Урок - кейс "Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки".
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Миронова Екатерина Викторовна

Урок - кейс "Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.84 МБ
Microsoft Office document icon urok_keys.doc66.5 КБ
Файл materially_k_uroku.docx2.79 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

Слайд 3

Подтвердить или опровергнуть высказывание о взаимопроникновении легкой и серьёзной музыки.

Слайд 4

Характер музыки: жизнерадостная; п ечальная; з аунывная; г рубая; п лавная; р езкая; и гривая; шутливая.

Слайд 5

Содержание музыки: о любви; о борьбе; о судьбе; о смерти; о счастье; о горе; о победе.

Слайд 6

« Для жизни» «О жизни»

Слайд 7

ж изнь смерть родина вражда семья свобода рождение любовь дети вера

Слайд 9

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Па-де-де. Ф. Шуберт. «Аве Мария». Н. Рота. Музыка из фильма «Ромео и Д жульетта». Queen. « We will rock you ». Ж. Пресгурвик . Мюзикл «Ромео и Джульетта». Смерть Ромео. С. С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Монтеки и Капулетти . М. Шерифович . «Молитва». В. А. Моцарт. Реквием. «Лакримоза».

Слайд 10

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки существует. ВЕРНО!

Слайд 11

«Есть такая закономерность: человек, знающий, любящий и понимающий серьезную музыку, обычно ценит и прелесть легкой музыки, всегда умеет при этом отличить хорошее от плохого.» Д.Б. Кабалевский



Предварительный просмотр:

Открытый урок кейс-студии

для 7 класса

Тема урока: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».*

ФИО учителя: Миронова Екатерина Викторовна

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3»

Должность: учитель музыки

Предмет: искусство (музыка)

Класс: 7 «В»

Базовый учебник: Музыка, 7 класс, Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Организация деятельности: урок - деловая игра

Учебная деятельность - поиск

Тип урока – урок-практикум

Форма урока: кейс-студия

Цель урока: Применение обучающимися на практике знания музыкальных жанров, контента произведений, умения определять характер музыки и её образное содержание.

Задачи урока:

Обучающая: учить слушать и воспринимать музыку, испытывая при этом высокие эстетические чувства.

        Развивающая: развивать умение определять жанры, слышать образное содержание.

        Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять.

Иллюстрирующий материал: П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Па-де-де, Ф. Шуберт. «Аве Мария», мюзикл «Ромео и Джульетта» Смерть Ромео,  Queen «We will rock you», Нино Рота музыка к фильму «Ромео и Джульетта» , С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти», Мария Шерифович «Молитва», Моцарт «Лакримоза».

Этапы: определение темы; определение реальной ситуации; сбор информации; выявление закономерностей; демонстрация итогов деятельности; получение оценки независимых экспертов;

Подготовка урока:

 Класс делится на команды – офисы. На большом общем столе в середине класса размещены четыре офиса.

Каждый офис имеет:

• большой конверт;

• конверт «Жизнь» со словами для задания № 3;

• репродукции в конверте «Документы»;

• карточки с названием музыки в конверте «Музыка»;

  • Конверт Характеристика музыки»;

• конверт «Поэзия» с отрывками из «Ромео и Джульетта» В. Шекспира;

• конверт «Автор» со строкой для авторского четверостишия;

• чистые карточки;

• тетрадь для записи и ручку.

Назначаются эксперты – 2 человека, которые получают карточки (судейские листы), карточки с ответами (по кейсам)

ХОД УРОКА

I ЭТАП (репродуктивный)

        Дети входят под музыку из мюзикла «Ромео и Джульетта». Короли ночной Вероны.

Садятся на стулья в зале. Определяют тему урока, основываясь на звучащей музыке и портретах Ромео и Джульетты.  (Спросить, какая музыка звучит)

Работа всего класса.

Учитель: Откройте тетради и напишите: Тема урока: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».  (ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН)

Ученики записывают в тетрадь.

Учитель: Как видите, вы сегодня будете работать в офисах. Мы с вами уже проводили подобные уроки, команды у вас уже сложились, поэтому выбирайте стол и садитесь. Командиры представьте состав своего офиса. (Все по очереди)

 Ваша задача в ходе деятельности подтвердить или опровергнуть высказывание о взаимопроникновении легкой и серьезной музыки. И так, задача звучит следующим образом: «Подтвердить или опровергнуть высказывание о взаимопроникновении серьезной и несерьезной музыки». Объектом исследования будет трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

        У вас на столе лежат: большой конверт – это ваш кейс, конверт под названиями «Жизнь», чистые карточки.

Задание 1. Какую музыку можно назвать серьезной? Из предложенных слов (ВЫВОДИМ НА ЭКРАН), запишите те, которые определяют серьезную музыку.

Ученики вписывают  нужные слова в пустые карточки:

Характер музыки: Жизнерадостная, Печальная, Заунывная, Грубая, Плавная, Резкая, Игривая, Шутливая.

Содержание музыки: О любви, О борьбе, О судьбе, О смерти, О счастье, О горе, О победе.

Учитель: Задание 2. Какую музыку можно назвать лёгкой? Из предложенных слов, запишите те, которые определяют несерьезную музыку.

Ученики вписывают нужные слова в пустые карточки:

Характер музыки: Жизнерадостная, Печальная, Заунывная, Грубая, Плавная, Резкая, Игривая, Шутливая.

Содержание музыки: О любви, О борьбе, О судьбе, О смерти, О счастье, О горе, О победе.

Учитель: определите, какая музыка для жизни, и какая о жизни, и положите в колонки еще одно словосочетание («Для жизни» или «О жизни»).

Учитель: Эксперты, пожалуйста, соберите работы офисов. Офисы, к какому выводу вы пришли, проделав эту работу?

Командир 1: Мы посоветовались и сделали вывод: «Музыка создается для жизни и отражает жизнь».

Учитель: Все офисы согласны с таким утверждением? (Дети отвечают по очереди и утвердительно). А уважаемые эксперты? (Они согласны) Запишем в тетрадь.

Задание 3.Давайте выясним, из чего состоит жизнь? Найдите на столе конверт «Жизнь» и составьте человеческую жизнь из подходящих слов-карточек.

Ученики офисов выкладывают на столе перед собой карточки со словами: семья, рождение, свобода, вражда, жизнь, любовь, вера, дети, родина, смерть.

Учитель: Задание 4. Что в жизни самое главное?  Выберите из представленных репродукций изображенных на экране. (Спросить команду. Согласны ли остальные команды.)

Ученики выбирают репродукцию, изображающую влюбленные пары.

Учитель: из слов, определяющих жизнь, заберите те, которые «не достались» Ромео и Джульетте.

Ученики оставляют на столе карточки со словами «Вражда», «Любовь», «Вера», «Смерть».  (Спросить команду. Согласны ли остальные команды.)

Учитель: В кого верили Ромео и Джульетта?

Ученики: В Родителей и патера Лоренцо. (Спросить одного. Согласны ли остальные)

 Учитель: Что мы с вами выяснили?

Командир 2: «Жизнь Ромео и Джульетты – это судьба родиться во враждующих семьях, вера в родителей и церковь, любовь и смерть во имя любви.»

Учитель: Офисы согласны (Согласны), а эксперты? (Согласны). Записываем в тетради выясненные обстоятельства: «Жизнь Ромео и Джульетты – это судьба родиться во враждующих семьях, вера в родителей и церковь, любовь и смерть во имя любви.»

II ЭТАП (поисковый)

Командиры, пожалуйста, подойдите к общему столу и выберите кейс. (Каждый офис выбирает кейс и командир озвучивает выбор.)

Учитель: Ребята, сейчас вы станете актерами. Я прошу показать этюд, соответствующий названию вашего кейса.

Учитель:

         Задание 5. Из выбранного  конверта-кейса  наполните большие конверты  - кейсы- соответствующими репродукциями живописи, фотографиями (из конверта «Документы»).

 

          В конверте «Поэзия» выберите из 4-х предложенных фрагментов трагедии «Ромео и

Джульетта» В. Шекспира нужный для вашего офиса, и так же положите в конверт-кейс. Также вы видите, карточку со строкой, которая должна стать одной из строф придуманного четверостишия. Это было домашнее задание,  для которого командиры выбрали поэтов в своем офисе. Поэты у вас есть ещё время подумать над своим стихотворением. Постарайтесь в стихотворении, как настоящие поэты отразить современное понимание этих тем. (Спросить командиров кто поэты)

 Учитель: Пожалуйста, прочитайте выбранные вами отрывки на оценку экспертов и обоснуйте свой выбор.

     Ученики читают на оценку экспертов свои отрывки и доказывают, что их выбор правильный и выполняют задания.

 

Учитель: сейчас вы прослушаете отрывки музыкальных произведений, названия которых вы найдете в конверте «Музыка». Выберите нужные и сложите в кейс.

     Офисы выбирают из 8-ти фрагментов музыку, соответствующую их кейсу и опускают в конверт «Кейс» (названия музыки они найдут в конверте «Музыка»); музыка используется как серьезная, так и легкая; из конверта «Характеристика музыки» офисы выбирают ту характеристику, которая соответствует их кейсу.

Учитель: Найдите на столе конверт с названиями музыки, после прослушивания вложите в свой «кейс» название подходящей музыки.

Учитель демонстрирует музыкальные отрывки (время – 4 минуты):

• П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Па –де –де.

• Шуберт «Аве Мария»

• Музыка из фильма «Ромео и Джульетта» Нино Рота

• Queen «We will rock you»

• Мюзикл «Ромео и Джульетта» Смерть Ромео

• С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти»

• Мария Шерифович «Молитва»

• Моцарт «Лакримоза»

Ученики выбирают название и кладут в свой кейс.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать на данном этапе?

Командир 3: «Не только серьезная музыка (композиторов прошлых веков) отражает жизнь во всех ее проявлениях. Современная эстрадная музыка (исполнителей) способна так же ярко передать переживания человека и многогранность жизни».

 Учитель: Остальные офисы согласны с данным утверждением (Согласны), а эксперты? (Согласны). Запишем в тетрадях вывод по данной работе «Не только серьезная музыка (композиторов прошлых веков) отражает жизнь во всех ее проявлениях. Современная эстрадная музыка (исполнителей) способна так же ярко передать переживания человека и многогранность жизни».

.

III ЭТАП (творческий)

Учитель: Командиры  выложите пожалуйста, содержимое своих конвертов на общий стол, предварительно написав название вашего кейса.

Каждый офис выкладывает содержимое своего кейса на общий стол около названия своего кейса.

Учитель: Каждому из офисов в тайне от других офисов, на дом было задано подобрать музыку с определённой характеристикой. Продемонстрируйте, пожалуйста.

Учитель: Задание 6. Каждый офис демонстрирует фрагмент любимой музыки, принесенной на урок, а другие офисы, записав название на пустых карточках, добавляют в свой офис. Эксперты проверяют правильность выполненной работы.

Ученики слушают и выбирают музыку товарищей.

Учитель: Поэты прочтите свои четверостишия. На оценку экспертов.

 

Поэты читают свои четверостишия.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Командир 4: «Каждая эпоха создает свое искусство, а ценности остаются неизменными».

Учитель: Офисы согласны (согласны), эксперты согласны  (согласны)? Запишем в тетради вывод: «Каждая эпоха создает свое искусство, а ценности остаются неизменными».

        

Учитель: Сейчас эксперты проверят содержимое ваших кейсов, а мы пока споем песню «Под небом голубым».  Кто бы хотел быть сегодня солистом?

Учитель: Задание 7. Выясняем верно или ошибочно высказывание «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»? Давайте выслушаем к какому мнению пришли эксперты проверив содержание ваших кейсов.

Эксперты: «Серьезная и «несерьезная» музыка отражают, свое время, главные ценности жизни человека, надежду на родителей, надежду на счастье и долгую жизнь, мечту о справедливом и о безопасном мире».

Учитель: Все офисы согласны? (согласны)

  Запишите в тетради вывод: «Серьезная и «несерьезная» музыка отражают, свое время, главные ценности жизни человека, надежду на родителей, надежду на счастье и долгую жизнь, мечту о справедливом и о безопасном мире».

ВЫВОД:

Учитель: Так верно или не верно высказывание: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»?

Ученики с учителем выясняют и записывают в тетрадь, что данное высказывание верно: - - серьезная и «несерьезная» музыка отражают жизнь, хоть и развиваются самостоятельно.

- Авторы легкой и серьезной музыки  используют общие приемы музыкального сочинительства.

 - Используют общие  формы музыкального сочинительства.

Учитель: Скажите, ребята, а наша песня может служить примером взаимопроникновения легкого и серьезного жанров.

Ученики: Да, в этой песне использована музыка из канцоны для лютни, правда есть споры, кто автор (Франческо да Милано, Владимир Вавилов ). А исполнил ее в стиле рока Борис Гребенщиков – лидер группы Аквариум (слова анри волхонский).

Учитель: Ребята, чем полезны будут вам знания, которые вы получили сегодня?

Ученики:1. Я понял, что в жизни есть то, что ценится во все века - любовь, верность, вера, дружба, мир, взаимопонимание.

4.Искусство  выражает чувства людей, их переживания и когда мы слушаем разную музыку мы учимся сопереживать и лучше разобраться в своих чувствах.

3.Меня удивляет, что Джульетта, хоть и наша ровесница, так сильно полюбила, нас это учит, что нельзя относиться легко к жизни и любви.

 2.Теперь я понимаю, что и легкая музыка может выражать очень серьезные чувства и события, и буду серьезней относится к легкой музыке.

5.Когда мы работали над кейсами я понял, что все виды искусств связаны между собой  и могут раскрывать одну тему с разных сторон.

Учитель благодарит ребят за работу и выставляет оценку в дневник: всем «5».

 

Учитель: Ребята, я благодарю вас за работу. Вы все были активны, работали слаженно и, конечно, за урок вы все получаете оценку «5».

Примечание:

после каждого этапа подводится вывод и записывается в тетрадь.

Время слушания музыки = 6 мин.

виды деятельности учеников: чтение, декламация стихов, сочинительство, рассматривание репродукций и фотографий, слушание музыки, определение её характера и образа.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

План:

Класс:_____________________________

Тема урока:________________________

Тип урока и его структура:___________

1.​ Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.​ Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.​ Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4.​ Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5.​ Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6.​ Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7.​ Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.​ Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.​ Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10.​ Наметить перспективы своей деятельности.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс 7 «В».

Тема урока: «Взаимопроникновение легкой и серьёзной музыки»

Тип урока: урок – практикум

Форма урока: кейс – студия

Структура урока:

 -    мотивация учебной деятельности учащихся;

                         -    определение темы;

 -    актуализация опорных знаний и умений учащихся;

 -    подбор необходимых дидактических материалов;

 -    выполнение работы учащихся;

 -    получение оценки независимых экспертов.

 -    рефлексия учебной деятельности.

Этот урок связан с уроками предыдущего года. В 6 классе дети проходят балет и музыку к фильмам «Ромео и Джульетта», а в этом году музыку к спектаклю Кабалевского, поскольку между темами такой большой разрыв и дети многое уже подзабыли, то подобный урок помогает собрать и систематизировать полученные ранее знания с изученными недавно. Более того – это хороший задел на будущее, ведь в следующем году ребята будут более подробно говорить о взаимопроникновении легкой и серьезной музыки.

        Класс с которым я провела урок не самый сильный, но дети отличаются отзывчивостью, более живым восприятием прекрасного. Если с другими предметами у них и возникают трудности, то ко мне они приходят открытыми для общения и восприятия того, что я хочу донести до них. Дети активные, интересующиеся. Их отличительная черта в том, что не отказывают в помощи, а сами предлагают её. Согласитесь – это большая редкость сейчас среди ребят.

        Цель урока: Применение обучающимися на практике знания музыкальных жанров, контента произведений, умения определять характер музыки и её образное содержание.

Задачи урока:

Обучающая: учить слушать и воспринимать музыку, испытывая при этом высокие эстетические чувства.

Развивающая: развивать умение определять жанры, слышать образное содержание.

        Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять.

        Методы и приемы:

  • словесный (беседа, дискуссия);
  • практический (выполнение заданий, практическая работа),
  • иллюстративный;
  • поисковый (Эвристический);
  • проблемный.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?

На уроке использовалась медиа аппаратура, ноутбук, наглядные пособия.

Контроль осуществлялся одноклассниками, которые опирались на собственные знания и выданные ответы.

Психологическая атмосфера на уроке спокойная и доброжелательная.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка"

План-урока в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка" по программе Д. Кабалевского. Урок №7 2 четверть в форме устного журнала. Приложения и самооценка ученика приложена....

Урок чистоты. Мусор-это серьёзно

открытое мероприятие для учащихся 7-9 классов...

Урок чистоты. Мусор-это серьёзно

открытое мероприятие для учащихся 7-9 классов...

"Музыка лёгкая" и "серьёзная". 7 класс

Данный урок разработан по технологии сотрудничества. Такие уроки требуют чёткой поэтапной работы, от этого зависит успех на уроке.На данном уроке задания в группах разноуровневые – три группы формирую...

Презентация урока-занятия в 8 классе "Музыка "Лёгкая" и "серьёзная": "Как прекрасен этот мир!"

Презентация урока-занятия  в 8 классе "Музыка "Лёгкая" и "серьёзная": "Как прекрасен этот мир!"...

Роль музыки "лёгкой " и "серьёзной" в драмат.спектакле

 Ю.В.Лермонтов –   А.И. Хачатурян   «Маскарад».   О  драматических событиях , зародившихся на костюмированном балу и завершившихся траг...