ИКТ на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке

Сёмченко Ольга Вячеславовна

ИКТ на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_muzyki.docx19.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках музыки

В условиях современной жизни мир столкнулся с проблемой снижения уровня культуры общества. В частности, это выражается в повсеместном звучании низкопробной музыки агрессивно воздействующей на подрастающее поколение. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни.• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и предмет «Музыка» в этом процессе играет особую роль. «Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д.Шостакович. В большинстве случаев музыка используется учащимися как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную и рок-музыку. Проблема заключается в том, чтобы научить ребенка любить, понимать, эмоционально откликаться на музыку не только на уроке, но и привить музыкальный вкус для дальнейшей жизни.

Развитие музыкального вкуса предполагает формирование осознанного восприятия музыки. Восприятие музыкального материала связано с развитием музыкальных способностей. Соответственно от уровня их развития зависит степень приобщения учащихся к подлинным художественным ценностям. Следовательно, в деятельности учителя музыки развитие музыкальных способностей является одним из приоритетных направлений. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Достижение высокого результата в данном направлении зависит, на мой взгляд, от погружения учащихся в мир высокого музыкального искусства посредством использования современных технологий и наполнение урока новым содержанием, способным повысить эффективность и социальную значимость музыкального обучения, с опорой на личные интересы и предпочтения школьников.

Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Электронно-дидактические средства – это документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе и построенные в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета. Электронно-дидактическое средство может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов).

Использование электронно-дидактических средств в учебном процессе позволяет:

  • представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
  • автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников;
  • автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
  • осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  • существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения;
  • получить доступ и оперировать большим объемом информации;
  • формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;
  • организовать внеклассную учебную работу;
  • предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.

Внедрение электронных средств в учебный процесс имеет большое значение, так как соответствует основным направлениями модернизации современного образовательного процесса. Использование электронно-дидактических средств позволит учителям в сравнительно короткий срок углубить, систематизировать знания, корректировать материалы и реализовать методическое обеспечение преподавания конкретных тем уроков музыкально-художественного образования. Электронно-дидактические средства – это та копилка материала, которую учитель может постоянно пополнять, исправлять, при этом не нужно накапливать стопки бумаги; это - компактное «хранилище» теоретического и дидактического материала.

Возможное применение электронно-дидактических средств на уроках различных типов:

1. комбинированный урок. Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ;

2. урок изучения нового материала.  Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ, компьютерных презентаций, аудио, видеоматериала;

3. урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков.Использование обучающее - контролирующих программ, творческих заданий, аудио, видео викторин;

4. урок обобщения и систематизации;

5. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.  Использование программ с тестовыми системами;

6. Урок лекция. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся аудио, видео материалы и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Вопрос о внедрении компьютера в музыкально-художественное образование связан, прежде всего, с созданием электронно-дидактических средств. Знакомство с музыкой в ее органичной современной медийной форме это многофункциональное дидактическое действие. Обучающий и воспитательный потенциал аудиовизуальной педагогики, конечно, не исчерпывается иллюстрациями музыкальных произведений и показом фильмов. Здесь происходит реальный информационный обмен с культурной средой, вводится в учебный обиход то, что весьма недальновидно считать продукцией  для досуга, развлечения. Цель такой педагогики – сократить разрыв между современной культурой и современным музыкальным обучением.

Опираясь на теоретический и практический опыт использования электронно-дидактических средств на предметах различных циклов можно создавать и применять электронно-дидактический средства и в музыкальном обучении для:

  • обеспечения наглядности в представлении учебных материалов;
  • поддержки контроля знаний и навыков;
  • организации различных форм творческой деятельности.

В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях.

Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 11-го класса, классным руководителем которого я являюсь, созданная к уроку истории по теме «Искусство серебряного века», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки. А ребята, создавшие ее, стали победителями школьного конкурса презентаций.

Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и фонограммы песен. Организованы «музыкальные» перемены. Через школьную трансляцию звучит классическая музыка, в том числе в современных обработках из фонотеки кабинета «Музыки». С помощью программы « Sound Forge » записаны диски с фонограммами школьного гимна «Колокола» в исполнении школьного хора (звучит ежедневно перед уроками через школьную трансляцию), «Песни Учителей» в исполнении хора учителей школы (звучит ежегодно на празднике «День знаний») и песни «Мы желаем счастья вам» в исполнении хора учителей школы (звучит ежегодно на празднике «Последнего звонка»).

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/ 

https://urok.1sept.ru/articles/678679 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....