Применение фонограммы в классе фортепиано
статья по музыке

Леонтьева Татьяна Николаевна

Статья о там как применять фонограммы на уроках  в классе фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbu_do.docx17.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                       МБУ ДО  «Детская школа

                                                                                       искусств № 3» г. Тамбова

                                                                                       Т.Н. Леонтьева    

   ПРИМЕНЕНИЕ ФОНОГРАММЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.   Обновление учебных  программ и  планов  в ДМШ и ДШИ, резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования   к   воспитанию,  процессу   и   результатам  обучения.  В настоящее время современная молодежь мало интересуется классической музыкой. Возникает необходимость привлечения внимания детей к занятиям в музыкальной школе путем различных форм работы на уроке. В классе фортепиано можно использовать традиционные формы работы, такие как  подбор по слуху, сочинение, игру в ансамбле. Среди новых технологий заслуживает внимание игра пьес с фонограммой «минус».    

   Использование фонограммы в учебном процессе, несомненно, дополняет и расширяет содержание музыкального образования, а главное, мотивирует учащихся к обучению. В этом и заключается актуальность выбранной темы.       Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под   оркестровый   аккомпанемент.   Их   интерес   к  музыке разных стилей   возрастает.   Играя   под   такой   аккомпанемент,   юный   музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом и это  стимулирует его занятия на инструменте.  Занятия с фонограммой в домашних   условиях   дают   ощущение   игры   в   оркестре,   ансамбле, развивая   музыкальный   вкус   и   раскрывая   творческий   потенциал учащихся, а также дают возможность родителям поверить в способности своего ребенка.

   Следует оговориться, что игра пьес с фонограммой это лишь элемент урока, а классическую форму работы с учащимся никто не отменял.

В  педагогической практике на уроках специального фортепиано можно использовать сборник Екатерины Олерской «Ручные пьесы с фонограммой». Уровень сложности пьес разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами, до развернутых виртуозных произведений. Заслуживают внимание  сборники композитора, педагога-хоровика, аранжировщика Андрея Андреевича Серова, который сделал большую работу и издал сборники произведений различной сложности (знакомые, популярные, очень доступные ученикам любой подготовки) и написал к ним оркестровый минус.

   В сборниках пьес «Бирюльки», «Юным АСам №1,№2,№3»  можно найти аранжировки фонограмм к детским пьесам И. Корольковой, Н. Тороповой, К. Лонгшамп-Друшкевич, Ю. Абелян. Большой выбор русских, украинских, белорусских  песен, современной эстрадной и джазовой музыки.  Есть образцы и классического репертуара.

   Исполнение фортепианных пьес с фонограммой не только развивает интерес, но и музыкальные способности:

- воспитывается исполнительская дисциплина,

- концентрация внимания -метроритмическая организованность,

- ускоряется мыслительный процесс,

- развивается музыкальный слух,

- эмоциональная отзывчивость,

- развивается ансамблевая игра;

- расширяется музыкальный кругозор,

 - снимается зажатость и страх публичных выступлений.

  При работе с фонограммой  возникает и ряд проблем, когда ребенку сложно освоить данный навык, но используя метод «от простого к сложному» и различные технические приемы можно достичь положительных результатов.

 Последовательность действий при работе  с фонограммой могут быть следующие:

  1. Выбирается пьеса, которая соответствует техническим возможностям ученика и музыкальным предпочтениям;
  2. Точно и уверенно выучивается текст пьесы;
  3.  Играется пьеса с аккомпанементом преподавателя (если есть такая возможность);
  4. Пьеса исполняется преподавателем под фонограмму, ученик слушает;
  5. Преподаватель играет пьесу под фонограмму – ученик поет мелодию;
  6. Ученик поет под фонограмму или прохлопывает ритм мелодии;
  7.  Отдельно отрепетировать вступление – можно сначала без игры, то есть слушаем вступление и поем первую фразу – снова: вступление – первая фраза и так далее, пока не начнёт получаться.
  8. Многие пьесы имеют варианты фонограмм для репетиций в различных  

темпах

     9. Существуют фонограммы с вариантом фортепианной партии «плюс»;

    10. Очень важен грамотный показ учителя. В сложных моментах учитель

          должен подыгрывать и подпевать, помогая тем самым ученику не

          разойтись с фонограммой.

   Каждый преподаватель, опираясь на свой опыт,  может найти интересные практические формы работы, учитывая индивидуальные возможности ученика. Главное вселить в него уверенность, интерес, желание творить.

   Положительным итогом работы с фонограммой должно быть публичное выступление перед родителями или товарищами,  на классном или школьном концерте и др.

   Использование фонограмм предполагает  техническую оснащенность:  музыкальный центр, компьютер, планшет, мр 3 плэйер или обычный мобильный телефон. На уроках можно делать записи исполняемых пьес учеником для последующего прослушивания. Создавать музыкальную копилку выступлений.

         Использование инновационных педагогических технологий на уроках фортепиано мотивирует учащихся к творчеству, повышает интерес в занятиях на основе  выявления их личностных интересов.

                           Использованная литература

1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб.

пособие. - Волгоград: Перемена, 2002.

3. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред.

Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.

4.  Статья в журнале «Музыка в школе» Февраль 2018, Г.Н.Лазовой «Внедрение информационных технологий и современных методов обучения в учебный процесс ДШИ и ДМШ» ( Образовательная программа «Музыкальная информатика» ).

5. https:// fortepiano-olerskaya.com.fonogramma

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».

На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано,  развивают абстрактное мышление, творческую фантазию,  эмоциональноге восп...

Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)

Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

"Применение инновационных технологий в работе над музыкальным образом в классе фортепиано"

Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций.По своим способностям у...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...