Рабочая программа по предмету "Музыка" 1 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке

Степанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными наркшениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_1_klass_po_fgos.docx39.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

(1 класс «Музыка» 1 вар УП)

                Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ. 

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры личности.

Формы и методы работы по программе:

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.

― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук.

Развитие слухового внимания при пении в унисон.

Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.

3.Место в учебном плане

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» для 1 класса содержит учебный предмет музыка. На изучение данного предмета в учебном плане отводится 2 часа в неделю.

В учебном году на курс музыки отводится   66 часов.   Из них:

в    I  четверти -   ч.     во II четверти -    ч.               в  IIIчетверти -  ч.               в  IV четверти -   ч.

                                                                 

 4.Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

 — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

 – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

 – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты изучения музыки:

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.

 Пение соло и хором.

Умение различать части песни.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.

Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)

Минимальный уровень:

определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

различение песни, танца, марша;

передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков ( форте-громко, пиано-тихо);

представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Диагностический инструментарий: в 1 классе безотметочная система оценивания, диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)

Система бальной оценки результатов по музыке

Балл

Характеристика  продвижений

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом.

1 балл

Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла

Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно.

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов

Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

5.Содержание учебного предмета

Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал.

Хоровое пение

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.

Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.

Музыкальный материал для пения:

Разучивание песни «Песня о школе»- муз. М.Иорданского, сл. В.Семеркина, Разучивание песни «Золотая осень»- муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Некрасовой, Разучивание песни «Медвежата»- муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель, Разучивание песни «Петушок»- р.н.п, Разучивание песни «Новогодняя хороводная»- муз.А.Островского, сл.Ю.Леденева, Разучивание песни «Ёлочка»- муз.М.Карасева, сл.З.Александровой, Разучивание песни «Песенка друзей»- муз.В.Герчик, сл.Я.Акима, Разучивание песни «Маме в день 8 марта»- муз.А.Островского, сл.З.Петровой, Разучивание песни «Песня о бабушке»- муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной, Разучивание песни «Во поле берёза стояла»- р.н.п, Разучивание песни «Азбука»- муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной, Разучивание песни «Праздник цветов»- Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер, Разучивание песни-игры «Догадайся, кто поёт?»- муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой, Разучивание песни «Весёлые гуси»- укр.н.п.

Слушание музыки

Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш , танец  – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.

Музыкальные произведения для слушания:

«Детский альбом» П.Чайковского, «Веселые матрешки» муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой, «Спать пора» муз.С.Разоренова, сл.О.Фадеевой, «Детский альбом» П.Чайковского, «Песня о школе», «Золотая осень», «Медвежата», «Ладушки» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова, «Детская полька» муз.М.Глинки, «Марш» муз.С.Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», «Петушок», «Новогодняя хороводная», «Ёлочка», «Колыбельная Маши» из оперы «Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга, «Рондо-марш» муз.Д.Кабалевского, «Вальс-шутка» муз.Д.Шостаковича, «Праздник цветов», «Догадайся, кто поёт?», «Весёлые гуси» «Итальянская полька» муз.С.Рахманинова.

6. Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Музыкальное сопровождение

1

День знаний

1

2

Вводный урок.

1

Слышать педагога

3-4

Значение и виды темпа в музыке.

2

Правильно реагировать на звучание музыки

«Детский альбом» П.Чайковского

5-6

Разучивание песни «Песня о школе».

2

Правильно сидеть, стоять при пении

муз. М.Иорданского, сл. В.Семеркина

7-8

Быстрый и медленный темп в музыке.

2

Различать темп в музыке.

«Веселые матрешки» муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой, «Спать пора» муз.С.Разоренова, сл.О.Фаддеевой

9-10

Разучивание песни «Золотая осень».

2

Правильно сидеть, стоять при пении

муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Некрасовой

11-12

Сила звучания в музыке.

2

Ознакомление с силой звучания пиано- тихо, форте - громко.

«Детский альбом» П.Чайковского

13-14

Разучивание песни «Медвежата».

2

Развитие умения спокойно брать дыхание без поднятия плеч.

муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель

15-16

Тихое и громкое звучание в музыке.

2

Развитие умения спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Умения слышать где тихо, громко.

«Детский альбом» П.Чайковского

17-18

Повторение песенного материала.

2

Формирование у детей основных свойств певческого голоса.

«Песня о школе», «Золотая осень», «Медвежата»

19-20

Песня и её значение.

2

Развитие умения определять темп в музыке, тихое и громкое звучание, характер, настроение.

«Ладушки» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова

21-22

Разучивание песни «Петушок».

2

Развитие умения правильно брать дыхание, во время пения, четко произносить согласные, гласные звуки.

р.н.п.

23-24

Танец  и его значение.

2

Представление о жанрах: песня, танец, марш.

«Детская полька» муз.М.Глинки

25-26

Разучивание песни «Новогодняя хороводная».

2

Развитие умения соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять.

муз.А.Островского, сл.Ю.Леднева

27-28

Марш и его значение.

2

Слушать

«Марш» муз.С.Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк»

29-30

Разучивание песни «Ёлочка».

2

Развитие умения петь хором.

муз.М.Карасева, сл.З.Александровой

31-32

Повторение песенного материала.

2

Работа над чистотой унисона.

«Петушок», «Новогодняя хороводная», «Ёлочка»

33-34

Музыкальный инструмент: фортепиано.

2

Развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение.

«Детский альбом» П.Чайковского

35-36

Разучивание песни «Песенка друзей».

2

Развитие умения петь спокойно, без выкриков.

муз.В.Герчик, сл.Я.Акима

37-38

Музыкальный инструмент: скрипка.

2

Знакомство с музыкальным инструментом скрипка, ее звучанием.

«Колыбельная Маши» из оперы «Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга

39-40

Разучивание песни «Маме в день 8 марта».

2

Работа над чистотой унисона.

муз.А.Островского, сл.З.Петровой

41-42

Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка.

2

Развитие умения внимательно слушать.

«Детский альбом» П.Чайковского

43-44

Разучивание песни «Песня о бабушке».

2

Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе.

муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной

45-46

Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

2

Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании, протяжно.

р.н.п.

47-48

Разучивание песни «Азбука».

2

Одновременное произнесение слов всем классом в унисон

муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной

49-50

Повторение песенного материала.

2

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях, умение петь в унисон.

«Детский альбом» П.Чайковского

51-52

Темп в музыке (повторение).

2

Умение определять, разные по характеру произведения.

«Рондо-марш» муз.Д.Кабалевского

53-54

Разучивание песни «Праздник цветов».

2

Развитие умения определить темп в музыке.

Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер

55-56

Сила звучания в музыке (повторение).

2

Развитие умения спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.

«Вальс-шутка» муз.Д.Шостаковича

57-58

Разучивание песни-игры «Догадайся, кто поёт?»

2

Развитие умения определить силу звучания в музыке.

муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой

59-60

Песня, танец, марш (повторение).

2

Развитие памяти слуха.

«Итальянская полька» муз.С.Рахманинова

61-62

Разучивание песни «Весёлые гуси».

Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка (повторение).

2

Развитие умения определить песня, танец, марш.

укр.н.п.

63-64

Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка (повторение).

2

Узнавать музыкальные инструменты

«Детский альбом» П.Чайковского

65-66

Повторение песенного материала.

2

Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

«Праздник цветов», «Догадайся, кто поёт?», «Весёлые гуси»

                   7.Методическая литература

1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П Сергеевой, Т.С Шмагиной.

2.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников  Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.

3.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014

4.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115 5.Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.

                                        8. Материально – техническое обеспечение

детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);

- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...