Методическая работа на тему: «Вопросы формирования репертуара старшего концертного хора»
методическая разработка по музыке

Пастбина Людмила Евгеньевна

Перед каждым руководителем хорового коллектива всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара. Это непростая задача.

Репертуар – это лицо коллектива, его визитная карточка.  Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в нем.  Обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_formirovanija_repertuara_starshego_koncert.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа на тему:

«Вопросы формирования репертуара

старшего концертного хора»

                                                                                               Автор Пастбина Л.Е.,          

                                                                                               преподаватель Высшей              

                                                                                               квалификационной        

                                                                                               категории

Димитровград,  2018г.

Перед  каждым руководителем хорового коллектива всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара. Это непростая задача.

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом. Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив.

Репертуар – это лицо коллектива, его визитная карточка.  Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в нем.  Обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

«Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее коллектива. Анализ репертуара того или иного коллектива позволяет определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности, направление. Потому формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников самодеятельности, так и зрителей».

Руководитель должен ясно представлять художественно - исполнительские возможности руководимого им коллектива. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для исполнения. К репертуару предъявляет определенные требования время, для них важно, чтобы выступление коллектива можно было показать на различных мероприятиях, имеющих тематическую направленность, для различной аудитории. Руководителю творческого коллектива при выборе репертуара приходится не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и д.т. Нельзя забывать, что дети приходят не только учиться, но и получать удовлетворение от занятий.

Одним из факторов успешной подготовки программы является умение руководителя вызвать интерес у юных исполнителей. Исполняемые произведения должны нравиться детям, их нужно увлечь, заразить желанием исполнять их с удовольствием, вызывать у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов. Возможны ситуации, когда материал не понятен исполнителям. В этом случае руководителю необходимо объяснить, рассказать об авторе, о содержании, возможно об истории создания. И если рассказ и доводы руководителя будут убедительными, хор откликнется, и произведение обязательно зазвучит.

Другим фактором является доступность. Руководителю при составлении репертуара обязательно следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние, исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

В нашем хоровом коллективе состав разновозрастный, девочки с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. разным певческим стажем: четвероклассники, которым трудно поначалу перестроиться на работу в новом хоровом коллективе (ведь в младшем хоре они были старшими, а значит опытными, учитывая возрастной состав младшего хора) и выпускники, поющие в хоре уже после окончания музыкальной школы и выполняющие требования руководителя почти профессионально.

Поэтому руководителю необходимо иметь четкое слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, предварительно продумать методику проведения занятий. Чтобы и для начинающих в новом составе и опытных певцов было комфортно осваивать предлагаемый материал.

Для репетиционного процесса хорового коллектива в музыкальной школе важным является воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Работая над воплощением музыкального содержания, содержанием поэтического текста необходимо проговорить с участниками о содержании произведения, особенностях создаваемого в произведении художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Наряду с заинтересованностью и увлеченностью репетиционный процесс в музыкальной школе преследует, конечно, и учебные цели. Руководитель – хормейстер в процессе подготовки программы прививает ученикам определённый комплекс вокально-технических навыков, учит участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре. Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата. Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. Виктор Сергеевич  Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2. произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Однако нужно помнить, сто исполнение сверх сложных произведений, погоня за популярным репертуаром при отсутствии необходимых умений приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки. И может принести некоторый вред, потому что работа лишь над сложным репертуаром будет требовать постоянного максимального напряжения слуха, внимания, голоса, что непременно приведёт к чрезмерному утомлению участников хора, интерес к музыкальной деятельности будет постепенно угасать, потому что учащиеся, не достигнув нужных результатов, своих «маленьких вершин», не получат полного удовлетворения от своей деятельности. Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

В случаях, когда партитура оказывается трудно исполнимой, но желательной в репертуаре, возможны упрощения фактуры, т.е.: широкое расположение аккордов заменить тесным, снять удвоение голосов, выпустить мелизмы, украшения, заменить более крупными длительностями мелкие фигурации, сделать транспонирование и т.д. Вот почему хормейстер должен владеть основными приёмами хоровой аранжировки. Уметь делать переложения для своего состава хора.

Зачастую хористы с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни, которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар подобную песню, у руководителя появится возможность переключить участников хора от сложностей к простым задачам. Передохнув, они не потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.

Таким образом,. работа над репертуаром это и педагогическая и концертная задача.

Планируя выступления хора, репертуар также создаётся с учётом предстоящих концертов коллектива (это выступления на конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчётных концертах и т.д.).

Основным условием концертного исполнительства является разнообразие тематической направленности, стилевое многообразие, многоплановость репертуара, его форм и жанров. Г. Струве отмечал, что «в ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения».

Я, формируя и подбирая репертуар, выстраиваю его по принципу концертной программы, т.е. несколько номеров, объединенных единой темой, способных вместе представить часть концерта. Но, в то же время, помня о возможности поучаствовать в конкурсе, составляю и как некие блоки конкурсных программ.

В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать народные песни, произведения классиков, современную музыку (произведения советских и зарубежных авторов).

     Значение народной песни трудно переоценить, потому что народная песня с ее удивительной метроритмикой – лучший художественный и учебный материал. Русская народная песня – исключительно ценный материал для вокальной работы: распевание напевных, широких мелодий на одном гласном звуке требует глубокого полного дыхания. При этом у учащихся развивается весь певческий аппарат, музыкальный слух, воспитывается умение пользоваться дыханием, навык импровизации, самостоятельность в интерпретации произведений.

     Русская народная песня — прекрасный материал для выработки навыка пения a cappеlla.. Своеобразие песен пародов России и песен стран мира необычайно обогатит кругозор, музыкальные представления учащихся. В репертуар следует включать те обработки народных песен, которые сделаны па высоком профессиональном уровне.  

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений. Важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ.

Включение в репертуар произведений русских и зарубежных композиторов-классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический репертуар знакомит певцов с эпохой, в которой жил автор музыки, его идейно-художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического языка. Ученики узнают, что каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты.

Кроме того в репертуарный перечень должны войти песни современных авторов. Дети любят песни яркие, ритмичные. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, глубоко переживая разные драматические ситуации, чутко реагируют на образы нежные, ласковые (о маме, природе, животных).

При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на интонационную сферу, тональные отклонения, модуляции, ритмические ладовые трудности. Такие произведения увлекают своей сложностью, работой на преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.

Кроме разнообразия жанров и стилей исполняемых произведений хоровое исполнение можно разнообразить путём использования разных выразительных средств: ритмическими движениями, подражательными звуками, словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми инструментами. На это участники хора хорошо откликаются.

Нужно помнить, что даже любой самый интересный репертуар не получит своего прекрасного звучания, если руководитель (хормейстер) не сможет «влюбить» в  него исполнителя.

Выбрав произведение, хормейстер должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к его разучиванию, руководитель проводит беседу о содержании, характере, сообщает краткие сведения о композиторе, авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Можно организовать прослушивание аудиозаписи в исполнении высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть партитуру на инструменте, спеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет участникам хора в освоении музыкальной фактуры, даст возможность вслушаться в гармоническое окружение мелодии. Всё это способствует музыкальному развитию детей, вносит в процесс активность и сознательность.

Грамотно подобранный репертуар явится мощной движущей силой для развития хорового коллектива. Достижение результата возможно при условии единства   достижения художественных и учебных целей. Необходимо чётко планировать занятия, ставить перед хором определённые цели, к достижению которых певцы будут осознанно стремиться. От руководителя требуются умения организации хоровой деятельности, мастерство педагога, наличие дисциплины в коллективе, хоровой репертуар и т.д.

Таким образом, проблема репертуара является одним из основных вопросов в работе хорового коллектива.

Руководитель должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, быть в курсе всего нового. Регулярное посещение хормейстером выступлений исполнительских коллективов, хоровых концертов, знакомство с новыми хоровыми произведениями даёт повод к сравнительному анализу, рождает новые творческие замыслы.

Заключение

Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям – экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его педагогическое умение вывести коллектив на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество. Необходимо научить детей петь в хоре, понимать и любить хор.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы.

"Вокальная работа на хоровом отделении" открытый урок по хору, 2-3 классы....

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Проектная работа на тему: "Вопрос выбора профессии в младшем подростковом возрасте"

Проеткная работа ученицы 7 класса , составленная на основании данных социологического опроса среди учащихся 7-х классов и учащихся 11- классов...

Методическая работа «Особенности работы концертмейстера хора»

Данная работа представляет собой описание особенностей профессиональной деятельности концертмейстера хора: ведущие функции концертмейстера хора, структурные уровни ансамблевого взаимодействия, работа ...

Методическа разработка "НАчальный этап двухголосия на занятиях младшего хора"

Описание работы , методов и приемов по овладению начального двухголлосия....