Рыбников, Рок-опера "Юнона и Авось"
методическая разработка по музыке (8 класс)

Окользина Вера Ивановна

Взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunona_i_avos.docx17.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опера «Юнона и Авось»

Цель урока – увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».

Задачи:

  • Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.
  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя р-оперы.
  • Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока – комбинированный.

Методы – ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала, метода моделирование образа музыкального произведения.

Формы работы - групповая, фронтальная, самостоятельная индивидуальная.

Виды муз деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций.

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.

Ход урока.

Организационный момент в форме музыкального приветствия.

Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.

Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель – составить осмысленное высказывание.

«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»

«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»

«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»

«Наличие и развитие образов главных героев»

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске записывается тема урока «……. - опера Юнона и Авось»

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»

После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок.

Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера)

На доске дописываем тему урока: «Рок-опера Юнона и Авось»

Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось»

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера.

Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?

Размышления учащихся на поставленные вопросы.

Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась в 60 – гг в Америке. Одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда». В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством».

 В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

Слушаем романс.

Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)

- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор?

(запись в тетрадь – романс «Ты меня на рассвете разбудишь).

Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.

Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.

Слушаем «Сцена помолвки и прощания»

Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали?

- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)

- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный?

- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)

Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет -

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.

3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок опере играют только на электроинструментах.

Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки в тетради, на основании критериев: 5 ответов – оценка «5», 4 ответа – оценка «4» и т.д.

Учитель: рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кәрим Әмири "Безнең авыл"

Рус мәктәпләренең татар төркемендә 2нче сыйныф өчен укудан дәрес эшкәртмәсе...

Ачык дэрес: "Авыл хуҗалыгы- материаль байлыклар белән тәэмин итүче тармак".

1. Дөньяда авыл хуҗалыгының структурасы турында күзаллау...

"Авыл мәктәбендә сыйфатлы белемгә ия булуны тәэмин итүдә-класстан тыш эш

Укытуның сыйфатын күтәрүдә класстан тыш эшчәнлекнең мөһимлеге. Бу- төрле дистанцион олимпиада һәм конкурсларда катнашу....

Конспект открытого урока в 9 классе " Шагыйрь күңеле авыл күркендә".

Якташ шагыйрь Шәрәф Мөдәриснең тормыш юлы һәм иҗатына күзәтү дәресе....

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....