мастер-класс
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Царева Наталья Валентиновна

Для применения в работе учителям по музыке

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему : «Развивающие технологии на уроках музыки»

Составитель: Наталья Валентиновна Царева

преподаватель музыки и ритмики

 высшей квалификационной категории

МОУ Новоуренская СШ

МОУ Новоуренская СШ

8 октября 2020 год

План мастер-класса:

1.Актуальность темы и новизна

2.Цели и задачи

3.Современный урок музыки

4. Виды цифровых образовательных ресурсов

5.Фрагмент урока в 5 классе на тему:

« Тайны симфонического    оркестра»

 6. Методы педагогики искусства на уроках музыки

 7.Использование метода музыкально-ритмического

    движения на   примере песни Игоря Крутого « Нарисуй»

 8. Заключение

Введение

У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой "нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.

В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с "экранными искусствами” (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия.

Использование на уроках музыки материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотреДелиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе.

Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения.

Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения .

Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Применение современных компьютерных развивающих технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

 С помощью использования современных развивающих технических средств можно повысить мотивацию ученика, активизацию познавательную и творческую деятельности обучающихся.

Актуальность и новизна

В педагогике существует понятие информационной развивающей технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные развивающие технологии, и результат не заставит вас ждать.

Итак, тема моей работы является актуальной.

Методическими возможностями информационных развивающих технологий считают:

  • усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);
  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
  • формирование культуры учебной деятельности и

информационной культуры;

  • экономию учебного времени.

Педагогические цели и задачи использования информационных развивающих  технологий в музыке

Применение  развивающих технологий, инновационных методов и форм, в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в  задачах  которые отвечают насущным запросам ученика:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ученику проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности детей;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании

Современный урок музыки

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету)

Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки - это применение Интернета.

Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).

Это позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультемидийных проектов.

Виды цифровых образовательных ресурсов

Рассмотрим виды цифровых образовательных ресурсов: которые можно использовать как комплекс средств обучения - это презентации: информационные, комбинированные, текстовые, диагностические, дидактические и т.д.

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников.
Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.

Использование анимированной музыки – это еще одна форма воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, развитие воображения, формирования художественных и музыкальных образов, а также анимированная музыка создает общую психологическую атмосферу события. Просмотр мультипликационного фильма (например: мультфильм «Детский альбом» на одноименную музыку П. И. Чайковского, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского, мультфильм «Камаринская» на музыку одноименной Фантазии М. И. Глинки или художественного фильма (отрывки из х/ф «Александр Невский», из мюзикла «Моя прекрасная леди» др.) на музыку известного композитора не только «умножает» эмоции, но и несет функцию поддержки развития драматургической формы. Музыка здесь может и предвосхищать события, и выступать неким эпилогом, досказать сюжет в концовке, на титрах.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства.
Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.
Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения).
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Использование творческих заданий также заинтересовывают школьников. По итогам урока, четверти, года выполнять проверочные работы в форме тестов, решения интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвордов, простых и сложных кроссвордов, можно не только в индивидуальной деятельности, но и в коллективной. Для этого необходимо проектирование на экране. Такая форма работы нравится детям, создает удивительную атмосферу общности и конкуренции (желание отгадать первым) одновременно.

Тема: тайны симонического оркестра

Методы педагогики искусства на уроках музыки

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения, которые я использую на уроках.

Так, метод эмоциональной драматургии (автор Д.Б. Кабалевский) предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного урока, а также в подготовке сценарного плана школьного музыкального мероприятия. Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму по принципу драматургии где есть завязка, развитие,обозначаются кульминационные моменты и развязка-заключение, делаются выводы.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения.

Интереснейший методический прием  использования караоке с микрофоном на уроке музыки и во внеклассной работе, который позволяет детям раскрыть себя в новых возможностях и показать себя с лучшей стороны. Ведь дети так любят петь и выступать на сцене, особенно чувствовать себя артистами и подражать им. Это мощный дополнительный стимул для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.

   Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.Рассмотрим данный   метод на практике в процессе творчества школьников при разучивании песни Игоря Крутого «Нарисуй». Песня « Нарисуй»

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики учащихся.

Заключение

Использование на уроках музыки Интернет-технологий привнесет много нового в образовательный процесс. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Интернет становится именно тем проводником, который откроет новые возможности для развития, самообразования,интересного содержательногообщения, постоянного совершенствования.

Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.

Медиаобразование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях медиа.
Таким образом, использование информационных развивающих технологий помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению развивающих образовательных задач, достижению нового качества обучения, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов,делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным.

Мультимедийное издание на DVD

 Под моим руководством ребята готовят творческие работы,

 презентации,

 рефераты,

 исследовательские проекты.

Литература

1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2007г. – 416с. 

 2.Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. – Ростов-на-Дону: Р.Г.У., 1992.

3.Затямина Т.А. “Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности” монография Волгоград, издательство ВГАПК РО. 2008 г.

 4.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. “Методика преподавания музыки в                    общеобразовательных учреждениях” учебное пособие для студентов муз.фак. педвузов. М.: Академия. 2002 г.

  5.Критская Е.Д., Школяр Л.В. “Теория и методика музыкального    образования детей”. М.: 1999 г.

   6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. “  

    7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 198 Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.3.

                             19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...