урок "Былина о Садко и Морском царе"
план-конспект урока по музыке

Дадоева Эльвира Шевкетовна

Опера Римского Корсакого Садко.Муз фрагиенты "Заиграйте мои гусельки". "Песня Варяжского, Веденецкого ,гостей" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadko.docx152.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Конспект урока по музыке

Учитель Дадоева Э.Ш.

Дата   03.12.20.                                 Класс 3.Б                             № Урока13

            07.12.20                                              3А.В

Тема: Былина о Садко и Морском царе.

Цели(  образоват. воспит. Развивающие) сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко». иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Оборудование презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.

Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.

Ход урока.

1. Организационный момент .Муз приветствие

hello_html_6b35dd8e.jpg

2. Актуализация знаний(Постановка темы урока.)

- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).

- Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)

- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)

  1. Целеполагание .(мотивация)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.

- Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.

- У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.

- Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».

- Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».

- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

- Основная часть урока(Новый материал

 Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

- Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)

- Былина – от слова быль, было когда-то.

- Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина. Она написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

3. Открытие новых знаний

- Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)

- Вступление в опере – это образ моря.

  1. Физминутка.

Прослушивание вступления к опере Садко».

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли)

  1. 5. Первичное усвоение новых знаний

.- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

Молодцы. Вы справились с заданием.

- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.

Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.

6. Рефлексия.

- Закрепление изученного материала

Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».

  1. Рефлексия

 Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?

- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

7. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.

- До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Морского царя

Сценарий новогоднего праздника (Дети входят в зал под песню  «Новогодние игрушки», их встречают клоуны Бим и Бом) Бим: Здравствуйте, дорогие друзья! Разрешите вас поздравить с сам...

В гостях у морского царя

КИНЕЗИТЕРАПИЯ в форме игры-рассказа «Волшебный сон»...

В гостях у морского царя

КИНЕЗИТЕРАПИЯ в форме игры-рассказа «Волшебный сон»...

Методическая разработка урока «Новогодние забавы Морского царя».

Польза плаванья несомненна для человека в любом возрасте, но для развивающегося детского организма регулярные занятия этим видом спорта просто необходимы. Что удивительно, плаванье является тем видом ...

Новогоднее путешествие в царство Морского царя.

Сценарий новогоднего праздника может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям составлен он для детей от 3- х лет....

Тема «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Тема: «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов»....