Модифицированная программа по хореографии "Непоседы"
методическая разработка по музыке

Новокрещенных Наталья Петровна

Хореография- искусство, любимое детьми. И работать с ними- значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы. Раскрепощение ДУШИ через движение ТЕЛА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannoya_horegrafiya.docx49.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Непоседы»

( хореография)

Музыкального руководителя

Новокрещенных Натальи Петровны

(нормативный срок освоения 2 года)

 

Вступление

   Танец – это искусство, искусство быть самим собой,

 искусство давать волю своим чувствам и эмоциям.

   Герман Титов                          

                           

Хореография- искусство, любимое детьми. И работать с ними- значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы. Раскрепощение ДУШИ через движение ТЕЛА.

Мы умиляемся, порой даже  не подозревая, какое колоссальное значение имеет Танец для правильного развития ребенка… детскими психологами установлено, что  ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное  созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга…

В последние несколько лет молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено  множество методических разработок. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, все оппоненты сходятся во мнении о том, что раннее развитие – вещь очень важная, нужная и полезная.

Основываясь на опыт работы по проблеме «Эмоциональная невыразительность у детей старшего дошкольного возраста» и проанализировав все имеющиеся программы, затрагивающие эту  тему, я пришла к выводу, что они не в полной мере решают эту проблему.

Работая над этой темой, я разработала  данную программу по танцевально-игровой гимнастике, которая является первой ступенькой на лестнице хореографического обучения от малышей до подготовительной к школе группе. Ведь сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни.  Это и большое внимание к своему внешнему виду,  к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.

Разум ребенка это волшебная палочка, при помощи которой мы, педагоги-   просто обязаны открыть для ребенка  этот удивительный и по-настоящему сказочный мир искусства! Будь то литература, изо, музыка или ТАНЕЦ.          

Пояснительная записка

 

Программа предлагает систему по танцевально - игровой гимнастики  направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с использованием разнообразных занимательных игр- упражнений, игр-фантазий  для  воплощения в танцевальной гимнастике, которая позволяет ребенку в увлекательной форме развивать их способности и совершенствовать двигательные навыки.   

Направленность:

 Программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.

                                           Концептуальная идея программы:

       Предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, классической музыки.

                                                      Новизна программы:

Учитывая требования современного дополнительного образования, данная  программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству.
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • сохранение и охрана здоровья детей.
  • ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность

Тип программы - модифицированная.

                                 

 

Педагогическая целесообразность:

        Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым  открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации. Кроме этого содержание программы взаимосвязано с программами по физическому воспитанию в дошкольном учреждении и музыкальному воспитанию.

В основе лежат программы А.Я.Вагановой «основы классического танца»,  Г.П.Гусева «методика преподавания народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей.

      Основанием приема детей в группу первого обучения служит медицинская справка о состоянии здоровья, желание ребенка.

 

Программа включает в себя:

- разнообразие видов хореографической деятельности с опорой на народное творчество, его богатство.  

- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;

- сплочение обучаемых  в большой дружный коллектив,   способных активно и четко воспринимать  учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя;

- развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов над  личными, уважение к личности каждого;

- воспитание патриотизма, здорового образа жизни;

   Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами  танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

в воспитании:

  • формирование общей культуры личности ребенка, способной адоптироваться в современном обществе;
  • формирование потребности здорового образа жизни;
  • воспитание патриотизма;

в развитии:

  • развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;
  • развитие у детей музыкально-ритмических навыков;
  • развитие у детей активности и самостоятельности общения;

 в образовании:

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;
  • способствовать проявлению  эмоциональной отзывчивости на характер танца;
  • дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.
  • обучение  детей приемам актерского мастерства;

Принципы реализации программы

Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности на следующих принципах:

- Принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному).

-  Принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания             программы к реальным условиям деятельности детского объединения).

- Принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

- Принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в данном виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».

Этапы реализации программы

1 этап – организационный

- выявление творческого потенциала воспитанников посредствам входной диагностики (диагностика, анкетирование,  беседы, наблюдения).

2 этап – вариативная часть

- регулярное проведение танцевально-игровой гимнастики согласно тематического планирования.

3 этап – аналитико-оценочный

- проведение диагностических срезов с последующим анализом;

- уточнение и корректировка учебно-тематического плана;

- обобщение опыта.

Условия реализации программы

   

Соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности

Занятия проводятся  один раз в неделю по 30 минут, по  подгруппам

 (5 - 8 детей), в проветриваемом и хорошо освещенном зале с ковровым покрытием.

Предметно развивающая среда

Физкультурный инвентарь для выполнения общеразвивающих упражнений: мячи, обручи, флажки, ленточки, гимнастические палки, платочки.

 Музыкальное сопровождение;

 Наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала.

Технические средства обучения:

- магнитофон;

- видеомагнитофон;

- телевизор;

Тренировочная форма:

Девочки – гимнастический купальник, трико, чешки, туфли.    

Мальчики – черные брюки народного характера, белая футболка, чешки, туфли.    

Формы и методы организации

 деятельности кружка

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия педагоги включает количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

    Формы:

  1. Коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив.
  2. Групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.
  3. Парная – общение с двумя воспитанниками, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец).
  4. Индивидуальная -  оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.

Программа предлагает разные виды занятий:

 -учебное занятие;

 - занятие – игра;

      - открытое занятие;

 

Основные методы обучения:

  1. Наглядный.

а) непосредственно показ педагогом  движений под счет и под музыку;

б) опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;

в) использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении;

г) дидактическая игра;

2. Словесный.

Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.

3. Практический.

В его основе лежит много кратное повторение и отработка движений.

4.  Видеометод.

Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

  1. Метод рефлексии.

Модель выпускника

 танцевального  коллектива

  1. Имеет знания, умения, навыки по хореографии, высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности.
  2. Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.
  3. Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой.
  4.  Стремится к творческой самореализации.
  5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.
  6. Развиты коммуникативные способности.
  7. Развит танцевальный, художественный вкус.

                                               

Содержание программы

1 блок   Вводное занятие.

Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе, ПДД, ППБ. Организационное начало, игры на знакомство  «У тебя, у меня…», «Ты +  Я», «Снежный ком».

Просмотр видеоматериала выступлений танцевальных  коллективов.  

Целевая направленность: знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях, ППД, ППБ.

Форма работы: групповая

Игрогимнастика

Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет. Подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладоши». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

     Игротанцы

Направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входит танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений

Игропластика

      Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости        занимающихся. Здесь используются элементы гинастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.

 Целевая направленность: развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие ритмичности, музыкальности, эмоциональной выразительности, фантазии ребенка.

Форма работы: коллективная, групповая, парная.

      2 блок

Танцевально-ритмическая гимнастика.

Особенностью обучения    является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и   становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. Занятия ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.  

 Народно-сценический танец.

Знакомство с основными элементами народного танца. Овладение техникой, стилем, манерами исполнения народных танцев разной национальности. Целевая направленность: овладение знаниями в области народного танца, развитие музыкальности, координации, сценической выразительности, творческой активности, воспитание чувства патриотизма, любовь к своей родине через любовь к танцу.

 Азбука хореографии.

Танцевальные комбинации на развитие общих физических данных.Позы и движения на растяжку.

 Знакомство с современными стилями и новыми направлениями современного танца.

Целевая направленность: умение ориентироваться в стилях и направлениях современного танца, развитие пластики, легкости движения, творческого потенциала воспитанников, воспитание художественного вкуса.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

      3 блок  

Концертно-творческая деятельность.

     а) подборка музыкального материала;

б) предварительный отбор выразительных средств;

 Участие в концертах, фестивалях, конкурсных программах.

Целевая направленность: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости,  воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

  Итоговое занятие.

  1. Итоговая диагностика.
  2. Подведение итогов за учебный год
  3. Отчетный концерт, чаепитие.

   Целевая направленность: развитие мотивации, личностной успешности;   отслеживание результата приобретения воспитанниками знаний, умений, творческих, личностных и социально значимых достижений.

  Формы работы: коллективная.

     

Тематический план

Задачи  учебно-тематического плана

        

    В обучении:

- познакомить с основными элементами «Азбуки хореографии»;

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать с характером музыки;

- учить определять музыкальные жанры;

   В развитии:

- способствовать физическому развитию ребенка;

- формировать осанку, правильное дыхание;

- развивать эластичность мышц, их подвижность;

- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

   В воспитании:

- привить детям любовь к танцу;

- воспитать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;

- понимать значение результатов своего творчества;

- формировать потребность здорового образа жизни;

- воспитывать чувство коллективизма, гражданственности, патриотизма;

Содержание учебно-тематического плана

  1. введение в программу.

Изучаются правила охраны труда, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения. Проводятся игры «Автомобиль», «Ты и Я». Рассказывается о традиции посвящения в коллектив танца. Знакомство ребят с историей хореографии. Ознакомление с планом работы кружка.

  1. Игрогимнастика

 Пластические этюды  

- «шихиризада»;

- «котята»;

- «дельфин»;

- «морская звезда»;

- «лесные жители»;

- «барыня»;

- «Деревянные и тряпичные куклы»;

Образные этюды:

- «тугая резинка»;

- «под дождем»;

- «трансформеры»;

- «птичий двор»;

- «Гулливер и лилипуты»;

-«кот и мыши»;

  1. Игротанцы

 - «Слоненок»

 - «Танец утят»

 - «Кузнечик»

 - «Большая стирка»

 - «Каравай»

 - «Хоровод»

 - «Лавота»

 - «Модный рок»

  1. Игропластика

 - Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.

- Постановка корпуса, апломб. 

- танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные шаги);

-  упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти);

- упражнения  для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты);

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на ориентацию в пространстве;

- прыжки;

Партерная гимнастика:

- «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа)

- «Карандаши» (упражнения для силы ног)

- «Угольки» (упражнения для стоп)

- «Идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног)

- «корзиночка» ( упражнения для позвоночника)

- «колечко» (упражнения для позвоночника)

- «самолетики» (упражнения для мышц спины)

- «березка» (стойка на лопатках)

  1. Народно-сценический танец

           Ах, ладошки.

      Карусель.

           Лодочка.

           Насос.

           Маленький мостик.

           Паровозик.

  1. Азбука  хореографии

     - постановка корпуса,  

- изучение позиций ног: 1,2;

- изучение позиций рук: постановка рук (надуваем шары), 1,2,3;

- plie (по 1 и 2 позиции ног)

- танцевальный шаг

- танцевальный бег

-  боковой галоп

- махи вперед, в стороны

- «ножницы»

- «колесо»

- подскоки

 

  1. Концертная деятельность.

Выступление на родительских собраниях, отчетном концерте.

Подведение итогов работы

 

                      Прогнозируемая результативность

    На первом этапе должен быть заложен фундамент для формирования всего комплекса знаний, умений и навыков.

1.Воспитанник должен знать:

- правила поведения на занятии и ПДД;

- позиции рук и ног;

- программный материал подготовительного этапа

2.Воспитанник должен уметь:

ориентироваться в пространстве;

- различать характер музыки, темп, размер, части, фразу;

- выполнять движения согласно характеру музыки;

- держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки;

- выполнять пластические, гимнастические и образные этюды

3.Обладать навыками:

- доводить начатое дело до конца;

- выразительного движения, образного мышления;

- здорового образа жизни;

Литература

 

  1. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 352с.
  2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -128с.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.
  4. Григорьева Г.Г. и др. «Кроха»: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. Н.Новгород 1996
  5. А.И.Буренина «Топ- хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. С-П 2001г.
  6. Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста -М. 2005
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990г.
  8. Е.Черемнова   «Танцетерапия»  Танцевально-оздоровительные методики Ростов 2008г.
  9. Кузнецова А.   Учимся играючи - М., 2008  
  10. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей/ под ред. Т.С. КомаровоЙ – М., 2002
  11. Даймедина И.П.   Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
  12. Новикова Г.П.  Музыкальная воспитание дошкольников - М., 2000
  13. Теплякова О.Н., Козлова О.Л.–  Практическая энциклопедия развивающих игр- М., 2007
  14. «Павлова П.А., Горбунова И.В.Расти здоровым, малыш! Программа   оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  15. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка- М., 1993
  16. Бекина С.И. и др.  Музыка и движение. – М., 1983.
  17. Васильева Т.К. «Секрет танца»  СПб 1997
  18. Васильева - Рождественская Н.В. Историко – бытовой танец – М., 1987
  19. Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. –СПб 1998
  20. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике – М., 1972
  21. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение – М., 1972

      Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от  1 года до 14 лет – М., 1994

Третий год обучения по модифицированной программе хореография « Непоседы»

( Из опыта работы музыкального руководителя  Галко Н.П.)

                                                     

Модифицированная программа по хореографии « Непоседы»,  была успешно пройдена. На заключительном этапе моей программы были поставлены более сложные задачи. По окончанию этой программы планируется итоговое выступление в РДК.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

 Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

 

 Основное содержание.

Упражнение для разминки

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Хоровод:

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение – круг. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми её участниками. Зарождение жанров хороводных песен у славянских народов относятся к глубокой древности.Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связана с песней. В далекие языческие времена хороводы имели культово-обрядовые значения. Но со времен хоровод утрачивает значение обряда. Хоровод становится русским бытовым танцем, в которых существуют свои определенные правила исполнения, определенные отношения между участниками, известному и выработанному ритуалу в хороводе всегда проявляется чувство дружбы, единства. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за венок, за платок, шаль, пояс.

Кадриль:

Происхождение кадрили от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английскому контрдансам. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские солоны многих стран, в том числе и Россию, начала распространяться и в русском народе в начале. Это произошло в XIX веке через крепостных слуг, служилых людей, которые показывали в своих деревнях новые фигуры танца. В народе кадриль десятилетиями изменялась, совершенствовалась и приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв у салонного танца лишь некоторые особенности построения и названия её, часто видоизменялась на русский лад («Кадрёлка», «Кадриль»).

Типичные черты кадрили.

1. Танец парный.

2. Участвуют чётное количество участников, пар.

3. Определенная композиция обязательна для всех.

4. Пофигурное построение в народном варианте от 3 и более.

5. Каждую новый рисунок (фигуру) последовательно исполняют все пары (поочерёдно или одновременно).

6. Основной ход сохраняется на все фигуры.

7. Вся кадриль исполняется под единую мелодию или каждая фигура под свою.

8. Манера, стиль и характер исполнения кадрили в каждой местности свой и отражает отличительные особенности жизни людей, « Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай».Кадриль:

Пляска:

Помимо вышеперечисленных форм народной хореографии с детьми

дошкольного возраста считаю необходимым разучивание переплясов, образных композиций, парных переплясов, сольных композиций. В них дети выступают в роли русских игрушек (матрешки), предметов народного русского быта (самовар, печь, прялка) и т.д. При исполнении русских песен использую простейшие танцевальные элементы, которые задают ритм и эмоциональное настроение — подтанцовки на вступление и во время проигрышей.

Народная хореография в детском саду состоит из простейших элементов,

движений и композиционных рисунков. Изучая их, ребёнок познаёт

безграничный богатейший мир русского народного танца. Ознакомление с

произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие

представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Подготовительная группа.

                                      ( третий год обучения)

                              Тематическое планирование.

  1. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.
  2. Хоровод:

Виды шага

Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне (топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках» руки можно поставить кулачками на пояс.

Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.

Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д.

Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.

Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Боковое припадание – на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).

  1. Плясовые:

Позиции рук в парах

• Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):

«Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.

«Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.

«Плетень» - руки соединены крест-накрест.

«Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед - вверх, руки не напряжены.

«Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.

• Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):

«Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций.

«Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх».

Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

«Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх».

Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

«Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.

• Дети стоят лицом друг к другу:

«Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.

«Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны - вверх.

  1. Кадриль:

Прыжки

• На одной ноге:

«Точка» - исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.

«Часики» - техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 3600.

На «раз, два» - левым плечом вперед,

На «три, четыре» - спиной,

На «пять, шесть» - правым плечом,

На «семь, восемь» - лицом.

«Лесенка» - техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).

«Заборчик» - боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.

«Солнышко» - техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).

• На двух ногах:

Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).

Прыжки с отбрасыванием ног назад – на «раз» - прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной ноги.

«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) – то правая, толевая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.

«Качалочка» - исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.

«Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).

«Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» - то же самое, только впереди левая нога.

«Метелочка» - то же, что и «качалочка», только со сменой ног.

Боковой галоп – то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение.

«Веревочка» - на «раз» - прыжок-«точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется справой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперед.

Танцевальные движения

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»).в этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть пружиня обеими.

«Три притопа» (исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.

Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполняется в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.

Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 900. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»:

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

  1. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
  2. Контрольное занятие
  3. Выступление в РДК
  4. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей дошкольного возраста.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

• воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
• владеть корпусом во время исполнения движений;
• ориентироваться в пространстве;
• координировать свои движения;
• исполнять хореографический этюд в группе.
       Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.

Способы проверки достижения

целевых ориентиров воспитанников.

1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – сентябрь.

2. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.

Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробован...