Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Гитара", 2019-2020
рабочая программа

Калинина Елена Аркадьевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Гитара" адресована детям среднего и старшего возраста и рассчитана на 2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_2019-2020.docx124.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №35 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454014, г. Челябинск. Ул. Молодогвардейцев, д. 18. тел./факс (351) 741-97-41, E-mail: Liceum 35@mail.ru

Рассмотрено                                                                                                Утверждаю

на заседании научно-методического Совета                                                        Директор МАОУ «Лицей № 35

МАОУ «Лицей № 35г.Челябинска»                                                                Г.Челябинска»        

_____________ 2019 г.

 _____________  А.Е. Филитова

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Гитара»

Руководитель: Калинина Елена Аркадьевна

г. Челябинск

2019 - 2020 учебный год

Информационная карта

  1. Тип программы: модифицированная(адаптированная под условия МАОУ «Лицей № 35г.Челябинска»).
  2. Образовательная область:музыка.
  3. Направленность: художественная.
  4. Способ освоения содержания: творческий.
  5. Уровень освоения содержания: специализированный.
  6. Уровень реализации программы: дополнительное образование.
  7. Формы реализации программы: групповая.
  8. Продолжительность реализации программы: 2 года.
  9. Возраст обучающихся 11-17 лет.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Гитара», художественной направленности, разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03. 2010 г.№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726.
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012г. № 761.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей.   Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.

Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной среде.       Умение играть на этом великолепном музыкальном инструменте - это своеобразная сфера духовной жизни подростка, его самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. В занятиях гитарой ребята создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения для сверстников, усиливают проникновение «золотого фонда» отечественной песенной культуры в молодежную среду.

С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя песни Ю.Визбора, О.Митяева, таких групп как «Алиса», «Машина времени», и других исполнителей или групп.  

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Процесс обучения опирается на разнообразный материал, включающий вокальные и инструментальные произведения.        Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой игры на инструменте, которое соответствует музыкально-художественным задачам.

Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели.  

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Основная цель программы - развить творческие способности детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению; осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства посредством занятий пением, игры на инструменте, изучения музыкальной культуры своего народа.

Учебные задачи:

  • изучение инструмента, обучение ребенка основным приемам игры на шестиструнной гитаре;
  • сообщение элементарных сведений по теории музыки, способствующих освоению музыкальной грамоты;
  • развитие у ребят умения петь под свой аккомпанемент;
  • развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти, вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов.
  • развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развитие творческих способностей  учащихся, навыков самостоятельной работы на инструменте;
  • раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством побуждения к самостоятельной творческой активности;
  • развитие познавательной активности, внимания, умения сосредотачиваться, установки на достаточно долгий упорный труд в освоении техники игры на инструменте;
  • расширение общего художественного кругозора, способности к самообразованию.

Воспитательные задачи:

  • воспитать активного участника в общественно-полезной деятельности;
  • выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованно действия;
  • создать условия для освоения азов этикета и эстетики.

Отличительная особенность данной программы.

Особенность программы дополнительного образования заключается в том, что занятия проводятся в малочисленных группах, четыре  раза в неделю. Это позволяет детям не только  учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента, но и  решать  проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Данная программа адресована детям среднего и старшего возраста, т.к. только к 10-12 годам достаточно подрастает кисть руки и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте.

Сроки реализации программы.

По времени действия программа рассчитана на два года обучения, общее количество часов: 315. Количество часов в  год обучения: 157,5. Количество часов в неделю: 4,5.

1 год - освоение основных приемов игры на инструменте, знаний музыкальной грамоты, чтение с листа, разучивание пьес и этюдов.

2 год – аккомпанемент, игра в ансамбле, исполнение музыкальных произведений для классической гитары.

Формы и режим занятий.

          Группы делится по возрасту – учащиеся старших классов, учащиеся средних классов. Оптимальное количество учащихся в группе – 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Содержательный компонент

Ожидаемый результат

Определение результативности

Первый год обучения

Знакомство с инструментом.

Организация целесообразных исполнительских движений (посадка за инструментом, постановка рук, аппликатура).

Викторина.

Изучение нотной грамоты.

Знание обозначения высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация, обозначение пауз.

Игра по нотам, чтение с листа. Исполнение гамм и трезвучий с обращениями.

Понятие о мелодии,  фактуре и тембре.

За год обучения дети должны исполнить 7-10 сольных и ансамблевых пьес для классической гитары, 10-15 детских песен с аккомпанементом.

Концертное выступление

Второй год обучения

Общее понятие об аккордах и гармонии.

Знание буквенной системы обозначения аккордов, основ транспонирования,  освоение техники баррэ.

Импровизация и подбор по слуху.

Сольное музицирование.

За год обучения дети должны исполнить 10-15 песен с аккомпанементом различной сложности, 7-10 сольных пьес для классической гитары.

Участие в концертной деятельности.

Игра в ансамбле.

За год обучения дети должны исполнить 5-10 пьес для ансамбля гитаристов.

Концертное выступление.

Творческая практика.

Формирование навыков самостоятельной работы с нотными текстами и интернет ресурсами.

Создание личного репертуарного списка.

За время обучения по дополнительной образовательной программе учащиеся будут развивать:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического;
  • ознакомление с миром профессии музыканта - исполнителя;
  • развитие Я- концепции и самооценки личности;
  • развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
  • формирование моральных норм и самооценки;
  • выделение нравственного содержания своих поступков;
  • формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной творческой задачей;
  • принимать и сохранять творческую задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • в сотрудничестве со сверстниками и учителем ставить новые учебные задачи;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательнойпрограммы.

Итогами реализации программы являются участие детей в общешкольных, районных, городских мероприятиях, концертные выступления для учащихся, педагогов и родителей, а также участие в творческих исследовательских проектах.

Критерии оцениваемых параметровпо дополнительной образовательной  программе

Показатели

Оцениваемые критерии

Содержание

Поведенческие характеристики (отражающие культуру общения со сверстниками и определяющие социальные границы саморазвития ребенка

в группе)

Убеждения,

взгляды

Субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам

Ценностные ориентации

Направленность сознания и поведения личности на общественные, материальные и духовные ценности. Осознанное отношение детей к труду, к профессии

Профессиональная ориентированность

Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию. Понимание нужности и важности приобретаемых знаний, умений и навыков для данного вида деятельности. Создание условий для положительного отношения детей к труду, профессии.

Социальные установки

Готовность, предрасположенность к определенным социально принятым способам поведения. Отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия. Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Тип сотрудничества

Отношение ребенка к общим делам детского объединения. Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Указанные личностные качества необходимы и достаточны, посколькудают многомерную характеристику личности, позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Способы проверки результатов обучения по дополнительной

образовательной программе

  • текущие наблюдения за учащимися, которые осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени.
  • сольное исполнение, игра в ансамбле.
  • участие ребят в общественной жизни школы, района, города.
  • выполнение творческих, исследовательских проектов.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы:

  • музыкальные викторины;
  • концертные выступления;
  • создание личной нототеки, песенников;
  • создание портфолио учащегося.

В качестве итоговой формы контроля и реализации дополнительной образовательной программы предусмотрено концертное выступление для учащихся, родителей, учителей, жителей района и пр.

Методы оценки результативности дополнительной образовательной программы:

  • количественный анализ;
  • статистические данные;
  • фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
  • отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • практические материалы.

Отслеживание результатов УУД проходит при помощи индивидуальной карты учащегося.

Индивидуальная карта учащегося

ФИО

Область диагностики личностного роста

2018-2019 учебный год

2019-2020учебный год

начало года

середина года

конец года

начало года

середина года

конец года

Межличностные отношения

Познавательная сфера личности

Уровень обученности

Уровень воспитанности

Особенности личности

Отслеживание результатов участия учащихся в конкурсах по итогам 1, 2 полугодий

Конкурс

Уровень

Результат

Фамилии участников

и т.д.

Отчёт о работе педагога дополнительного образования за первое (второе)полугодие учебного года.

  1. Количество часов по плану
  2. Количество часов проведено
  3. Количество занимающихся на начало учебного года
  4. Количество занимающихся на конец учебного года
  5. Количество мероприятий в МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска» / участников
  6. Количество мероприятий в Курчатовском районе г. Челябинска / участников
  7. Количество мероприятий в городе Челябинске /участников
  8. Количество мероприятий в Челябинской области /участников
  9. Количество мероприятий в России (выставок, конкурсов, творческих презентаций и т.д.) /участников

2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ

Первый год обучения

п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Формы проведения занятия

Формы контроля

1

4

Знакомство с инструментом.

Беседа

Текущие наблюдения

2

7

Посадка за инструментом. Постановка правой руки. Звукоизвлечение.

Индивидуальные занятия, занятия в группе

Текущие наблюдения

3

18

Метр.  Ритм.  Размер. Ритмические  упражнения для правой руки.

Комбинированный

Текущие наблюдения

4

7

Нотный стан. Чтение с листа на открытых струнах.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

5

27

Постановка левой руки гитариста. Чтение с листа

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

6

12

Игра дуэтом. Разучивание партий ансамбля.

Занятия в группе

Игра в ансамбле

7

3

Гамма C-dur.

Комбинированный урок

Сольное исполнение

8

3

Арпеджио.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

9

14

Разучивание одноголосных пьес.

Целевое применение усвоенного

Текущие наблюдения

10

9

Двухголосие.

Целевое применение усвоенного

Текущие наблюдения

11

11

Этюды.

Целевое применение усвоенного

Текущие наблюдения

12

16

Знаки альтерации. Гаммы G-dur и E-moll в две и три октавы.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

13

13

«Ломаное» арпеджио, арпеджио «на 6» и «на 8» ударов.

Комбинированный урок

Сольное исполнение

14

14

Пение детских песен с аккомпанементом, исполнение сольных и ансамблевых пьес по нотам и наизусть.

Целевое применение усвоенного

Концертное выступление

Итого за год: 158 часов.

Второй год обучения

п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Формы проведения занятия

Формы контроля

1

11

Общее понятие об аккордах и гармонии. Буквенная система обозначения аккордов.

Беседа

Устный ответ

2

54

Гармонические обороты в первой позиции. Исполнение песен с аккомпанементом в первой позиции.

Индивидуальные занятия, занятия в группе

Сольное исполнение

3

45

Техника исполнения баррэ на гитаре. Игра во второй, третьей позициях

Комбинированный

Текущие наблюдения

4

7

Септаккорд - обозначение, применение

Формирование новых знаний

Устный ответ

5

11

Тональность

Формирование новых знаний

Устный ответ

6

13

Основы транспонирования

Занятия в группе

Текущие наблюдения

7

3

Подбор по слуху

Смешанный урок

Текущие наблюдения

8

4

Импровизация. Игра в ансамбле

Целевое применение усвоенного

Выполнение творческих проектов

9

10

Формирование навыков самостоятельной работы  с нотными текстами и интернет ресурсами

Учёт и оценка знаний, умений, навыков

Концертное выступление

Итого за год:

158

Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы

Первый год обучения

п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Формы проведения занятия

Формы контроля

1

1

Вводное занятие. Знакомство с программой обучения

Беседа

Текущие наблюдения

1

Историческая справка о гитаре.

Лекция

Устный опрос

2

Виртуальная экскурсия «Вокруг света с классической гитарой»

Комбинированный

Устный опрос

2

Посадка за инструментом.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

2

2

Постановка правой руки. Звукоизвлечение.

Занятия в группе

Сольное исполнение

3

Упражнения для правой руки на открытых струнах.

Смешанный урок

Сольное исполнение

3

3

Метроритм. Ритмические упражнения для правой руки.

Комбинированный

Практическая работа

4

4

Упражнения на две доли.

Комбинированный

Презентация

1

Размер «две четверти».

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

5

3

Упражнения на четыре доли.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

1

Размер «четыре четверти»

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

6

4

Упражнения на три доли.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

2

Размер «три четверти».

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

7

3

Нотный стан.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

8

4

Чтение с листа на открытых струнах.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

9

3

Постановка левой руки гитариста.

Занятия в группе

Текущие наблюдения

10

6

Хроматические упражнения.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

11

3

Чтение с листа на первой струне.

Смешанный урок

Текущие наблюдения

3

Чтение с листа на второй струне.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

3

Чтение с листа на третьей струне.

Смешанный урок

Текущие наблюдения

3

Чтение с листа четвертой струне.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

3

Чтение с листа на пятой струне

Учёт и оценка знаний, умений, навыков

Сольное исполнение

3

Чтение с листа на шестой струне

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

12

8

Разучивание партий ансамбля. Разучивание партий ансамбля

Занятия в группе

Сольное исполнение

13

4

Игра дуэтом.

Занятия в группе

Игра в ансамбле

14

3

Гамма C-dur.

Формирование новых знаний

Практическая работа

15

3

Арпеджио.

Занятия в группе

Презентация

16-17

5

Одноголосные пьесы на всех струнах

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

18-21

4

Чтение с листа на всех струнах.

Индивидуальные занятия

Сольное исполнение

3

Гамма A-moll.

Индивидуальные занятия

Сольное исполнение

2

Гамма A-moll в две октавы.

Индивидуальные занятия

Сольное исполнение

22-25

4

Двухголосие. Чтение с листа.

Индивидуальные занятия

Сольное исполнение

16-17

5

Пьесы на двухголосие.

Обобщение и систематизация

Сольное исполнение

18-20

4

Размер шесть восьмых.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

21

3

Чтение упражнений на шесть восьмых

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

23-24

3

Знаки альтерации.

Формирование новых знаний

Игра в ансамбле

3

Гамма G-dur.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

2

Гамма G-dur в две октавы,.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

2

Гамма E-moll.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

3

Гамма E-moll в две октавы.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

3

Гамма E-moll в три октавы.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

4

Этюды.

Индивидуальные занятия, занятия в группе

Создание личной фонототеки

25-27

5

Прием игры «ломаное арпеджио».

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

28-29

4

Прием игры арпеджио «на 6 ударов»

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

30-31

4

Прием игры арпеджио «на 8 ударов»

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

32-33

6

Пение детских песен с аккомпанементом.

Обобщение и систематизация

Текущие наблюдения

34

6

Исполнение пьес предыдущих занятий в ансамбле. Исполнение ранее изученных произведений

Целевое применение усвоенного

Выполнение творческих проектов

35

2

Итоговое занятие.

Целевое применение усвоенного

Концертное выступление

Итого за год: 158 часов.

Второй год обучения

п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Формы проведения занятия

Формы контроля

1

2

Общее понятие об аккордах и гармонии.

Беседа

Текущие наблюдения

2

Общее понятие о гармонии.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

2

Обозначение аккордов (буквенная система).

Лекция

Устный опрос

2

3

Буквенное обозначение аккордов ля минор.

Комбинированный

Устный опрос

2

Буквенное обозначение аккордов ми мажор.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

3

2

Гармонический оборот  Am-E

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

2

Гармонический оборот Е-Аm

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

4

3

Слушание и разучивание украинской народной песни «Ой, гаю, при Дунаю»

Обобщение и систематизация

Текущие наблюдения

2

Разбор песни «Ой, гаю, при Дунаю»

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Разучивание песни «Ой, гаю, при Дунаю»

Формирование новых знаний

Устный опрос

5

2

Буквенное обозначение аккорда ре минор.

Целевое применение усвоенного

Текущие наблюдения

6

3

Гармонический оборот Dm-Am

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

2

Гармонический оборот Am- Dm

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот Dm-Е

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот Dm-Am-E-Am

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

7-8

3

Цыганский романс

Комбинированный

Практическая работа

9

2

Гармонический оборот Am-Dm-E-Am

Индивидуальные занятия

Презентация

2

Лирические песни

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Творчество С.Есенина

Формирование новых знаний

Устный опрос

10

3

Слушание и разучивание песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

Индивидуальные занятия

Создание песенника

2

Разбор песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Разучивание песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

Формирование новых знаний

Устный опрос

11

2

Слушание песни «Отговорила роща».

Обобщение и систематизация

Создание песенника

3

Разбор песни «Отговорила роща».

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

12

2

Разучивание песни «Отговорила роща».

Формирование новых знаний

Создание личного репертуара

13

2

Лирика в творчестве М.Звездинского.

Индивидуальные занятия, занятия в группе

Создание  личного репертуара

14

2

Слушание песни «Очарована, околдована»

Комбинированный

Сольное исполнение

3

Разбор песни «Очарована, околдована»

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Разучивание песни «Очарована, околдована»

Формирование новых знаний

Устный опрос

15

2

Техника исполнения баррэ на гитаре.

Формирование новых знаний

Сольное исполнение

16-17

2

Упражнения для освоения техники баре на мажорных аккордах.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

18

3

Буквенное обозначение аккорда фа мажор

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

2

Буквенное обозначение аккорда соль мажор.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

19

2

Гармонический оборот F-G

Обобщение и систематизация

Текущие наблюдения

2

Гармонический оборот G-F

Формирование новых знаний

Устный опрос

3

Гармонический оборот G-C

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот C-G

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот F-G-C

Формирование новых знаний

Устный опрос

20

2

Упражнения для освоения техники баре на минорных аккордах.

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

21

3

Игра в позиции.

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

2

Гармонический оборот G-Cm

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот Cm-G

Формирование новых знаний

Устный опрос

22

2

Буквенное обозначение аккорда си бемоль мажор (минор)

Лекция

Устный опрос

3

Буквенное обозначение аккордов си мажор (минор)

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот F-Bm

Комбинированный

Устный опрос

2

Гармонический оборот Bm-F

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Гармонический оборот H-Em

Формирование новых знаний

Устный опрос

3

Гармонический оборот Em-Н

Формирование новых знаний

Устный опрос

23

2

Исполнение песен предыдущих занятий с аккомпанементом.

Формирование новых знаний

Текущие наблюдения

24

2

Септаккорд.

Занятия в группе

Устный опрос

2

Правило и обозначение септаккорда.

Формирование новых знаний

Устный опрос

3

Применение септаккорда в аккомпанементе.

Формирование новых знаний

Устный опрос

25

2

Тональность.

Смешанный урок

Создание портфолио учащегося

2

Определение тональности.

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Правила гармонических оборотов в тональности.

Формирование новых знаний

Устный опрос

26

3

Аккорды тональности A-moll.

Целевое применение усвоенного

Текущие наблюдения

27

2

Аккорды тональности С-dur.

Комбинированный

Текущие наблюдения

28

2

Основы транспонирования.  

Формирование новых знаний

Устный опрос

2

Способы переноса аккомпанемента в другую тональность.

Формирование новых знаний

Устный опрос

29

3

Транспорт аккомпанемента из A-moll в D-moll и E-moll.

Обобщение и систематизация

Устный опрос

2

Транспорт аккомпанемента из A-moll в E-moll

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

30

2

Транспорт аккомпанемента из C-dur в F-dur

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

2

Транспорт аккомпанемента из C-dur в G-dur.

Целевое применение усвоенного

Сольное исполнение

31

3

Подбор по слуху.

Комбинированный

Текущие наблюдения

32

2

Импровизация.

Индивидуальные занятия

Игра в ансамбле

2

Игра в ансамбле.

Групповые занятия

Игра в ансамбле

33

2

Переложение нотного текста для исполнения в ансамбле.

Индивидуальные занятия

Текущие наблюдения

34

3

Создание личного репертуара с использованием интернет ресурсов.

Обобщение и систематизация

Выполнение творческих проектов

35

3

Исполнение ранее изученных произведений.

Целевое применение усвоенного

Концертное выступление

2

Итоговое занятие.

Целевое применение усвоенного

Концертное выступление

Итого за год: 158 ч.


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Первый год обучения.

Тема 1. «Знакомство с инструментом». (29 ч.)

Знакомство с инструментом. Историческая справка о гитаре. Виртуальная экскурсия «Вокруг света с классической гитарой». Основные выразительные возможности гитары. Организация целесообразных исполнительских движений(посадка за инструментом, постановка рук, аппликатура).Звукоизвлечение. Упражнения. Пение детских песен с аккомпанементом себе на открытых струнах.

Тема 2. «Изучение нотной грамоты». (80 ч.)

Знание обозначения высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация, обозначение пауз.Метр. Ритм. Размер Аппликатура. Знаки альтерации. Гаммы и трезвучия с обращениями. Арпеджио.

Тема 3. «Понятие о мелодии,  фактуре и тембре». (48 ч.)

Разучивание партий ансамбля. Игра дуэтом. Разучивание одноголосных пьес. Двухголосие. Этюды. Чтение с листа.Пение детских песен с аккомпанементом, исполнение сольных и ансамблевых пьес по нотам и наизусть.За год обучения дети должны исполнить 7-10 сольных и ансамблевых пьес для классической гитары, 10-15 детских песен с аккомпанементом

Второй год обучения.

Тема 1. «Общее понятие об аккордах и гармонии». (36 ч.)

Общее понятие об аккордах и гармонии. Буквенная система обозначения аккордов. Гармонические обороты в первой позиции. Исполнение песен с аккомпанементом в первой позиции. Техника исполнения баррэ на гитаре. Игра во второй, третьей позициях. Септаккорд - обозначение, применение. Тональность.

Тема 2. «Сольное музицирование». (63 ч.)

За год обучения дети должны исполнить 10-15 песен с аккомпанементом различной сложности, 7-10 сольных пьес для классической гитары.

Тема 3. «Игра в ансамбле». (27 ч.)

Игра в ансамбле. За год обучения дети должны исполнить 5-10 пьес для ансамбля гитаристов.

Тема 4. «Творческая практика». (31 ч.)

Формирование навыков самостоятельной работы с нотными текстами и интернет ресурсами. Подбор по слуху. Основы транспонирования. Импровизация. Формирование навыков самостоятельной работы с нотными текстами и интернет ресурсами.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной образовательной  программы

Первый год обучения

В результате первого года обучения дети

будут знать:

  • основные выразительные возможности гитары;
  • обозначения высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация, обозначение пауз;
  • знаки альтерации, ,гаммы и трезвучия с обращениями.
  • основные понятия о мелодии, гармонии, фактуре и тембре.

будут уметь:

  • правильно садиться за инструмент, рационально использовать исполнительский аппарат;
  • целесообразно выбирать аппликатуру;
  • читать нотные произведения с листа;
  • самостоятельно разучивать и исполнять сольные произведения на инструменте;
  • играть в ансамбле.

В результате первого года обучения у учащихся будут сформированы личностные качества:

  • усидчивость, трудолюбие, терпение, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;
  • умение работать в коллективе;
  • доброжелательность;
  • любознательность;
  • взаимопомощь.

Второй год обучения

В результате второго года обучения дети

будут знать:

  • общие понятия об аккордах и гармонии;
  • буквенная система обозначения аккордов;
  • гармонические обороты в разных тональностях;
  • основы транспонирования, импровизации и подбора по слуху
  • принципы техники баррэ.

будут уметь:

  • играть в позиции, применять технику баррэ;
  • исполнять гармонические обороты в разных тональностях;
  • транспонировать, импровизировать и подбирать по слуху;
  • самостоятельно работать с нотными текстами и интернет ресурсами.
  • исполнять сольные пьесы и пьесы с аккомпанементом различной сложности;
  • играть в ансамбле.

В результате второго года обучения у учащихся будут сформированы личностные качества:

  • ответственность,
  • аккуратность,
  • терпение;
  • отзывчивость, взаимопомощь;
  • культура поведения;
  • интерес к творческому познанию.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение программы.

В реализации данной программы используются:

  • учебно-методическое пособие «Аппликатура пальцев правой руки гитариста в гамме»;
  •  методическая разработка «Ансамбль в классе гитары. Специфика и особенности ансамблевого музицирования»;
  • нототека для гитары:
  • «Упражнения для чтения с листа»;
  • «Ноты для гитары. Первые уроки»;
  • «Ноты для ансамбля начинающих гитаристов».

Рекомендации по проведению творческой практики детей.

Главный методический принцип организации творческой деятельности  детей - опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных музыкальных произведений.

Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:

  • подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;
  • введение музыкально-игровых ситуаций;
  • создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;
  • индивидуальный подход.

Дидактический материал.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Но освоение теоретических знаний является необходимым средством для музицирования. Поэтому изучение нотной грамоты и основным приемам игры на инструменте отводится большое значение.

Методические приемы объяснения ребенком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими ученикам и помогают расширить их представления о средствах и способах звукоизвлечения, художественных возможностях инструмента  и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления.

Репертуар:

Первый год обучения.  Второй год обучения.

«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду», р.н.п.              А.Рыбников «Ты меня на рассвете разбудишь»

«Два веселых гуся», р.н.п.                         Б.Окуджава «Ваше благородие»

«ДевкаЯвдошка», р.н.п.                            В.Егоров «Облака»        

«Дождик», детская песенка                      Г.Гладков «Песня о дружбе»

«Дон-дон», детская песенка                      Джулиани «Прелюдия»          

«Зайка», детская песенка                           Иванов-Крамской «Маленький вальс»    

«За рекою было», р.н.п.                             Каркасси «Прелюдия»

Каркасси «Andante»                                  Карулли «Этюд»

«Киргизская народная песня»                  М.Звездинский «Очарована, околдована»

«Петушок», детская песенка                     О.Митяев «Изгиб гитары желтой»

Поврозняк «Мазурка»                               Украинская нар.песня «Ой, гаю, при Дунаю»

«Солнышко», детская песенка                 Ю.Визбор «Донбайский вальс»

Сор «Этюд»                 Юрьев «Этюд»

Методы обучения, используемые при обучении по дополнительной образовательной программе

На учебных занятиях применяются различные методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, УУД, которые активируют их мышление, развивают и поддерживают интерес творчеству. Каждый метод обучения предполагает осознанную цель,  и непременно приводит к намеченному результату.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесный (беседа диалоги, объяснения);
  • наглядный (показ приемов игры на инструменте);
  • практический (чтение с листа, сольное исполнение, игра в ансамбле).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • создание «ситуации успеха»;
  • предъявление требований и приучение к их выполнению;
  • эмоциональное воздействие.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • методы устного контроля и самоконтроля.

Методы воспитания, используемые при обучении по дополнительной образовательной программе

  • метод формирования познания (убеждение: объяснение, показ);
  • метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение: упражнение, формирование навыка, воспитывающие ситуации);
  • метод стимулирования (мотивации: оценка, поощрение).

Функциональная пригодность различных методов неостается постоянной на всем протяжении учебного процесса по данной программе. Интенсивность применения одних методов возрастает, других - снижается.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы следующие условия:

  • кабинет;
  • гитара, пюпитр;
  • подставка;
  • учебная доска;
  • дидактический материал по теме программы;
  • учебные пособия (список литературы).

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. В добрый час, друзья! /сост. А.Н.Степанов.-Томск: Культ, 2000. – 40 с.
  2. Владимирский  С. Н. Гитара для всех / Владимирский  С. Н.- М.: - Пионер. Правда: Рось: Фантастика для всех, 1994 – 74 с.
  3. В.Ф.Суханов. Гитара для всех: самоучитель игры на шестиструн. гитаре / В. Ф. Суханов. – 10 - е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 109 с.
  4. Добрынина Е. А. Любителям музыки посвящается. – М.: Сов. Композитор, 1980. – 82 с.
  5. КаркассиМ. «Школа игры на шестиструнной гитаре»:/ М. Каркасси; под общ.ред. А. Иванова-Крамского ; пер. Н. Рождественская. – Переизд. М. Кифара, 1999. – 152 с. 
  6. Русский шансон: песенник. - М.: Издательство В.Катанского, вып. 2, 2005. – 109 с.
  7. Слово о музыке /сост. В. Б. Григорович, З.М. Андреева. – 2-е изд., испр. -  М.: Просвещение, 1990г. – 317 с.

Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы

Первый год обучения

№ п/п

К-во  часов

Наименование разделов и тем

1

1

Вводное занятие.  Знакомство с программой обучения.  

3

1

Историческая справка о гитаре.

4

2

Виртуальная экскурсия «Вокруг света с классической гитарой»

5

2

Посадка за инструментом.

6

2

Постановка правой руки.  Звукоизвлечение.

9

3

Упражнения для правой руки на открытых струнах.

10

3

Метроритм.  Ритмические упражнения для правой руки.

12

4

Упражнения на две доли.

13

1

Размер «две четверти»

14

3

Упражнения на четыре доли

15

1

Размер «четыре четверти»

16

4

Упражнения на три доли.

17

1

Размер «три четверти».

18

3

Нотный стан.

19

4

Чтение с листа на открытых струнах.

20

3

Постановка левой руки гитариста.

21

6

Хроматические упражнения.

22

3

Чтение с листа на первой струне.

23

3

Чтение с листа на второй струне.

24

3

Чтение с листа на третьей струне.

25

3

Чтение с листа на четвертой струне.

26

3

Чтение с листа на пятой струне.

27

3

Чтение с листа на шестой струне.

28

4

Чтение с листа партий ансамбля.

29

4

Разучивание партий ансамбля.

30

4

Игра дуэтом.

31

3

Гамма C-dur.

32

2

Арпеджио.

33

5

Одноголосные пьесы на всех струнах.

34

4

Чтение с листа на всех струнах.

35

3

Гамма A-moll.

36

2

Гамма A-moll в две октавы.

37

4

Двухголосие. Чтение с листа.

38

4

Пьесы на двухголосие.

39

4

Размер шесть восьмых.

40

3

Чтение упражнений на шесть восьмых

41

3

Знаки альтерации.

42

3

Гамма G-dur

43

2

Гамма G-dur  в две октавы

44

2

Гамма E-moll.

45

3

Гамма E-moll в две октавы.

46

3

Гамма E-moll в три октавы.

47

4

Этюды.

48

4

Прием игры «ломаное арпеджио».

49

4

Прием игры арпеджио «на 6 ударов»

50

4

Прием игры арпеджио «на 8 ударов»

51

5

Пение детских песен с аккомпанементом.

52

4

Исполнение пьес предыдущих занятий в ансамбле.

53

3

Исполнение ранее изученных произведений.

54

2

Итоговое занятие.

Итого за год:

158

Второй год обучения

№ п/п

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

1

3

Общее понятие об аккордах.

2

2

Общее понятие о гармонии.

3

2

Обозначение аккордов (буквенная система).

4

2

Буквенное обозначение аккордa ля минор.

5

3

Буквенное обозначение аккордa ми мажор.

6

2

Гармонический оборот  Am-E.

7

2

Гармонический оборот  Е-Аm.

8

2

Слушание украинской народной песни «Ой, гаю, при Дунаю»

9

3

Разбор песни «Ой, гаю, при Дунаю»

10

2

Разучивание песни «Ой, гаю, при Дунаю»

11

2

Буквенное обозначение аккорда ре минор.

12

2

Гармонический оборот Dm-Am

13

3

Гармонический оборот Am-Dm

14

2

Гармонический оборот Dm-E

15

2

Гармонический оборот Dm-Am-E-Am

16

2

Цыганский романс.

17

3

Гармонический оборот Am-Dm-E-Am

18

2

Лирические песни.

19

2

Творчество С.Есенина.

20

2

Слушание песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

21

3

Разбор песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

22

2

Разучивание песни Л. Дербенова  «Все пройдет»

23

2

Слушание песни «Отговорила роща».

24

2

Разбор песни «Отговорила роща».

25

3

Разучивание песни «Отговорила роща».

26

2

Лирика в творчестве М.Звездинского.

27

2

Слушание песни «Очарована, околдована»

28

2

Разбор песни «Очарована, околдована»

29

3

Разучивание песни «Очарована, околдована»

30

2

Техника исполнения баре на гитаре.

31

2

Упражнения для освоения техники баре на мажорных аккордах.

32

2

Буквенное обозначение аккорда фа мажор.

33

3

Буквенное обозначение аккорда соль мажор.

34

2

Гармонический оборот F-G

35

3

Гармонический оборот G-F

36

2

Гармонический оборот G-C

37

2

Гармонический оборот C-G

38

3

Гармонический оборот F-G-C

39

2

Упражнения для освоения техники баре на минорных аккордах.

40

2

Игра в позиции.

41

2

Гармонический оборот G-Cm

42

3

Гармонический оборот Cm-G

43

2

Буквенное обозначение аккорда си бемоль мажор (минор).

44

2

Буквенное обозначение аккордов си мажор (минор).

45

2

Гамонический оборот F-Bm.

46

3

Гамонический оборот Bm-F.

47

2

Гамонический оборот H-Em

48

2

Гамонический оборот Em-H

49

2

Исполнение песен предыдущих занятий с аккомпанементом.

50

3

Септаккорд.

51

2

Правило и обозначение септаккорда.

52

2

Применение септаккорда в аккомпанементе.

53

2

Тональность.

54

3

Определение тональности.

55

2

Правила гармонических оборотов в тональности.

56

2

Аккорды тональности A-moll.

57

2

Аккорды тональности С-dur.

58

3

Основы транспонирования

59

2

Способы переноса аккомпанемента в другую тональность.

60

2

Транспорт аккомпанемента из A-moll в D-moll.

61

2

Транспорт аккомпанемента из A-moll в E-moll.

62

3

Транспорт аккомпанемента из C-dur в F-dur.

63

2

Транспорт аккомпанемента из C-dur в G-dur.

64

2

Подбор по слуху.

65

2

Импровизация.

66

2

Игра в ансамбле.

67

2

Переложение нотного текста для исполнения в ансамбле.

68

2

Создание личного репертуара с использованием интернет ресурсов.

69

3

Исполнение ранее изученных произведений

70

2

Итоговое занятие.

Итого за год:

158


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...

Семинар для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год

Выступление на Семинаре для образовательных организаций, имеющих стабильно низкие и стабильно высокие образовательные результаты за 2019-2020 учебный год...