производят на человека большее впечатление, чем многосерийный фильм или многотомный роман.

  Хочется сказать еще об одной стороне вопроса. Стремление к совершенно точному копированию действительности приводит к натурализму. Чтобы показать трагичность гибели человека, не обязательно заставлять его умирать в страшных мучениях, со всеми натуралистическими подробностями. Также как для того, чтобы показать любовь совсем не обязательно изображать половой акт. У искусства есть свои условности и ими надо уметь пользоваться. К тому же надо учитывать психологию людей.

  Почему неизвестность страшнее, чем видимая опасность? Почему предвкушение чего-либо приятного доставляет иногда больше удовольствия, чем само ожидаемое событие? В обоих случаях работает фантазия человека.

  Художник, который стремится навязать людям свое понимание событий или явлений, свои ощущения во всех мелочах, может оказаться многими непонятым. Ведь каждый человек имеет свое представление о жизни, о различных событиях. Художник же, который показывает не внешнюю сторону событий, а их суть, т.е. как бы только намечает их контуры, дает зрителю или читателю возможность проявить свою фантазию. Причем люди дофантазируют эту ситуацию гораздо лучше, чем это сделал бы автор, ведь они домыслят ее так, как сами ее чувствуют.

  Существует еще одна отрицательная черта в излишнем увлечении реализмом. Зачастую художники создают свои произведения руководствуясь лишь разумом. При этом забывается, что человек живет не только разумом, но и чувствами. Искусство воздействует на разум человека именно через чувства. И здесь большую роль играет каждая мелочь: цвет, звук, поза персонажа, построение кадра и т.д. и т.п., все должно быть подчинено единой цели. Вот почему великие художники детально продумывали свои произведения.

  Вот что пишет М. Андроникова о подготовке С.М. Эйзенштейна к съемкам фильма "Иван Грозный": "Прежде чем поставить свой фильм, Эйзенштейн - режиссер и художник - нарисовал его почти кадр за кадром. Сохранились десятки рисунков и набросков облика Грозного, которые с гримерами, с операторами Тиссэ и Москвиным он воспроизводил в фильме, вписывая Черкасова-Грозного в свой замечательный пластический замысел."

 

  2. Искусство - воспроизведение свободных ассоциаций?

 

  Кроме реалистического направления в искусстве существует масса других направлений: абстракционизм, сюрреализм, кубизм и т.д. и т.п. Но как бы они не назывались, их объединяет одна черта - они считают, что искусство это способ выражения свободных ассоциаций, настроения художника.

  Французский поэт Гийом Апполинер писал: "Это искусство творит новые сочетания из элементов, не заимствованных из видимой реальности, а полностью созданных художником, которым он придает силу реальности." Здесь мы видим направление противоположное реализму. Нападки сторонников реалистического направления на абстракционистов и сюрреалистов, во многом справедливые, грешат нетерпимостью. Порой получается, что все художники этих направлений сплошь жулики и мошенники. Это вряд ли справедливо, среди сюрреалистов и др. немало талантливых людей, искренне верящих в свои теории. Здесь речь пойдет в основном о них.

  Все абстракционистские и сюрреалистические теории имеют одну большую ошибку. Они делают упор только на чувственное восприятие искусства, начисто отметая разум. Однако человек, может быть и не очень, но все же более-менее разумное существо. Разумом человек осмысливает любое свое действие, любое впечатление. Разум - это то, что отличает человека от животного. Г. Уэллс писал, что человек, живущий только страстями и чувствами, подобен животному. Человек воспринимает произведения искусства одновременно и чувствами и разумом, намеренное отбрасывание одного из этих компонентов обедняет восприятие искусства.

  Делая ставку только на чувственное восприятие, художник рискует остаться многими непонятым. Ведь каждый человек имеет свое видение мира, и оно может не совпадать с ассоциациями данного художника. Чувственное восприятие очень субъективно. Произведения же искусства делаются для людей и надо стараться донести до них свои мысли, чувства так, чтобы они были понятны многим, а не только одному себе. Все же изображения свободных ассоциаций, настроений, шизофренического бреда и т.д. малопонятны. Иногда кажется, что "даже искусство зашло, разум теряя, в тупик." (Овидий).

  Если художник хочет донести до людей свое искусство, он должен учитывать психологию людей (не подделываться под вкус толпы, нет). Об этом красноречиво говорит такой случай: в 1961 г. картина одного из лидеров фовистов Анри Матисса (1869-1954) "Корабль" экспонировалась в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке и 47 дней она провисела вверх ногами, прежде чем заметили ошибку. За это время картину посмотрели 1 млн. 160 тыс. человек.

  Часто появлению малопонятных произведений искусств мы обязаны глупому убеждению, что новое поколение обязательно должно искать совершенно новые пути в искусстве. Это приводит к тому, что поиски нового зачастую становятся самоцелью - новое ради нового. При этом старые традиции начисто отметаются. Появляется желание соригинальничать во что бы то ни стало, обязательно придумать новую форму, не смотря на то, что требует содержание. Все выше сказанное касается, в основном, молодых художников. Поиски формы не должны становиться самоцелью, содержание произведения не надо насильно вгонять в заранее придуманную форму, форма должна соответствовать содержанию, гармонично вытекать из него.

 

  3. Что такое искусство?

 

  Мы рассмотрели два основных направления в искусстве: реалистическое и нереалистическое. Оба они в крайних своих проявлениях грешат серьезными заблуждениями. Это естественно, т.к. ничего идеального в мире не бывает. Тем ни менее необходимо равняться на какой-то идеал.

  Каков же должен быть идеал искусства? Ответить на этот вопрос можно, только выяснив, что же такое искусство и какие функции оно выполняет в человеческом обществе.

  Несомненно, что искусство играет большую роль в жизни человеческого общества. Возникновение искусства связано с биологической сущности человека (ибо социальное есть высшая ступень биологического развития). В животном мире каждое животное получает большую часть информации генетическим путем, в виде врожденных инстинктов. Остальную часть информации животное получает в процессе своей жизни, наблюдая за родителями и другими особями, а так же извлекая опыт из различных ситуаций. У человека, в связи с более сложной биологической организацией, это происходит несколько не так. Информацию, получаемую человеком тоже можно разделить на врожденные инстинкты и информацию, полученную в процессе жизни. Однако второй вид информации у человека не однороден, и играет большую роль, чем у животных. Его можно разделить на три части:

 

  1. Информация, полученная путем наблюдения за поведением людей и в результате практической деятельности.

 

  2. Научная информация. Огромный опыт, накопленный всеми предыдущими поколениями и который выходит за рамки практического опыта данного человека.

 

  3. Эстетическая информация.

 

  Эстетическая информация во многом схожа с научной, она также помогает человеку познать мир. Однако она, в отличие от научной информации, в большей степени воздействует на чувства человека. Эстетическая информация имеет большую сферу передаваемых сведений, чем научная. Произведения искусства передают людям огромнейшее количество разнообразной информации: о поведении людей, о типичных ситуациях в человеческом обществе, о научных открытиях, о природных явлениях, об исторических событиях и т.д. и т.п.

  Эстетическая информация развивает чувства человека, помогает ему узнать мир, определить для себя наилучшую манеру поведения, избежать ошибок (увы, далеко не всегда!). Действуя на чувства человека, эстетическая информация оказывает более сильное влияние, чем научная. По сути дела

  произведения искусства представляют собой свертки информации.

  Свертка информации - термин, применяющийся в информатике. Он обозначает сжатый комплекс информационных сведений, из которого удалено все лишнее и малозначительное, оставлена только самая суть. Одним из видов свертки информации являются формулы ( математические, химические и др.).

  Свертка информации характеризуется степенью свертываемости и полезностью содержащейся в ней информации. Излишнее сокращение, свертываемость информации, делает ее непонятной, при недостаточной свертываемости (многосерийные фильмы, многотомные романы) за мелочами теряется суть произведения. Результат один - полезность информации падает. Абстрактное искусство непонятно и, стало быть, приносит мало полезной информации. С другой стороны произведения слепо копирующие действительность так же почти не приносят полезной информации. В них люди видят то же, что и на улице. Художникам необходимо стремиться к оптимальному уровню сжатия информации, расположенной между крайними точками. Если говорить о литературе, то, по-видимому, ближе всего к идеалу искусства подошел, в лучших своих произведениях, романтизм, а так же произведения, которые формально относясь к другим направлениям, по сути своей приближаются к романтизму.

  Полезность информации в одном и том же произведении искусства для разных людей неодинакова. Она зависит от уровня интеллекта, от уровня подготовленности данного человека к восприятию искусства. Так например, человек, ничего не смыслящий в математике, не поймет ни одной математической формулы. Вероятно, если бы у нас детей с малых лет знакомили бы с искусством, и учили бы в нем разбираться, роль искусства в нашей жизни значительно возросла бы.

  Ж.-Ж. Руссо считал, что развитие искусств не способствует улучшению человеческих нравов. Действительно, приходится констатировать, что людские нравы за последние несколько тысяч лет не улучшились. Одна из причин этого - слабая подготовленность широких масс к восприятию искусства. Хотя улучшение нравов в прямую, вероятно, не входит в функции искусства. Вторая причина серьезнее: какое бы сильное впечатление эстетическая информация ни оказывала на человека, она всегда уступает наглядному примеру. Наглядный пример поведения взрослых формирует и поведение ребенка. Какие бы хорошие слова родители ни говорили ребенку, они никогда не окажут желаемого действия, если родители сами своими поступками противоречат этим словам. Поэтому самый лучший способ воспитать ребенка, это самим себя всегда так как должно. Но это уже имеет очень отдаленное отношение к искусству.

  И еще одно, функция искусства состоит в том, чтобы передавать сведения о человеческом обществе. Каково человеческое общество - такие сведения искусство и передает.

  Заключение.

  В этой работе автор попытался определить, что такое искусство, показать какие функции оно выполняет в человеческом обществе, каким должен быть (на его взгляд) идеал искусства. Возможно работа получилась излишне краткой, многое осталось за ее рамками, о многом можно было бы сказать подробнее. Что ж, в следующей своей работе на эту тему (если таковая будет написана) автор постарается это учесть.

  Мы рассмотрели два противоположных направления в искусстве: реалистическое и нереалистическое. Как ни странно, крайние выражения обоих этих направлений, не смотря на кажущееся коренное отличие, сходны друг с другом. Не даром говорят, что крайности сходятся. Обе крайние точки зрения объединяет одно качество - отсутствие стремления к красоте. Слепое, бездумное, серое копирование действительности с одной стороны, и уродливый, вывороченный, беспредметный мир с другой. И то и другое, по сути, является попыткой приучить людей к самым отвратительным сторонам современной жизни, "является формой эстетической адаптации человека к условиям "отчужденного мира". (Э. Ильенков "Что там, в Зазеркалье?"). Здесь потеряно все самое хорошее, что есть в мире, в человеке. Потеряна красота. А ведь красота - это главное в искусстве, главное в жизни. Именно красота - в природе, в искусстве, в женщине - пробуждают в людях их самые хорошие черты. Быть может люди, потому что живут в некрасивых домах, в некрасивых городах, одеваются в некрасивую одежду и забывают о красоте в искусстве, они и ведут себя некрасиво. Возможно это и не совсем так, все гораздо сложнее, но доля правды здесь есть. В сущности, если подумать, то выражение - " Красота спасет мир" - быть может не так уж глупо и смешно, как кажется сначала.

Внеклассные мероприятия в старшей средней школе (10-11 кл.)

Важнейшим средством педагогического воздействия на духовное становление молодежи, активной жизненной позиции является внеурочная и внеклассная работа. Свободное время учащихся бывает свободным и от учебного процесса и от положительного влияния педагогов.

Не всегда мы можем правильно и грамотно организовать воспитательный процесс в классе, так как много времени уделяется и образовательному процессу. На подготовку мероприятий необходимо достаточно много времени, а они должны соответствовать высокому уровню, а не к назидательным беседам.

Необходим компетентный и умелый подход к организации воспитательной работе с учетом требований времени, интересов, умений, способностей и особенностей самих учащихся. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.

Все чаще приходим к мысли, что именно комплексное воздействие форм воспитательной работы оказывает более значимое влияние на формирование личности.

Формальные, неинтересны беседы, дают чаще всего обратный результат.

Задачи воспитания молодого поколения требуют качественно нового подхода к организации внеурочной и внеклассной воспитательной работы. Эта работа дает максимальный эффект в вопросах морального и гражданского становления юного поколения, ответственного отношения к знаниям, любви к труду, выбору профессии, развитию художественных способностей и проявления творческих стремлений личности.

Решение этих задач поможет учащимся усвоить общечеловеческие ценности, сформировать моральные убеждения, чувство ответственности за судьбу общества и свою собственную.

Что для этого необходимо? Прежде всего нужен объем знаний. Именно они являются интеллектуальной основой формирования моральных качеств, взглядов на различные явления общественной жизни. Необходимо развивать способность грамотно реагировать на множество явлений и событий жизни.

Уметь правильно оценивать факты и события, определить свое отношения к ним, защищать свою позицию, отстаивать свою точку зрения в жизненных ситуациях. Надо создать как можно больше возможностей для становления личности. Необходим комплексный подход.

Подготавливая мероприятие, нужно обратить внимание на его подготовительный этап. Задача заключается в том, чтобы точно определить содержание, поставить цель, определить задачи, приемы организационной деятельности и самого учителя, и его учеников-помощников, а также условия, которые помогут обеспечить результативность участия ребят в мероприятии.

Педагог должен подготовить учащихся для активного участия в мероприятии. Детям необходимо осмыслить значение проводимого мероприятия, в котором они могут почерпнуть и понять что-то и для коллектива, и для себя лично.

Педагог анализирует уровень воспитанности коллектива и намечает воспитательные цели. Цель определяет решаемые в ходе мероприятия задачи. Затем подбираются средства, которые окажут наибольшее воспитательное влияние. Это могут быть факты или убеждения, сказанные компетентным человеком, или суждения самих учащихся.

Затем педагогом определяется форма проведения мероприятия, та, которая бы максимально помогала решению поставленной задаче.

В процессе мероприятия учащиеся приобретают жизненные навыки и развивают уже имеющиеся умения. Для этого дети должны воспринимать деятельность как важное и интересное дело.

 Нужно как можно больше привлечь учащихся к участию в проведении мероприятия. Можно привлечь ребят используя красочных объявлений, школьный радиоузел, формы проведения и предоставить как можно большему количеству ребят предоставить возможность проявить себя, продемонстрировать свои способности. Также возможность больше узнать и о себе, и о других, о событиях, явлениях жизни.

Заинтересованность ребят проявляется в совместном обсуждении подготовки мероприятия, разработке плана, подбор средств реализации решений, определение поручений с учетом возможностей и интересов ребят.

Важно сотрудничество. Оно предусматривает возражения и советы со стороны ребят.

Необходимо дать каждому ученику занять активную позицию участника, не оставаться в стороне процесса, не быть равнодушными. Для этого надо создать хороший благоприятный микроклимат во время подготовки и проведения встречи, вовлечь большее количество учащихся, заострить внимание на вопросах и проблемах, создать обстановку доверия и предоставить возможность продемонстрировать свои таланты.

Подведем итоги.

Будущие выпускники- это те школьники, которые должны активно развивать свою жизнь. Задача учителей и воспитателей – развивать инициативность ребят, приобщить их к практической деятельности, к общению, познанию, созерцанию жизни. Нужно дать возможность проявить деятельность, то есть предоставить условия для формирования и развития личности. Личность учится согласовывать свою деятельность с требованиями деятельности других людей и их активностью. Осознавая и эмоционально переживая, личность начинает проявлять подлинную активность, при которой собственные потребности находятся в согласии с интересами других людей.

Литература.  

Внеклассные мероприятия 11 класс/ Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009. – 240 с.

Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему : " Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества"

Тип урока– урок изучения нового материала.Цель урока:ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять ком...

Актуальные проблемы в современном обществе проект "Мои права и обязанности "

Сегодня без правовых знаний не прожить,  так как каждый  человек начиная с детского возраста находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развити...

Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихс...

Проблема технического развития в современном обществе. Ребенок и компьютер.

Проблема технического развития – это одна из важнейших проблем современного общества.  XX столетие - это век научно-технического прогресса.Какова же роль науки и техники в нашей жизни? Каково зна...

Проблемы преподавания немецкого языка в условиях современного общества

Особенности языковой ситуации в современной Европе и России. Немецкий язык в условиях современного образования....

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....